Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Демократия в Европе. Часть II

Вторая часть обзорной статьи о демократии в Европе посвящена анализу и разбору европейской интеграции, которая смогла перерасти в Европейский Союз. Обозначены причины, повлиявшие на успешность интеграционного движения в Европе. Как отмечают многие эксперты, существующий высокий уровень демократических прав и свобод в большинстве стран Европы во многом обеспечен едиными интеграционными объединениями, благодаря которым действуют общие нормы и правила.

«Единая Европа» как идея

«Единая Европа», как идея, зародилась довольно давно, так как на это существовали конкретные экономические и политические предпосылки. Также этому способствовала историческая и культурная близость народов Европы.

Первые оформленные идеи о создании единого европейского пространства появились в XVIII веке. Так, французский публицист Шарль де Сен-Пьер предлагал создание единой европейской конфедерации из 18 государств с общей казной и едиными таможенными границами, а известный немецкий философ Иммануил Кант писал о «конгрессе вечного мира».

Первые же реальные попытки были предприняты уже в XIX веке. Во времена правления Наполеона Бонапарта был создан «таможенный союз», главной целью которого было навязывание французского гегемонизма и борьба с английским влиянием в Европе.

Следующей вехой в развитии идей единой Европы принято считать концепцию, которую предложил польский деятель Войцех Ястшембовский – идея о так называемых «Соединенных Штатах Европы» – надгосударственном образовании, которое должно было стать первой международной организацией, объединяющей страны европейского континента.

Данная концепция будет проходить красной нитью через весь 19 век, различные политические и общественные деятели будут призывать к созданию СШЕ (Соединенных Штатов Европы). Тогда же впервые будет озвучена идея опоры на экономическую составляющую союза, а не на политико-государственную.

Эту мысль высказал польский писатель Теодор де Корвин Шимановский, в его концепции также присутствовали такие понятия как центральный европейский банк и единая европейская валюта. Все это представляло собой новаторский подход, особенно, если учитывать, что данные идеи были высказаны в конце XIX века.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что идеи и концепции единого европейского политико-экономического пространства зародились не на пустом месте, а имеют под собой не только логические, но и исторические обоснования. При наличии такой обширной историко-политической базы, сформированных концепций, понятных целей и способов их реализации, объединение Европы становилось вопросом времени.

Объединение Европы и мировые катаклизмы

Идеи о единой Европе отошли на второй план во время Первой мировой войны, когда вместо объединения государств в федерацию или конфедерацию, произошло объединение по блоковому принципу, что способствовало нарастанию противоречий и усилению разделения. Межвоенный период также не принес много новшеств в идеи о единой Европе.

После октябрьской социалистической революции в России Европа разделилась на сторонников «левых» и «правых» политических партий. Безусловно, подобное разделение не могло не сказаться на идеях об объединении, однако, новой определяющей константой стала не экономика, а вектор движения, левый или правый. С помощью идеи о единой Европе политические партии старались решить собственные проблемы.

В 1923 году, народный комиссар Лев Троцкий призывал объединить Европу на социалистических принципах, создав социалистические штаты Европы, тогда как австрийский Граф Рихард фон Куденхове-Калерги в том же году основал «панъевропейское движение», основной идеей которого было объединение на основе консервативных и христианских принципов.

Однако, планам объединить Европу не суждено было сбыться, так как межвоенный период был довольно коротким, и уже в начале 40-х годов континент снова стал театром боевых действий.

После окончания Второй мировой войны мир был поделен на сферы влияния, началось активное противостояние социалистической и капиталистической идеологии. Европа также была разделена на сферы влияния, которые проходили по границе разделенной на 2 государства Германии – ГДР и ФРГ.

Государства Европы испытывали большие трудности из-за последствий войны. Почти во всех странах наблюдался кризис, повреждены инфраструктурные объекты, существовали демографические и миграционные проблемы. На фоне бедности и политической нестабильности набирали популярность левые про-социалистические партии.

Опасаясь, что подобная ситуация может привести к массовому приходу коммунистов в странах Европы, США в 1947 году создают «План Маршалла», который подразумевает экономическую помощь в обмен на политические изменения, а именно в обмен на запрет деятельности коммунистических партий и «выдавливание» коммунистов из правительств стран, которые хотели получать экономическую помощь. На данную программу согласились 17 государств Европы, которые оказались в западной сфере влияния. После завершения действия плана Маршалла начался новый этап сближения стран Европы.

Объединение послевоенной Европы

Для того, чтобы описывать дальнейший ход событий, необходимо пояснить саму логику, которой руководствовались, предлагая те или иные интеграционные объединения в послевоенной Европе. Основной задачей было гарантированное обеспечение недопущения новой глобальной войны на континенте. Как показала практика, одних лишь политических инструментов для этого недостаточно, поэтому было решено использовать экономические методы.

Суть данной концепции заключалась в том, чтобы сделать саму концепцию войны невыгодной путем достижения такого существенного уровня экономической взаимозависимости, при котором выход из этой цепочки будет болезненным.

В 1950 году было предложено объединить усилия Германии и Франции в области рынков угля и стали, экономически связать давних противников и устранить те противоречия, которые обострились во время Первой и Второй мировых войн. Предложение оказалось привлекательным и для остальных стран, уже к 1952 году к договору присоединились страны БЕНИЛЮКС (Бельгия, Нидерланды, Люксембург) и Италия, создав таким образом ЕОУС (Европейское Объединение Угля и Стали). Это объединение включало в себя бывших противников во Второй мировой войне, и способствовало созданию благоприятного климата для сотрудничества в Европе.

К 1957 году страны осознают необходимость дальнейшей интеграции, и создается Европейское Экономическое Сообщество, которое объединило 6 стран: Францию, ФРГ, Бельгию, Нидерланды, Люксембург, Италию.

Основными целями ЕЭС провозглашались:
1. Ускорение экономического развития
2. Создание общего рынка товаров и услуг
3. Содействие свободе перемещения в рамках Сообщества

Кроме этого, страны договорились о создании дорожной карты по единому планированию развития в следующих направлениях:
1. Развитие транспортной инфраструктуры
2. Развитие торговой инфраструктуры
3. Согласование единой сельскохозяйственной политики

Последний пункт был особенно важным, так как он подразумевал создание общего рынка сельхозпродукции, содействие формированию единой ценовой политики и обеспечение всех фермеров Содружества достойной оплатой труда. В том же году было создано Европейское Сообщество по Атомной энергетике (Евроатом). Это соглашение было призвано содействовать мирному использованию атомной энергии странами-членами сообщества, а также продвигало нарратив о едином экономическом пространстве.

Экономический успех европейских интеграционных объединений способствовал тому, что они стали привлекательными для остальных стран Европы.

В 60-х Британия предприняла свою первую попытку присоединиться к ЕЭС, однако, ее заявка была заветирована Францией, которая полагала, что Лондон проводит слишком зависимую политику от Вашингтона, что могло бы пошатнуть суверенность ЕЭС.

Европейское сообщество

В 1965 году произошло объединение ЕОУС, ЕЭС и Евроатома по договору слияния в Европейские Сообщества с единым централизованным управлением. Это решение упростило коммуникацию внутри образующейся Еврозоны, и, как следствие, улучшило экономические показатели стран-участниц, что сделало ЕС (Европейские Сообщества) более привлекательным для остальных стран. В 1973 году Великобритании удается со второй попытки стать членом этой организации, Заявки также подают Ирландия и Дания.

Следующей важной вехой стало формирование Европейского Совета в 1974 году, что позволило продолжить централизованную институционализацию органов управления организацией.

В середине 70-х свои заявки на членство в организации подают Греция и Португалия, которые смогли избавится от диктаторских режимов (режим Салазара в Португалии и хунта черных полковников в Греции) и сменили изоляционистскую политику на политику интеграционную.

В 1986 году был подписан новый крупный документ – Единый европейский пакт, который предусматривал создание общего рынка к 1992 году, а также был нацелен на устранение любых препятствий для перемещения людей, товаров и услуг. Также пакт обязывал привести законодательные нормы стран-участниц в соответствие с грядущим созданием единого рынка в 1992 году.

В 1989 году после падения берлинской стены и объединения Германии, ГДР, но уже в составе ФРГ, также вошла в состав единого европространства.

Европейский Союз

Важной вехой в развитии европейской интеграции стал 1992 г., когда был подписан Маастрихтский договор о создании Европейского Союза, объединения не только экономического, но и политического, помимо прочего, также была проработана идея о создании единой валюты.
В 1995 году подписаны шенгенские соглашения, которые упразднили пограничный контроль и обеспечили полную свободу перемещения внутри ЕС.

В 1998 году создан Европейский Центральный банк, который был необходим для введения новой, единой валюты внутри Союза, которая была юридически введена в 1999 году, однако ее фактическое хождение началось уже в начале 00-х годов. За введение новой валюты проголосовали все страны ЕС, за исключением Великобритании и Швеции.

После развала СССР и краха восточного блока, на территории Восточной Европы появились новые государства, которые также изъявили желание войти в состав ЕС.

Крупное расширение Еврозоны произошло в 2004 году, когда в состав ЕС вошли 8 стран, в числе которых были как бывшие республики СССР (прибалтийские государства Эстония, Латвия и Литва), так и прочие страны восточной Европы, такие как Польша, Чехия, Словакия, Венгрия и другие.

Кроме этого, была произведена попытка создать конституцию ЕС, однако, она не увенчалась успехом. Следующее расширение произошло через 3 года, к ЕС присоединились Румыния и Болгария, в том же году подписан Лиссабонский договор, предназначение которого заключалось в замене несостоявшейся конституции ЕС. В нем окончательно обозначены и разграничены полномочия институтов ЕС.

Испытания ЕС на прочность

После окончательного оформления в союз не только экономический, но и политический, ЕС столкнулся с различными трудностями. Среди них можно выделить преодоление международного финансового кризиса 2008 года, когда Греции, Португалии и Ирландии пришлось оказывать финансовую помощь для преодоления последствий кризиса. Взамен эти страны провели ряд реформ, нацеленных на экономию госбюджета и повышение налоговых ставок.

Следующим важным испытанием стал миграционный кризис 2014-2015 гг., когда вследствие дестабилизационной ситуации, вызванной волной протестов в странах Ближнего Востока – эти акции протеста получили название «Арабская весна», толпы мигрантов устремились в Евросоюз.

Для преодоления кризиса были предприняты различные меры, вплоть до воссоздания пограничных кордонов в ряде государств ЕС, а также попытки профинансировать Турцию и Ливию для того, чтобы эти страны задержали поток мигрантов. Однако, несмотря на все меры, большое количество представителей совершенно чуждой культуры оказались в ЕС.

Незнание языка, иные нормы морали и права, все это привело к маргинализации и криминализации мигрантов, количество преступлений внутри еврозоны увеличилось самым существенным образом. Неспособность же властей своевременно и эффективно решить проблему с мигрантами привела к росту популярности правых и ультраправых партий. Все эти события спровоцировали выход Британии из ЕС, в стране состоялся референдум в 2016 году, на котором верх одержали евроскептики. Этот процесс был длительным и болезненным, завершился он только спустя 4 года, в 2020 году.

Членство в ЕС: престиж и ответственность

Европейский Союз – это престижная региональная организация, членство в которой открывает новые возможности в области экономической кооперации. Однако, для того чтобы стать членом ЕС, необходимо соответствовать определенным экономическим и политическим требованиям.

Помимо этого, стоит учитывать, что открытый рынок способен негативно повлиять на внутренний рынок, обанкротить внутренние производства. Однако, несмотря на все риски и трудности, существуют большое количество стран, которые стремятся стать членами ЕС.

В настоящее время Европейский Союз находится в условиях кризиса, который вызван совокупностью экономических и политических факторов. Проводимая политика стран Еврозоны после начала СВО мало отвечает экономическим интересам стран Европы, что приводит к рецессии во всей Еврозоне, а также закрытию предприятий и поднятию цен на коммунальные услуги. Все это также усугубляется большим потоком беженцев с территории Украины, из-за которых страны Европы также вынуждены нести дополнительные расходы.

Институциональное устройство ЕС

Европейский союз как политическое образование, имеет разделение властей.

Законодательная власть представлена Европарламентом и Советом ЕС. В Европарламент проходят прямые выборы раз в 5 лет. Количество мест для каждой страны квотировано и зависит от численности населения.

Совет ЕС или, как его часто называют, совет министров ЕС, состоит из делегируемых министров стран-участниц, по одному представителю от каждой страны. Он ответственен за оборонную и внешнюю политику Евросоюза.

Исполнительная власть представлена Европейской Комиссией, состоящей из делегированных комиссаров, по одному представителю от каждой страны-участницы. Еврокомиссия следит за исполнением законов внутри ЕС.

Высшим политическим органом ЕС является Европейский совет, который состоит из глав государств и глав правительств стран-участниц. В ведении Европейского Совета находится определение траектории движения ЕС.

Судебная власть представлена Судом Европейского Союза. Он также имеет коллегиальную структуру и формируется из судей стран-участниц, по одному человеку из каждой страны.

Денежную политику ЕС определяет Европейский Центральный Банк, он же занимается реструктуризацией долгов и предоставлением кредитов и субсидий.

Можно сделать вывод, что политические институты ЕС являются проработанными, в их основе лежат демократические принципы управления. К примеру, в Европарламенте ни у одной из партий нет большинства, что вынуждает их вступать в коалиции и формировать блоки, договариваясь о тех или иных уступках.

Заключение

Подводя итог стоит отметить, что в основе ЕС лежало в первую очередь взаимовыгодное экономическое, но отнюдь не политическое сотрудничество. Политическая же составляющая была по большей части продиктована экономической целесообразностью. Совокупностью этих факторов можно объяснить столь большой экономический успех, которого добились страны Еврозоны.

Однако, последние действия ЕС можно трактовать как преобладание политики над экономикой, что однозначно крайне негативно сказалось на всех странах ЕС. Остается надеяться, что в среднесрочной перспективе экономический прагматизм вновь станет основным фактором, определяющим европейскую политику, так как опыт показывает, наиболее прочны и долговечны те структуры, где экономика имеет примат над политикой. В противном случае не исключено усугубление ситуации, возрастание популярности евроскептицизма и ультраправых партий, если такой сценарий будет реализован, он обернется большими потрясениями, которые затронут не только Европу, но и весь мир.

Автор: Денис Дроздов

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций

Изображение на заставке: Image by fabrikasimf on Freepik

Поделиться в сетях: