Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Демократия в Великобритании

Когда мы рассматриваем демократию как правовую и организационную форму существования общества, в первую очередь мы невольно думаем о США, где впервые появилась Конституция, закрепившая право народа на определение своей судьбы. Однако, мы часто забываем о том, что подобные документы были приняты и ранее, и самым ярким примером такой страны является Великобритания. Именно английский Парламент оказал наибольшее влияние на развитие представительного правления. К концу 15 века английская система продемонстрировала некоторые из основных черт современной системы парламентаризма: например, окончательное принятие законов требовало одобрения законопроектов обеими палатами парламента и формального одобрения монарха.

В связи с этим, рассмотрение кейса Великобритании представляет особый интерес, поскольку «демократия» как форма организации общества не может быть единой: в каждом государстве она имеет свои черты и особенности происхождения. Данная тема является особенно актуальной в связи с последними событиями, связанными со смертью Королевы Елизаветы II и отставкой премьер-министра Лиз Трасс.

История возникновения

После нормандского завоевания Англии в 1066 году и коронации Вильгельма Завоевателя возник новый правящий класс лордов и утвердился феодализм. В Средневековье различные династические линии монархов, в первую очередь дома Плантагенетов, Тюдоров и Стюартов, управляли Великобританией в соответствии с феодальной иерархией. Однако, отношения между монархами и дворянством не всегда были гладкими.

В 1215 году напряженность между королем Иоаном и мятежной фракцией баронов привела к подписанию королем Великой хартии вольностей, которая до сих пор рассматривается как один из первых документов демократического устройства общества. Хартия защищала как церковь, так и права баронов от эксплуатации королем и его правительством. В политическую систему были введены новые органы государственной власти – общего совета королевства и комитета 25 баронов.

Примечательно, что несколько статей Хартии до сих пор действуют в Великобритании.

Совет королевства, в который последовательно входили представители низшего духовенства, рыцарей и горожан, проводил собрания, чтобы давать согласие королю по вопросам налогообложения и законодательства.

Со временем появилась также двухпалатная структура («лорды» и «общины»), с различными методами назначения – наследственными и выборными. Так был образован Парламент, который начал заниматься важными государственными делами и постепенно превратился в законодательный орган.

В 17 веке в Великобритании произошли большие политические потрясения, которые закончились «Славной революцией» 1688 года и установлением конституционной монархии. Ограничению прав монарха способствовало также принятие «Билля о правах» в 1689 году. Теперь в Парламенте также была представлена фракция вигов – демократов и коммерсантов – в противовес консервативным аристократам-монархистам – тори.

Придерживаясь политических идей о всеобщих правах, характерных для эпохи Просвещения, виги XVIII века представляли классическую либеральную позицию зарождающегося среднего класса и способствовали демократизации Великобритании.

Фракции тори и виги впоследствии стали полноправными партиями. Чтобы получить поддержку по важным политическим вопросам, монарх был вынужден выбрать в качестве премьер-министра лидера партии большинства в Палате общин и принять его предложения по составу кабинета.

К 1830 году принцип, согласно которому выбор премьер-министра и, следовательно, кабинета министров отдавался Палате общин, прочно закрепился в (неписаной) британской конституции.
Однако парламентское правление в Великобритании еще не было демократической системой.

Реформа 1832 года, которая обычно рассматривается как исторический рубеж в развитии демократии в Великобритании, предоставила право голоса мелким землевладельцам, фермерам-арендаторам, владельцам магазинов (было охвачено примерно 7% взрослого населения), но ввела препятствия для голосования женщин.

Потребуются дополнительные акты парламента в 1867, 1884 и 1918 годах для обеспечения всеобщего избирательного права для мужчин и еще один закон, принятый в 1928 году, чтобы дать право голоса всем женщинам. К 1969 году всеобщее избирательное право было распространено на мужчин и женщин старше 18 лет.

Основные институты современной Британской демократии

Согласно индексу демократии, который составляется Economist Intelligence Unit, в 2021 году Великобритания занимала 18 место с общим показателем 8, 10 (из 10.00 возможных) и идентифицировалась как «Полноценная демократия». Данный рейтинг учитывает уровень избирательного процесса, эффективности правительства, политического участия и обеспечения гражданских свобод.

Великобритания является демократически-парламентской монархией, но в ней нет привычной нам Конституции – этот документ некодифицирован и основан на сочетании статутов, конвенций, прецедентов и обычаев (Вестминстерская система). Основы государственного устройства, заложенные в прошлом, сохраняются и сегодня.

Так, Парламент, главный законодательный орган, всё так же состоит из двух палат (верхней палаты лордов – духовных и светских, среди которых различают пожизненных и наследственных пэров; нижней палаты общин – состоит из избираемых членов, выборы проводятся каждые пять лет). Монарх стоит во главе Парламента. Палата общин представляет народ Великобритании и является самой важной частью Парламента. Законы, принятые Палатой общин, не могут быть отклонены Палатой лордов. Даже если монарх не согласен с законом, он должен его подписать. Законодательная власть принадлежит также Парламентам Шотландии, Северной Ирландии и Уэльса.

Премьер-министр и Кабинет возглавляют исполнительную власть. Премьер-министр назначается монархом и обычно является лидером партии, имеющей большинство в Палате общин. Премьер-министр, в свою очередь, выбирает остальных министров и формирует Кабинет. При этом при монархе существует Тайный совет, рассматривающий наиболее важные вопросы государственной политики.

В Великобритании существует много политических партий, некоторые из которых представлены в Палате общин и Палате лордов, однако с 1920-х годов двумя доминирующими партиями являются Консервативная партия (тори) и Лейбористская партия.

В прошлом Либеральная партия была другой крупной политической силой, наряду с консерваторами. Сегодня избирательная система имеет тенденцию поддерживать доминирование двух партий, хотя каждая из них в прошлом столетии полагалась на либерал-демократов, чтобы обеспечить рабочее большинство в парламенте. Коалиционное правительство консерваторов и либерал-демократов находилось у власти с 2010 по 2015 год, что стало первой коалицией с 1945 года.

Роль монархии после смерти Елизаветы II

На протяжении веков английская монархия обладала огромной властью, но ее история полна вызовов этой власти. Монарх остается главой британского государства, высшим представителем Соединенного Королевства на национальной и международной арене. Однако главой британского правительства является премьер-министр. Один служит символом страны, а другой служит главой правительства и реально управляет страной. Поэтому существует известное выражение «Английский монарх царствует, но не правит».

Но у британской монархии иная важная миссия – это символ национальной идентичности, единства и гордости, который дает ощущение стабильности и преемственности. Согласно британской конституции, суверен вступает на престол в момент смерти своего предшественника, еще до того, как он будет провозглашен народу, и междуцарствия не существует. Британский суверен также является главой 15 государств Содружества наций.

Королева Елизавета II была одной из самых известных и почитаемых личностей на Земле. В качестве номинального лидера Соединенного Королевства с 1952 по 2022 год — монарха страны, находящегося на этом посту дольше всех, — она оказала влияние на весь мир.

Во время своего правления королева Елизавета II регулярно выступала с официальными речами по праздникам и особым случаям. Королева также поддерживала тесный контакт с премьер-министром, но никогда публично не вмешивалась в политические дебаты, и никакие окончательные решения не зависели от нее. Поскольку королевская семья потеряла большую часть своей политической власти, вместо этого она подчеркивала свою роль в различных благотворительных организациях — королева была титульным «покровителем» более 600 благотворительных организаций.

Несмотря на такое огромное влияние, королева не обладала реальной властью в британском правительстве, равно как и ее преемник король Карл III. Если судить по масштабам траура (или общественным опросам) после смерти королевы Елизаветы II, то ясно, что Британия по-прежнему в значительной степени является нацией роялистов.

В то время как помпезность, традиции и чувство истории, несомненно, играют определенную роль в сохраняющейся привлекательности монархии, также играет роль и тот факт, что монарх рассматривается как аполитичная фигура, существование которой посвящено служению миру.

В случае с королевой Елизаветой II это, пожалуй, лучше всего иллюстрируется многочисленными случаями, когда ей приходилось принимать у себя авторитарных лидеров, таких как, например, румынский Николае Чаушеску. Избавление от монархии или просто отказ от ее церемониальных обязанностей означали бы «огромное изменение», в значительной степени потому, что это потребовало бы полной перестройки способа управления Великобританией.

Выборы

Несмотря на то, что Великобритания является самым ярким примером монархии, государство позволяет как можно большему количеству людей влиять на его управление.

Некоторые виды выборов проходят по всей Великобритании, включая:
1) всеобщие парламентские выборы в Великобритании (раз в 5 лет). Голосование проходит в один день. Жители выбирают из списка кандидатов, за кого они хотят голосовать. Затем кандидат, набравший наибольшее количество голосов, становится депутатом от этого района. Партия с наибольшим количеством избранных депутатов формирует правительство, а их лидер становится премьер-министром. Если на выборах не побеждает ни одна партия, может быть сформировано коалиционное правительство.
2) выборы в шотландский парламент, Сенедд (Уэльс) и Ассамблею Северной Ирландии.
3) выборы в местные советы.

Свобода слова, СМИ

Свобода печати была официально закреплена в Великобритании по истечению срока действия Закона о лицензировании в 1695 году. Однако, по состоянию на 2022 год Соединенное Королевство занимает 35-е место в Индексе свободы прессы. После смерти принцессы Дианы к свободе прессы стали относиться более критически, чем когда-либо прежде.

На цифровых новостных рынках по-прежнему преобладают традиционные новости и особенно национальные газеты. В последние годы между правительством и СМИ неоднократно возникала напряженность из-за действий правительства в отношении Brexit и пандемии COVID-19.

Например, 3 февраля 2020 г. политические журналисты бойкотировали правительственный брифинг после того, как некоторым изданиям было запрещено присутствовать на нем. Безопасность журналистов по-прежнему вызывает озабоченность в Северной Ирландии, где им угрожают за репортажи об организованной преступности.

Британские СМИ имеют очень концентрированную структуру собственности: шесть миллиардеров владеют большинством голосов в главных национальных газетах, из-за чего часто отсутствует настоящая редакционная независимость.

СМИ, которые непосредственно получают от правительства финансирование (например, BBC), рискуют потерять свой доход каждый раз, когда они критикуют действующее правительство.

Недоверие к традиционным СМИ привело к росту популярности альтернативных новостей в Великобритании: левые Evolve Politics или Squawkbox, центристская Byline Times, правые Breitbart и Guido.

Общественные и благотворительные организации

Великобритания известна большим числом НКО, общественных и благотворительных фондов, которые предлагают различные программы предоставления грантов, финансируемые за счет пожертвований отдельных лиц, семей, предприятий, а также грантов местных властей и правительства.

По данным Ассоциации благотворительных фондов, в стране насчитывается более 10 000 трастов и фондов, ежегодно распределяющих гранты на сумму более 2 миллиардов фунтов стерлингов. Примечательно, что впервые благотворительный фонд зарегистрировали именно в Великобритании, в XII веке.

Сегодня благотворительная организация может лоббировать законодателей, призывать общественность участвовать в политических мероприятиях, чтобы повлиять на государственные органы изменить закон.

Самой известной благотворительной организацией является Charities Aid Foundation. Не менее значимым является также The International Records Management Trust, который ставит своей целью защиту прав человека по всему миру и укрепление демократических основ. Благотворительность в Англии совмещается также со спортом. Примером являются многочисленные гонки, забеги, заплывы, скачки. Ради благотворительности англичане участвуют в велопробегах, занимаются греблей и т.д. Всегда поощряется привлечение к процессу спонсоров.

Если мы говорим про сферу образования, то здесь заметно выделяется Лондонское Королевское общество (The Royal Society), которое не зависит от государственных научных учреждений и предоставляет гранты на проведение конференций и публикацию исследований.

В России, например, до февраля 2021 года весомое значение имела стипендия Оксфордского Российского Фонда, которая поощряла талантливых студентов со всей страны за академические достижения.

Сменяемость власти

В Великобритании порядок престолонаследия регулируется Актом о наследовании короны от 2013 года. Согласно закону, порядок наследования определяется простым старшинством и не зависит от пола. То есть, первый наследник и его потомки имеют приоритет перед остальными: они находятся в списке наследников престола в порядке их рождения.

Однако, для членов королевской крови, родившихся до 28 октября 2011 года, по-прежнему действовало мужское первородство – дети мужского пола имели приоритет перед девочками. Если родители вступают в брак после рождения ребенка, он исключается из претендентов на власть.

Что касается сменяемости премьер-министра, то за последние шесть политически неспокойных лет, связанных, в том числе, с Brexit и пандемией COVID-19, в Великобритании сменилось четыре премьер-министра. Как было отмечено выше, на самом деле британцы никогда не голосуют за своего премьер-министра, потому что партия, получившая большинство мест в Палате общин, формирует правительство, и лидер этой партии автоматически становится премьер-министром.

Таким образом, новый премьер-министр Риши Сунак, лидер Консервативной партии, по закону не обязан созывать всеобщие выборы, чтобы получить мандат на свою программу для правительства. Но политические решения, принятые в ближайшие несколько месяцев, будут иметь последствия на годы вперед.

Для британцев существует политическая необходимость иметь право голоса в отношении того, как их лидеры должны справиться с текущим кризисом. Игнорируя этот императив, партия тори рискует еще больше подорвать веру в британский демократический процесс.

С другой стороны, бывший премьер-министр Лиз Трасс, которая провела на своем посту лишь 45 дней, ранее подвергалась серьезной критике, например, за налоговые инициативы и планы формирования бюджета, из-за чего популярность консерваторов упала до рекордно низких показателей за всю историю социологических опросов в Великобритании. Но эти процессы лишь показывают, что политическая жизнь Великобритании – достаточно бурная и полна неожиданных поворотов, а именно так и работает демократический процесс. Смена премьер-министра показала, что Великобритания – странна ценностей, а не персоналий.

Роль религии

Монархом в Великобритании может быть только лицо, состоящее в евхаристическом общении с Англиканской церковью (протестант). От престолонаследия отстраняются лица католического вероисповедания.

Несмотря на это, вера в «бога» в Великобритании находится на достаточно низком уровне. По данным 2020 года, только четверть британцев (27%) говорят, что верят в «бога». Еще каждый шестой (16%) верит в существование «высшей духовной силы», но не в «бога» [1] .

Сегодня в Британии нет определенной религии, которая могла бы определить общественные интересы или общую идентичность. Но религия, конечно, не исчезла из британской общественной жизни. Англиканская церковь по-прежнему играет большую церемониальную роль, даже если церемонии являются национальными. Например, Елизавета II была верховным правителем англиканской церкви.

Успехи и провалы демократии в Великобритании

Несомненно, за свою многовековую историю Великобритания либо доказывала эффективность своей демократической системы, либо, наоборот, подрывала ее. Например, первая с 1945 года коалиция мирного времени между консерваторами и либерал-демократами ознаменовала 2010-2015 годы как необычный период отношений парламента с правительством.

Министры были уникальным образом подвержены воздействию правых сторонников тори и левоцентристских либерал-демократов, не согласных с политикой правительства. Таким образом, в Парламенте были представлены разные силы и, пожалуй, это можно считать удачным правовым моментом.

К тому же, исторически премьер-министр и правительство сохраняли за собой прерогативу вступать в войну и ратифицировать договоры. Закон о конституционной реформе и управлении 2010 г. ограничил полномочия по ратификации договоров. Возможность вводить британские вооруженные силы в войну была заменена новой конвенцией, согласно которой депутаты должны голосовать до того, как крупные наступательные действия будут предприняты. Например, в августе 2013 года депутаты отклонили предложение о военных действиях против правительства Асада в Сирии. Эта последовательность предполагает, что право начинать войну теперь подлежит одобрению Палатой общин.

Но сегодня, пожалуй, Brexit является самым противоречивым феноменом, который не только обнажил недостатки европейской системы, но и расколол британское общество. 52% британцев проголосовали за выход из ЕС, а 48% проголосовали за то, чтобы остаться. Преимущество этого референдума в том, что он показал, чего хочет большинство.

К сожалению, у избирателей не было возможности узнать, что означает вариант «Выход». Информация, доступная британским избирателям, была неполной из-за отсутствия опыта. Ни одна страна никогда не выходила из такой организации, как ЕС, и никто не мог реально предвидеть, каковы будут истинные последствия для граждан.

К тому же, некоторые события в прошлом также подрывали статус Великобритании как демократической страны. Например, колониальное наследие страны имеет несколько спорных моментов. С одной стороны, при британском правлении в колониях были приняты демократические нововведения, такие как выборы или «тренировочные» законодательные органы и конституции.

Тем не менее, эти институты не предназначались для выявления реальной народной воли. Они были построены так, чтобы население не смогло бросить вызов британскому правлению. Законодательные дискуссии были предназначены для того, чтобы разделить колониальное общество и заставить его представлять себя разделенным, нуждающимся в колониальном суверене для сохранения мира и единства.

Огромное число споров вызывает также война Великобритании с Аргентиной за Фолклендские острова в 1982 году. Маргарет Тэтчер использовала победу над Аргентиной для демонстрации того, что Великобритания «очнулась» от международного упадка.

В политическом плане Фолклендская война обеспечила выживание политической карьеры Маргарет Тэтчер и ее переизбрание после чрезвычайно низкого рейтинга популярности. К тому же, победа в Южной Атлантике вновь заставила Великобританию почувствовать себя великой державой, какой, по мнению Тэтчер, она и должна быть. Но это ощущение статуса крупной державы, по крайней мере частично, привело к пагубному вмешательству Великобритании в дела Ирака и Ливии, что многие эксперты назвали «манией величия».

Заключение

Проведенное исследование показало, что Великобритания действительно обладает огромным набором институтов и норм, которые позволяют идентифицировать страну как демократию. Вместе с тем, влияние крупных корпораций и богатых людей на британскую политическую систему беспрецедентно.

К тому же, по мере того, как быстро происходит смена премьер-министров в стране, многие британцы начинают задаваться вопросом, почему у них нет шанса повлиять на то, кто станет их следующим лидером.

Все вышеперечисленные факторы, в особенности Brexit, говорят о перестройке британского общества и порой о неустойчивости британской демократической системы, несмотря на ее многовековую историю. Это еще раз подчеркивает, что демократия не является образцом или шаблоном и её состояние зависит от определенных политических и социальных процессов в отдельной стране.


[1] https://yougov.co.uk/topics/society/articles-reports/2020/12/29/how-religious-are-british-people

Автор: Варвара Заикина

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций

Изображение на заставке: Image by vwalakte on Freepik

Поделиться в сетях: