Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Индульгенция по-русски

Президент России Владимир Путин в конце минувшего года подписал закон, закрепляющий за бывшими президентами и членами их семей личную неприкосновенность.

Согласно документу, решение о лишении неприкосновенности бывшего главы государства может принять только Совет Федерации после выдвижения Госдумой обвинения в госизмене или другом тяжком преступлении, подтвержденного Верховным и Конституционным судом. Озвученная ранее цель этого закона — приведение законодательства в соответствии с принятыми в июле поправками к Конституции.

Согласно ранее действовавшему федеральному закону от 2001 г., экс-президент уже обладал неприкосновенностью, в том числе от ареста и обыска. Лишиться ее он мог в случае возбуждения уголовного дела из-за совершения им тяжкого преступления в период исполнения полномочий. Соответствующее представление в Госдуму мог направить председатель Следственного комитета. Решение о лишении иммунитета до настоящего момента могла принять Госдума, а утвердить его в течение трех месяцев — Совет федерации.

Ранее Путин подписал еще один закон во исполнение поправок в Конституцию. Он дает возможность экс-президентам становиться пожизненными сенаторами с правом отказаться от такой должности. Кроме бывшего главы государства пожизненное место в Совфеде будут также давать тем, кто обладает выдающимися заслугами перед страной в сфере государственной и общественной деятельности.

В январе 2020 г. Путин предложил внести поправки в основной закон страны. 1 июля в России состоялось голосование. Согласно данным ЦИК, за изменение Конституции выступили 77,92% граждан, против — 21,27%. Официальная явка составила 67,97% жителей с правом голоса. 4 июля поправки вступили в силу.

Согласно законодательству большинства европейских стран, а также США, бывшие главы государств иммунитетом от судебного преследования не обладают. В некоторых странах положение о неприкосновенности экс-президентов закреплено в конституции, где-то этот вопрос регулируется на уровне законов.

В конституции

В Израиле, согласно статье 13 основного закона о президенте (конституцию заменяют 13 основных законов), глава государства во время исполнения должностных обязанностей и после их окончания не может быть привлечен к уголовной ответственности за решения и действия, предпринятые в период нахождения у власти.

В Италии, в 59 статье конституции зафиксировано, что президент после окончания срока полномочий становится пожизненным сенатором и, в соответствии со статьей 68, не может быть привлечен к уголовной ответственности. Иммунитет может быть снят только решением Сената.

В Руанде, в соответствии со статьей 114 конституции, экс-президент «не может быть привлечен к ответственности за государственную измену или серьезное и преднамеренное нарушение конституции, если во время его правления против него не было выдвинуто обвинений».

В Чили президент после завершения полномочий, согласно статье 30 основного закона, становится пожизненным сенатором. В статье 58 прописано, что сенаторы не могут быть привлечены к ответственности или лишены свободы, за исключением случаев тяжких преступлений. Решение о возбуждении уголовного дела принимает Апелляционный суд в полном составе.

В законе

В Казахстане в 2000 году был принят закон о первом президенте республики (Нурсултан Назарбаев, президент в 1990-2019 годах). В статье 3 документа говорится, что после отставки первый президент не может быть привлечен к ответственности «за действия, совершенные в период исполнения им полномочий президента».

В Киргизии, согласно статье 12 закона о гарантиях деятельности президента и статусе экс-президента от 2003 года, бывший глава государства обладает неприкосновенностью и не может быть привлечен к уголовной ответственности за действия или бездействие в период президентского срока. При этом он может быть привлечен к суду только после лишения привилегий, предусмотренных статусом экс-президента. Это решение должно быть принято двумя третями голосов парламента.

В Туркмении вопрос неприкосновенности экс-президента регулируется статьей 18 закона «О президенте Туркменистана» от 2011 года. Бывший глава Туркмении не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности «за деяния, совершенные им в период исполнения полномочий президента».

В Узбекистане, в соответствии со статьей 2 закона «Об основных гарантиях деятельности президента Республики Узбекистан» от 2003 года, бывший глава государства обладает неприкосновенностью в течение всей жизни. Он не может быть привлечен к уголовной и иной ответственности за действия, связанные с исполнением им полномочий главы государства. Источник

Охранная грамота

В России активно обсуждают законопроект о бессрочных гарантиях президентам, ушедшим с поста, и членам их семей.

Суть новации в том, что сложившим свои полномочия первым лицам государства предоставляется иммунитет не только за их действия период президентства, но и за все, что они совершат впоследствии. Некоторые эксперты называли эту норму правом на пожизненное беззаконие.
В соответствии с поправками неприкосновенность бывших лидеров российского государства де-юре может быть нарушена только в случае обвинения их в госизмене и других тяжких преступлениях, и то по усложненной процедуре, сравнимой с условиями, необходимыми для организации импичмента. Отменить расширенный иммунитет станет также гораздо сложнее.

Наблюдатели отмечают, что под действие закона, в случае его принятия, первым попадает Дмитрий Медведев, бывший президентом РФ в 2008 – 2012 годах. Срок действия полномочий Владимира Путина истекает в 2024 году.

Заместитель заведующего кафедрой конституционного и муниципального права ВШЭ, профессор Илья Шаблинский в интервью Русской службе «Голоса Америки» заметил, что с принятием поправок, предложенных законодателями, на бывших российских президентов во многом вообще не будет распространяться действие уголовного и административного кодексов. По его словам, если иммунитет для экс-президентов в связи с действиями, которые они предпринимали в период исполнения своих обязанностей на посту главы государства, обычное дело в международной практике, то в России пошли куда дальше.

«Почти во всех странах есть нормы, гарантирующие неприкосновенность первых лиц государства, но это касается только «рабочего» периода президентов, – добавил он. – Дальше вопрос об их привлечении к ответственности за любые преступления решается судами, хотя тут и предусмотрены определенные процедуры. А предложенные депутатами Госдумы поправки – это нечто беспрецедентное».

Профессор признался, что не знает аналогичных примеров в мировой практике. Как ему кажется, такого, чтобы экс-президента нельзя было бы привлечь к уголовной ответственности, например, за уклонение от налогов или за то, что он кого-то сбил на автомобиле, больше нет нигде. «Выходит, что они получают своего роду индульгенцию за грехи, – констатирует профессор. – Ведь за пределами тяжких преступлений остаются, в частности, подделка документов, мелкое хулиганство и так далее. Тогда выходит, что новая норма закона позволяет им заниматься этим безнаказанно сколько угодно.

Да и в случае обвинений в госизмене потребуется сложная процедура, схожая с той, которая применяется лишь при импичменте». Кроме того Илья Шаблинский не исключил, что новая думская инициатива вводится на случай того, что Владимир Путин вдруг решит по тем или иным причинам досрочно оставить свой пост или откажется баллотироваться после 2024 года. Как ему видится, подобная законодательная новелла вполне допускает такое течение событий.

Впрочем, любой новый президент России при большом желании может отменить этот закон, если сочтет его излишним, заключил юрист. Оппозиционный российский политик Геннадий Гудков также воспринимает этот законопроект как подготовку к транзиту власти. По его мнению, Путин на всякий случай решил «подстелить себе соломки».

«Отсюда вся эта законодательная активность, «пожизненное сенаторство» и прочее, – подчеркнул собеседник «Голоса Америки». – Я не утверждаю, что Путин уже твердо принял какое-то решение. Видимо, в Кремле рассматривают несколько вариантов, один из них – уход Путина из власти с тем, чтобы в дальнейшем его никто не смог тронуть, привлечь к ответственности. Думаю, они рассчитывают, что после Путина придет человек, которого президент выберет своим приемником».

Так или иначе, условия для маневра, для перехода к новой политической модели создаются, считает политик. А власти, на его взгляд, с помощью законодательства решают сегодня сугубо утилитарные задачи, отсюда и все издержки. Источник

Статью подготовил Александр Тонин по материалам из открытых источников

Поделиться в сетях: