История лоббизма насчитывает два столетия — с того момента, когда в Парламенте Великобритании начали появляться первые лоббисты. История термина неоднозначна, но все версии имеют одну основную общую линию: лоббисты — это по сути просители, обращающиеся к правительству или законодателям со своими просьбами и, собственно, предложениями. Непосредственно термин «лоббизм» прозвучал в 1948 году в США на выборах Президента и Сената, а в дальнейшем лоббизм был узаконен и адаптирован к политической жизни Штатов. Правовой основой лоббистской деятельности является первая поправка к Конституции США, которая гарантирует право на свободу слова и возможность обращения к Конгрессу.
В современных реалиях лоббизм является структурой политической системы, управляющий процессами по продвижению интересов как частных лиц, так и корпоративных структур в государственных властных структурах с целью получения выгодных политических решений.
Лоббизм во благо и во вред
Появлению и развитию лоббизма способствовали, с одной стороны политические, а с другой стороны, экономические факторы. В демократической стране на фоне частых выборов, политикам было необходимо быть в курсе настроений избирателей, понимать и знать их потребности и ожидания. С появлением крупных корпораций лоббизм приобрел экономическую окраску: монополисты не пренебрегали любыми способами в отстаивании своих интересов и интересов своих компаний: от преступного подкупа до легального спонсирования политиков, нужных СМИ и общественных организаций. Вполне закономерно, что при таком подходе, экономика страны развивалась быстрыми темпами.
У каждой медали есть две стороны, и если в экономическом аспекте лоббизм являлся благом, то в другом, морально-этическом — критиковался обществом, считавшего, что Правительство США безвольно, всецело подчинено дельцам от крупного бизнеса. Демократ Вудро Вильсон в 1912 году воспользовался настроениями масс и стал президентом, пообещав искоренить засилье и всевластие монополий и уничтожить коррупцию.
Цена вопроса
В США лоббист, по другому «агент влияния» — это такая же профессия, как, например, менеджер или экономит, это целый пласт специалистов разных областей, профессионалов, в деятельность которых вовлечены огромные материальные ресурсы и мощные рычаги влияния. Агенты влияния востребованы не только политиками и публичными людьми, крупными корпорациями, но и любыми организациями или сообществами, которые нуждаются в улучшении или изменении имиджа.
Ежегодно, по данным американских аналитических центров, рынок лоббистских услуг оценивается в миллиарды долларов. Например, самый крупный американский производитель лекарственных препаратов «Pfizer Inc.» потратил на лоббирование в Правительстве США 2,8 млн долларов только в I квартале 2008 года. Можно представить объемы подобного лоббирования в 2020 году, с учетом вспыхнувшей пандемией COVID-19.
По сообщению портала myseldon.com «В конце января 2021 года стало известно, что Facebook и Amazon в 2020 году потратили рекордные суммы на лоббирование, причем компания Марка Цукерберга возглавила список компаний, пытавшихся повлиять на Вашингтон.
Facebook вложила в лоббирование $19,7 млн – намного больше, чем в 2019 году. Amazon потратил не менее $18,5 млн в 2020 году по сравнению с $16,1 млн годом ранее. Остальные три компании из списка FAANG – Apple, Alphabet и Netflix – не стали устанавливать новых рекордов в 2020 году по расходам на лоббирование.
Согласно раскрытой информации, Facebook лоббировал такие вопросы, как конфиденциальность в Интернете, безопасность выборов, рабочие визы и свобода выражения мнений, в то время как Amazon сосредоточил внимание на почтовой реформе, беспилотных летательных аппаратах, обработке платежей, автономных транспортных средствах и ежегодных тратах на оборону страны
В конце января 2019 года был выпущен федеральный отчет США о лоббировании, согласно которому в 2018 году пять крупнейших в стране технологических компаний потратили на лоббирование правительственных чиновников $64,3 млн.
По данным федерального отчета, Google стал крупнейшим «спонсором», выплатив в 2018 году $21,2 млн. Это новый рекорд для Google, который потратил в 2017 году $18 млн. В Google в основном использовали средства для лоббирования по таким вопросам, как облачные вычисления, кибербезопасность, защита данных, конфиденциальность, интернет-реклама, правила мировой торговли и иммиграции.
В 2018 году Apple потратила на лоббизм около $6,6 млн. На втором месте оказался Amazon, который в 2018 году потратил $14,2 млн (в 2017 году $12,8 млн). Amazon пытался повлиять на законодателей по таким вопросам, как облачные вычисления, безопасность данных и интернет вещей. На третьем месте расположился Facebook, направивший в столицу США $12,6 млн (в 2017 году $11,5 млн) для лоббирования законодателей по таким вопросам, как кибербезопасность, шифрование и прозрачность онлайн-рекламы. Зато Apple и Microsoft в 2018 году потратили всего $6,6 млн и $9,5 млн, то есть меньше, чем в 2017 году».
Самым крупным бизнес-лобби является Торговая палата, которая в 2013 году вложила в «проталкивание» своих интересов 38,5 миллиона долларов. 17,6 миллиона долларов потратила Национальная ассоциация риелторов. Масштабная реформа здравоохранения сделала медицинские предприятия чуть ли не основными клиентами лоббистов.
Лоббистские деньги осваиваются не только по «законными» путями, но и «теневым». Примеры теневых движений можно обнаружить в в расходах коммерческих организаций на маркетинг, PR, благотворительность, членские взносы в бюджеты отраслевых союзов и ассоциаций, пожертвования в фонды.
Регулирование лоббизма
С момента возникновения лоббизма, начались и попытки его регулирования. Не все инициативы смогли воплотиться, например, закон, требующий от лоббистов регистрации в Конгрессе был заблокирован Палатой представителей.
Закон о федеральном регулировании лоббизма был утвержден Конгрессом в 1946 году и содержал определение термина «лоббист», которое актуально в современном мире. Лоббистом считался человек «который либо сам, либо через своих агентов или нанятых лиц, прямо или косвенно занимается сбором подарков, пожертвований или иных поступлений, которые затем используются, прежде всего, для прямого или косвенного воздействия на законодательный процесс в Конгрессе США». По этому закону лоббисты были обязаны регистрироваться в Конгресс и отчитываться о своей деятельности, в том числе, о любых пожертвованиях члену Конгресса на сумму более 500 долларов.
К 1970-м годам недовольство лоббистской деятельностью широкой общественностью усилилось, в том числе, благодаря «Уотергейтскому скандалу». Несмотря на недовольства масс, пересмотр законов и их ужесточение, лоббистская деятельность расширяла сферы своего влияния и укрепляла позиции. Объясняется этот феномен достаточно прагматично: государственный аппарат США растет, стоимость предвыборных кампаний увеличивается, и политикам приходится все в большей мере рассчитывать на организационную и финансовую поддержку электората. Как следствие, растет спрос на профессиональных, опытных и грамотных лоббистов.
«Ты — мне, я — тебе»
Различают три типа лоббизма: прямой, косвенный и внутренний. Косвенный лоббизм подразумевает проведение каких-либо акций и мероприятий, формирующих или влияющих на формирование мнений, имиджа и т. д. Внутренний лоббизм — отстаивание интересов в органах власти теми, кто в них работает или имеет к ним прямое отношение. Прямой лоббизм подразумевает личный контакт с тем, от кого напрямую зависит решение вопроса в необходимым результатом.
В этом случае ведется активная индивидуальная работа лоббиста с законодателем: на неформальных встречах законодатели получают «интересные» предложения, связанные с обслуживанием их политических и личных нужд, в обмен на необходимые лоббистским группам решений. Чтобы наладить более тесные дружеские взаимоотношения, лоббисты предоставляют в том числе, развлекательные мероприятия: вечеринки, поездки по стране и за рубеж, особые условия и преимущества не только членам парламента, но и их семьям.
К примеру, в ходе дебатов в конгрессе США по вопросу о производстве бомбардировщика В-1 конгрессмену Дж. Бьюкенену поступило предложение от представителя президентского лобби: его голос за 57 млн. долларов для реализации программы по очистке сточных вод в родном штате Алабама конгрессмена.
В достижении своих целей лоббисты не пренебрегают никакими средствами и могут поступиться своими убеждениями, поддержав на выборах представителя оппозиционной партии, если они нуждаются в голосе этого члена законодательного органа. Лоббисты могут участвовать как в разработке законопроектов, так и предлагать готовые законопроекты в законодательные органы на разные уровни.
Лоббизм в России
В России лоббизм не имеет законодательной базы, и его как бы не существует, однако российские реалии указывают на обратное. Провести учет «теневому» движению денег на продвижение интересов не возможно, однако если верить неофициальным источникам, то среднестатистический российский олигарх тратит в год не менее 20 млн долларов на взаимодействие с чиновниками.
Как правило, лоббистские деньги расходуются, во-первых, на продвижение частных интересов, во-вторых — на борьбу с конкурентами, имеющих свои интересы, а в-третьих, на объединения с единомышленниками. В том числе, нельзя исключать и такие косвенные издержки, как уступки в виде заключения невыгодных контрактов, вынужденная благотворительная помощь, устройство на работу протеже должностного лица и тому подобное. Все описанное очень похоже на коррупционные действия, которые являются уголовно наказуемыми преступлениями.
Лоббизм и коррупция в России близнецы-братья. Лоббисты процветают, успешно продвигая свои интересы по «теневым» каналам, а задействованные в них представители органов власти имеют грандиозные выгоды от коррупционных схем. Потери же общества от «проталкивания» сугубо частных интересов так же огромны, как и совокупные финансовые обороты лоббистского рынка.
Лоббизм как общественное явление, с которым приходится считаться
Лоббизм является объективным явлением в общественной практике, с которым приходится считаться как на частном, так и на государственном уровнях. Лоббисты, по сути — посредники между властью и бизнесом, властью и обществом. Однако не стоит переоценивать лоббизм и считать его неотъемлемым признаком демократии. Лоббизм можно рассматривать как удобный инструмент, позволяющий продвигать частные интересы во властные структуры, что можно расценивать как систему народного представительства. Институт лоббирования может стимулировать активное участие в решение общественно полезных задач представителей не только бизнеса, но и других групп граждан.
В настоящее время существуют не только отраслевые , но и внеотраслевые, субъекты и каналы лоббирования. К ним можно отнести Торгово-промышленные палаты, союзы и объединения предпринимателей, профсоюзы и некоторые общественные объединения, в частности, женские, молодежные, детские и экологические организации, ассоциации инвалидов и ветеранов, религиозные конфессии. Пресса стала одним из мощнейших каналов лоббирования, во многом формирующая не только массовое сознание, но и сознание «элиты», людей, принимающих решения.
Более 20 лет в России предпринимаются попытки принятия закона о лоббизме, поэтому в представлении большинства россиян коррупция и лоббизм — это одно и то же. Однако, как отмечают специалисты, разница существует, и она заметная: лоббист влияет на мнения, а не на кошельки. И даже если закона, регулирующего лоббизм не существует, это не означает, что его нет: каждая шумная законодательная инициатива имеет свое лобби.
Прежде чем говорить о необходимости принятия закона, легализующего лоббистскую деятельность в России, необходимо переосмыслить и принять высокие этические личностные стандарты, определить стандарты профессионального поведения, применяемые к должностным лицам и представителям власти. Показать обществу категорические отличия цивилизованного лоббизма от коррупции, а также проработать и обеспечить доступ к каналам лоббирования частным интересам таким образом, чтобы все действия были прозрачны и информация об этих действиях была доступна общественности.
Отсутствие законодательной платформы, легализующей и регулирующей лоббистскую деятельность, порождает искушение использования коррупционных схем при принятии экономически и политических решений. При таком подходе появляются законы, учитывающие интересы одной определенной группы интересов.
Создание в России института лоббирования с функциями регулирования общественно-политических отношений позволит снизить растущее недовольство в обществе, устранит внутренние противоречия во власти, а также стимулирует экономический рост и развитие страны. Создание здорового диалога между властью и обществом позволит решать проблемы до их появления.
Авторы: Наталья Маскаева, Александр Тонин
Поделиться в сетях: