Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Демократия на Корейском Полуострове

В данной статье будет рассказано о демократии в странах, появившихся в результате искусственного разделения одного народа. Северная Корея и Южная Корея избрали разные пути развития – социалистический и капиталистический. Автор не ставит себе задачи оценить правильность или ложность того или иного пути развития, очернять или обелять те политические уклады, которые сложились в данных странах. Настоящая цель статьи – показать, каким образом страны пришли к такому положению дел, понять, что повлияло на их формирование, оставляя выбор читателю о правильности и справедливости того или иного пути развития.

Историческая ретроспектива

Для понимания политической ситуации Начать повествование следует с исторической ретроспективы. С 1910 года Корея была оккупирована милитаристской Японией и была лишена суверенитета на 35 лет. Оценки данного периода имеют противоречивый характер.

Японские исследователи настаивают на том, что в этот период было произведено качественное улучшение индустриально-технической базы, заложены материальные основы для будущего корейского индустриального роста. Также увеличилась вдвое средняя продолжительность жизни, было открыто большое количество учебных заведений.

Однако, вместе с этим производилась насильственная японизация корейского населения. В последний этап оккупации (1939-1945) она проводилась особенно жестко. Японцы хотели уничтожить корейскую идентичность, запрещали не только корейский язык, но и корейские имена.

Большое количество корейских женщин было насильно вывезено из страны, их принуждали к занятию проституцией в так называемых «домах утешения». Японское правительство, несмотря на серьезную доказательную базу этих преступлений, до сих пор отрицает свою причастность к этому.

После поражения милитаристской Японии во Второй мировой войне, силы союзников в Корее остановились на 38 параллели, которая и поныне служит линией разграничения между двумя государствами.

Не сумев договориться о будущем корейского полуострова, Соединенные Штаты начали создавать правительство в своей зоне оккупации, на что Советский Союз ответил зеркально.

Так начинается история раздельного существования двух Корей – Корейской Народно-Демократической республики на территории бывшей советской зоны оккупации и Республики Корея на территории бывшей американской зоны оккупации.

Развитие и становление демократии в Республике Корея

Ее независимость была провозглашена в 1948 году. США сделали ставку на человека, имевшего большой опыт во взаимодействии с Вашингтоном, на Ли Сын Мана, поддержав его кандидатуру и признав его руководителем Республики Корея после итогов президентских выборов 1948 года.

Формально, это должно было легитимировать его власть, однако, президентские выборы не были прямыми, а происходили посредством голосования в конституционной ассамблее, выборы в которую прошли в том же году. Как отмечает ряд западных и южнокорейских исследователей, выборы в конституционную ассамблею произошли слишком стремительно, и в условиях политического террора и общей политической малограмотности населения. По стране прокатилась волна протестов этим выборам, которая жестоко подавлялась силами американской армии.

Учитывая все эти факторы в совокупности, можно констатировать, что американская администрация оказала большое влияние на данные выборы. Несмотря на то, что Ли Сын Ман долгое время находился в Соединенных Штатах, у него не сформировалось «любви» к демократическому строю.

Правление его носило характер диктатуры, имели место быть громкие коррупционные скандалы, подтасовки выборов и раскрутившийся маховик репрессий, который обрушился не только на коммунистически настроенных граждан и им сочувствующих, но и на всех несогласных с его методами управления государством.

В экономике, которая смогла быстро восстановиться после Корейской войны 1950-1953 годов, также не было заметно больших успехов, несмотря на большие финансовые поступления со стороны Соединенных Штатов. Это объясняется большой коррумпированностью всей политической системы при Ли Сын Мане.

«Диктатура развития»

Подобное положение дел привело к возникновению народных волнений и свержению Ли Сын Мана в 1960-м году. Последовавшая эпоха политической нестабильности прекратилась с приходом ставленника от военных – Пак Чон Хи, эпоха правления которого получила название «Диктатура развития».

Он был несменяемым лидером на протяжении 16 лет и сумел вывести страну из тяжелого экономического положения, подготовив основу для возникновения «корейского экономического чуда». Однако, как следует из названия, характеризующего эру его руководства, за экономическим преобразованиями улучшений в области демократии не было. Маховик репрессий по-прежнему обрушивался на несогласных, больше всего страдали от них сторонники социалистических взглядов.

Улучшение экономических показателей привело к тому, что повысился общий уровень жизни, и, как следствие, повысился общий уровень грамотности, появился запрос на демократические преобразования.

Однако, Пак Чон Хи подавлял силой любые демонстрации против его авторитарного правления. Политическая нестабильность нарастала, и в 1979 году он был убит заговорщиками. Одновременно с этим проблемой авторитарного характера власти в РК обеспокоились и в Соединенных Штатах.

Администрацией Рейгана был взят курс на постепенный демократический транзит в Южной Корее. Соединенные Штаты понимали круг проблем, который стоит перед администрацией президента Чон Ду Хвана, а именно большие военные расходы, последствия топливного кризиса, что в совокупности привело к падению экономического роста.

Вашингтон субсидировал покупку нового вооружения для Республики Корея, а также гарантировал наличие американских войск на территории страны, тем самым снизив бремя военных расходов на экономику. Также были предоставлены экономические субсидии для поддержки экономики и оказано содействие с выходом на новые рынки сбыта, что уже в краткосрочной перспективе привело к улучшению экономической ситуации и росту ВВП.

Взамен Американцы потребовали от руководства Республики Корея начать проекты реформ по демократическому преобразованию страны, заявив, что больше не будут смотреть «сквозь пальцы» на проблему нарушения прав человека в Республике Корея.

Совокупность экономических и политических мер позволило подготовить почву для проведения конституционной реформы и перейти к более честным и прямым выборам главы государства.

Демократические президенты

Первым демократическим президентом страны стал Ро Дэ У (1988-1993), и, несмотря на то, что его считали «выходцем из военных кругов», именно его правление заложило прочный базис для дальнейшего демократического развития Республики Корея.

Следующей важной фигурой в корейской политике стал Ким Ён Сан (1993-1998), свой политический путь он начинал как оппозиционер авторитарной власти Чон Ду Хвана. Он продолжил проведение реформ, направленных в сторону демократии и открытости, отменил многие законодательные запреты, в том числе и запрет на забастовку на производствах. Также его правление примечательно тем, что он провел процессы против двух бывших президентов страны, Чон Ду Хвана и Ро Де У, обвинив первого в узурпации власти, а второго в участии в крупных коррупционных схемах. Однако, данные показательные процессы плохо сказались на его репутации и подорвали его авторитет.

Следующий президент страны, Ким Дэ Чжун, стал одним из самых уважаемых в народе корейских президентов, так как помимо продолжения развития экономики и демократии, это первый президент Республики Корея, который по-настоящему начал налаживать отношения с северным соседом. Его политика получила название «Политика солнечного тепла». Она продемонстрировала миру, что межкорейский диалог действительно возможен, и РК и КНДР имели сходные планы по созданию конфедерации, что исключало бы поглощение одного государства другим, предлагались различные совместные экономические проекты. Однако, после ухода Ким Дэ Джуна «Политика солнечного тепла» была свернута. Следующие после него президенты один за одним оказывались замешаны в крупных экономических скандалах.

Президент Но Му Хен (2003-2007) покончил жизнь самоубийством после предъявления ему обвинений во взяточничестве.

Не сложилась судьба и у Ли Мен Бака (2008-2013), который был обвинен во взяточничестве, кумовстве и злоупотреблении властью, он получил 15 лет тюрьмы.

Пришедшая на смену ему Пак Кын Хе (2013-2016), первая женщина президент, продержалась у власти три года. В 2016 году ей был объявлен импичмент, после которого прошло судебное разбирательство, по результатам которого Пак Кын Хе была приговорена к 24 годам тюремного заключения.

Избранный после этого крупного скандала президент Мун Чжэ Ин на текущий момент является вторым президентом в истории современной Республики Корея, которому не были предъявлены обвинения и который не запятнал свою репутацию в коррупционных скандалах. Он, как и Ким Дэ Чжун, также сделал много для налаживания отношений с северным соседом.

Судить о деятельности текущего (на момент написания этой статьи) президента Юн Сок Еля еще рано, так как он вступил в должность в 2022 году.

Уровень свободы: относительный

Немаловажным является индекс уровня свободы и демократии от международных организаций. Так, согласно рейтингу стран по уровню демократии, составленным Economist Intelligence Unit, Республика Корея занимает 16 место, что является очень хорошим показателем, 26 место в рейтинге стран по уровню свободы человека по версии рейтинга Cato Institute и 58 место по уровню политических и гражданских свобод в рейтинге международной правозащитной организации Freedom House.

Однако, несмотря на это, стоит отметить, что в стране по-прежнему действуют ограничения на доступ к информации, поступающей из Северной Кореи. За просмотр новостей, прослушивание радиопередач, или чтение северокорейской прессы можно получить штраф или даже тюремное заключение.

Также, как отмечают эксперты, в стране действуют уголовные статьи с размытыми формулировками, например, знаменитый закон о национальной безопасности имеет столь широкие границы трактования, что позволяет его использовать как инструмент для устранения неугодных.

Несмотря на жаркие дискуссии по этому поводу, данный закон до сих пор не удалось изменить или отменить, хотя подобные попытки неоднократно предпринимались. Отдельно стоит упомянуть о СМИ. В настоящее время в стране существует большое количество независимых изданий, в качестве примера их результативной работы можно отметить, что они проводят настоящие журналистские расследования, некоторые из которых могут приводить к серьезным последствиям. Так, если бы факты о противоправной деятельности Пак Кын Хе не были растиражированы СМИ, ей бы, с большой долей вероятности, удалось избежать не только импичмента, но и уголовного преследования.

Подводя итог по рассмотрению ситуации с демократией в Южной Корее можно сделать вывод о том, что страна успешно совершила переход от авторитарной модели правления к демократической и продолжает движение в этом направлении.

Безусловно, назвать Южную Корею образцом демократии ни в коем случае нельзя, но и не замечать серьезных демократических перемен, которые произошли в стране за минувшие 40 лет также не стоит. Отдельного внимания достоин вопрос, связанный с большой распространенностью преступлений на коррупционной почве в высших эшелонах власти. Это явление можно частично объяснить экономической структурой Южной Кореи.

По прежнему основу ВВП составляют чеболи, которые представляют собой ничто иное как крупный олигархический бизнес, за основу которого взята клановая структура на основе семейных связей. Подобная горизонтальная мобильность неизбежно порождает кумовство и взяточничество, что отражается также и на высших эшелонах власти.

Развитие и становление демократии в Корейской Народно-демократической Республики

Следующей страной для рассмотрения является северный сосед Республики Корея – Корейская Народно-Демократическая Республика. Изначально у Советского Союза не было плана по созданию отдельного государства, Корея, согласно замыслу управленцев из Москвы, должна была быть единой, и на всей ее территории должны были пройти президентские выборы.

У Кремля был свой ставленник – Ким Ир Сен, партизан, активный участник антияпонского подполья в годы Второй мировой войны. Вследствие своей деятельности, он был популярен у народа как на севере, так и на юге Корейского полуострова.

Можно также отметить факт того, что по началу просоветские настроения превалировали на юге Корейского полуострова, однако пребывание американских войск уменьшило популярность левых сил. В советской зоне оккупации Кореи был сформирован временный народный комитет, который возглавил Ким Ир Сен, в 1948 году прошли выборы в парламент КНДР, по итогу которых Ким Ир Сен возглавил кабинет Министров.

Следует отметить, что выборы проходили на безальтернативной основе, однако, был представлен широкий спектр политических сил, более 6 партий и порядка 114 независимых беспартийных кандидатов. Также были зарезервированы места для представителей с территории Юга.

При прочих равных условиях, можно констатировать факт того, что эти выборы были «демократичней», чем те, которые прошли в зоне американской оккупации.

Выборы в парламент страны проходят на регулярной основе, раз в 5 лет. Исключением из этого правила был период после смерти первого руководителя КНДР – Ким Ир Сена, в связи с трауром и трагическим положением дел в стране, был восьмилетний перерыв (1990-1998) в выборном процессе.

Многопартийность и выборы в КНДР

Вопреки расхожему мнению, на территории КНДР действует не одна, а 4 партии. А именно Трудовая партия Кореи, Социал-демократическая партия Кореи, партия молодых друзей небесного пути и Чхоллен, которые на регулярной основе проходят в парламент.

Однако, начиная с 1958 года, независимость «оппозиционных» ТПК партий все больше и больше уменьшается, к настоящему времени можно с уверенностью говорить, что эти партии не являются оппозиционными в общепринятом понимании смысла этого слова. Все они признают руководящую роль ТПК, и не выступают с критикой линии партии.

Выборы в КНДР проходят на регулярной основе, явка как правило составляет почти всегда 100%, выборы в КНДР, согласно конституции страны, являются обязательным мероприятием, как в Аргентине, Австралии и ранее в ряде кантонов Швейцарии.

Они проводятся на безальтернативной основе, кандидаты заранее утверждаются на народных собраниях с избирателями того или иного округа. Выдвижение на должность является бесплатным, большая часть председателей северокорейского парламента является не профессиональными политиками, а обыкновенными рабочими предприятий. Однако, справедливо высказывание ряда исследователей о том, что несмотря на кажущуюся простоту политической карьеры в КНДР, весьма сложно дать оценку тому, насколько избранные кандидаты имеют влияние на политику страны.

Закрытая страна в эре глобализма

Общее исследование демократии в КНДР затрудняется рядом факторов:
– закрытость страны;
– отсутствие международных СМИ на регулярной основе;
– скудность информации из открытых источников;
– незаинтересованность массмедиа в объективном подходе к освещению информации из КНДР.

Для того чтобы понять, почему северокорейский режим проводит такую изоляционисткую политику, стоит углубиться в ретроспективу вопроса. По мнению автора, сложившееся положение дел – это синтез реакции народа Кореи на годы унизительной японской оккупации, которые вылились в синтез идей социализма, марксизма-ленинизма, конфуцианства и корейского национализма – Чучхе (официальную идеологию КНДР).

Ужесточение режима есть следствие борьбы за власть и лавирование между двумя полярными политическими гигантами региона – СССР и КНР, которые стремились включить КНДР в свою орбиту влияния, менталитета корейцев, у которых не было опыта существования в формате демократических обществ (в западном понимании этого термина, прим. автора), перманентного давления извне, которое выражалось в стремлении США избавится от неугодного коммунистического режима, и конфуцианских идей.

Кроме того, стоит добавить и тяжелые испытания, через которые пришлось пройти КНДР, в виде голода, возникшего из-за совокупности факторов. В завершении этого политического «коктейля», можно сказать, что на формирование северокорейского общества повлияло множество факторов, и наличие «внешней угрозы» является одним из определяющих факторов политики современной Северной Кореи.

Для подтверждения слов о факторе внешней угрозы, которую лишь отчасти можно считать «пропагандистской уловкой северокорейского режима», можно вспомнить слова бывшего президента США Билла Клинтона, который заявлял, что военную операцию против Северной Кореи не начали только потому, что совокупные прогнозируемые потери, как в человеческом так и в экономическом плане, были бы больше, чем гипотетическая польза от этого дела.

Уровень свободы: закрытый

Режим КНДР далек от западных представлений о демократии, однако, он также имеет тенденции к изменению и не является «сферическим в вакууме». Так, если сравнить ситуацию, которая была в 50-х и то, к чему пришла страна в 80-х, можно увидеть значительное смягчение режима.

Не последнюю роль в этом вопросе сыграли экономические улучшения. Однако, как только экономика КНДР погрузилась в глубокую рецессию, ужесточение режима не заставило себя долго ждать. На сегодняшний день режим можно охарактеризовать как авторитарный с большими полномочиями руководителя государства.

Однако, Северная Корея, как и любой член ООН (Северная и Южная Кореи вступили в ООН в 1991 г.), в соответствии со статьей 7 устава ООН имеет право на существование такого режима в стране, так как настоящая статья гарантирует невмешательство в дела другого государства, которые входят в компетенцию внутренних дел этого государства.

Также, до сих пор не было ни одного подтвержденного факта обвинения северокорейского режима в преступлениях против мира и безопасности человечества, что опять таки подтверждает суверенное право КНДР на проведение той внутренней политики, которую государство само сочтет нужным.

Однако, все вышесказанное не мешает работе международных правозащитных организаций, которые ежегодно выступают с развернутыми докладами о нарушении прав человека в КНДР.

Северная Корея с ее политическим строем не вписывается в западные стандарты понятий о правах человека и гражданина. Нет такого рейтинга, где бы Пхеньян не занимал последние строчки в связи с проводимой им политикой.

В рейтинге стран мира по уровню демократии от британского исследовательского центра Economist Intelligence Unit., КНДР занимает 165 из 167 место, в рейтинге стран мира по уровню свободы прессы от международной организации «репортеры без границ» , 178 из 179, в рейтинге стран мира по уровню гражданских и политических свобод от Freedom House 204 из 209.

В стране действительно отсутствует свобода прессы, а уголовный кодекс является суровым по европейским меркам. Однако, как глубоко убежден автор, изменить подобную ситуацию сможет лишь активное экономическое развитие (что наглядно показал пример с Южной Кореей), но никак не попытки сменить политический режим извне.

Автор: Денис Дроздов

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций

Изображение на заставке: Image by lifeforstock on Freepik

Поделиться в сетях: