На официальном сайте Организации Объединенных Наций (www.un.org/ru) в начале июля 2024 года была опубликована статья “Демократическое управление” о демократии в мире и роли ООН в развитии демократии. Каждая страна мира и все мировое сообщество обязано соблюдать Устав ООН, Всеобщую декларацию прав человека и другие принятые документы, которые регулируют вопросы демократии, сотрудничества и поддержания мира. Российская Федерация, являющаяся постоянным членом Совета безопасности ООН, также должна уделять важное значение этим аспектам.
Публикуем эту статью без изменений. Считаем, что она будет полезна многим гражданам, интересующимся вопросами демократии и мировой политикой.
Демократическое управление
Идеалы демократии — общепризнанны. Они являются одной из базовых ценностей Организации Объединенных Наций. Демократия создает благоприятные условия для защиты и эффективной реализации прав человека. Ее ценности нашли отражение во Всеобщей декларации прав человека и получили дальнейшее развитие в Международном пакте о гражданских и политических правах, где закреплен свод политических прав и гражданских свобод, составляющих основу подлинной демократии.
С момента подписания Устава, Организация Объединенных Наций сделала больше для поддержки демократии во всем мире, чем любая другая глобальная организация. ООН содействует эффективному управлению, следит за выборами, поддерживает гражданское общество в целях укрепления демократических институтов и подотчетности, обеспечивает самоопределение в деколонизированных странах и помогает в разработке новых конституций в постконфликтных государствах.
Деятельность Организации Объединенных Наций в поддержку демократии и демократического управления осуществляется, в частности, через Программу развития Организации Объединенных Наций (ПРООН), Фонд демократии Организации Объединенных Наций (ФДООН), Департамент операций по поддержанию мира (ДОПМ), Департамент по политическим вопросам и вопросам миростроительства (ДПВМ), Управление Верховного комиссара по правам человека (УВКПЧ) и структуру Организации Объединенных Наций по вопросам гендерного равенства — «ООН-женщины». Деятельность этих учреждений является неотъемлемой частью усилий ООН в области продвижения прав человека, содействия процессу развития и обеспечения мира и безопасности.
Демократия в международном праве
Хотя в Уставе Организации Объединенных Наций слово «демократия» не встречается, в самом первом предложении Устава, которое начинается словами «Мы, народы…», отражен фундаментальный принцип демократии, заключающийся в том, что источником легитимности суверенных государств и, следовательно, ООН в целом является волеизъявление народа.
ООН не выступает за какую-либо определенную модель государственного устройства. Демократия и демократическое управление — это, в первую очередь, уважение, соблюдение и обеспечение прав и основных свобод человека, равенство, безопасность и развитие человека. Только в таких условиях человек имеет возможность вести достойный образ жизни.
Во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей в 1948 году, принципы демократии четко определены в положении «воля народа должна быть основой власти правительства». Декларация разъясняет основные права, необходимые для реального участия человека в формировании политики государства. С момента принятия Декларации многие страны приняли собственную конституцию, и отношение к демократии как к общечеловеческой ценности в мире существенно укрепилось.
Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 год) устанавливает основу принципов демократии согласно международному праву. Государства, ратифицировавшие этот Пакт, обязаны исполнять его положения.
В Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин предусмотрено, что все 187 государств-участников (июль 2012 года) обеспечивают женщинам на равных условиях с мужчинами право голосовать и избираться на всех выборах и участвовать в общественной жизни и принятии решений (Статья 7).
Генеральная Ассамблея ООН и демократия
Начиная с 1988 года Генеральная Ассамблея ежегодно принимает по меньшей мере одну резолюцию, посвященную тем или иным аспектам демократии. С 1990-х годов вопросы демократии находят свое всестороннее отражение во всех заключительных документах наиболее важных конференций и саммитов ООН и согласованных на международном уровне целей развития, в частности, Целей развития тысячелетия. В сентябре 2005 года на Всемирном саммите государства — члены ООН подтвердили, что «демократия — это универсальная ценность, основанная на свободном волеизъявлении народа, который определяет свои политические, экономические, социальные и культурные системы, и на его активном участии в решении вопросов, касающихся всех аспектов его жизни».
25 сентября 2015 года государства — члены ООН приняли Повестку дня в области устойчивого развития до 2030 года. Она содержит ряд целей, направленных на ликвидацию нищеты, сохранение ресурсов планеты и обеспечение благополучия для всех. Цели в области устойчивого развития — это всеобщий призыв к действиям по искоренению нищеты, обеспечению защиты нашей планеты, повышению качества жизни и улучшению перспектив для всех людей во всем мире.
Демократия и права человека
Идеалы свободы, уважение прав человека и принцип проведения периодических и честных выборов согласно закону о всеобщем избирательном праве являются важными элементами демократии. В свою очередь, демократия обеспечивает естественные условия для защиты и эффективной реализации прав человека.
В течение нескольких лет Генеральная Ассамблея ООН и ранее существовавшая Комиссия по правам человека пытались при помощи международных инструментов защиты прав человека добиться общего понимания принципов, норм, стандартов и ценностей, являющихся основой демократии, чтобы помочь государствам-членам в развитии собственных демократических традиций и институтов, а также в соблюдении их обязательств в области прав человека, демократии и развития.
В 2000 году Комиссия рекомендовала ряд важных законодательных, институциональных и практических мер по консолидации демократии (резолюция 2000/47); а в 2002 году Комиссия выступила с заявлением о следующих важных элементах демократии:
- Соблюдение прав человека и основных свобод
- Свобода собраний
- Право на свободу убеждений и самовыражение
- Доступ к власти и ее осуществление в соответствии с принципом верховенства права
- Проведение периодических свободных и справедливых выборов на основе всеобщего и тайного голосования, как волеизъявление народа
- Плюралистическая система политических партий и организаций
- Разделение ветвей власти
- Независимость судебной власти
- Транспарентность и подотчетность в работе органов государственного управления
- Свободные, независимые и отражающие различные точки зрения средства массовой информации.
В 2006 году (после упразднения Комиссии по правам человека) был учрежден Совет по правам человека, который принял ряд резолюций, указывающих на неразрывную связь между демократией и правами человека. Например, резолюции 19/36 и 28/14.
Решение проблемы дефицита демократии
Основными проблемами в эффективной реализации прав человека являются дефицит демократии, слабость лидеров и демократических институтов. Управление Верховного комиссара ООН по правам человека (УВКПЧ) и Программа развития ООН (ПРООН) изыскивают способы решения этих проблем посредством консультативных услуг и программ технического сотрудничества, главными задачами которых являются: укрепление правовой основы защиты прав человека (институциональная и правовая реформы); наращивание потенциала; расширение прав и возможностей уязвимых и обездоленных слоев общества; информационно-просветительская деятельность по вопросам прав человека. ПРООН помогает правительствам укреплять свои государственные институты, помогать странам бороться с коррупцией и поддерживать инклюзивное участие, чтобы никто не остался позади.
Поддержка, стран, находящихся на пути построения демократического общества
УВКПЧ сотрудничает с правительствами и другими субъектами в целях восстановления доверия общественности и установления мира и правопорядка в странах в постконфликтный период, а также в странах, находящихся на пути построения демократического общества. За последние 15 лет УВКПЧ активно поддерживало реализацию программ в области правосудия в переходный период в более чем 20 странах мира. УВКПЧ стремится к тому, чтобы вопросы прав человека и правосудия в переходный период нашли отражение в соглашениях о мире, и поддерживает запуск процессов поиска истины, создание механизмов отправления правосудия и разработку программ возмещения ущерба.
Координация усилий на национальном и региональном уровнях
УВКПЧ осуществляет координацию усилий на национальном и региональном уровнях и содействует широкому обсуждению вопросов демократии и прав человека. В 2012 году Совет по правам человека принял резолюцию, озаглавленную «Права человека, демократия и верховенство права», в которой вновь подтвердил, что демократия, развитие и уважение прав человека и основных свобод взаимозависимы и подкрепляют друг друга. Кроме того, УВКПЧ опубликовало исследование по проблемам, извлеченным урокам и передовой практике в деле обеспечения демократии и верховенства права с точки зрения прав человека, а также организовало дискуссионный форум по этим вопросам.
В 2015 году Совет по правам человека принял резолюцию 28/14, в соответствии с которой был учрежден Форум по правам человека, демократии и верховенству права, призванный служить платформой для поощрения диалога и сотрудничества по вопросам, относящимся к этим областям. Форум проводится каждые два года. Последняя встреча состоялась в Женеве 24-25 ноября 2022 года и была посвящена теме «Укрепление демократии: вызовы и возможности».
УВКПЧ также работает над тем, чтобы вопрос о тесной взаимосвязи проблематики прав человека и построения демократического общества находился в центре внимания системы Организации Объединенных Наций, а также организаций, продвигающих демократию, таких, как Международная организация франкоязычных стран, Межпарламентский союз, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе.
Демократия и выборы
ООН является заслуживающим доверия беспристрастным партнером, оказывающим помощь в проведении выборов примерно в 60 странах ежегодно, либо по просьбе государств-членов, либо на основании мандата Совета Безопасности или Генеральной Ассамблеи. Помощь включает консультационные услуги, логистику, обучение, программное обеспечение и наблюдение за выборами. ООН также стремится содействовать улучшению общей политической обстановки. Это предполагает работу с избирателями, средствами массовой информации, политическими партиями, гражданским обществом, а также с парламентами и судебными органами.
ООН содействует государствам-членам в проведении инклюзивных, транспарентных и заслуживающих доверия выборов и обеспечении устойчивости избирательных процессов. Помощь ООН в проведении выборов была решающим и успешным компонентом миротворчества, миростроительства, а также продвижения и укрепления демократического управления.
В процессе оказания Организацией Объединенных Наций помощи в проведении выборов участвуют учреждения всей системы и задействуются взаимодополняющие экспертные знания и потенциал подразделений системы ООН. Заместитель Генерального секретаря по политическим вопросам и руководитель ДПВМ действует в качестве Координатора Организации Объединенных Наций по вопросам оказания помощи в проведении выборов; в осуществлении этой функции его поддерживает Отдел по оказанию помощи в проведении выборов ДПВМ. В рамках операций по поддержанию мира, а также во многих постконфликтных ситуациях помощь обычно оказывается по линии занимающихся вопросами проведения выборов компонентов полевых миссий под руководством Департамента миротворческих операций. Программа развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) является основным исполнительным органом Организации, отвечающим за оказание поддержки в развитии избирательных институтов, нормативно-правовой базы и процессов, а также в оказании поддержки при проведении выборов в ситуациях, не связанных с миротворческими или постконфликтными условиями. ООН также поддерживает партнерские отношения с другими региональными, межправительственными и неправительственными организациями, участвующими в оказании помощи в проведении выборов.
Демократия и гражданское общество: Фонд демократии ООН
Фонд демократии Организации Объединенных Наций (ФДООН) оказывает поддержку проектам, которые усиливают голос гражданского общества, поощряют верховенство права и права человека и стимулируют участие всех групп в демократических процессах. Созданный Генеральным секретарем Организации Объединенных Наций в 2005 году, ФДООН является единственным подразделением Организации Объединенных Наций, которое имеет слово «демократия» в своем названии; единственным органом Организации Объединенных Наций, первостепенная задача которого состоит в поддержке демократии путем расширения прав и возможностей гражданского общества; и одной из самых молодых организаций в системе Организации Объединенных Наций.
Большая часть средств ФДООН направляется местным организациям гражданского общества в странах, находящихся как на переходном, так и на консолидирующем этапе демократизации. С момента своего создания Фонд реализовал более 900 проектов в 130 странах мира. Фонд существует исключительно за счет добровольных взносов государств-членов. Около 40 государств оказывают поддержку Фонду. Крупнейшими донорами Фонда являются США, Швеция, Германия и Индия.
Международный день демократии
8 ноября 2007 года Генеральная Ассамблея объявила 15 сентября Международным днем демократии и предложила отмечать этот день государствам — членам, учреждениям системы Организации Объединенных Наций и другим региональным, межправительственным и неправительственным организациям. Международный день демократии является хорошим поводом обратить внимание на состояние демократии в мире. Демократия — это не только цель, но и процесс, и только при полном участии и поддержке международного сообщества, государственных органов власти, общества и отдельных граждан идеалы демократии можно воплотить в жизнь для каждого человека в каждом уголке мира.
Поделиться в сетях: