В последние дни много рассуждают о целесообразности присоединения России к Болонской системе образования. После изменения геополитической обстановки в связи с началом вооружённого конфликта в Украине подобные призывы стали звучать настойчивее. Об этом говорят в Государственной Думе, собираются подписи ректоров ведущих российских вузов. Стоит подробно рассмотреть, что же из себя представляет Болонская система.
В 1999 году в городе Болонье (Италия) была подписана международной декларации «Зона европейского высшего образования». Ее подписали министры образования 29 европейских стран. Реализация положений этого документа называется Болонским процессом. Сейчас в нём участвуют 49 стран, включая Россию, которая присоединилась к декларации в сентябре 2003 года.
Основные цели Болонского процесса:
• построить европейскую зону высшего образования как ключевое направление развития мобильности граждан с возможностью трудоустройства;
• повысить качество образования;
• обеспечить конкурентоспособность и престижности европейского образования в мире;
• достичь наибольшей совместимости и сравнимости национальных систем высшего образования;
• формировать и укреплять интеллектуальный, культурный, социальный и научно-технический потенциал европейских стран;
• повысить центральную роль университетов в развитии европейских культурных ценностей.
Осуществление намеченных в декларации целей — процесс не быстрый, и раз в несколько лет страны-участницы актуализируют приоритетные шаги на ближайшие годы.
Обучение в университете любой страны-участницы Болонского соглашения должно быть сопоставимо по содержанию с обучением в других странах, чтобы студенты из разных государств могли учиться на совместных программах, переходить из вуза в одной стране в вуз другой страны с зачётом дисциплин и устраиваться со своим дипломом на работу в любой стране-подписанта.
Это позволяло студентам, окончившим бакалавриат в России, поступать в магистратуру в других странах. Это международный взаимообмен студентов. Это возможность работать по российским дипломам о высшем образовании за рубежом.
Выход России из Болонского процесса, будет означать отказ от планов на сближение нашей национальной системы высшего образования с европейской. Насколько она сохранится после выхода России из Болонской системы понять затруднительно. Точно можно сказать, что страны подписывают обязательство, когда входят в конвенцию, а если из нее выходят, то и обязательства тоже меняются.
Сейчас очень многие иностранные студенты обучаются в России. Если мы уйдем из Болонской системы, то мы потеряем иностранных студентов, так как наши дипломы не будут котироваться в их странах и вообще в мире.
Кроме того, в университетах нам нужно будет переписывать свои учебные планы и программы.
Я верю в то, что в правительстве сидят разумные люди, и они не враги развитию образования в стране. Здесь главное — снова не наделать ошибок, которые приведут, в первую очередь, к тому, что пострадают от этого у нас студенты, качество знаний и мировая интеграция в образовании.
Владимир Шашко
Поделиться в сетях: