Во второй части обзорной статьи «Демократия на Ближнем Востоке» будут рассмотрены 4 государства: три монархии Персидского залива (Саудовская Аравия, ОАЭ и Катар) и Исламская Республика Иран.
Саудовская Аравия
Современная история Саудовской Аравии начинается в 1932 году, когда территория будущего государства была объединена в единое целое Абдулом Азизом в 1932 году. В 1938 году в королевстве были найдены внушительные запасы легко добываемой нефти, однако, разработку этих месторождений пришлось отложить на 8 лет из-за разгорающейся Второй мировой войны.
Уже к 1949 году удалось создать полностью отлаженную индустрию по нефтедобыче. Большие запасы углеводородов способствовали ускоренному развитию экономики. Однако, развитие экономики и улучшение благосостояния граждан, вопреки общемировой тенденции, не способствовали формированию запроса на демократизацию политической сферы.
В 1964 году в стране произошел дворцовый переворот, который, впрочем, не сильно отразился на внутриполитической составляющей государства. Страна продолжила планомерно развивать нефтедобывающую отрасль как основной источник дохода государства. Благодаря этим действиям на мировом рынке находилось большое количество саудовской нефти, и экономическое развитие Эр-Рияда позволило создать рычаг давления на главных потребителей нефти – западный мир. Это и произошло в 1973 году, когда Саудовская Аравия вместе с членами ОАПЕК (организации арабских стран экспортеров нефти) ввела эмбарго на поставки топлива западным странам, которые поддержали Израиль в войне судного дня.
В целом, развитие политической составляющей Саудовской Аравии происходило и происходит крайне медленно. Улучшения в области демократии если и есть, то носят столь минимальный характер, что их нельзя назвать хоть сколько-нибудь существенными. Так, во времена правления Фахд ибн Абдула в стране появился документ «основной низам правления», который, де-факто выполнял роль конституции страны.
Согласно этому документу, Саудовская Аравия – это абсолютная теократическая монархия, а власть короля ограничена только нормами шариата. Также из послаблений демократического толка можно отметить факт того, что с 2017 года в стране разрешили выдавать женщинам автомобильные права.
Если рассматривать политический строй государства, то тут можно утверждать о почти полностью отсутствующих демократических принципах как таковых, нормы шариата не предполагают наличие выборов. Полноправным руководителем страны является монарх, который никем не выбирается, так как действует династический принцип наследования. Королю подчинены все ветви государственной власти. Исполнительная власть в стране представлена премьер-министром и кабинетом министров, которые единолично назначаются королем и, де-факто, являются родственниками монарха.
Законодательная власть – это некий аналог парламента – консультативная ассамблея, однако, все члены парламента (150 человек) также назначаются королем, политические партии запрещены. Судебная власть представлена религиозными судами, судьи назначаются королем по представлению верховного судебного совета, члены которого (12 человек), также назначаются королем, монарх является высшей судебной инстанцией, у него есть право амнистировать и помиловать осужденных.
До 2005 года выборы в местные органы власти также не проводились, они назначались парламентом. Однако, с 2005 года половина мест в местные органы власти предоставлена кандидатам, которых избирают на выборах, но в этих выборах запрещено принимать участие женщинам.
В 2007 году король Абдалла попытался реформировать судебную систему, сделав ее более справедливой, однако, существенных преобразований добиться не удалось. Во многом это связано с тем, что любые реформы государственного аппарата могут подорвать монархическую форму правления и оспорить право династии Саудов на трон.
В стране существует довольно суровая система наказаний: телесные наказания, а также отрубание конечностей тела являются правовой нормой. В стране действует также смертная казнь, которая, в исключительных случаях, проводится путем забивания камнями, однако, основным способом осуществления смертной казни является отсечение головы. Смертные приговоры в Саудовской Аравии, чаще всего, осуществляются публично.
Если мы посмотрим на международные рейтинги, то в очередной раз сможем убедиться в их предвзятости относительно некоторых государств. Так, Саудовская Аравия занимает 152 из 167 мест в рейтинге стран по уровню демократии, 155 место из 165 в рейтинге стран по уровню свободы человека и 199 место из 210 по уровню политических и гражданских свобод.
Безусловно, это довольно низкие показатели, однако, если верить этим рейтингам, то можно прийти к выводу о том, что в стране, государственная форма правления в которой – абсолютная монархия, у женщин отсутствуют многие права (в том числе и избирательные), присутствуют телесные наказания, отсечение конечностей и побивание камнями в уголовном кодексе, куда более свободно и демократично, нежели в Сирии, стране с республиканской формой правления и всеобщим избирательном правом, в которой существуют различные политические партии.
Таким образом, на примере Саудовской Аравии, мы можем сделать вывод о том, что развитие демократии не всегда следует из развития экономики.
Катар
Катар – это довольно молодое, по меркам региона, государство. Перед началом Первой мировой войны Британская Корона получила мандат на эту территорию, вынудив Османскую Империю отказаться от нее.
В конце 1930-х годов в стране были открыты крупные залежи нефти, права на разработку которых получили британские, французские и американские компании. Однако, местному населению не нравилась та жесткая политика, которую проводили колониальные власти по отношению к коренному населению страны. Поэтому уже в в 30-х годах возникло национально-освободительное движение, которое начало борьбу с британскими колонизаторами.
Новое дыхание антиколониальная борьба получила после завершения Второй мировой войны, наиболее остро противоречия обострились в 60-х годах. Серия демонстраций и забастовок против засилья британского капитала в стране вылилась в получение полной независимости в 1971 году. В этом же году была принята конституция страны, Катар был принят в лигу арабских государств (ЛАГ) и ООН.
С 1975 года все ресурсодобывающие компании государства были выкуплены правительством, с этого времени вся внутренняя политика осуществляется правящей династией Аль Тани.
Внешняя политика страны большую часть времени ориентировалась на Саудовскую Аравию и другие суннитские страны региона. Помимо этого, Доха является организатором и координатором многих переговорных миссий арабо-израильского толка.
С 2017 года и по настоящее время продолжается так называемый катарский дипломатический кризис, когда соседние страны региона обвинили Катар в связях с террористическими организациями, в частности, с ХАМАСом, братьями-мусульманами (террористическая организация, запрещенная на территории РФ) и ИГИЛ (террористическая организация, запрещенная на территории РФ).
В результате этих обвинений был понижен уровень дипломатических отношений с Саудовской Аравией, ОАЭ, Йеменом, Египтом, Бахрейном. Исследователи, однако, видят в этом событии лишь продолжение так называемой «ближневосточной холодной войны», которая началась с появлением шиитского Ирана в 1979 году.
Отдельно стоит упомянуть достижения Катара в области телекоммуникаций. На сегодняшний день это страна с одной из самых развитых медиасфер региона. Самое популярное арабское СМИ – Аль-Джазира было создана в Дохе.
Если говорить о политической составляющей Катара, то это абсолютная монархия, глава государства – эмир (согласно принятой на референдуме конституции 2003 года), законодательные нормы в стране – нормы шариата. Политические партии запрещены. Так как это молодое государство, то можно обратить внимание на отсутствие основательной политической стабильности.
В 1995 году в стране произошел бескровный дворцовый переворот, в результате которого власть в стране захватил сын правителя – Хамад Бин Халифа, который, впрочем, в 2013 году отрекся от престола в пользу своего сына Тамим бен Хамада. Законодательная власть в стране представлена консультативным советом, состоящим из 45 человек.
Катар, в отличие от других монархий Персидского залива, занимается политической модернизацией страны, поэтому, в 2021 году прошли первые выборы в консультативный совет (30 из 45 членов этого совета были выбраны на выборах, 15 членов назначены непосредственно эмиром). Исполнительную власть представляет совет министров, который, по большей части состоит из членов правящей семьи. В 1999 году Катар стал первой страной среди других монархий персидского залива, который наделил женщин пассивным и активным избирательным правом.
Если мы посмотрим на международные рейтинги, то обнаружим весьма высокие показатели для монархии. Катар занимает 114 место из 167 в рейтинге стран по уровню демократии, 128 место из 165 в рейтинге стран по уровню свободы человека, 160 место из 210 по уровню политических и гражданских свобод.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что и в государстве, где главенствуют нормы шариата и существует монархия, возможны демократические преобразования, однако, эти преобразования не происходят вследствие улучшения экономических показателей, это следствие проводимой политики конкретным правителем.
Объединенные Арабские Эмираты
Объединенные Арабские Эмираты – это одно из тех немногих государств, которое смогло успешно синтезировать республиканскую и монархическую форму правления, что является довольно редким случаем в ближневосточном регионе.
История ОАЭ и история Катара во многом похожи. Территории, которые входят в современные ОАЭ, также как и Катар, долгое время находились под властью британской короны. Стоит внести ясность, что ОАЭ – это не гомогенное образование, а союз семи племенных территорий. Однако, в отличие от большинства других государств региона, на территории ОАЭ довольно поздно начали разрабатывать нефтяные месторождения – в 1950-х.
Присутствие иностранного управления арабскими землями негативно воспринималось как внутри территорий, так и за их пределами. Лига арабских государств (ЛАГ) неоднократно выступала с призывом к Британии о предоставлении права местному населению самостоятельно решать свою судьбу.
После начала активной кампании по добычи нефти шейхи территорий приняли решение объединится для борьбы с британским протекторатом. Под давлением ЛАГ, шейхов территорий, а также возросшими внутренними проблемами Великобритания приняла решение о невозможности обеспечения безопасности своего пребывания на территории ОАЭ, поэтому, в 1970 году было решено официально объявить об уходе с этих территорий.
После ухода британцев местные власти предприняли попытку организовать большую арабскую федерацию, включающую в себя не только земли ОАЭ, но также и Бахрейна, Омана, Катара. Однако, из-за политических разногласий реализовать объединение столь крупного масштаба не удалось, поэтому, в 1971 году было провозглашено создание Объединенных Арабских Эмиратов в количестве 6 эмиратов, последний, седьмой эмират присоединился годом позднее.
Благодаря большим запасам углеводородов и малым размерам, страна смогла быстро произвести модернизацию экономики и значительно улучшить благосостояние населения. Помимо этого страна занималась диверсификацией экономики, и доля нефтегазовой отрасли в ВВП составила менее 40% уже к 2012-2013 году. Существующие льготные налоговые условия благоприятствуют открытию бизнеса в стране, что сказывается на ее благополучии.
Если говорить о внешней политике, то ОАЭ минимально вмешивается в конфликты региона, активно сотрудничает с США по многим вопросам, в первую очередь касающихся борьбы с международным терроризмом.
Политическое устройство страны выглядит интересно. Де-факто, ОАЭ – это племенная монархия, где эмир самого большого эмирата (Абу-Даби) является главой государства и имеет всю полноту власти, правительство возглавляет эмир Дубая. Однако, ОАЭ – это федеративное государство, поэтому присутствует такой орган как высший совет союза (ВСС), который состоит из эмиров всех 7 территорий, он определяет политику государства.
Законодательная власть в стране представлена федеральным национальным советом (ФНС), в состав которого входят представители от всех эмиратов, распределение мест в совете происходит на пропорциональной основе, в зависимости от численности того или иного эмирата. Однако, в полном смысле ФНС нельзя назвать законодательным органом, так как он не обладает законодательной инициативой и по существу своему является консультативным органом.
Исполнительная власть представлена советом министров, кандидатуры министров утверждаются ВСС. Согласно утверждению западных исследователей, ОАЭ – племенная автократия. Избираемых органов власти в стране нет, равно как и политических партий. Судебная система представлена смесью законов шариата с местными правовыми нормами. Наказания как для резидентов, так и для иностранцев суровые, смертная казнь путем забивания камнями – часть уголовного кодекса страны.
Если посмотреть на международные рейтинги, то можно увидеть, что ОАЭ занимают невысокие позиции. В рейтинге стран по уровню демократии эмираты занимают 134 место из 167, в рейтинге стран по уровню свободы человека 131 место из 165, в рейтинге стран по уровню политических и гражданских свобод место 175 из 210.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что страна не имеет тенденции к развитию демократии, несмотря на то, что существует развитая экономика, которая не привязана исключительно к операциям с углеводородами.
Иран
Заключительной страной ближневосточного обзора является Исламская Республика Иран. Политический строй данного государства является уникальным, государственное устройство страны в виде исламской республики – редко встречающаяся политическая модель. Иран – это также отличный пример того, как смена государственного строя может кардинальным образом изменить как внутреннюю, так и внешнюю политику страны.
Начиная с 16 века в стране стал играть главенствующую роль ислам шиитского толка. В стране был монархический строй, который продержался до 80-х годов ХХ века. История взаимодействия Ирана и внешнего мира была непростой. Стране не удавалось проводить суверенную политику, так как интересы Ирана часто шли вразрез с интересами мировых держав.
Во время Второй мировой войны Иран отказался оказать поддержку СССР и Британии и был немедленно оккупирован, а шейх был смещен, однако, уже в 1942 году Иран смог восстановить свою независимость. После окончания Второй мировой войны Иран продолжил развиваться в ключе независимого государства.
Пришедший к власти в стране в 1951 г. Мохаммед Моссадык взял курс на светские, антиисламские преобразования, проводя курс вестернизации Ирана. Однако, помимо этого, он решил осуществить национализацию западных нефтяных активов, находившихся на территории страны. Подобный исход не устраивал ни США, ни Британию, поэтому, в 1953 году при поддержке ЦРУ был проведен военный переворот, который отстранил от власти Моссадыка, и к власти был приведен более лояльный Западу человек, который сумел сохранить британские и американские нефтяные активы в Иране.
Необходимость изменения политической реальности осознавалась всеми акторами, поэтому, в 1963 году была проведена серия реформ, получившая название «белая революция». Реформы предполагали изменения в земельном законодательстве, а также подтвердили курс на дальнейшую вестернизацию страны. Реформы позволили качественно улучшить экономическое положение в стране, однако, они были негативно встречены шиитским консервативным меньшинство, в том же году из страны был выслан аятолла Хомейни (будущий верховный лидер Ирана).
Неучитывание мнения консервативного шиитского меньшинства, полное игнорирование их требований, а также продолжение кампании по деисламизации страны привели к возникновению мощной шиитской оппозиции в стране.
К 1973 году стало ясно, что существующий государственный аппарат не в силах справиться с шиитской оппозицией, так как были упразднены все политические партии, за исключением партии президента, началась кампания по ужесточению законодательства и раскручиванию маховика репрессий, активное участие тайной полиции.
Политический кризис достиг своего пика в 1979 году, Шейх Ирана Мохаммед Пехлеви бежал из страны во Францию. В том же году в страну вернулся аятолла Хомейни, который провел всенародный референдум об изменении формы правления государства на исламскую республику. Референдум показал поддержку данного решения населением, поэтому в тот же год была составлена новая конституция страны, Иран стал официально теократическим государством.
Последующая после прихода к власти Хомейни ирано-иракская война (1980-1988) сильно осложнила взаимодействие Ирана как с государствами Ближнего Востока, так и с прочими странами мира. Захват посольства США, который произошел после победы исламской революции в стране, сделал невозможным продолжение ирано-американского диалога, дипломатические отношения между Тегераном и Вашингтоном не установлены до сих пор.
Во время ирано-иракской войны как страны региона, так и СССР и США поддержали Ирак. Страны региона боялись экспорта исламской революции на свою территорию, США видели в саддамовском Ираке меньшее зло, чем в исламском Иране, а СССР считал, что теократический Иран будет оказывать военную поддержку афганским моджахедам, против которых Москва начала операцию в Афганистане (1979-1989 гг).
Изоляционистская политика страны не могла привести страну к развитию, поэтому, начиная с 1997 года страна начала политику нормализации отношений как со странами региона, так и с остальными государствами. Отношения с Россией нормализовались с момента, когда Тегеран осудил чеченский сепаратизм и оказывал поддержку в восстановлении Чечни.
Несмотря на изменившийся политический курс, отношения между Ираном и западным миром по-прежнему остаются напряженными, Вашингтон считает Тегеран страной-спонсором терроризма, а Тегеран продолжает упрекать Вашингтон в агрессивной империалистической политике.
Политическая система страны является непростой. Несмотря на авторитарный характер власти и на то, что Иран – это теократическое государство, в Тегеране существуют выборные органы власти, которые оказывают прямое, а не номинальное влияние на политику страны. Согласно конституции Ирана во главе государства стоит высший руководитель аятолла – представитель высшего исламского богословия шиитского толка, его назначает совет экспертов, который является выборным органом, избирается прямым тайным голосованием на восьмилетний срок.
Высшим руководителем назначаются главы силовых ведомств, таких как корпус стражей исламской революции (КСИР), армии и полиции. Им же назначается глава вещания, отвечающий за СМИ в Иране, совет целесообразности – совещательный орган, который решает конфликтные ситуации между парламентом и советом стражей конституции. Совет стражей конституции состоит из 12 членов, 6 из которых назначаются высшим руководителем, а 6 парламентом страны.
К полностью выборным институтам относится парламент страны, президент и совет экспертов. В ведении совета экспертов находятся такие вопросы, как назначение и контроль за деятельностью высшего руководителя. Женщины в Иране имеют пассивное и активное избирательное право.
Таким образом, можно констатировать, что несмотря на теократический характер власти, в Иране существуют и функционируют большое количество демократических механизмов. Наличие же в стране забастовок, митингов и протестов говорит о существовании в той или иной мере гражданского общества.
Отдельно стоит сказать о судебной системе. Нормы уголовного права включают в себя нормы шариата, поэтому, в стране действуют довольно жесткие законы. Данное явление характерно для большинства стран региона.
Если мы обратимся к международным индексам, то увидим следующие показатели: Иран занимает 154 место из 167 в рейтинге стран по уровню демократии, 160 место из 165 в рейтинге стран по уровню свободы человека, 181 место из 210 по уровню политических и гражданских свобод. Подобные невысокие показатели можно считать следствием довольно жесткого законодательства, существованием полиции нравов и прочих, не совсем демократических институтов.
Заключение
Завершая цикл статей, посвященных рассмотрению вопроса о демократии на Ближнем востоке, можно сделать следующие выводы:
Во-первых, подавляющее большинство стран региона имеет исторически сложившуюся большую роль военных в политической жизни общества, частые случаи изменения политики страны путем военных переворотов.
Во-вторых, абсолютное большинство стран можно охарактеризовать как авторитарные, или же гибридные режимы, несмотря на существование демократических институтов в странах.
В-третьих, такие фундаментальные вопросы для западного общества как свобода слова, права человека, не являются приоритетными целями ни в одной из рассматриваемых в данном разборе стран, и на то есть исторически сложившиеся историко-культурные особенности.
Если говорить о перспективе демократизации стран региона, то стоит сказать о том, что тенденция на демократизацию политических институтов существует в большинстве стран региона, однако, не стоит ожидать построения демократии западного образца в ближневосточном регионе в обозримом будущем.
Автор: Денис Дроздов
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций
Изображение на заставке: Image by Freepik
Поделиться в сетях: