Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Деятельность ОДКБ в современных условиях

Уже более тридцати лет минуло со дня ликвидации Советского Союза. Однако фантомные боли по потере союзных республик остаются до сих пор. Государства стали самостоятельными, самодостаточными, отделенными от центра, независимые от Москвы, ведущими свою политику по интеграции с другими государствами.

В плане безопасности и обороны страны, республики, которые входили в СССР, стали самостоятельно осуществлять поиск партнеров и союзников. Они отлично понимали, что в сегодняшнем мире сложно прожить в одиночку. Очень сильна в современном мире конкуренция, как экономическая, так и политическая.

Советский Союз, объединявший 15 республик и занимающий некогда 1/6 часть суши, имел огромный военный потенциал и сильную армию. Паритет сил в мире основывался на базе двух сильных ядерных триад. Этот был мир, основанный на силе двух политических систем: СССР и США.

По итогам холодной войны Советский Союз, в силу различных причин, потерпел поражение, с дальнейшим распадом страны, разделом армии, упадком экономики и утратой территорий. России, как правопреемнице СССР, пришлось заново строить армию и флот, проводить их модернизацию, наращивать ядерный потенциал, заново отстраивать экономику и налаживать новые связи с бывшими республиками СССР.

Распад Советского Союза особенно серьезно сказался на способности получивших независимость государств поддерживать должный уровень безопасности — как внешней, так и внутренней. Кто-то хотел объединяться в коалицию, кто-то начал стремиться к европейским ценностям.

Заигрывание с лидерами Запада очень часто приводило не только к отдалению друг от друга стран-соседей, но и к эскалации в их отношениях. Совершенно очевидно, что коллективному западу не выгодно, чтобы республики бывшего СССР вновь объединились. Принцип «разделяй и властвуй», действует с незапамятных времен.

Однако, исторические корни, знание русского языка, общность культур и традиций в бывших социалистических республиках оказывают влияние на социальную, политическую, культурную жизнь стран до сих пор.

Как пример одного из тесных сотрудничеств стран на постсоветском пространстве стоит отметить коллективный договор по безопасности. Он предусматривает не только оказание помощи, в том числе и военной в случае угрозы безопасности стран-подписантов. Это может быть угроза целостности страны в связи с переворотами и восстаниями, природными стихиями и катаклизмами.

История создания ОДКБ

Договор о коллективной безопасности (ДКБ) был подписан 15 мая 1992 года через полгода после распада Советского Союза. Его основной задачей было сохранить взаимодействие армий новообразованных независимых государств на постсоветском пространстве.

Государствами-основателями стали Армения, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан. В 1993 году к коллективному договору присоединились Азербайджан, Белоруссия и Грузия. 20 декабря 1994 года договор вступил в силу сроком на 5 лет. В 1999 году Азербайджан, Грузия и Узбекистан отказались продлевать членство в ДКБ и сосредоточились на работе в Организации за демократию и экономическое развитие – ГУАМ.

Справка
ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан, Молдавия) — организация, созданная в 1997 году для налаживания горизонтальных связей между постсоветскими республиками в интересах США и Евросоюза. В периоды членства Узбекистана организация называлась ГУУАМ. В настоящее время ГУАМ не является действующей и реально работающей структурой, несмотря на то, что формального решения об ее роспуске не принималось, а расположенный в Киеве Секретариат ГУАМ регулярно выпускает пресс-релизы на русском языке о своей работе.

В 2002 году было принято решение о трансформации ДКБ в полноценную международную организацию.
7 октября 2002 года в Кишинёве были приняты Устав и Соглашение о правовом статусе ОДКБ. Документы о создании ОДКБ были ратифицированы всеми странами-участницами и 18 сентября 2003 года вступили в силу.
2 декабря 2004 года ОДКБ получила статус наблюдателя при Генеральной Ассамблее ООН.
16 ноября 2006 года принято постановление о создании Парламентской Ассамблеи Организации Договора о коллективной безопасности.
В 2009 году были сформированы Коллективные силы быстрого реагирования – КСОР. В их задачи входит противодействие военной агрессии, спецоперации по борьбе с международным терроризмом, организованной преступностью, наркотрафиком, а также ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций.
21 декабря 2015 года для противодействия международному терроризму главы государств-членов ОДКБ приняли Заявление, в котором заявили о намерении «последовательно укреплять силовой потенциал ОДКБ, наращивать ее контртеррористическую составляющую, повышать боеготовность Коллективных сил оперативного реагирования с целью эффективного противодействия новым вызовам и угрозам».
14 октября 2016 года Совет коллективной безопасности ОДКБ в Ереване принял Решение об утверждении Стратегии коллективной безопасности до 2025 года, а также о дополнительных мерах по борьбе с терроризмом и создании Центра кризисного реагирования.

Генеральным секретарем ОДКБ с 2003 года являлся Николай Бордюжа.
Председателем Парламентской Ассамблеи ОДКБ 24 ноября 2016 года избран Вячеслав Володин.
С 1 января 2020 года Решением Совета коллективной безопасности ОДКБ на должность Генерального секретаря ОДКБ назначен сроком на три года назначен Станислав Васильевич Зась.

Успехи ОДКБ

Распад СССР отразился как на внутреннем состоянии бывших союзных, так и на геополитическом. Практически все республики столкнулись с ростом преступности и угрозой международного терроризма и религиозного экстремизма.

Одна из самых накаленных ситуаций складывалась в Таджикистане, гражданская война в котором грозила отразиться на соседних странах. Важную роль в достижении примирения в республике сыграл ОДКБ, что неоднократно было отмечено руководством Таджикистана.

Опасное развитие событий в Афганистане также послужили причиной задействования возможности ОДКБ осенью 1996 года и летом 1998 года, чтобы предотвратить попытки дестабилизации обстановки в этом регионе экстремистами.

Нейтрализация угрозы, которая была создана действиями группировок международных террористов в районах Центральной Азии и на юге Киргизии в 1999 и 2000 годах, произошла благодаря мерам, оперативно предпринятым государствами-участниками ДКБ.

Свежим примером оперативной работы ОДКБ стала стабилизация ситуации в Казахстане после подавления беспорядков, начавшихся в январе 2022 года на фоне двукратного роста цен на сжиженный газ.

Уличные протесты переросли в масштабные столкновения и стали угрозой национальной безопасности и суверенитету страны. После обращения Президента Казахстана К.-Ж.К.Токаева, Совет коллективной безопасности ОДКБ принял решение направить миротворческие силы в Республику Казахстан на ограниченный срок.

Работа структур ОДКБ опираются на следующие нормативно-правовые акты:
– «Декларация государств-участников ДКБ»;
– «Концепция коллективной безопасности государств-участников ДКБ»;
– документ об «Основных направлениях углубления военного сотрудничества»;
– план реализации Концепции коллективной безопасности и Основные направления углубления военного сотрудничества.

Обоюдные претензии

Взаимоотношения стран, входящих в ОДКБ нельзя назвать идиллическими ни на этапе создания организации, ни сейчас. Фундаментальные разногласия были сформированы еще в процессе распада СССР, в 90-е количество претензий стран к друг другу только возросло, поэтому у ОДКБ было мало шансов стать полноценно функционирующей международной организацией.

Армения и Азербайджан, по сути, находились в состоянии войны друг с другом, Грузия считала Россию виновницей в стремлении к независимости Южной Осетии и Абхазии, которая по факту пребывала в экономической блокаде, Узбекистан не мог сделать выбор между двумя силами влияния – Москвой и Вашингтоном. Приднестровье оказалось один на один со своими проблемами. Членство Молдавии в ОДКБ не рассматривалось после того, как «пророссийский» Президент Приднестровья Владимир Воронин отказался подписывать «Меморандум Козака» о приднестровском урегулировании.

Однако самой главной проблемой было то, что крупнейшую в военном отношении после России постсоветскую республику Украину не пытались интегрировать в ОДКБ.

Именно отсутствие Украины в формирующемся оборонительном союзе стало причиной возникновения предпосылок к движению Украины в сторону НАТО и ее дальнейшей политической антироссийской направленностью.

Через противоречия к укреплению союза

Первоначально задачами ОДКБ являлось обеспечение безопасности ее стран-участниц, а сама организация не была альтернативой НАТО и не рассматривала расширения своего военного присутствия в других странах.

Со временем стало очевидно, что для слаженной работы ОДКБ необходимо провести соответствующие изменения в законодательстве. 16 ноября 2006 года было принято решение о создании Парламентской Ассамблеи Организации Договора о коллективной безопасности.

Президент Белоруссии Александр Лукашенко в 2011 году внес предложение использовать Коллективные силы оперативного реагирования для предотвращения государственных переворотов. «Потому что войной, фронтом, никто на нас не пойдет, а вот конституционный переворот совершить — руки чешутся у многих», — отметил он.

ОДКБ сформировалась как прочная и сплоченная организация к 2016 году, ставшая важной составляющей обеспечения международной безопасности на Евразийской территории и мире. Учения КСОР и других структур ОДКБ проводятся регулярно, налажено сотрудничество с различными международными организациями, такими как ООН, ШОС, СНГ, ЕАЭС.

В настоящее время, учитывая внешние угрозы в виде планомерного и неуклонного расширения НАТО в сторону российской и белорусской границам, а также террористическую опасность в Средней Азии и на Ближнем Востоке, альтернативы ОДКБ в данный момент времени нет.

Саммит ОКДБ в Ереване

23 ноября 2022 года на саммите ОДКБ в Ереване снова вскрылись разногласия между странами-членами Договора.

Председатель саммита премьер-министр Армении Никол Пашинян, заявил, что участниками саммита не согласовано 2 итоговых документа, что подтвердил на итоговом брифинге генеральный секретарь Станислав Зась: Армения не подписала итоговую декларацию и проект решения оказания помощи Армении.

В этих документах, по мнению премьера, отсутствует необходимая и логичная с точки зрений союзнических отношений политическая оценка действий Азербайджана.
Как заявил Никол Пашинян, не смотря на гарантии коллективной защиты, Ереван подвергся нападению со стороны Баку в ходе обострившегося в 2020 году Карабахского конфликта.

Справка
В конце сентября 2020 года с новой силой возобновилось военное противостояние между Ереваном и Баку, которое получило название «Вторая карабахская война». Полтора месяца враждующие стороны применяли против друг друга авиацию и тяжелое вооружение. По официальным данным погибло более 6,5 тысяч человек. Прекратить огонь удалось после подписания соглашения при участии Москвы. В итоге, Армения в ходе военного конфликта фактически утратила контроль над семью районами Нагорного Карабаха. Пашинян подвергся резкому осуждению со стороны оппозиции: его обвиняли в провале военных действий. В горячую фазу конфликт переходил в мае 2021 года, августе и сентябре 2022 года. Боестолкновения длились несколько дней, погибшие и раненые исчислялись сотнями.

В этом конфликте Москва приняла нейтральную позицию, объясняя это тем, что мировое сообщество не признает независимый статус Нагорного Карабаха.

«Удручает, что членство Армении в ОДКБ не сдержало Азербайджан от агрессивных действий и что фактически до сегодняшнего дня нам не удалось прийти к решению по поводу реакции ОДКБ на эту агрессию. Эти факты наносят огромный урон имиджу ОДКБ как внутри нашей страны, так и за ее пределами», — подчеркнул Пашинян. Цитата 

Заключение

Попытки дезинтеграции ОДКБ были всегда. Они будут продолжаться дальше. Однако, несмотря на все сложности, противоречия между странами-участницами, эта структура остается востребованной. Хотя, ряд вопросов возникает в связи с последним прецедентом в конфликте Армения – Азербайджан. Согласно Уставу ДКБ, в случае нападения на одну из стран-участниц, она может получить «необходимую помощь, включая военную».

Станут ли прямыми участниками стремительно развивающейся прокси-войны на Украине страны ОДКБ в случае атаки на российскую территорию? После того, как Россия присоединила несколько украинских территорий в состав государства, этот вопрос становится спорным.

Вызывает вопрос признания странами-членами ОДКБ украинских территорий, перешедших под контроль России. Вполне возможно, что они предпочтут формальный нейтралитет в противостоянии между Россией и НАТО и изберут стратегию Москвы в армяно-азербайджанском конфликте.

Если посмотреть на взаимодействие стран-участников ОДКБ, то возникают противоречивые чувства. С одной стороны, КСОР ежегодно проводят учения, собираются саммиты для решения важных вопросов, а с другой – Армения и Казахстан, являясь членами организации, откровенно стремятся в НАТО и как это может сочетаться с членством в ОДКБ не ясно.

Армения последние 6 месяцев проводит активную политику по выстраиванию взаимоотношений с Америкой и Францией, медленно но верно отдаляясь от России. Желание Пашиняна, чтобы гарантами безопасности Армении и Нагорного Карабаха выступали ЕС и США на сегодня очевидно. Президент Казахстана, получивший помощь России в январе 2022 года заявляет, что его страна «не обязана кланяться России в ноги»: быстро Токаев забыл, как дрожащим голосом просил Россию помочь ему спастись от гнева собственного народа. В ноги, конечно, России кланяться не стали, а в благодарность за спасенную жизнь и власть, Токаев поддержал антироссийские санкции, поклонившись Евросоюзу и США.

Если следовать логике подобных «союзников», то ОДКБ существует лишь для того, чтобы просить и получать помощь от России, ничего не давая взамен и сотрудничать с ней только когда это выгодно.

Александр Лукашенко, на заседании Совета коллективной безопасности ОДКБ в Ереване, как всегда, резал «правду-матку». Президент Белоруссии считает, что существование ОДКБ зависит от исхода СВО на Украине: «Если победит Россия, ОДКБ будет жить. Если не победит, ОДКБ существовать не будет».

Последний саммит ОДКБ ясно показал, что России пора поставить неудобные вопросы и разобраться, кто на самом деле союзник, а кто нахлебник, и, возможно, пересмотреть и изменить концепцию и состав этой организации.

Автор: Иван Федотов

Изображение на заставке: ИА Красная весна

Поделиться в сетях: