Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Демократия в Юго-Восточной Азии

Юго-Восточная Азия – это регион, который находится в стадии динамичного экономического и политического развития. В этом не самом большом регионе, который раньше был зоной колониальных интересов держав старого света, представлены различные политические модели развития государства. В данной обзорной статье будут рассмотрены политические режимы таких стран как Камбоджа, Вьетнам, Таиланд, Индонезия и Сингапур. Страны Юго-Восточной Азии различны по своему политическому устройству, хотя имеют сходные проблемы и особенности. Среди таких проблем в первую очередь хочется отметить высокий уровень коррупции, авторитарный тип управления, а также долгое доминирование одной партии у власти, даже в тех странах, где присутствуют демократические механизмы.

Таиланд

Первая страна – Таиланд. Это конституционная монархия, находится в Индокитае. Таиланд – это единственное из государств индокитайского полуострова, которое ни разу не находилось в колониальной зависимости от западных стран, в отличие от Вьетнама и Камбоджи, которые были частью французской колониальной империи.

Таиланд перешел от абсолютной к конституционной монархии в 1932 году, однако, монарх по-прежнему играет большую роль в управлении государством, персона как действующего, так и прошлых монархов очень уважаема в стране, поэтому за любое публичное оскорбление монарха или порчу предметов с его изображением (его портрет изображен даже на местной валюте) грозит большой штраф и даже тюремное заключение.

Несмотря на столь ранний по меркам соседних стран региона (Вьетнам и Камбоджа получат независимость только к середине 50-х годов) переход к парламентской модели демократии, в стране было очень долгое и мучительное становление демократических ценностей. С момента установления конституционной монархии в 1932 году и до текущего времени в стране произошло 13 военных переворотов, а конституция менялась 18 раз.

Усредненный среднестатистический цикл государственного правления, согласно отчетам аналитиков, можно выразить следующим образом. После военного переворота создается новая конституция, появляются новые политические партии, проводятся всеобщие выборы и вносятся изменения в действующее законодательство. После непродолжительного периода начинают накапливаться противоречия различных противоборствующих политических групп, что приводит к кризису интересов в правительстве, который разрешатся новым военным переворотом.

Подобная тенденция прослеживалась на протяжении всего ХХ века. Стоит отметить и экономическую составляющую страны. Во времена холодной войны, Таиланд присоединился к западному блоку, получив таким образом доступ на западные рынки, а также расширив окно возможной коммуникации с прозападными странами региона.

Рост уровня жизни в азиатских тиграх, таких как Япония или Южная Корея, в 70-х-80-х годах привел к тому, что в месте с уровнем жизни выросла и оплата труда. Поэтому, для сохранения рентабельности производства многие ТНК переносили предприятия в страны региона с более дешевой рабочей силой, одной из таких стран как раз был Таиланд.

Перенос производств привлек в страну иностранный капитал, что сказалось на увеличении темпов роста ВВП: с середины 70-х они составляли около 10% ВВП, а в 1988 году были достигнуты максимальные показатели в 13,3% ВВП. Однако, вследствие того, что западные инвестиции в страну были вызваны фактором дешевой рабочей силы и не сопровождались подготовленными на должном уровне грамотными экономическими реформами, экономика страны с конца 90-х годов находится в стагнации.

Несмотря на непродолжительный экономический рост, изменение экономического положения положительно сказалось на построении гражданского общества в стране. Последний военный переворот ХХ века закончился массовыми народными демонстрациями с требованием демократических преобразований.

В 1997 году была создана самая демократическая конституция страны, которая включала такие понятия как права человека, свобода слова, децентрализация власти, справедливая экономическая политика. Был создан даже комитет для борьбы с коррупцией, офис по контролю за отмыванием денег, национальный комитет по правам человека, коллегия омбудсменов.

Однако, несмотря на все позитивные продемократические преобразования, это не помогло сломить порочный круг «тайской политической модели» (военный переворот-новое правительство-новая конституция-военный переворот), и уже в 2006 году произошел новый военный переворот, в 2014 году снова военный переворот. В настоящее время по-прежнему бушует политический кризис, актуальный с 2020 года, который, по оценкам некоторых экспертов, также может вылиться в военный переворот.

Однако, несмотря на частые военные перевороты и смену конституций, в стране присутствуют разделение властей, двухпалатный парламент, действуют оппозиционные партии, есть тенденция к децентрализации власти и повышению роли самоуправления. Принимая во внимание частоту военных переворотов и смену конституций, Таиланд нельзя отнести к подлинным демократиям, исследователи характеризуют политический режим, сложившийся в стране, как смешанный или гибридный. Таиланд не занимает высоких позиций в международных рейтингах, однако, его позиции все равно довольно высокие.

В рейтинге стран по уровню демократии Таиланд занимает 72 место из 167, в рейтинге стран мира по уровню свободы человека 114 из 162, в рейтинге по уровню гражданских и политических свобод 154 место из 209.

Резюмируя вышесказанное, можно сказать, что страну нельзя однозначно отнести к демократическим, однако, существующие тенденции на построение демократии западного образца дают надежду на то, что в среднесрочной перспективе страна сможет преодолеть порочный круг военных переворотов и стать настоящей демократией.

Камбоджа

Это государство расположено в Индокитае и имеет непростую, во многом трагическую историю. С 1863 году страна попала под колониальную зависимость от французов, которые расширяли сферы своего влияния в регионе. Освободиться от колониального гнета страна смогла лишь в 1953 году, когда Париж серьезно погряз в войне с Вьетнамом, и обострение вооруженного противостояния в еще одной стране Индокитая было не в интересах Франции.

Исследователи отмечают интересный факт: росту национального самосознания кхмеров (самоназвание жителей Камбоджи) во многом способствовала активная археологическая деятельность французов. Один из величайших архитектурных памятников человечества, храмовый комплекс Ангкор-Ват, который изображен на флаге Камбоджи, был открыт французскими исследователями.

После провозглашения независимости в стране была установлена монархическая форма правления, королем стал Нородом Сианук. Политика его была абсолютно провальной, не производилось модернизации ни промышленности, ни сельского хозяйства. В стране, где большая часть населения занята сельскохозяйственными работами, применение методов экстенсивного развития не приводит к увеличению показателей, а приводит к увеличению количества голодающих.

Правление монарха можно охарактеризовать как попытка удержаться у власти за счет популизма, когда государственные идеи были настолько размыты, что в них можно было найти как коммунистические, буддийские, националистические так и капиталистические элементы. Несмотря на заявленный нейтралитет, с 1966 году Сианук заключил соглашение с Китаем о поставке продовольствия и оружия в Северный Вьетнам, а также о возможности размещения тренировочных лагерей и перевалочных баз для НФОЮВ (Вьетконг). Параллельно с этим общая стагнация экономики и ухудшения положения в стране привели к возникновению различных партизанских ячеек, которые вели борьбу против режима.

В 1970 году в Камбодже произошел государственный переворот, пришедший к власти американский ставленник Лон Нол санкционировал американскую операцию в Камбодже, а также дал согласие на бомбардировку граничащих с Вьетнамом районов Камбоджи. Неизбирательные американские бомбардировки нанесли серьезный урон как мирному населению, так и промышленной и гражданской инфраструктуре страны.

Было уничтожено около 50% всей наземной инфраструктуры, 8/10 всей промышленности, более чем 30% населения остались без крыши над головой. Однако, это не самая темная страница истории Камбоджи.

В 1975 году к власти в стране приходят красные кхмеры во главе с Пол Потом, провозглашают новое государство Демократическая Кампучия и берут курс на строительство аграрного социализма. Политика деурбанизации (выселение населения городов в деревни), которая проходила с использованием силовых методов принуждения, а также развернувшийся террор как против отдельных этнических и классовых групп, так и против просто несогласных с политикой режима, привели к трагическим последствиям.

Экономика страны оказалась в большой яме, промышленность стагнировала, а наличие сколько нибудь похожих на демократию механизмов не существовало. Геноцид, проведенный красными кхмерами унес по разным оценкам от 1 до 3 миллиона человек. Правительство красных кхмеров было свергнуто благодаря вьетнамской интервенции. После в стране смог установиться новый, более справедливый строй, однако, он долгое время не признавался многими странами и ООН.

Исследователи также отмечают факт максимального замалчивания преступлений режима Пол Пота со стороны западной прессы, так как считалось, что режим красных кхмеров более предпочтителен, чем контроль над этой территорией вьетнамским режимом.

Однако, несмотря на чудовищный по масштабам геноцид населения, к ответственности за него были привлечены всего 5 человек, многие из которых не дожили до суда. В настоящее время страной бессменно управляет вот уже 36 лет премьер-министр Хун Сен, выходец из красных кхмеров, который «порвал» с Пол Потом и своим прошлым (во времена Демократической Кампучии он находился у власти, но готовящиеся репрессии со стороны Пол Пота вынудили его эмигрировать во Вьетнам). Несмотря на попытки реставрации монархии в стране, он по-прежнему является реальным правителем государства.

Если говорить о демократических институтах, то можно отметить лишь намек на их присутствие. Формально, главой государства является король, родственник Нородома Сианука – Нородом Сиамони, однако реальная власть находиться у премьер-министра страны – Хун Сена.

Существуют выборы, но они проводятся лишь в нижнюю палату парламента (национальная ассамблея), король избирается советом королевского трона, премьер-министр назначается королем после вотума доверия нижней палаты парламента. Совет министров также назначается королем. В стране присутствует разделение властей на 3 ветви (законодательная, исполнительная и судебная). Присутствуют также оппозиционные партии, однако, их деятельность жестко подавляется со стороны премьер-министра и правящей партии. В международных рейтингах страна занимает традиционно низкие позиции. Так, в рейтинге стран по уровню демократии 134 место из 167, в рейтинге стран по уровню свободы слова 88 место из 162, в рейтинге политических и гражданских свобод 166 из 209.

Таким образом, можно сказать, что на текущий момент в стране существуют лишь намеки на демократическую модель, тенденции на реальную демократизацию общества прослеживаются слабо. Однако, в среднесрочной перспективе, после смены политического руководства, есть шанс того, что страна сможет стать на рельсы настоящей демократизации политики и общества.

Вьетнам

Это государство с богатой историей, большую часть времени своего существования оно провело в борьбе против захватчиков извне. История древности изобилует сюжетами сражений протовьетнамского государства с Китаем, а также большим количеством мятежей и восстаний против оккупационных властей.

История нового времени знаменуется тем, что Вьетнам, как и Камбоджа, попадает в колониальную зависимость от Франции (Вьетнам был вынужден подписать договор о «протекторате» Франции в 1883 году). Однако, подобное положение дел не могло устроить столь свободолюбивый народ.

В первой половине ХХ века на политическую сцену региона выходит человек под псевдонимом Хо Ши Мин, который становится популярным. В 30-е годы он создает Коммунистическую Партию Индокитая (КПИ), а в 1941 году организовывает Вьетминь – боевое крыло организации, которая начинает борьбу за независимость Вьетнама.

Французы вынуждены были отступить из Вьетнама, и страну заняли японские войска. После их разгрома, возглавляемый Хо Ши Мином Вьетминь, сверг прояпонское марионеточное правительство, провозгласив в 1945 году Демократическую Республику Вьетнам (ДРВ).

Одновременно с этим он начал мирные переговоры с Францией, требуя, чтобы оккупационные власти ушли из региона. Однако, переговоры не увенчались успехом. Лидер Вьетнама также пытался связаться с США и заручиться их поддержкой, однако, Гарри Трумэн отказался от этого. Видя бесперспективность мирных переговоров, Хо Ши Мин отправился в Москву, где заручился поддержкой СССР и КНР, что позволило ему начать активные боевые действия против оккупационных сил Франции. Соединенные Штаты, в свою очередь, поддержали французов, так как опасались распространения коммунизма в ЮВА.

Однако, ни превосходство в вооружении, ни даже поддержка США не помогли Франции победить Вьетнам. Потерпев сокрушительное поражение в битве при Дьенбьенфу, французы вынуждены были подписать мирное соглашение и признать независимость Вьетнама.

В 1954 году были подписаны Женевские соглашения, которые подразумевали временное разделение Вьетнама по 17 параллели, а также организацию свободных и равных президентских выборов на всей территории в 1956 году. Однако, они были нарушены человеком, который стал главой южной территории, подконтрольной французской администрации.

В 1955 году Нго Динь Зьем провозгласил в нарушении женевских соглашений Республику Вьетнам, заявил о непризнании ДРВ (Демократической Республики Вьетнам) и об отказе от всеобщих президентских выборов. Глава Южного Вьетнама проводил неструктурированную и бесперспективную политику, ставя во главу угла удержание власти в собственных руках. Он запустил маховик жестких репрессий против всех, кого подозревал в симпатии к коммунистам из Северного Вьетнама, это было преимущественно беднейшее крестьянство.

Однако, такая политика принесла обратный эффект, чем больше было репрессий, тем больше становилось граждан, выражающих симпатию к северовьетнамскому режиму.

В 1959 году после провозглашения декрета о вооруженной борьбе, Хо Ши Мин санкционирует создание Народного Фронта Освобождения Южного Вьетнама (НФОЮВ), который активно создает подпольные ячейки на территории Южного Вьетнама. В НФОЮВ вступают те, кто попал под репрессивный каток режима Нго Динь Зьема, а учитывая, что со временем репрессии носили все более неизбирательный и жестокий характер, поток новых членов народного фронта был нескончаемым. Нго Динь Зьема вместе с его младшим братом убили в результате военного переворота в 1963 году, так и закончилось его правление.

Следующей важной датой в истории страны является 1965 год, когда американцы, воспользовавшись сфабрикованными обвинениями против ДРВ (токинский инцидент), официально объявили о начале боевых действий против Хо Ши Мина. Война была кровопролитной, было совершено большое количество военных преступлений со стороны США, такие как носившие массовый характер внесудебные расправы над мирным населением, неизбирательные ковровые бомбардировки, применение напалма, боеприпасов, начиненных белым фосфором, а также активное применение химического оружия (агент оранж – смесь синтетических гербицидов и дефолиантов, применявшаяся для уничтожения джунглей, крайне токсичная для человека).

От применения данного вещества пострадало свыше 3-х миллионов вьетнамцев, свыше миллиона остались инвалидами, однако, правительство США не выплатило никакие компенсации, они отказались даже от выплат собственным ветеранам войны, пострадавших от контакта с этим веществом.

Ситуация с политической стабильностью Северного Вьетнама (даже смерть Хо Ши Мина в 1969 году никак не повлияла на политическую ситуацию в стране) и одновременной нестабильностью Южного Вьетнама наглядно демонстрирует искусственность и полную несостоятельность политического режима в Республике Вьетнам. После свержения и убийства Нго Динь Зьема, в 1963 власть взял генерал Зыонг Ван Минь, но был свергнут своим бывшим соратником Нгуен Кханем, который продержался у власти немногим более своего предшественника, однако, был отстранен, и власть перешла к Нгуен Ван Тхиеу, единственному лидеру Южного Вьетнама, которому удалось продержаться у власти целых 10 лет. Однако, после того как стало очевидно поражение в войне, он бежал из страны.

Война с американцами завершилась в 1973 году, они потерпели сокрушительное поражение, окончательно боевые действия завершились в 1975 году, когда армия Северного Вьетнама вошла в Сайгон (после войны переименован в Хошимин). С этого момента искусственно разделенная страна объединилась в единое государство – Социалистическую Республику Вьетнам (СРВ).

Политический строй современного Вьетнама представляет собой однопартийную социалистическую республику. Высшим органом власти является национальное собрание – однопалатный парламент. Выборы проходят по мажоритарной системе. Несмотря на то, что в стране существует всего одна партия, выборы нельзя назвать безальтернативными, так как в них могут принимать участие независимые кандидаты.

Стоит отметить, что в этой стране присутствует более 53 различных национальностей и малых народов, и законодательно закреплено наличие квоты в 18% от общего числа кандидатов для представителей народов, несмотря на то, что численность их составляет всего 15% от населения страны. В стране велик процент женщин-кандидатов, он составляет более 35%, что, согласно докладу женского фонда ООН (в 2011 году ЮНИФЕМ был объединен с ООН-женщины), является одним из самых высоких показателей в ЮВА.

Помимо успехов в области построения справедливого общества, стоит упомянуть успехи экономического развития. Государство входит в списки лидеров по темпам экономического роста и снижению уровня бедности.

Пару слов также стоит сказать об экономике Вьетнама. Несмотря на то, что государство выбрало социалистический путь развития, было решено не мешать развитию бизнеса, так как главная задача, которую декламирует партия – это развитие экономики и улучшение уровня жизни. В стране большое количество частных предприятий, так, в 2018 году 43% ВВП страны создали частные предприятия. Помимо этого, государство привлекательно для инвесторов своей политической стабильностью и предсказуемостью, компартия Вьетнама выступает как надежный гарант инвестиций.

Если посмотреть на международные рейтинги, то можно увидеть, что в рейтинге стран по уровню демократии Вьетнам занимает 131 место из 167, в рейтинге стран по уровню свободы человека 134 место из 165, в рейтинге по уровню гражданских и политических свобод 172 место из 210.

Столь невысокие показатели можно объяснить тем, что составители международных рейтингов имеют особое отношение к социалистическим режимам, которые не вписываются в их критерии, составленные, преимущественно, для западных государств.

Сингапур

Это государство, история и становление которого строится не на отрицании и борьбе с колониальной зависимостью, а с наиболее выгодным ее использованием. Сингапур – одна из тех немногих стран, которые не хотели обретения собственной независимости и видели в ней больше проблем, чем пользы.

Сингапур – это бывшая британская колония, которая получила независимость в 1959 году. Прошли первые выборы, на которых победил человек, который вписал свое имя в историю беспрецедентной борьбы с коррупцией – Ли Куан Ю.

Сперва властями государства была предпринята попытка объединиться с Малайзией, однако, уже в 1965 году (буквально через 2 года после объединения) Ли Куан Ю понимает бесперспективность этого объединения и выходит из него. После этого процесса власти страны принялись стабилизировать внутриполитическое поле, используя для этого жесткие репрессии в отношении, в первую очередь, коммунистов и, во вторую очередь, всех прочих несогласных.

Однако, жесткие репрессивные действия не вызвали серьезного всплеска напряженности, так как помимо этого в стране проводились серьезные чистки госаппарата от коррупционеров, и был взят курс на улучшение уровня жизни. Ли Куан Ю, в отличие от руководителей Южного Вьетнама, которые также использовали репрессивный аппарат, не ставил первостепенной целью удержание власти для обеспечения обогащения себя и своих приближенных, чем выгодно отличался от последних. После зачистки внутриполитического поля власти страны начали работу по обеспечению безопасности от внешних врагов.

Сингапур – это не мусульманское государство, окруженное мусульманскими странами. Поэтому, для того чтобы исключить гипотетические конфликты с этими странами, был позаимствован опыт выстраивания армии по образцу ЦАХАЛ – армии самообороны Израиля.

Однако, обеспечение безопасности страны происходило не только за счет модернизации армии, но и с помощью дипломатических методов. Выстраивание взаимовыгодного сотрудничества со всеми странами, в особенности со странами-соседями, позволило существенно разрядить обстановку. Дальнейшее активное развитие экономики способствовало созданию гражданского общества с четко сформированными запросами, в том числе, и политического характера. Изменение запросов общества можно увидеть на примере президентских выборов в стране. Так, с 1991 года президент избирается путем прямых выборов, тогда как до этого он избирался парламентом и по сути являлся лицом номинальным, а с 1991 года у него значительно расширился круг полномочий.

Если же дать краткую характеристику политического устройства государства, то стоит отметить, что Сингапур – это парламентская республика, председатель правящей партии является премьер-министром страны. Парламент государства однопалатный, с весьма интересным способом формирования.

В него входят не только депутаты, избранные по своим одномандатным округам, но также и представители парламентской оппозиции, не прошедшие на выборах (Non-constituency Member of Parliament) с тем лишь отличием, что они не могут голосовать по вопросам изменения конституции и вотуму доверия правительству и назначенных депутатов: лиц, которых назначил лично президент страны. Подобная система позволяет обеспечить больший плюрализм мнений при условии, когда де-факто страной управляет одна партия “Народное действие” являющаяся доминирующей политической партией в стране с 1965 года.

Факт авторитарности де факто однопартийной политической системы часто критикуется западными правозащитными организациями, так как они пытаются использовать западные политические стандарты к государствам Азии, что не является совсем корректным методом исследования.

Если говорить о международных рейтингах, то Сингапур занимает довольно высокие позиции, 66 место из 167 в рейтинге стран по уровню демократии, 44 место из 165 в рейтинге стран по уровню свободы человека, 127 место из 210 в рейтинге стран по уровню гражданских и политических свобод. Однако, существуют определенные проблемы со свободой СМИ, согласно всемирному индексу свободы прессы, Сингапур занимает невысокую позицию, 139 место из 180.

Подводя итог о Сингапурской демократии, хочется отметить, что особенность сингапурской и многих других восточных демократий – это опора прежде всего на идеи конфуцианства и семейности, которые в корне отличаются от западной модели с ее ценностями о свободе индивида. Конфликт идей и партий при подобной доктрине рассматривается как вредный. Во главу угла ставится идея о слиянии государства и общества, где государство воспринимается как «семья семей». Свобода в сингапурском понимании может быть только там, где господствует порядок.

Индонезия

Завершает обзор демократии в странах ЮВА самое большое островное государство в мире – Индонезия. Это страна, которая имеет большое колониальное прошлое и опыт авторитарного непотического режима, и очень маленький опыт демократии.

Индонезия – бывшая колония Нидерландов, которая провозгласила независимость в 1945 году. Однако, Голландия не признала независимость Индонезии и вела активные боевые действия против нее. В ситуацию пришлось вмешиваться ООН, для того чтобы защитить право страны на суверенитет. Однако, даже после вмешательства ООН в 1948 году, Нидерланды не прекращали попыток ограничить суверенитет страны.

Первоначально были созданы Соединенные Штаты Индонезии, в которые входила Республика Индонезия, и только к 1950 году СШИ были упразднены, и осталось одно унитарное государство – Республика Индонезия.

После обретения полной независимости, Индонезия провозгласила курс на парламентскую республику, где полномочия президента серьезно уменьшились, а роль премьер-министра возросла. Страна двигалась в русле парламентской демократии. Однако, это не принесло политической стабильности, так как интересы парламента и исполнительной власти различались.

С середины 50-х гг. Президент Сукарно все больше внедрял социалистических методов управления как в политике, так и в экономике, начав одновременно с этим сближение с Советским Союзом. В 1957 году, при поддержке военных, президент провозгласил отказ от парламентаризма и переход к политике «направляемой демократии» и доктрине «насаком» (национализм, религия, коммунизм). Подобное положение дел не устраивало представителей правых и ультраправых партий, религиозных деятелей исламского толка, а также Соединенные Штаты Америки, которые видели в сближении Индонезии с СССР угрозу собственному влиянию в регионе.

При поддержке США, в стране произошел поэтапный переворот и отстранение действующего президента Сукарно в 1965 году. Сперва неудавшийся военный путч, получивший название «движение 30 сентября», после его подавления началась контрреакция, и другая группа военных, участвовавшая в подавлении мятежа, во главе с Сухарто, отстранила президента от власти. Началось единоличное авторитарное правление Сухарто, длившееся более 30 лет (1965-1998).

Начало правления ознаменовалось массовыми политическими чистками, которые можно охарактеризовать как геноцид, направленный против сторонников коммунистической партии, а также этнических китайцев. По разным оценкам было убито от 500 тыс. до 2 млн. человек, около 1 млн. было отправлено в тюрьмы.

Сухарто сформировал новое правительство, получившее название «правительство нового порядка», была создана жесткая вертикаль исполнительной власти, роль армии выдвигалась на ключевые социально-политические позиции, а роль судебной ветви власти заметно снижена.

Был взят курс на скорейшее построение рыночной экономики, и одновременно с этим произошел резкий разворот страны на запад, отношения с СССР заметно охладели. Была произведена делиберализация общественно-политической сферы, ужесточен контроль за политическими партиями, а в состав парламента была включена фракция вооруженных сил, назначаемая лично президентом.

В 1975 году Индонезия, при поддержке Австралии, Великобритании и США (несмотря на осуждение этих действий со стороны ГА ООН и СБ ООН) вторглась в получивший независимость от Португалии в этом же году Восточный Тимор.

За время оккупации индонезийскими войсками, которое длилось 24 года, местное население подвергалось бессудебным казням, пыткам, массовым убийствам, системному и целенаправленному голоду. По оценке комиссии по установлению истины, принятию беженцев и примирению, созданной под эгидой ООН, жертвами стали от 90 до 200 тыс человек, более 70% ответственности было возложено на индонезийские войска. Завершить это безумие удалось только после отставки Сухарто в 1998 году, в 1999 был проведен референдум под эгидой ООН, и по его итогу Восточному Тимору была предоставлена независимость. Однако, перед выводом, индонезийские войска осуществили «прощальный акт агрессии», уничтожив большую часть инфраструктуры Восточного Тимора.

Отставка Сухарто произошла не внезапно, это следствие совокупности различных факторов, таких как попытка реформировать государственный строй в 80-е годы, а именно, произвести что-то наподобие перестройки в СССР с своей гласностью и открытостью, а также экономико-политической ситуацией.

Последним гвоздем в крышку гроба правления Сухарто стал азиатский экономический кризис 1997 года. После его отставки обнаружился факт того, что у бывшего президента оказалось большое состояние, которое оценивалось в 15 млрд. $., а также около 36 тыс. км². земли в собственности.

По данным Transparency International (международной неправительственной организацией по борьбе с коррупцией) за годы правления Сухарто присвоил себе из государственной казны от 15 до 35 млн.$. После его отставки правоохранительные органы не раз пытались возбуждать уголовное дело о коррупции против Сухарто, но он не дожил до начала судебных разбирательств.

Однако, было бы неверным в контексте рассмотрения вопроса становления демократии в Индонезии не рассмотреть и положительные стороны авторитарного единоличного правления Сухарто, которые впоследствии сыграли свою роль в развороте страны на демократические рельсы.

Во времена «нового порядка» активно развивалась экономика страны, во многом благодаря близким отношениям с США, которые оказывали поддержку в нахождении новых рынков сбыта и переноса производств крупных ТНК в страну. Также Индонезия была одним из учредителей АТЭС (крупнейший форум 21 экономики мира, объединяющий около 40% мирового населения и порядка 44% мировой торговли). Развитие экономической сферы привело к улучшению уровня жизни, что не могло не сказаться на увеличении запросов у населения, в том числе запросов и политического характера.

С 1998 года по настоящее время в стране проходит период демократических и либеральных преобразований. На парламентских выборах 1999 года победила оппозиционная партия, а президентом страны был избран представитель умеренно мусульманских кругов.

Правительство и парламент страны снова находились в трудных взаимоотношениях, что даже привело к отставке президента в 2001 году, однако, курс на реформирование страны не был оставлен и продолжился при новом руководителе. Были введены прямые президентские выборы, у армии убрали социально-политическую функцию. К середине 00-х, началу 10-х годов страна смогла восстановить утраченный инвестиционный климат, так как после вторжения в Восточный Тимор многие западные инвесторы покинули страну.

В настоящий момент Индонезия – это унитарная президентская республика, в которой функционирует механизм многопартийности, прямых президентских выборов с повышенной ролью законодательных органов власти.

Согласно международным рейтингам, сейчас Индонезия занимает довольно высокие позиции. Это 52 место из 167 в рейтинге стран по уровню демократии, 85 место из 165 в рейтинге стран по уровню свободы человека, 108 место из 210 в рейтинге стран по уровню политических и гражданских свобод.

Таким образом, можно сказать, что за весьма короткий промежуток времени страна смогла отойти от авторитарного правления, провести демократические реформы и стать государством с самыми высокими показателями из тех стран, что были рассмотрены в настоящей статье.

Заключение

Завершая обзорную статью, можно сделать вывод о том, что демократия по-азиатски – это сочетание политического плюрализма, свободных и честных выборов, рыночной свободы, а также социальной системы ответственности, тогда как в западных обществах больший акцент делается на свободу индивида, а не на социальную ответственность.

Исходя из определения Авраама Линкольна о демократии: «демократия есть правление народа, посредством и для народа», принимая во внимание отличия одних народов от других, можно сделать вывод о том, что демократия в странах ЮВА присутствует в том или ином виде и является общим трендом, пусть и понимание этой самой демократии, зачастую, отличается от европейских канонов.

Автор: Денис Дроздов

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций

Изображение на заставке: Image by dgim-studio on Freepik

Поделиться в сетях: