Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Дело Lockheed

4 февраля 1976 года разразился грандиозный коррупционный скандал в международном масштабе – “дело Lockheed”. В этот день один из менеджеров Lockheed, крупнейшего американского производителя военных самолетов, признал перед сенатской комиссией США, что его компания давала взятки высокопоставленным чиновникам во многих странах.

Все началось в пятидесятые годы прошлого века. У компании Lockheed появились проблемы с истребителями Starfighter F-104. Они обладали хорошими скоростными качествами, но были небезопасны, и 1958 году ВВС США отказались от их закупки. Вместо того чтобы снять самолеты с производства, Lockheed запустила рекламную компанию по продвижению Starfighter на зарубежные рынки. В мировой печати появились статьи, расхваливавшие достоинства этих истребителей и не упоминавшие об их недостатках. Также компания начала “рекламную кампанию” среди военно-политического руководства НАТО. Высокопоставленные американские военные и чиновники, а также бизнесмены, связанные с Lockheed, уговаривали руководство западных стран принять истребитель на вооружение. И уговорили.

В 1958 году министерство обороны ФРГ приняло решение закупить для “Люфтваффе” 700 истребителей Starfighter. Пример ФРГ сломил сопротивление тех, кто сомневался. За несколько лет заявки на покупку самолета или лицензии на его производство пошли со всех сторон: от Италии, Канады, Голландии, Бельгии, Японии, Дании, Греции, Испании, Норвегии, Турции и даже Пакистана.

В начале 70-х разразился скандал. К этому времени накопилась страшная статистика использования Starfighter в ФРГ: истребитель постоянно падал, счет погибших летчиков шел на десятки – только в 1965 году разбились 30 летчиков. В Канаде из 238 истребителей разбилось 112. Информация стала просачиваться в прессу. Япония стала первой страной, где было проведено расследование причин покупки истребителей.

Показания менеджеров Lockheed в 1976 году о раздаче взяток в международном масштабе вызвали судебное разбирательство, которое длилось 19 лет. Оно показало истинный размах коррупции в рядах высших чиновников разных стран. В особенности это коснулось Японии, где по обвинениям в получении $2 млн на скамью подсудимых попал премьер-министр Какуэй Танака, а его Либерально-демократическая партия потеряла 40-летнюю монополию на власть. В Италии, президент которой Джованни Леоне оказался также замешан в этом деле, скандал с Lockheed стал началом тотальной борьбы с коррупцией. Множество европейских чиновников высшего ранга лишились своих постов. При этом сама компания Lockheed отделалась лишь отставкой топ-менеджеров.

Дело Lockheed привело к тому, что в США в 1977 году появился закон “О коррупции за рубежом”, который прямо запрещал американским чиновникам предлагать взятки иностранцам под страхом уголовного преследования.
Источник: https://www.aviaport.ru/

Поделиться в сетях:

Комментарии отключены.