Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Николай Гаврилович Чернышевский – идеолог революции, мудрец, философ, публицист

Николая Гавриловича Чернышевского с полным правом называют революционером, хотя он не сражался на баррикадах с оружием в руках. Николай Гаврилович был философом, мудрецом, на редкость мирным, высокообразованным и добрейшей души человеком.

Чернышевский родился и вырос в Саратове. В то время это был небольшой провинциальный город, расположенный на реке Волге. Мальчик с детства видел тяжелый труд простых людей, в том числе бурлаков, тянущих огромные тяжелые баржи. Николай происходил из семьи духовенства, его отец был священником, поэтому религиозность была ему не чужда. В 1846 году он окончил Саратовскую духовную семинарию, проявив себя способным учеником. Затем поступил в Петербургский университет.

Вопросы добра и зла, милосердия и жестокости рано стали интересовать будущего революционера. Он стал задумываться о новом социальном устройстве. На его мировоззрение повлияли философские идеи социалистов-утопистов. Шестидесятые годы XIX столетия – время возникновения многочисленных революционных кружков, и Чернышевский не мог оставаться в стороне. Он был в числе участников тайного общества «Земля и воля».

Революционная деятельность прогрессивно настроенного философа и публициста не могла не обратить на себя внимание властей. Летом 1862 года Николай Чернышевский был арестован. Находясь в одиночной камере Алексеевского равелина Петропавловской крепости, Чернышевский написал свое знаменитое произведение «Что делать?»

Это философский роман о «новых людях», книга, которая стала культовой для нескольких поколений революционеров. Что же интересного было в этой книге? В зашифрованной форме автор заявил об основных трудностях общественной и политической жизни, коснулся нравственных устоев и предложил свой вариант переустройства общества. Чернышевский с юности был увлечен идеями французского социалиста Шарля Фурье, и в романе он показал принцип коммуны. Он также уделял много внимания вопросам женской эмансипации, неоднократно подчеркивал, что новое социальное устройство требует освобождения женщин.

Царское правительство было безжалостно к Чернышевскому. За свои убеждения он много лет провел на каторге, затем – в ссылке. Но даже в Сибири, будучи оторванным от общества, он продолжал писать, пусть даже его произведения далеко не сразу могли попасть к читателям. Работы Николая Гавриловича заставляли людей задуматься, и в этом был истинный смысл его творчества. И пусть сам писатель не мог участвовать в общественной жизни, идеи, отраженные в его творчестве, оказали должное влияние на прогрессивно мыслящих людей того времени.

Произведениями Н.Г. Чернышевского зачитывался Владимир Ильич Ленин, на них он выстроил собственную социалистическую философию, с их помощью завоевал власть и создал новое государство – СССР.

Чернышевский посвятил свою жизнь людям, полностью оправдав собственные слова о высшем смысле человеческой жизни: «Высший смысл жизни человека заключается в служении человечеству. Человечество несчастно, страдает в силу создавшихся несправедливых и неравных человеческих взаимоотношений. Только наука, знание могут уничтожить социальные несправедливости и водворить на земле справедливость и равенство, т.е. счастье всего человечества».

Поделиться в сетях:

Комментарии отключены.