Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Демократия в Японии

Япония – это страна с удивительной историей. Государство, которое смогло не только оправиться после ядерной бомбардировки и создать одну из самых развитых экономик мира, но и в кратчайшие сроки перейти от милитаристского государства с обожествлением императора к парламентской демократии. В данной статье рассмотрены особенности становления японской демократии, описаны те факторы, которые оказали влияние на ее развитие, а также дана оценка современному состоянию демократии в стране восходящего солнца.

Если рассмотреть историю Японии, то у нас может сложиться обманчивое впечатление, что в стране восходящего солнца никогда не существовало сколько нибудь значимого опыта демократического строительства. Однако, это утверждение ошибочно. Так, продлившаяся пусть и не долго эпоха Тайсё (1912-1926) вполне отвечала требованиям, выдвигаемым к демократическим режимам.

Однако, возросшая роль милитаристов в межвоенный период свела на нет все успехи в области строительства парламентской демократии. Приход нового императора Хирохито характеризовался прежде всего усилением роли военных в государстве, а также наращиванием военной мощи. Лозунги и идеи, направленные на расширение границ Японской Империи стали звучать все активнее, а недовольная этим оппозиция жестко подавлялась. Апофеозом роста японского милитаризма и смерти ранней японской демократии стал выход страны восходящего солнца из Лиги Наций в 1933 году.

Политика, проводимая Японией в период с 1933 по 1945 год, была далека от понятия демократии, тотальная милитаризация страны, культ императора, доказанные случаи совершения военных преступлений (таких, как нанкинская резня и подобные ей инциденты) и нарушение всевозможных соглашений и норм. Примером этого являются бесчеловечные опыты над людьми, проводимые 731 отрядом, первое, документально зафиксированное применение бактериологического оружия против мирного населения (фарфоровые бомбы, начиненные блохами, зараженными чумой и оспой применялись против мирного китайского населения), все эти и многие другие факты свидетельствуют о полном отсутствии демократии в милитаристской Японии.

Кардинально ситуация изменилась в конце Второй мировой войны после применения ядерного оружия против мирных японских городов и, что еще более важно, вступления в войну против Японии Советского Союза. Все это окончательно сломило волю японского народа к сопротивлению, и император Хирохито подписал акт о капитуляции 2 сентября 1945 года.

С момента подписания акта о капитуляции начинается современная история страны. Американские власти осуществляли управление не напрямую, а опосредованно, через уже существующие японские органы власти. Исполнение указаний гарантировалось нахождением американских военных сил на территории Японии. После капитуляции началось проведение реформ, в первую очередь они коснулись формы правления, а также с императора был снят титул божественности.

Начало реформ

В 1946 году по радио Императором Хирохито был зачитан документ, в котором он отказывался от своей божественной природы, а также от превосходства японской нации над всеми остальными. После этого были произведены важные изменения, такие как:

Политические реформы
– ликвидация ограничений политических прав и свобод;
– восстановление деятельности профсоюзов;
– восстановление в правах всех оппозиционных партий, даже Коммунистической партии Японии;
– Наделение женщин избирательными правами.

Экономические реформы
– ликвидация монопольных концернов «дзайбацу»;
– проведение аграрной реформы;
– перевод экономики страны с военных на гражданские рельсы.

Реформы в сфере культуры
– Отмена цензурных ограничений времен милитаристской Японии;
– Освобождение из тюрьмы большого количества деятелей культуры и искусства;
– Вестернизация японской культуры;
– Запрет на изображение жестокости американских войск.

Демократическая конституция Японии

Проведение всех этих реформ позволило принять новую, демократическую конституцию Японии в 1947 году. Особенностями данной конституции являлись:

– Установление нового статуса императора:
С 1947 года он лишался всех властных полномочий, становился символом «государства и единства народа». Формально, он по-прежнему назначает главу кабинета министров, главного судью верховного суда и имеет право на роспуск нижней палаты парламента. Однако, все эти действия он осуществляет только «по совету и с одобрения кабинета министров», другими словами, выполняет исключительно церемониальную функцию. Все имущество было императора было передано в государственную собственность.

– Закрепление отказа от создания собственной армии
Это знаменитая девятая статья конституции, которая придает всему документу пацифистский характер государства Япония. В статье закрепляется сознательный отказ от необходимости иметь собственную армию, а также от ведения боевых действий. Взамен этого Японии разрешалось иметь только национальные силы самообороны. Эта статья всегда вызывала жаркие споры и периодически в стране восходящего солнца проводятся митинги за ее отмену. Однако, несмотря на запрет армии, Токио все же имеет определенное количество войск, строятся новые боевые корабли, а силы самообороны постоянно перевооружаются более современным оружием.

– Правовой статус личности
Эта глава закрепляет секуляризацию государства, разрешает различным другим неяпонским религиозным организациям свободно действовать на территории страны. Также нововведением стало дополнение, которое ограничивает правоприменение самообвинения человека. Другими словами, дело не может быть возбуждено против человека, если единственным доказательством вины является его собственное признание. Данная норма была введена в основной закон страны для того чтобы снизить уровень полицейского произвола, тем самым, сделать общество более демократичным.

– О основе государственных органов
В конституции страны законодательно закрепляется принцип разделения властей на судебную, законодательную и исполнительную. Подобное разделение властей позволяет относить политический строй Японии к демократическим.

– О порядке внесения поправок
Для недопущения неправомерного изменения конституции страны был предусмотрен сложный механизм внесения поправок и/или изменения конституции. Для того, чтобы изменить конституцию, необходимо заручиться не только ⅔ голосов обеих палат парламента, но и получить одобрение от населения на всенародном референдуме.

Подводя итог анализу конституции, можно отметить, что она была составлена грамотно, с опорой в первую очередь на западную модель демократии. Факт того, что до настоящего времени в конституцию страны поправки не вносились, позволяет нам говорить об удачной приживаемости данной модели политического устройства в Японии.

Безусловно, демократические преобразования страны, которая находилась на жестких милитаризированных рельсах, невозможно осуществить всего лишь путем правильной конституции.

Как и почему менялось японское общество, что послужило основными стимулами для закрепления демократических основ в японском обществе.

Как отмечают исследователи, важным критерием успеха принятия демократии японским обществом стал факт того, что демократизировали общество не неизвестные народу ставленники оккупационных властей, а все те же люди, которые работали в прошлой администрации. Этот пример был очень показательным, так как либерализацией и демократизацией общества занимались по сути дела вчерашние консерваторы и сторонники сильной императорской власти.

Конечно, это был не единственный фактор, оказавший влияние на политическое развитие страны. Одним из самых важных факторов можно назвать форсированное экономическое развитие, которое позволило выйти из послевоенного кризиса идентичности японской нации. У страны появилась новая цель – доминирование, но уже не военное, а экономическое.

Причем, экономические показатели способствовали развитию подобного курса. Так, к 1959 году рост ВВП составил более 10% в год, что не могло не сказаться на улучшении жизни населения страны. Большую роль как в экономическом, так и демократическом развитии страны сыграл человеческий потенциал. Япония еще задолго до Второй мировой войны озаботилась вопросом повышения всеобщей грамотности населения, создав целые поколения граждан с высоким уровнем образования. Однако, если во времена милитаризма японский человеческий капитал работал всецело на нужды военной машины страны, то после войны его стали использовать в мирном русле.

Говоря о плюсах той демократической системы, которая сложилась в Японии, следует упомянуть и о ее минусах. Так, на протяжении всего периода истории, у власти в стране доминирует одна партия – Либерал-Демократическая Партия Японии.

Безусловно, были периоды, когда она переходила в оппозицию, но они были крайне непродолжительны по времени. Также стоит сказать о том, что несмотря на практически монопольное правление одной партии в стране, власть никогда не переходила из демократической в авторитарную.

Это можно объяснить тем, что в стране функционируют в том числе и оппозиционные партии, которые «держат в тонусе» партию власти и всегда готовы предоставить альтернативный план развития. Присутствуют также проблемы коррупционного характера, к примеру, дело кампании «Сёва Денко», локхидский скандал, дело кампании «Рекрут» и другие.

Раскрытию подобных крупных скандалов способствовало развитая свобода СМИ, однако, согласно последним данным, свобода СМИ в Японии неуклонно падает. Если в 2010 году в всемирном индексе свободы слова Япония занимала одно из лидирующих мест (10 место), то в 2022 году она сместилась на 71 место, расположившись между Гаити и Киргизией.

Также в стране становится популярней политический абсентеизм среди граждан, они все меньше ходят на выборы. Подобное поведение может быть объяснено тем, что зачастую, решения, принимаемые руководством, напоминают принципы совещательной демократии, когда все спорные и острые моменты сперва обсуждаются кулуарно, а на публичное обсуждение выносится уже готовое решение. Помимо этого, исследователи отмечают, что в силу специфики истории японского государства, политики, равно как и общество, не имеют серьезного запроса на такие фундаментальные для западного демократического мира понятия как права человека.

Это выражается в том, что проблема прав человека почти полностью отсутствуют как в японской повестке, так и в риторике японских дипломатов, когда речь заходит о сотрудничестве со странами, в которых, по мнению западных стран, существуют проблемы с правами человека, например, Турцией или Китаем.

Заключение

В заключении стоит отметить, что несмотря на все недостатки японского политического строя, можно с уверенностью утверждать, что демократия в Японии есть. Это подтверждают также и международные индексы, так, в рейтинге стран по уровню демократии страна занимает 17 место, в рейтинге стран по уровню свободы человека 11 место, а также 13 место в рейтинге стран мира по уровню политических и гражданских свобод. Однако, согласно мнению автора, после нормализации политической ситуации в мире, при условии разрешения вопроса с нестабильностью на Корейском полуострове, Японии куда проще будет вести дела с такими странами как Китай, Россия и Южная Корея, нежели сотрудничать с странами западного мира, такими как США или странами Евросоюза.

Автор: Денис Дроздов

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций

Изображение на заставке: Image by www.slon.pics on Freepik

Поделиться в сетях: