В переводе с латыни термин «integr» буквально означает «целый» или «общий». Этот термин широко используется в политике и социологии. Смысл интеграции состоит в образовании единого целого общества из разрозненных частей, в результате чего у всех участников интеграционного процесса возникают новые качества и свойства, которыми ранее они не обладали.
Объединение стран через интеграцию началось сразу после Второй мировой войны. В 1949 году под эгидой СССР был учрежден Совет экономической взаимопомощи (СЭВ), куда вошли страны Восточной Европы.
На сегодняшний день в мире существуют различные интеграционные группировки (прежде всего, региональные и экономические) не только в Европе, но и в других частях Света – в Азии, Африке и Латинской Америке: например, Североамериканская Ассоциация свободной торговли (НАФТА), БРИКС, СНГ, ШОС, АСЕАН, Меркосур, ЭКОВАС, Андское сообщество, евразийское интеграционное сообщество и т.д.
Теория создания интеграции
Казалось бы, основной движущей силой интеграционных процессов должны стать народные массы. Ведь они первые чувствуют изменение современного мира, нарастание проблем в обществе. В действительности же, процесс интеграции замыкается локально на отдельные личности, социальные элиты, политические и экономические группировки. Именно они становятся главными действующими лицами на интеграционной сцене. Именно от взаимодействия этих социальных групп выстраивается вся интеграционная политика.
Классификация интеграционных процессов в теоретической фундаментальной науке делится на федерализм, функционализм, неофункционализм, и транснационализм.
По сути, упомянутые подходы представляют собой различные точки зрения на проблему международной политической интеграции. Однако, между ними есть и много общего: почти все теории политической интеграции содержат гипотезу о путях дальнейшего развития европейского интеграционного процесса, пытаются предсказать его конечный результат, как-то: создание наднационального образования, сохранение традиционной межгосударственной структуры либо иное распределение полномочий между национальным и общеевропейским уровнями. Вместе с тем, необходимо четко представлять, что политическая интеграция неизбежно будет ограничена политической реальностью и собственными интересами государств-участников.
Причем, какая либо универсальная практика интеграции в Европе отсутствует. Формирование концепций интеграции в первую очередь является ответом на те или иные современные вызовы.
Франция – основоположник и лидер европейского объединения. Еще в XIX в. Наполеон строил свою империю в Европе на основах унификации и единства. А в XX в. министр иностранных дел Франции Р. Шуман открыл Европе путь к интеграции, предложив создать с ФРГ франко-германское Объединение угля и стали, открытое для присоединения других стран. Миттеран занимался проблемами расширения европейской интеграции, бывший президент Валерии Жискар д’Эстен работал над концепцией устройства расширенного ЕС (он возглавлял Европейский Конвент, который занимался разработкой Евроконституции). Президент Николя Саркози был инициатором создания в 2008 г. Средиземноморского Союза.
Идеалом французских федералистов было создание общеевропейской федерации с сохранением важной роли в ней ведущих национальных государств, в первую очередь, Франции. Нежелание французского политического класса идти на значительное ущемление национального суверенитета было связано с традицией видения «единой Европы» правительственными кругами, заложенной еще президентом де Голлем в 1950 – 1960-е гг. – принципиальным противником наднациональных институтов, идеологом учреждения Европы государств-наций, «Европы отечеств».
В итоге во французском политическом классе взяли верх сторонники конфедеративного подхода к европейскому строительству. Речь шла об удержании в старых и вновь появлявшихся интеграционных полях значительной части национального суверенитета в руках государств-членов. Французы неоднократно настаивали на строительстве не наднационального государства, а федерации государств-наций, где бы сохранялись национальные суверенитет, идентичность и ценности. Эта концепция, основанная на деголлевском тезисе «Европа отечеств», в корне противоречила федералистскому видению общей Европы, которую отстаивали, в первую очередь, немецкие интеграционисты.
Боязнь французов потерять свой суверенитет и идентичность в наднациональном государстве проявилась в их негативном отношении и нежелании принять Евроконституцию на референдуме 29 мая 2005 г.
Конкретным примером использования в работе теории неофункционализма может служить процесс постепенного вовлечения бывших стран социалистического лагеря в европейское интеграционное «лоно»: сначала ЕЭС и государства ЦВЕ заключили соглашения о торговле и сотрудничестве, потом перешли к ассоциированному членству, а итогом этого стало их вхождение в состав ЕС.
Сторонники неофункционализма ставили во главу угла динамику интеграции и придавали большую роль политическому компоненту в процессе интеграционного строительства. По их мнению, интеграция государств должна начаться с экономической сферы, так как именно в ней отказ государства от ряда прерогатив наименее болезненен.
Развивая сотрудничество в этой сфере, ее участники постепенно распространят его и на другие – социальную, культурную, а затем уже, как в эффекте цепной реакции, они придут к сотрудничеству в правовой и политической сферах.
Теория «гибкой интеграции»
Теория «гибкой интеграции», как и многие теории и концепции интеграции в Европе, родилась на практике, когда после вступления в ЕЭС в 1973 г. Великобритании, Ирландии и Дании стало очевидно, что не все страны-члены Сообщества одинаково относятся к перспективам углубления интеграции и готовы принять участие в дальнейших интеграционных проектах.
Обсуждение проблем и особенностей «гибкой интеграции» становилось наиболее актуальным, когда происходило очередное расширение «единой Европы». По мере расширения числа участников интеграционного строительства и его углубления становилось понятно, что Европейский Союз не может развиваться равномерно, и не все национальные государства готовы участвовать в различных интеграционных проектах (например, ЭВС, Шенгенская зона, Европейская социальная хартия и т.д.).
Теория «гибкой интеграции», или «гибкости», стала особенно актуальной в связи с масштабными пятым и шестым расширением Евросоюза в 2004–2007 гг.
Французское представление о «гибкой интеграции» изложил премьер-министр Франции, неоголлист Э. Балладюр. Его теория, разработанная в 1994г., получила название теории «трех окружностей». Она предусматривала, как и следует из ее названия, создание трех «окружностей» в рамках Европы. В первую вошли бы все члены Евросоюза, уважающие коммунитарное право и принципы общей внешней политики, а также стремившиеся к созданию Экономического и валютного Союза (ЭВС). Вторая состояла бы из тех стран, в которых проводилась бы политика «углубленной солидарности». А замыкала бы все это третья окружность, т.н. «внешний круг», включавший в себя ассоциированные государства и Россию.
Французы не раз настаивали на том, что с расширением торопиться нельзя, что оно ни в коем случае не может осуществиться без реформирования институциональной структуры Сообщества. Французское руководство беспокоилось не только за свою страну и за те негативные последствия, которые расширение повлечет для нее, но и за свое детище – «единую Европу».
Они понимали, что если уж расширение и состоится, то надо сделать его наименее болезненным для ЕС. Одним из вариантов решения этой проблемы им казалось создание «разноскоростной Европы» с «твердым ядром» в виде стран-основательниц Сообщества, которые пойдут по пути дальнейшего общеевропейского строительства и распространения интеграции на другие сферы, и остальных государств: они будут интегрироваться в ЕС и приобщаться к общеевропейским политикам постепенно, по мере их возможностей. Как мы видим, теории «гибкой интеграции» сейчас успешно реализуются в рамках «единой Европы». Источник
История развития евроинтеграции. «Пан-Европа»
Рихард Николаус Куденхове-Калерги в 1923 году написал свой знаменитый манифест «Пан-Европа». Это стало своего рода предтечей союза Европейских стран. Его поддержал Аристид Бриан, выступив в Лиге наций с идеей создания Европейского Союза. Чуть позже у него родился меморандум об организации Европейского федерального Союза. Этот документ можно по праву считать основополагающим в рождении Евросоюза.
К моменту окончания второй мировой войны на территории Европы зарождались мысли о необходимом объединении, в целях защиты общества от национализма и экстремизма. В то время страны смотрели на удачный опыт США, сложившийся в результате объединения различных штатов и приведший к миру и добрососедству.
Уинстон Черчилль в то время предложил первый шаг объединения на примере примирения немецкого и французских народов. Выдержка из речи: «…нужно будет отказаться от дальнейших актов возмездия. Всем нам необходимо повернуться спиной к ужасам прошлого. Мы должны смотреть в будущее. На мой взгляд, первым шагом к воссозданию европейской семьи народов должно быть налаживание партнёрства между Францией и Германией».
Вскоре были организованы первые европейские институты: Западноевропейский союз (1948 год), НАТО (1949 год) и Совет Европы (1949 год).
В мае 1950 года был подписан Парижский договор и было образовано ЕОУС (Европейское объединение угля и стали). В его состав вошли Бельгия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Германия и Франция. Именно эти шесть стран стали первопроходцами и инициаторами европейской интеграции.
Ко всему прочему при помощи США был создан Европейский платежный Союз. Буквально через два года эти страны участники сформировали ЕОС (европейское оборонительное общество) и ЕПС(европейское политическое общество). К сожалению эти два документа были заблокированы Французским национальным собранием. Этот момент затормозил на определенный период развитие евроинтеграции в оборонной и политической областях.
К счастью, евроинтеграция продолжала развиваться в экономическом направлении, итогом которого стало создание ЕЭС (европейское экономическое сообщество), ЕвроАтом и таможенного союза стран «шестерки», что позволило значительно ускорить обмен товарами, услугами и финансами.
В апреле 1965 года в Брюсселе был подписан договор, который сумел вместить в себя ЕОУС, Евро Атом и ЕЭС. Была создана единая организационная структура, которая не только сумела в короткие сроки снизить таможенные пошлины, но и вовсе отказаться от них к 1968 году. Преимущества евроинтеграции с каждым годом росли и крепли. Уже в 1973 году в состав сообщества вошли Великобритания, Дания и Ирландия, что позволило увеличить ВВП Евросоюза более чем на 30%. Роль объединения и результаты говорили сами о себе.
Чуть позже поэтапно в Евросоюз вошли Греция, Испания и Португалия. Члены ЕС в феврале 1986 года подписывают совместный акт, который позволил к 1992 году создать единый европейский рынок. Полномочия органов ЕС были значительно расширены в связи с принятием в этом же году договора об Европейском Союзе.
Дальнейшее развитие Евросоюза было открыто для любой демократической страны Европы, признающей и формировавшей свое законодательство в соответствии с нормами ЕС. На сегодняшний день количество стран-участников ЕС увеличилось до 28-и. Отвечает ли та, или иная страна необходимым критериям для вступления, определяется политической оценкой, проводимой институтами ЕС.
Современный подход к евроинтеграции
Наряду с постоянным членством в ЕС, существует практика стран кандидатов. До июня месяца этого года, в ожидающем статусе кандидата были семь стран: Северная Македония (с 2004 года), Албания (с 2009 года), Сербия (с 2009 года), Турция (с 1987 года), Черногория (с 2008 года). Украина, Молдавия и Грузия подали заявку о вступлении в 2022 году. Исландия, подавшая заявку в 2009 году, отозвала ее в 2013 году по решению нового правительства.
3 июня 2022 года в Брюсселе начался двухдневный саммит Евросоюза. Главным итогом первого дня стало предоставление Украине и Молдавии статуса кандидатов на членство в ЕС. Соответствующую заявку украинский президент Владимир Зеленский подписал 28 февраля, через четыре дня после того, как Россия начала военную спецоперацию.
Евросоюз приветствует любое государство, которое показывает, что оно серьезно относится к европейским ценностям демократии, свободы слова и верховенства закона. Кандидатский статус — это сильный политический сигнал гражданам о том, что их страна находится на верном пути.
Евроатлантический курс руководство Украины закрепило в конституции в 2019 году. И если стремление Киева в НАТО вызывало у Москвы резкое отторжение, то об интеграции с Евросоюзом Россия высказывалась довольно спокойно. Президент РФ Владимир Путин недавно заявил, что Россия не против евроинтеграции Украины — и никогда не была.
«ЕС не является военной организацией, политическим блоком, в отличие от НАТО. Поэтому мы всегда говорили, здесь наша позиция последовательна, понятна. Мы ничего не имеем против. Это суверенное решение любой страны — присоединяться или не присоединяться к экономическим объединениям. А дело этого экономического объединения — принимать в свои члены новые государства или нет», — заявил он 17 июня на Петербургском международном экономическом форуме.
При этом в Евросоюзе отмечают: получить статус кандидата — лишь первый шаг к членству. Процесс присоединения (к ЕС) не означает автоматического вступления, — отметил в беседе с «Известиями» участник комитета AFET, германский политик Энгин Эролу. — Но он говорит о том, что в стране начались проевропейские процессы и реформы. Их Евросоюз, безусловно, частично финансирует. Выиграет от этого не только Украина, но и вся Европа.
И евродепутаты, и Еврокомиссия подчеркивают: то, насколько быстро Киев присоединится к ЕС, зависит исключительно от него самого.
«Украина уже приняла у себя порядка 70% правил, норм и стандартов ЕС. Тем не менее, предстоит проделать важную работу касательно верховенства закона, олигархов, борьбы с коррупцией и основных прав, — написала в Twitter 17 июня глава ЕК Урсула фон дер Ляйен. — Процесс (присоединения) меритократический, поэтому его прогресс полностью зависит от Украины».
Ясности, как скоро Украина и Молдова присоединятся к ЕС, нет. Однако, учитывая исключительную ситуацию, которая складывается на европейском континенте, Евросоюз будет им помогать, — уверен Иван Штефанец. — Стать членом ЕС в нормальных условиях — это сложный и длительный процесс, который можно расценивать не как данность, но как привилегию. Для Киева и Кишинева ЕС, возможно, ускорит и упростит эти процессы, поскольку в связи с боевыми действиями на Украине они сталкиваются с очень тяжелыми условиями, в отличие от других претендентов. Источник
Россия, к сожалению, на долгие годы выпала из европейского интеграционного процесса. В результате очередных жестких пакетов санкций, связанных в основном со специальной военной операцией на Украине, товарооборот со странами Евросоюза упал в разы, а по некоторым позициям и вовсе остановился. Были разрушены промышленные и торговые логистические цепочки, дипломатические взаимоотношения зашли в тупик. Культурные связи между нашими странами сошли на «нет», направление высказываний и обмен мнениями скатились к взаимным упрекам и вражде. Восстановление отношений будет иметь многолетний и тернистый путь.
Статья подготовлена: Александр Тонин
В статье использованы материалы из открытых источников
Изображение на заставке: visaget.ru
Поделиться в сетях: