Украина и Россия неразрывно связаны историческими корнями, экономическими связями и промышленной кооперацией. Многочисленные произведения деятелей культуры, писателей, архивные документы, фотографии, графика, живопись знакомит нас с развитием этих территорий со времен Киевской Руси и Российской империи. Семьи российских и украинских граждан переплетались в период послевоенного восстановления общей страны, затем последовавших ударных строек времён индустриализации в годы бурного развития Советского Союза.
Отношения братских республик СССР, а после распада союза – независимых стран, имеет огромное значение с точки зрения экономических, гуманитарных, культурных и личных человеческих связей. Территория Украины значительную часть своего существования находилась в составе Российского государства, а Киев на протяжении нескольких веков являлся столицей и религиозным центром Древней Руси.
До 1991 года Украина являлась второй республикой по экономической мощи и территории: строились атомные электростанции, происходило развитие различных наук, машино- и авиа- строение, крепла промышленность, расцветало сельское хозяйство.
Сельскохозяйственный сектор Украины обеспечивал 18% ВВП и был главной экспортной статьей страны. Посевная площадь в 33,5 млн га Украины — это 1/3 пахотных территорий всей Европы.
В 1991 году, в период процесса распада Советского Союза, Украина была одной из самых сильных республик с развитым комплексом промышленности, сельским хозяйством, имеющей крупный военно-промышленный комплекс, производящий ракеты, самолеты, танки. Этому способствовали качественное образование в высших учебных заведениях республики и масса научно-исследовательских институтов в различных сферах. Украина в экономическом развитии занимала 60 место в мировом рейтинге.
После распада СССР, 14 февраля 1992 года были установлены дипломатические отношения между Российской Федерацией и Украиной. После казалось, бы дружественного подписания в теплой обстановке в Беловежской Пуще исторического договора, дружественная украинская риторика в отношении России сменилась на более прагматичную и жесткую.
Националистические настроения достаточно небольшой, но активной и богатой части населения Западной Украины проявляли себя еще в бытность Советского Союза. Когда была получена независимость, новоявленные олигархи ожидаемо устремились под крыло западных влияний, параллельно распространяя национальную и националистическую идеологию на все большее количество украинских территорий.
Земли Украины всегда представляли интерес для некоторых соседствующих государств, периодически желающих присвоить часть украинских территорий. Претензии западных стран на украинские территории на протяжении многих столетий являлись инструментом в геополитической борьбе с Россией. Противостояние и раскол Восточной и Западной Руси исторически поддерживались Австро-Венгрией, Польшей, Литвой. В современной истории поддержка осуществляется США, а также некоторыми странами ЕС. В их задачу входит активная поддержка и стимулирование антироссийских настроений на Украине с ярко выраженным радикальным националистическим окрасом.
После развала СССР из почти 52 миллиона жителей Украины как минимум 11 миллионов считали себя русскими, а подавляющая часть жителей разговаривала на русском языке. Этому способствовали тесные культурные, экономические, географические и родственные связи между жителями Украины и России, и казалось, что сближение двух стран являлось закономерным процессом. Однако, как оказалось, Украина во многом разделяла западные ценности и стремилась в Евросоюз и военный блок НАТО.
Новый виток российско-украинских отношений начался с подписания 19 ноября 1990 года договора между странами. Договор являлся основой для дальнейших взаимоотношений, в том числе, им определялись границы Украины и России – они остались в рамках существовавших границ в СССР. В 1992 году положения, прописанные в договоре были закреплены соглашением «О дальнейшем развитии межгосударственных отношений».
В начале 90-х в российско-украинских отношений наблюдались положительные тенденции, что можно объяснить сугубо прагматичным подходом Украины к сотрудничеству с Россией и странами СНГ.
В процессе распада СССР, нарушений логистических цепочек и разрыва производственно-промышленных связей между бывшими союзными республиками, Украина получала хорошие цены на энергоносители и доступ на российский рынок, что порядком смягчало переходный период. Да и в Евросоюз и НАТО Украину еврочиновники принимать не торопились.
Рассмотрим развитие российско-украинских отношений, разбив их по этапам, связанным с правлением Украиной разыми президентами.
Кравчук Леонид Макарович – время полномочий: 1991-1994 гг.
Л.М. Кравчук – первый президент Украины, был выбран 1 декабря 1991 года, набрав 61,59% голосов. В этот же день был проведен референдум о независимости Украины. Поддержку беспартийному Л.М. Кравчуку оказали некоторые представители и национал-демократических партий, и коммунистической партии. Возможно, это произошло потому, что Л.М. Кравчук всю свою трудовую деятельность посвятил партийной советской работе.
Леонид Кравчук поставил свою подпись на историческом документе 08 декабря 1991 года в Беловежской пуще. Совместно с президентом России Б.Н. Ельциным и председателем Верховного Совета Белоруссии Станиславом Шушкевичем Леонид Кравчук подписал соглашение о создании СНГ. Кроме этого, в соглашении говорилось о том, что СССР как субъект международного права прекращает свое существование.
Переходный период к самостоятельности был противоречивым, болезненным и длительным. Украина, как и все бывшие республики СССР, отказалась от активов за рубежом в счет погашения внешнего долга СССР, который закономерно перешел России как правопреемнице СССР.
23 июня 1992 года в Дагомысе Б.Н. Ельцин и Л.М. Кравчук подписали соглашение «О дальнейшем развитии межгосударственных отношений». Соглашением определялись границы государств в тех границах, в которых они вошли в СССР.
Если войска, расположенные на территории Украины были переподчинены специальным распоряжением, то судьба Черноморского флота была не завидной: на него претендовали обе страны и один за другим выходили документы на право собственности: то со стороны Украины, то со стороны России. Например, 5 апреля 1992 года Л.М. Кравчук объявляет Черноморский флот СССР собственностью Украины, а 7 апреля Б.Н. Ельцин объявляет Черноморский флот СССР собственностью России.
Попытки раздела Черноморского флота 50/50 и совместного использования инфраструктуры не привели к конструктивным решениям. Напротив, в связи с такой политикой на Украине оппозиция Л.М. Кравчука обвинила в государственной измене, и под давлением он отказался от идеи делить ЧФ поровну.
Переговоры продолжались до 9 июня 1995 года, когда было подписано Соглашение о разделе флота. 28 мая 1997 года это Соглашение уточнялось рядом дополнительных соглашений. В соответствии с заключенными соглашениями, Россия могла пользоваться базой флота в Севастополе 20 лет, до 2017 года. Около 4/5 кораблей, а также большое количество иного имущества отходили России. За корабли, переданные России, Украина получали компенсацию в 526,509 млн долларов. Еще 97,75 млн долларов ежегодно с 1998 года Россия выплачивала Украине за использование украинских территорий российским флотом.
Крымский вопрос и Севастополь всегда остро стоял на политической повестке с момента распада СССР. 4 сентября 1991 года Верховный Совет Крымской Автономной Советской Социалистической Республики принял Декларацию «О государственном суверенитете». 26 февраля 1992 года Крымская АССР была переименована в Республику Крым, а в мае 1992 года была принята конституция, по которой Крым входил в состав Украины на договорных условиях.
Решение о проведении референдума о государственной независимости Республики Крым Верховной Радой было принято, но было быстро отменено.
Разногласия между Парламентом России и Б.Н. Ельциным по вопросу Крыма нарастали. Верховный Совет России 21 мая 1992 года объявил передачу Крыма Украинской ССР в 1954 году юридически недействительной и проходившей с нарушением конституции. В соответствии с другим постановлением, Севастополь определялся как город России федерального значения. Такое решение оппозиции Ельцин публично раскритиковал: «Мне стыдно за решение парламента… Не начинать же войну с Украиной».
Кучма Леонид Данилович – время полномочий: 1994 -2005 гг.
Л.Д. Кучма – единственный президент, удержавшийся в президентском кресле 2 срока, придя к власти в июне 1994 года, в ноябре 1999 года он был избран на второй срок. За 10 лет правления Украиной, в стране произошли фундаментальные изменения, которые сформировали современное украинское государство. У Украины появилась национальная валюта – гривна, была принята конституция. По оценкам Госстата, реформы, проведенные Л.Д. Кучмой, позволили экономике Украины в начале 2000-х расти на 10% в год.
Во время правления Л.Д. Кучмы полным ходом шла приватизация. Однако эта же положительная тенденция дала почву для формирования олигархической модели управления страной. В итоге по факту оказалось, что все крупные предприятия находятся в собственности небольшой кучки олигархов.
Между Украиной и Россией за время президентства Л.Д. Кучмы были подписаны ряд договоров:
– 31 мая 1997 года «Договор о дружбе, сотрудничестве и партнёрстве» подразумевал развитие стратегического партнерства, взаимное обязательство не использовать территории стран в ущерб безопасности друг друга, а также признавал существующие границы стран,
– 28 января 2003 года «Договор о российско-украинской государственной границе»,
– 24 декабря 2003 года «Договор о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива».
«Многовекторность» Л.Д. Кучмы выражалась в балансировке между поддержанием выгодного сотрудничества с Россией и одновременном стремлении примкнуть к Западному блоку. Явное тяготение Украины к евроатлантической интеграции продемонстрировало подписание 5 июля 1997 года Хартии Украина – НАТО. Хотя ранее Украина заявляла о нейтральном статусе внеблокового государства. В связи с такой позицией, в отношениях России и Украины наметилось заметное похолодание.
Ющенко Виктор Андреевич – время полномочий: 2005-2010 гг.
В.А. Ющенко стал третьим президентом Украины, победив в повторном туре голосования в январе 2005 года. Изначально в президентской гонке лидировал В.Ф. Янукович, что и стало причиной последующих драматических событий.
Этому предшествовали революционные события, развернувшиеся в Киеве 22 ноября 2004 года, когда недовольные властью граждане вышли выразить свой протест на площадь Независимости в Киеве с оранжевыми флагами и шарфами – это были цвета партии «Наша Украина», украинской правоцентристской политической партии В.А. Ющенко. «Оранжевая революция» на Майдане Незалежности получила всемирную известность и положило начало активной евроинтеграции Украины.
В ходе протестных мероприятий гражданами Украины было выражено недовольство фальсификациями результатов выборов: люди были уверены, что «пророссийский» В.Ф. Янукович получил преимущество на выборах благодаря подтасовкам.
В поддержку В.А. Ющенко на площадь вышло более 100 тысяч его сторонников. В.А. Ющенко имел поддержку и со стороны других партий и политиков, его активно поддержала Юлия Тимошенко, сыгравшая в последствии важную роль в российско-украинских отношениях.
За ширмой правильных демократических процессов стояла ожесточенная борьба украинских элит и партийных функционеров, задачей которых было не последовательное развитие внутренней и внешней экономики страны и стабильное развитие внешних политических связей, а личное обогащение.
После победы на выборах В.А. Ющенко не только продолжил взятый курс на сближение с ЕС и НАТО, но и вывел его на новый уровень. Военная помощь Грузии от Украины в 2008 году также указывало на прозападный курс Украины во внешней политике. По мнению эксперта Михаила Погребинского, украинские политики, поставляя вооружение в Грузию, вероятно считали, что «…чем больше оружия в Грузии, тем больше проблем у России, тем лучше для украинской власти …»
Одновременно со стремлением стать членом Евросоюза и НАТО, на Украине активно развивались действия, направленные на обострение российско-украинских отношений. В том числе, этому способствовали так называемые «газовые войны» и раздоры по вопросам условий базирования ЧФ в Севастополе.
После «Оранжевой революции» в 2004-2005 годах, а также после военных поставок Грузии в 2008 году, отношения двух стран значительно ухудшились. У газового конфликта, длившегося в 2008-2009 годах было две составляющие. В экономической плоскости он заключался в разногласиях по цене на газ для Украины между Д.А. Медведевым и В.А. Ющенко. В политической плоскости у действующих президентов существовали разногласия по выборам премьер-министра Украины Ю. Тимошенко, имевшую поддержку премьер-министра России В.В. Путина. Юлия Тимошенко выступала за торговлю газом между госкомпаниями России и Украины минуя посредников.
Президент В.А. Ющенко практически ничего не предпринимал для улучшения российско-украинских отношений – напротив, во время его правления стал активно формироваться образ «антиРоссии», внедряемый СМИ в умонастроения украинских людей. Это было выгодно политическим элитам, стремившихся к власти и устраняющих таким способом «пророссийскую» оппозицию. Евросоюз не вмешивался в «газовую войну» по простой причине – странам запада были необходимы регулярные и бесперебойные поставки газа.
В.А. Ющенко принял участие в следующих президентских выборах в 2010 году как самовыдвиженец, набрав в первом туре 5,45 % голосов заняв только 5-е место. Как утверждают эксперты и средства массовой информации, это был самый мизерный результат в мировой истории, полученный действующим президентом.
Этот факт доказывает полную несостоятельность деятельности В.А. Ющенко как во внутренней, так и во внешней политике Украины. Возможно, результаты его управления Украиной не устроили западных кураторов, а возможно В.А. Ющенко был лишь актером, нанятым разыграть «Оранжевую революцию».
Янукович Виктор Федорович – время полномочий: 2010-2014 гг.
В.Ф. Янукович в 2004 году баллотировался в президенты Украины и стал победителем выборов по итогам второго тура, что спровоцировало «Оранжевую революцию». Верховный суд Украины постановил считать результаты выборов недействительными и президентом стал В.А. Ющенко.
В.Ф Януковичу удалось взять реванш в феврале 2010 года, получив 48,95% голосов избирателей и стать четвертым президентом Украины. Ю. Тимошенко не на много отстала от фаворита президентской гонки, получив 45,47% голосов.
С момента избрания В.Ф. Януковича президентом Украины началось заметное улучшение российско-украинских отношений. Этому свидетельствовали не только возрождение и оживление сотрудничества в различных сферах, но и рост торгового оборота между странами до 42 млрд долларов, а также заключение Харьковских соглашений, в соответствии с которыми базирование ЧФ в Севастополе продлевалось на 25 лет.
18 октября 2011 года представителями правительств СНГ был подписан Договор о Зоне свободной торговли СНГ. Неоднократно Россия предлагала Украине вступить в Таможенный Союз, что принесло бы экономические выгоды стране, в том числе, возможность получить низкие внутрисоюзные тарифы на газ и другие энергоносители. На встрече В.В. Путина с В.Ф. Януковичем в 2012 году, президент России сказал, что «В случае присоединения Украины к Таможенному союзу рост ВВП для Украины составит до 6,5% в зависимости от глубины интеграции».
Предложения России остались без внимания, а в сентябре 2013 года правительством Украины был одобрен проект Соглашения об ассоциации с Евросоюзом. На что В.В. Путин прямо сказал, что Украина не сможет присоединиться к Таможенному союзу в случае создания ассоциации с Европейским Союзом.
Предлагая Украинскому правительству расширенное сотрудничество, руководство России не учитывало существенный политический фактор, а именно: нацеленность украинских элит на евроинтеграцию, а не на сближение с Россией. В.Ф. Янукович, всячески поддерживая курс на сближение с ЕС, одновременно пытаясь выработать удобную модель сотрудничества с Россией, чтобы получить торговые и экономические преференции одновременно и от России, и от стран Запада.
Политические лавирования В.Ф. Януковича между украинскими элитами и партнерством с Россией привели к катастрофическим последствиям для Украины. На саммите Восточного партнерства, проходившем 18-29 ноября 2013 года в литовском Вильнюсе, В.Ф. Янукович все-таки в последний момент не стал подписывать Соглашения об ассоциации с Евросоюзом.
Это событие привело к массовым акциям протеста по всей Украине и получило название «Евромайдан». За акциями протеста последовал вооруженный государственный переворот, в результате которого В.Ф. Янукович был свергнут и вынужден бежать в Россию. Русскоязычные регионы Украины – Крым, Донбасс и Луганск – не были согласны с установившимся положением в стране и заявили о своем суверенитете. Отношения России и Украины резко стали накаляться.
После известных событий в Киеве, в Крыме произошли массовые демонстрации с пророссийскими демонстрациями. 16 марта в Крыму состоялся референдум по дальнейшей судьбе полуострова и 18 марта 2014 года между руководством России и Крыма был подписан договор о вхождении Республики Крым и Севастополя в состав России. Россия расторгла заключенные ранее с Украиной договора по Черноморскому Флоту.
Украина и все страны Европейского Союза не признали результаты референдума и посчитали действия России по присоединению Крыма как аннексию части территории Украины. Вскоре после присоединения Крыма к России, вспыхнуло вооруженное противостояние самопровозглашенных Донецкой и Луганской республик с киевскими властями. Россия встала на сторону ЛНР и ДНР и начала осуществлять гуманитарную, экономическую и медийную поддержку жителям Донбасса. Киев, в свою очередь, поддержал западные антироссийские санкции, а также ввел свои ограничения, касающиеся не только российских кампаний, но и отдельных граждан.
Все эти события как нельзя глубоко отразились на отношения России и Украины, фактически, расколов общество.
Порошенко Петр Алексеевич – время полномочий: 2014-2019 гг.
П.А. Порошенко одержал победу на внеочередных выборах президента Украины 25 мая 2014 года. Новое правительство Украины закономерно не признало вхождение Крыма в Россию: полуостров был признан «временно оккупированной территорией». Также Украина ввела всевозможные санкции в отношении полуострова, в том числе, было прекращено снабжение водой Крым из Днепра через Северо-Крымский канал.
19 марта 2014 года Украина вышла из СНГ, полностью разорвав политическую связь с Россией. Тем не менее, взаимодействия двух президентов – России и Украины – продолжались в рамках президентских полномочий. Состоялось несколько встреч и телефонных переговоров. На одной из встреч главы государств высказались за скорейшее прекращение кровопролития на юго-востоке Украины. Урегулированием конфликта занимались главы МИД “нормандской четверки”, а также внешнеполитические помощники лидеров и на других уровнях.
После «Крымской весны» начался обоюдный процесс отзыва послов из стран, в работе остались лишь дипломаты, отвечающие за консульские услуги. Украина законодательно закрепила за Россией статус агрессора.
В феврале 2015 года были выработаны «Минские соглашения», целью которых была нормализация ситуации на Донбассе и прекращении вооруженного кровопролития. Соглашения были признаны оптимальными для урегулирования украинского кризиса и одобрены резолюцией Советом Безопасности ООН. К сожалению, Минские соглашения не были реализованы.
Из-за аннексии Крыма и событий на Донбассе, на Украине продолжилась политика формирования исключительно враждебного образа России, которая методично и целенаправленно вела к разрушению общности русского и украинского народов, формировавшейся столетиями. Рвались не только политические и экономические связи, но и духовные, культурные. В августе 2015 года Минкульт Украины представило общественности «черный список» российских деятелей культуры, представляющих «угрозу национальной безопасности» страны.
Украина попробовала провести провокацию военного плана: в конце ноября 2018 года три украинских корабля, два артиллерийских катера и буксир предприняли попытку пересечь Керченский пролив, нарушив государственную границу России.
После этого инцидента Россия отказалась от контактов с украинским руководством, что подтвердили и П.А. Порошенко, и В.В. Путин. Участились агрессивные выпады в отношении российских делегаций со стороны украинских представителей власти на международных площадках.
Экономические связи между двумя странами претерпевали небывалые изменения, и не в лучшую сторону:
– с 1 января 2016 года Россия аннулирует режим беспошлинной торговли, действующий для Украины (связано с соглашением об ассоциации между Украиной и Евросоюзом);
– введены взаимные ограничения импорта;
– в марте 2018 года кабмин Украины прервал программу экономического сотрудничества с Россией на 2011-2020 годы.
В общественной жизни полным ходом проходили реорганизации: стартует государственная политика по декоммунизации Украины, направленной на искоренение советского идеологического наследия СССР. В стране была запрещена коммунистическая партия, уничтожались советские и российские памятники, переименовывались улицы, переписывались учебники истории.
7 февраля 2019 года П. Порошенко внес изменения в конституцию Украины, заключающиеся в закреплении в главном государственном документе «европейской идентичности украинского народа» и стратегического курса на вступление в Евросоюз и западный военный блок НАТО.
П. Порошенко: «Фиксируя в конституции обязательность курса на вступление в НАТО и ЕС, мы посылаем месседж в Москву: расстаёмся окончательно и бесповоротно». Предвыборный лозунг П. Порошенко «Армия! Язык! Вера!» начал активно претворяться в жизнь.
Зеленский Владимир Александрович – время полномочий: 2019 г. – настоящее время
В.А. Зеленский получил старт в политической карьере в 2018 году одновременно с созданием партии «Слуга народа» – так называлась партия в популярном украинском телесериале, где главную роль исполнял В.А. Зеленский. Накануне 2019 года он обратился к украинцам с сообщением о намерении принимать участие в президентских выборах. Широкая актерская популярность внесла свою лепту в победу В.А. Зеленского над П.А. Порошенко на президентских выборах в 2019 году.
В.А. Зеленскому досталось непростое наследие, сформированное его предшественниками. Экономика страны испытывала большие трудности, на юго-востоке не прекращается военное противостояние, ЕС и НАТО не торопились выполнять свои обещания, а российско-украинские отношения находились в глубоком кризисе из-за Крыма и Донбасса.
Несмотря на напряженность, контакты между руководствами стран не прекратились на 100%. 11 июля 2019 года в ходе телефонного разговора президенты России и Украины обсуждали вопросы урегулирования конфликта на юго-востоке Украины, обмен пленными и переговоры в «нормандском формате». Затем между Россией и Украиной произошли обмены военнопленными и задержанными, а также Москва передала Украине корабли, задержанные в Керченском проливе.
Проводить свободную и независимую политику В.А. Зеленский просто не мог: Украина была полностью зависима от поддержки странами Запада, была практически интегрирована в экономическую, политическую и военную составляющую Европы. Кроме того, глобальные финансовые группы и украинские элиты, погруженные в мировые коррупционные связи, не были готовы к сближению с Россией.
Импульс новому витку эскалации напряженных отношений придал закон «Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного», вступивший в силу 16 июля 2019 года. В соответствии с данным законом, украинский язык рассматривается как единственный язык, на котором могут изъясняться на территории Украины. Все, что так или иначе связано с Россией, продолжало искореняться или попадало под запрет.
Несмотря на разные предвыборные программы двух претендентов на пост президента Украины – П.А. Порошенко и В.А. Зеленского, после прихода последнего к власти, политика П.А. Порошенко по факту продолжает работать: все идет строго по его лозунгу «Армия! Язык! Вера!».
Особое внимание Украина стала уделять армии, финансирование которой увеличилось в разы. Армию тренировали натовские инструкторы, вооружали по западному образцу. Язык – исключительно украинский.
Осталась вера: пришло время разобраться и с ней. Прихожане Украинской православной церкви (самоуправляемая церковь с правами широкой автономии в составе Московского Патриархата) и каноническое духовенство притеснялось и ранее, но требовались радикальные перемены.
По инициативе руководства Украины и Константинопольского патриархата создается Православная церковь Украины (ПЦУ), которая образована путем слияния раскольнических церквей. В связи с этим Русская православная церковь прекратила евхаристическое общение с Константинопольским патриархатом.
Газовые вопросы между Россией и Украиной остаются животрепещущими: в 2020 году Украина перешла на виртуальный реверс, это означает, что газ покидает страну лишь на бумаге.
В своей предвыборной кампании В.А. Зеленский обещал остановить войну на юго-востоке страны, однако это сделать было архисложно и не удалось. Напротив, стремление Украины в НАТО только усилилось настолько, что инструкторы и небольшой воинский контингент НАТО получили дислокацию на территории Украины.
В 2019 году контакты В.В. Путина и В.А. Зеленского носили исключительно характер телефонных переговоров, и лишь 9 декабря состоялась личная встреча лидеров двух стран в Париже в Елисейском дворце на «нормандской четвёрке». К сожалению, переговоры не привели к согласию ни по одному из обсуждавшихся вопросов, касающихся самопровозглашенных республик ДНР и ЛНР.
В пандемийный 2020 год руководители России и Украины провели несколько телефонных переговоров, также не приведших к урегулированию украинского кризиса.
В 2021 году контактов между президентом России В.В Путиным и В.А. Зеленским не было. 26 ноября 2021 года В.А. Зеленский внес в Верховную раду законопроект, по которому в 2022 году на территорию Украины допускаются иностранные вооруженные силы со своей военной техникой для участия в международных военных учениях.
19 февраля 2022 года руководство ДНР и ЛНР обратились к России с просьбой признать их независимость, а 21 февраля В.В. Путин подписал соответствующие указы. 24 февраля республики попросили защиты от военной агрессии со стороны Украины. После этого президент РФ В.В. Путин принял решение о начале специальной военной операции России на Украине, целями которой были заявлены «демилитаризация и денацификация» Украины. Российские регулярные войска вошли на территорию республик Донбасса и других областей Украины на широком фронте.
Украина разорвала дипломатические отношения с Россией.
Заключение
К сожалению, военные действия на Украине продолжаются уже более одного года. Разрушено большое количество домов и объектов инфраструктуры, гибнут военные с обеих сторон и гражданские лица.
Мирное урегулирование в сегодняшних условиях процесс очень сложный, уж очень глубокие противоречия лежат в основе конфликта. Для принятия волевого решения по мирным переговорам необходимы и политическая воля руководства стран, и уровень независимости государств в принятии решений, «трезвый» рассудок и холодный расчет, понимание величины ответственности за судьбу собственно государства, четкое видение перспектив его дальнейшего развития и забота о человечестве в целом.
В виду открытых поставок новейших технологий, оружия и боеприпасов, военной техники и живой силы со стороны стран НАТО, конфликт двух стран перерос в мировой. Поэтому напрашивается вывод о его разрешении либо на поле боя с применением всех имеющихся вооружений, либо на дипломатическом поле мирных переговоров с привлечением международных организаций во главе с ООН и стран-посредников.
Решение проблемы, вышедшей из под контроля и подогреваемой западными политическими силами, видится лишь в нахождении компромиссного решения, базирующегося на соблюдении обоюдных интересов.
Автор: Александр Тонин
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций
Изображение на заставке: Изображение от Freepik
Поделиться в сетях: