Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Чем запомнились президенты США с Рональда Рейгана до Джо Байдена. Часть II

Мы продолжаем цикл статей-исследований о различных областях жизни в США (экономика, политика, наука, культура, общественные отношения).
Исследования будут интересны студентам, специалистам и всем интересующимся проблемами мировых отношений и, в частности, развития США, как крупнейшей экономики мира, обладающей передовыми технологиями и разработками.
Другим странам, в том числе, и России, можно многое перенять у США и использовать их опыт в своем развитии.
Автор исследований - Варвара Заикина.

Барак Обама  (президент США 2009 – 2017гг.)

Приход на выборах 2008 г. к власти в США демократов и администрации 44-го президента Барака Обамы должен был укрепить утраченные в предыдущие периоды позиции Америки. В основе политической деятельности президента лежал тезис «Многосторонность регулирует высокомерие (1) », что было продемонстрировано уже в его инаугурационной речи:

«Америка останется привержена идее сильных альянсов во всех уголках земного шара. И мы усовершенствуем те институты, которые расширят нашу способность справляться с кризисами за рубежом, потому что никто не заинтересован в мире во всем мире больше, чем его самая могущественная нация (2)».

Это означало, что американский лидер будет использовать институты многосторонней дипломатии для сохранения существующего либерального порядка, а разделение лидерства с другими странами станет способом сдерживания неуправляемых порывов Америки. Неслучайно уже 9 октября 2009 года Обама получил Нобелевскую премию мира с формулировкой «за экстраординарные усилия в укреплении международной дипломатии и сотрудничества между людьми».

Хотя президент сам отмечал, что «В сравнении с другими гигантами истории, получившими эту премию, мои достижения невелики. Но, пожалуй главный вопрос, связанный с получением мною этой премии – тот факт, что я верховный главнокомандующий страны, ведущей две войны».

Обама неоднократно встречался с российскими лидерами в рамках многосторонних форумов: например, на саммите «большой восьмёрки» в Ирландии в 2013 году, на саммитах «большой двадцатки», на Парижской климатической конференции и т.д. Отношения между странами улучшились с параллельной сменой президентов в странах: Дмитрий Медведев и Барак Обама взяли курс на перезагрузку отношений. Во время визита в Россию в 2009 году Обама даже приезжал в Ново-Огарево к В. Путину, который в тот момент был премьером-министром, однако сблизиться им так и не удалось. Путин регулярно критиковал США за свержение Каддафи в Ливии, мировой финансовый кризис, а после присоединения Крыма к России в 2014 году и вовсе навлек санкции со стороны США и ЕС.

Обама выступал инициатором многих проектов: например, реформы Совета Безопасности и изменения его состава. Он подчёркивал, что США открыты к предложениям по вопросу увеличения количества членов Совбеза (в том числе, одобрялось вступление Индии в данный орган на постоянной основе). Во время его президентства в учреждениях ООН были улучшены структуры информационных технологий, инструментарий расследований, создано Бюро по вопросам этики. Ценным для многосторонней дипломатии США также стало подписание 12 декабря 2015 г. Парижского соглашения по климату (в рамках Рамочной конвенции ООН об изменении климата).

Вместе с тем, США во главе с Б. Обамой по-прежнему вели войны в различных регионах мира. В 2009 году был отправлен дополнительный 30-тысячный контингент в Афганистан. Работая с союзниками, администрация также преуспела в расширении международных санкций через принятие Советом Безопасности резолюции 1970 от 26 февраля 2011 г. против правительства Ливии и введение «бесполетной зоны» над ней.

Показательным является решение Б. Обамы в октябре 2015 г. о направлении в Сирию военных инструкторов, которое не только позволило боевому подразделению США находиться на территории этого государства, но и публично противодействовать операциям российских ВКС, хотя многие исследователи расценили данный шаг как игнорирование Совета Безопасности ООН.

Экономическая политика администрации Барака Обамы характеризовалась умеренным повышением налогов для американцев с более высокими доходами, направленным на финансирование реформы здравоохранения, сокращение дефицита федерального бюджета и уменьшение неравенства доходов. Возможности трудоустройства улучшились, уровень безработицы снизился, заработная плата в конечном итоге увеличилась, а задолженность домохозяйств резко сократилась.

Несомненно, большим достижением является то, что экономический рост в годы президента Обамы на душу населения во второй его срок был выше, чем рост в годы правления предыдущих президентов, в частности, президента Джорджа Буша-младшего в оба его срока или президента Джорджа Буша-старшего.

В годы своего президентства Обама также приложил усилия к тому, чтобы сделать американское общество более толерантным в гендерном и расово-этническом отношении. Хотя и произошла легализация однополых браков, но американский социум всё же критиковал президента за его политику в отношении ЛГБТ-сообщества.

Произошло и нарастание расового противостояния, выразившееся в убийствах чернокожих американцев, несмотря на то что сам факт избрания темнокожего американца лидером страны, казалось, должен быть свидетельствовать об обратном. К сожалению, многие из предвыборных обещаний Обамы так и остались на бумаге, но общество его ценило за самоиронию – недаром его шутливые ролики, в которых президент высмеивал сам себя, за считаные дни набирали миллионы просмотров.

Дональд Трамп  (президент США 2017 – 2021гг.)

Пожалуй, одним из самых противоречивых президентов в новейшей истории США стал Дональд Трамп. Он предпринял многие действия, изменившие предыдущий внешнеполитический курс страны. Ещё в своей инаугурационной речи 45-й президент выдвинул концепцию внешней политики «Америка превыше всего (America First)», произнеся:

«…Новое видение будет управлять нашей землей, с этого дня и впредь будет только Америка … Америка снова начнет побеждать: побеждать, как никогда раньше (3)».

Иными словами отныне США в своих будущих действиях должны руководствоваться собственными национальными интересами, а потом уже интересами своих общемировых и региональных союзников. Согласно точке зрения Д. Трампа, последние извлекают из международных договорённостей с США (многосторонних организаций, военно-политических союзов, договоров о свободной торговле) даже больше преимуществ, нежели сама Америка.

Многие сделки, которые были заключены предшественниками Д. Трампа, 45-й президент считал «худшими торговыми соглашениями в мире», от которых США теряют деньги и которые нуждаются в пересмотре.

По этой причине внешнеполитическая деятельность Д. Трампа запомнилась следующими событиями. Уже на третий день своего пребывания в Белом доме он подписал указ о выходе США из Транстихоокеанского партнерства (ТТП). 29 января 2020 года президент Дональд Трамп подписал Соглашение между США, Мексикой и Канадой (USMCA), ставшее пересмотром Североамериканского соглашения о свободной торговле (НАФТА). Администрация президента хотела, чтобы ее соседние торговые партнеры открывали больше своих государственных контрактов американским компаниям. Однако, угрозы Трампа прекратить действие НАФТА лишь ослабили торговые отношения с партнерами Америки. Мексика, например, улучшила экономические связи с ЕС и Тихоокеанским альянсом.

В свою очередь, другие многосторонние структуры такие как ООН и её органы также подверглись давлению со стороны президента. США, по мнению Трампа, несли несправедливое и непропорционально тяжёлое бремя финансирования ООН.

Трамп инициировал однодневный саммит всех заинтересованных стран по реформированию структуры ООН за день до проведения 72-й Генеральной Ассамблеи. США разработали специальную декларацию из 10 пунктов, основными положениями которой стали сокращение дублирующих друг друга функций и структур ООН и усиление планирования бюджета в целях повышения прозрачности расходов.

К тому же, Д. Трамп в мае 2020 года заявил о разрыве отношений с ВОЗ и полной остановке её финансирования ввиду невыполнения ультиматума США о реформировании данного учреждения. США также вышли из ЮНЕСКО (что уже случалось при Р. Рейгане), Совета по правам человека и Парижского соглашения 2015 года, которое, по общему мнению, являлось достижением администрации Б. Обамы.

Примечательно, что с избранием Трампа в России надеялись, что американский лидер пойдет на ряд компромиссов и заключит со страной своего рода «большую сделку». В американском обществе часто говорилось об участии России в президентской избирательной кампании в США в 2016 году. Однако первая встреча лидеров на саммите «большой двадцатки» в Гамбурге в июле 2017 года дала неоднозначные результаты. Публичная негативная реакция на предполагаемый сговор Трампа и России заблокировала любой прогресс, достигнутый в частных переговорах между двумя лидерами.

Фактическим результатом гамбургской миссии стало принятие Конгрессом США документа, который впервые с начала украинского кризиса закрепил санкции США против России в закон.

А в начале переговоров в Японии в 2019 году Дональд Трамп в шутку обратился к Владимиру Путину со словами «Не вмешивайся в выборы», погрозив ему пальцем. Поэтому, несмотря на большие ожидания России, странам так и не удалось нормализовать отношения, во многом из-за оппозиции Конгресса.

Экономическое наследие Трампа определяется его неудачей в руководстве во время пандемии COVID-19, которая усугубила финансовый спад и увеличила дефицит бюджета до 3,1 млрд. долларов, а также нанесла ущерб промышленности США и одновременно оттолкнула многих союзников. Хотя при этом Закон о помощи и экономической безопасности в связи с коронавирусом (CARES) на сумму 2 трлн. долларов помог сохранить семейные доходы и сбережения граждан во время кризиса. Из-за пандемии Трамп покинул свой пост с меньшим количеством рабочих мест в стране, чем когда он вступил в должность.

В 2017-2019 годах также продолжалось участие США в войне в Сирии, включающее в себя борьбу с ИГ, поддержку курдских формирований, ракетные удары по Сирии и намерение по выводу войск. К тому же, в конце 2019 года США отправили на Ближний Восток дополнительно 15 тыс. солдат, а убийство иранского генерала Касема Сулеймани в январе 2020 года и ответ Тегерана в виде ракетного удара по американским базам в Ираке еще сильнее обострили конфликт в регионе.

Таким образом, Д. Трамп запомнился для США и мира как президент, чьи шаги не могли просчитать даже его ближайшие советники. Имидж США как эталона демократии в мире значительно ухудшился. Однако Трамп – не причина перемен, а их следствие.

Американский курс после холодной войны исчерпал себя как политически, так и экономически – затраты на «управление миром» не только превысили дивиденды, но и стали слишком очевидными.

Джо Байден (президент США 2021 – наст. время)

Вступив в должность после Дональда Трампа в 2021 году, Джо Байден получил в наследие страну, раздираемую ранее существовавшими разногласиями, и оппозицию, которая считает его нелегитимным. В период исторического кризиса значимость фигуры президента уменьшилась, он давал меньше интервью и пресс-конференций, чем его предшественники. Избиратели широко сомневаются в его возможностях.

Администрация Байдена хорошо справилась с распространением вакцин, омикрон, хотя и мягче, чем предыдущие варианты, вызвал всплеск случаев новых заболеваний. Многие демократы утверждают, что низкие рейтинги Байдена связаны с факторами, находящимися вне его контроля. Президент действительно вступил в должность во времена перестройки американского общества и международной системы в целом, в инаугурационной речи признав:

«Немногие периоды в истории нашей страны были более трудными, чем тот, в котором мы находимся сейчас. Вирус, который бывает раз в столетие, бродит по стране… Призывы к расовой справедливости, существующие около 400 лет, движут нами…Крик о выживании исходит от самой планеты. А теперь – и рост политического экстремизма, внутреннего терроризма, которым мы должны противостоять (4)».

Тем не менее, Байден, в духе представителя Демократической партии, придерживается многостороннего подхода в международных отношениях. Он вернул США в такие важные соглашения как Парижское климатическое соглашение, ВОЗ, создал Тихоокеанское партнерство AUKUS (которое, тем не менее, испортило отношения США с Европейскими союзниками, прежде всего, с Францией, а также с Китаем), а также инициировал финансовую помощь Украине в размере 40 млрд. долларов.

13 января 2022 года, когда Байден находился в Капитолии, репортёры пытались взять у него интервью по поводу дальнейших действий администрации. Он лишь пожал плечами: «Я надеюсь, что мы сможем это сделать», – сказал президент. «Но я не уверен». Поэтому остаётся лишь следить за президентством Байдена и развитием процессов в мире, прежде всего, за Украинским кризисом.

Заключение

С ростом Соединенных Штатов как сверхдержавы в 20-м веке и с крупнейшей экономикой в мире в 21-м веке, президента обычно считают мировым лидером, а иногда и самой влиятельной политической фигурой в мире. Тем не менее, различные геополитические события в разных регионах мира, особенно в настоящее время, также делают фигуру президента уязвимой. Безусловно, отдельные политические решения американского лидера вносят определенные изменения в систему международных отношений, однако, эти сдвиги гораздо глобальнее, чем кажется.

__________________________________________________________________________________

(1) The Obama Doctrine [Электронный ресурс] // The Atlantic. URL.: https://www.theatlantic.com/
(2) Inaugural Address by President Barack Obama [Электронный ресурс] // the White House President Barack Obama. URL: https://obamawhitehouse.archives.gov/
(3) Full text: 2017 Donald Trump inauguration speech transcript [Электронный ресурс] // POLITICO. URL: https://www.politico.com/story/
(4) Inaugural Address by President Joseph R. Biden, Jr. [Электронный ресурс] // The White House. URL: https://www.whitehouse.gov/

Первая часть статьи тут

Автор исследования — Варвара Заикина

Поделиться в сетях: