Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Демократия в Китае

История становления демократии в Китае интересна тем, что она показывает нам существование большого количества успешных моделей демократического развития, которые не обязательно будут копией друг друга. Взяв за основу противоречивый тезис о недемократичности любой из когда-либо придуманных демократий, так как в любой, даже самой демократической системе существуют механизмы обхода демократии, автор рассматривает специфику и реализацию китайской модели демократического строительства.

В данной статье будет рассмотрено становление китайской демократии и ее текущее состояние, определена корреляция демократического и экономического развития, а также сравнение сходств и различий «материковой модели демократии» с той моделью, которая сложилась в бывших колониях Британии и Португалии (Гонконг и Макао), которые только в 90-е годы были возвращены КНР.

В первой части статьи речь пойдёт про становление демократии в материковом Китае.

Современная история Китая начинается в 1949 году, когда КПК во главе с Мао Цзэдуном одержали победу в длительной гражданской войне. 1 октября 1949 года на территории материковой части Китая появляется социалистический строй.

Изначально, политическая система Китая не была однопартийной, существовали и другие партии, однако, со временем все они либо были упразднены, либо перестали играть какую-либо роль в политической жизни страны. Стоит отметить, что приход к власти в Китае социалистов был положительно встречен местным населением, так как они видели успехи в области модернизации и улучшения жизни за короткий период времени у других социалистических стран, к примеру, СССР. Население с энтузиазмом воспринимало инициативы Мао Цзэдуна, так, первая пятилетка (1953-1957) укрепила его позиции в партии и подняла авторитет, так как продемонстрировала существенный экономический рост.

В 1957 году компартия под предводительством Мао решила узнать общественное мнение о проводящейся политике в стране, была объявлена кампания по приему критики в адрес КПК, этот ход должен был подчеркнуть приверженность Мао к методам народной демократии. Она получила название «пусть распускаются сто цветов, пусть соперничают сто школ».

Однако, получив за короткий срок большое количество критики как в адрес самой компартии, так и в адрес председателя ЦК КПК Мао Цзедуна, кампания была спешно свернута. Начались гонения на несогласных и репрессии в отношении инакомыслящих. Несмотря на негативный опыт первого использования «информации с низов», этот метод в дальнейшем будет играть большую роль для осуществления коммуникации между народом и партией. После завершения кампании по критике и гласности, Мао решил осуществить т.н. «большой скачок» – догнать и перегнать западные страны по таким показателям, как сельское хозяйство и металлургия. Однако, вместо интенсивного пути был выбран путь экстенсивный. увеличивать показатели по замыслу Мао можно было за счет повсеместного развития «малой» металлургии, строительства самодельных доменных печей в каждом крестьянском хозяйстве. Несмотря на действительно количественное увеличение выплавки металла, он, ожидаемо оказался низкого качества, пригодный разве что для производства сельскохозяйственного инвентаря, но никак не для нужд индустриализации страны. Помимо этого, массовое увлечение кустарной металлургией принесло еще одно негативное последствие. Крестьяне, отвлеченные от своей основной работы выплавкой металла, не успевали должным образом обрабатывать поля, что сказалось на низкой урожайности, которая вкупе с рядом других объективных и субъективных факторов привели к массовому голоду в Китае. Несмотря на то, что в стране были компетентные специалисты, которые могли сообщить об ошибочности выбранных методов, они не решились выступить с критикой руководства, так как помнили итоги кампании по гласности и открытости.

Из-за полного провала политики большого скачка Мао был вынужден покинуть пост председателя КНР, а также взять часть вины за ошибочную политику. Однако, несмотря на это, он не собирался полностью уходить с политической арены, вернувшись на политический олимп в середине 60-х, когда Мао решил воспользоваться своей популярностью в народе и написал первую дацзыбао – «огонь по штабам», с призывом обратить все силы против реакционных сил, которые «сбились с пути». С этого момента начался период т.н. «культурной революции», который окончательно завершится только со смертью самого Мао Цзедуна в 1976 году.

Этот период характеризовался властью толпы хунвейбинов, бывших школьников и студентов, которым буквально дали право бороться со всеми, кто по их мнению был недостаточно предан идеалам китайской революции и Мао Цзэдуну. Все это вылилось в гонения на несогласных, многие из которых были убиты или покалечены.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что начальный этап современной истории Китая хоть и имел попытки прислушиваться к мнению народа, но в большинстве своем характеризовался авторитарным, а иногда и единоличным правлением Мао Цзэдуна. Прошедшая репрессивная кампания после периода гласности и открытости критики, а также буквально террор хунвейбинов, едва ли способствовали строительству демократии, однако, фактически пришедший на смену Мао Цзэдуну новый руководитель – Дэн Сяопин изменил эту ситуацию. В первую очередь, он изменил подход к экономическому развитию страны, осуществив уход от догм и идеи о построении коммунистического общества за 50 лет. Новый руководитель понимал необходимость реформ рыночного образца, которые могли не только улучшить экономические показатели страны, но и повысить общий уровень благосостояния многомиллионного населения Китая. Рыночные элементы вводились постепенно, сперва проходили апробацию в отдельных районах страны. Западные исследователи часто отмечают, что несмотря на проведение рыночных реформ и либерализацию экономики, либерализации общественно политической жизни страны не произошло. Однако, это не так.

После смерти Мао новое руководство поддержало идею о том, что населению необходимо дать возможность легально высказывать свою критику, так как это позволит избежать социальных бунтов и более трезво оценивать ситуацию, складывающуюся в стране. Так, в 1978 году размещение дацзыбао с критикой и предложениями было узаконено, а также КПК на официальном уровне признала провал культурной революции и возложило часть ответственности за нее на Мао. Комплекс этих событий получил неофициальное название «Пекинская весна» (по аналогии с пражской весной) и продлился до 1981 года, когда публичное выражение критики государства посредством размещения дацзыбао на стенах общественных зданий стало вновь запрещено.

Следующим важным историческим этапом, который позволяет лучше понять путь становления демократии в Китае, являются события на площади Тяньаньмэнь, которые произошли в 1989 году. Несмотря на то, что это произошло относительно недавно, до сих пор не существует единой и четкой картины о происходивших там событиях. Не ясны ни требования, ни численность демонстрантов. Есть утверждения, что студенческие протесты проходили с требованием предоставления демократии и демократических свобод, однако, также встречаются мнения о том, что часть протестующих была с портретами Мао и требовала сворачивания экономических реформ, так как эти реформы приводили к расслоению общества.

Также исследователям до конца не ясна хронология происходивших событий, существует слишком много противоречивых мнений. Однако, если обобщить всю имеющуюся информацию, то примерная картина происходящих событий будет выглядеть следующим образом: с апреля по июнь 1989 года на площади Тяньаньмэнь происходили массовые студенческие демонстрации, которые вылились в столкновение радикально настроенных студентов с представителями власти, в результате эскалации противостояния появились жертвы как среди гражданского населения, так и среди военных и сотрудников китайской полиции. В современном Китае данная тема является табуированной и часто подвергается цензуре.

Таким образом, опираясь на историческую ретроспективу, мы можем обозначить контуры китайской политической системы, и то, как демократия развивалась в этой стране. Так, с приходом Мао Цзэдуна были попытки реализовать методы народной демократии, построенные на информации, которую население может высказывать свободно, не опасаясь наказания за инакомыслие. Однако, эти попытки на первых порах не увенчались успехом, \ короткие периоды гласности и открытости заканчивались жесткими репрессивными мерами. Однако, тенденция к изменению в сторону ослабления авторитарности режима вследствии экономического развития справедлива и для Китая в том числе. С началом реформ Дэн Сяопина политический контроль властей действительно ослаб, а сам режим стал более свободным чем то, что было при Мао Цзэдуне.

Для того, чтобы оценить современный уровень демократии в Китае, важно, прежде всего, определить значение этого термина. В классическом, преимущественно западном понимании этого слова, демократия – это такой политический строй, который должен характеризоваться наличием регулярных выборов, противоборствующих политических партий, разделением ветвей власти, свободой СМИ.

Естественно, любой исследователь скажет, что КНР не отвечает вышеописанным критериям, поэтому, можно с уверенностью заявить, что в Китае отсутствует демократия западного образца. Однако, было бы несправедливо не дать характеристику тому, как демократию понимают сами китайцы. Так, в конституции страны написаны следующие строки: «Китайская Народная Республика есть социалистическое государство демократической диктатуры народа, руководимое рабочим классом и основанное на союзе рабочих и крестьян». Другими словами, в политическом дискурсе КНР преобладает идея делиберативной демократии, суть которой сводится к принятию политических решений посредством опоры на делиберативное мнение, т.е. то мнение, которое формируется в рамках рационального аргументированного публичного дискурса. В отсутствии выборов в западном понимании этого слова (в КНР проходят выборы только народных представителей, которые избираются от провинций, районов, округов, городов, специальных административных районов и проч. (см. ст. 59 глава III &1 конституции КНР)), в КНР существуют иные механизмы взаимодействия общества и власти. Так, большое внимание уделяется опросам общественного мнения, в результате которых корректируются те или иные законодательные положения, изменяются старые или создаются новые законодательные акты. Китайские политологи понимают демократию как учет общественного мнения и стараются предоставить обществу механизмы, с помощью которых они могли бы влиять на проводимую политику в стране. Большое влияние на политику страны оказывают не только опросы общественного мнения, но и собрания экспертов, а также наблюдателей, действующих через Народный Политический Консультативный Совет Китая. Отдельно стоит упомянуть факт того, что в Китае почти полностью отсутствуют негосударственные СМИ, и КПК ведет борьбу с теми издательствами, которые не финансируются КПК, такими как Caixin и South China Morning Post, так как они транслируют более критическую информацию, нежели государственные СМИ поднебесной. Интернет в стране также подвержен большому государственному контролю, запрещено большое количество западных сервисов, такие как twitter, facebook, youtube и другие. Государственной цензуре подвергается большое количество информации, так, в китайском сегменте мировой паутины практически невозможно найти информацию о событиях на площади Тяньаньмэнь, произошедших в 1989 году.

Кратко стоит остановиться на особенностях демократии в Гонконге и Макао, которые были возвращены КНР в 90-х годах. До этого периода они управлялись из государств-хозяев колоний – Британии и Португалии. Так, в Гонконге существовала модель выборов, регион управлялся посредством законодательного совета Гонконга, половина мест в котором была предоставлена бизнес-элите, а вторая половина представителям избранных народных движений.

Однако, уже с 2021 года эта система уходит в прошлое и все больше роли играет ВСНП, который может не допустить до выборов любого кандидата, что сводит на нет любое проявление оппозиции в регионе. В Макао была схожая ситуация, в городе присутствовало разделение властей по модели португальского права, а вместо партий были объединения и ассоциации, в основном, про-демократической направленности. В настоящее время основной орган исполнительной власти – исполнительный совет, а также орган законодательной власти – законодательный совет утверждаются ВСНП КНР, что опять таки сводит на нет возникновение оппозиционных течений в регионе.

Пару слов стоит сказать о деятельности Китая в ООН. До 1971 года место постоянного члена СБ ООН было у Китайской Республики (Тайваня), однако, это положение было пересмотрено на заседании ГА ООН в 1971 году, даже несмотря на то, что США и их союзники голосовали против этого. На международной арене Китай преследует прежде всего свои интересы. Чаще всего КНР воздерживается от голосования по острым и спорным моментам, проявляя знаменитые принципы китайской дипломатии. Это, однако, не мешает вступать в конфронтацию, когда затрагиваются интересы поднебесной. Но тем не менее, Китай – это страна, которая меньше всего использовала свое право вето в СБ ООН, а также не накладывала одностороннее вето с 1999 года.

Если говорить о международных рейтингах индекса демократии и свободы слова, то Китай традиционно занимает невысокие позиции в них. Так, в рейтинге стран по уровню демократии от британского исследовательского центра Economist Intelligence Unit, КНР занимает 148 место из 167, в рейтинге стран по индексу свободы человека Human Freedom Index – 129 из 162, в рейтинге стран по уровню политических и гражданских свобод от международной неправительственной организацией Freedom House – 194 из 209.

Подводя итог, стоит отметить, что демократии в западном понимании этого слова в Китае нет. Однако, там активно развивается «демократия с китайской спецификой», успех которой покажет лишь время. Вопреки расхожему мнению, что прогресс и технологии всегда ведут к либерализации и демократизации, в КНР и прогресс, и цифровизация общества прочно стоят на службе у государства. Китай на своем примере демонстрирует альтернативный вариант понимания демократических прав и свобод в частности и демократии в целом.

Автор: Денис Дроздов

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций

Изображение на заставке: Image by 4045 on Freepik

Поделиться в сетях: