Мы продолжаем цикл статей-исследований о различных областях жизни в США (экономика, политика, наука, культура, общественные отношения). Исследования будут интересны студентам, специалистам и всем интересующимся проблемами мировых отношений и, в частности, развития США, как крупнейшей экономики мира, обладающей передовыми технологиями и разработками. Другим странам, в том числе, и России, можно многое перенять у США и использовать их опыт в своем развитии. Автор исследований - Варвара Заикина.
Выборы президента США – это событие, за которым порой следит весь мир, ведь именно от того, какой политик возглавит Белый дом и какой партии он принадлежит, будут зависеть отношения с одной из самых крупных и влиятельных стран в мире. США, в зависимости от того, находятся у власти республиканцы или демократы, вносили и вносят в систему международных отношений определённые изменения и используют характерные для той или иной партии методы достижения внешнеполитических целей, что проявилось сразу же после окончания Второй Мировой войны. Избрание той или иной фигуры в качестве президента может вызывать неопределённость или взлёты и падения во многих сферах общественной жизни.
Рональд Рейган (президент США 1981 – 1989гг.)
Президентом, который застал первый серьёзный период трансформации после Второй Мировой войны, а именно «начало конца» холодной войны и назревание дезинтеграционных процессов в СССР, был Рональд Рейган, возглавлявший Белый дом на протяжении 1980-х гг.
Он был президентом-трансформатором: отношения, которые Рейган установил с советским лидером Михаилом Горбачевым во время их четырех встреч на высшем уровне в Женеве и Рейкьявике, вероятно, подготовили почву для мирного разрешения холодной войны.
Установленные между ними личные контакты были уже большим сдвигом в двусторонних отношениях, ведь в 1982 году, во время своего первого обращения к Генеральной Ассамблее ООН, Рейган обвинил Москву в тирании, агрессии, зверствах и «безжалостных репрессиях» и призвал СССР принять американскую «программу мира (1) ».
Примечательно также, что администрация Рейгана обвиняла ООН в том, что она далеко отошла от своих первоначальных целей и «стала пленником рабочего большинства СССР и Третьего мира и политической программы этого блока: антиизраильской, антизападной, антиамериканской (2) ». В целом, такая позиция США кардинально повлияла на работу Совета Безопасности: в период с 1981 по 1988 гг. не было запущено ни одной миротворческой операции.
Несмотря на нормализацию отношений, у Рейгана были основания полагать, что Запад вышел победителем в идеологической «борьбе ценностей»: как он выразился, демократия победила коллективизм.
Некоторые историки ссылаются и на наращивание вооруженных сил США при Рейгане и давление, оказываемое его программой «Стратегической оборонной инициативы (СОИ)» (известна как «Звёздные войны»), которая, хотя, и не была полностью реализована.
Что касается итогов экономической политики Рейгана, то они весьма неоднозначны. С одной стороны, снижение налогов и ужесточение процентных ставок Федеральной резервной системой привели к рекордному периоду экономического роста в послевоенное время. С другой стороны, это сопровождалось рекордным ростом государственного долга и дефицита федерального бюджета. Так, дефицит в размере 220 млрд. долларов в 1990 году вырос в три раза с 1980 года.
Но одним из достижений Рейгана на экономической арене была его последовательная поддержка Федеральной резервной системы, денежно-кредитная политика которой сдерживала инфляцию на низком уровне. Рейган также достиг главной цели – снижения предельной ставки подоходного налога: теперь она составляла 28 %. Хотя примечательно, что на конференции по проблемам малого бизнеса в 1986 году Рейган сказал:
«Точка зрения правительства на экономику может быть выражена в нескольких простых фразах: если что-то работает, облагай это налогом, если оно продолжает работать – регулируй, а если остановилось –субсидируй».
Таким образом, администрация Рональда Рейгана по праву может считаться одной из самых консервативных в истории США. Америка в это время стремилась сделать упор на своем военном превосходстве и односторонних интересах, что представляло собой в то время самый серьезный вызов мультилатерализму.
Джордж Буш-старший (президент США 1989 – 1993гг.)
Наконец, президентом, заставшим распад СССР и, следовательно, конец Холодной войны, стал республиканец Джордж Буш-старший (годы президентства 1989-1993), который ранее занимал должность посла США в ООН.
В 1989 году, после падения Берлинской стены, президент Буш-старший в своей инаугурационной речи выступил за «новый мировой порядок», который будет более демократичным, открытым и многосторонним.
Хотя Буш не был инициатором произошедших масштабных геополитических изменений, историки считают, что его осторожный подход к отношениям с Советским Союзом повлиял на то, что крах коммунизма не сопровождался серьёзными революционными потрясениями.
Буш-старший встречался с Горбачевым на Мальте в 1989 году, где они обсудили сокращение вооружений и улучшение американо-советских отношений. В июне следующего года они снова встретились в Вашингтоне, чтобы подписать соглашение, в котором две страны согласились сократить свои ядерные арсеналы. В июле 1991 года два лидера встретились в третий раз в Москве, чтобы подписать договор СНВ-1, сокративший общее количество ядерных боеголовок на треть. 23 сентября 1992 года США провели последнее подземное испытание ядерного оружия на полигоне в Неваде.
Но Буш не смог предвидеть распад Советского Союза и называл это событие «своим самым главным поражением». В частности, он не стал поддерживать независимость Украины или августовский путч, а вместо этого хвалил «поразительные вещи», которых добился Горбачев.
Уже в отношении новой России Буш говорил: «Россия не побеждена, напротив – она очень усилилась и нам нужно, чтобы она была Нашим Другом».
Соединённые Штаты во главе с Дж. Бушем-старшим руководствовались прагматизмом, часто умело манипулировали внешнеполитической доктриной М. С. Горбачёва в своих собственных интересах, что, с одной стороны, способствовало их постепенному превращению в доминирующую сверхдержаву, а, с другой стороны, помогло мирно закончить холодную войну.
Одним из самых ярких эпизодов его президентства стала война в Персидском заливе после того, как 2 августа 1990 г. Ирак вторгся в соседний Кувейт. В ноябре Совет Безопасности ООН принял резолюцию № 678, которая уполномочила государства-члены «использовать все необходимые средства», чтобы заставить Ирак уйти из Кувейта (3) ». На основании данной резолюции Конгресс США проголосовал за разрешение использования военной силы против Ирака, за чем последовало начало коалиционной операции «Буря в пустыне» во главе с Америкой. Война закончилась менее чем за два месяца, и администрация Буша успешно провела крупнейшую военную операцию со времен войны во Вьетнаме, не увязнув и не понеся больших потерь.
Однако законность действий США была не столь очевидна: критики утверждали, что военные действия против Ирака не входили в рамки, санкционированные вышеупомянутой резолюцией, и что СБ нарушил Устав ООН, предоставив США слишком широкие полномочия по созданию коалиции вне мандата организации.
Известны также проводимые США операции на Филиппинах и в Панаме, когда в декабре 1989 года вооруженные силы Норьеги убили военнослужащего США, а администрация Буша посчитала, что у нее есть все основания для отстранения Норьеги от власти. 20 декабря американские военные начали операцию «Правое дело», которая укрепила репутацию президента, особенно в области антикризисного управления в регионах мира, но нарушила международное право и была осуждена ОАГ и ООН.
В этом контексте примечательна цитата президента: «Мы будем проводить иностранную политику иностранными руками».
Гражданам США президент запомнился несколькими инициативами: первой был Закон об американцах-инвалидах 1990 года, который запрещал дискриминацию по признаку инвалидности при приеме на работу, в общественных местах и транспорте. Президент усмотрел в законопроекте предоставление людям с инвалидностью большей самостоятельности, то есть позволял им быть менее зависимыми от правительства и выйти из списков социального обеспечения. Буш также внес поправки к Закону о чистом воздухе 1990 года, которые заключались в уменьшении объёмов городского смога, сдерживании кислотных дождей и устранении выбросов токсичных химических веществ. Также 21 млн самых бедных американцев получали фудстемпы (талоны на продовольствие), 5 млн пожилых бедных американцев продолжали получать денежные выплаты для выживания и страховку на медицинское обслуживание. Однако, многие республиканцы были разочарованы в президенте, когда он, с целью добиться компромисса с Конгрессом и сократить дефицит бюджета, согласился повысить налоги.
Билл Клинтон (президент США 1993 – 2001гг.)
Билл Клинтон, ставший президентом Америки в период её становления как единственной сверхдержавы в 1993-2001 гг., сыграл большую роль в определении основ политики мультилатерализма США в её современном виде.
В своей инаугурационной речи Клинтон заявил: «Когда наши жизненные интересы будут поставлены под сомнение или когда будет брошен вызов воле и совести международного сообщества, мы будем действовать с помощью мирной дипломатии, когда это возможно, и с применением силы, когда это необходимо (4)».
Данный внешнеполитический курс соответствовал принципам вильсоновского либерализма и ознаменовал продолжение роли Америки как мирового полицейского.
Исходя из этих принципов мультилатерализма, в годы президентства Клинтона связи между НАТО и новой Россией развивались. В апреле 2022 года бывший президент заявил, что «НАТО «держала дверь открытой» для вступления России». Москва приняла участие в программе «Партнерство во имя мира», стороны заключили основополагающий акт «Россия – НАТО о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности» и совместно участвовали в миротворческих операциях в Сьерра-Леоне, Демократической Республике Конго и Восточном Тиморе.
Билл Клинтон и первый президент России Борис Ельцин за время своих сроков провели порядка 15 встреч. На первой из них в Ванкувере в 1993 году Клинтон объявил о пакете экономических мер содействия России, включающих ряд целевых программ стоимостью 1,6 млрд. долларов. В июне 2000 года также произошла встреча Клинтона с В. Путиным, новым президентом России, в Москве, где лидеры подтвердили намерение сокращать ядерный потенциал.
Стоит отметить, что начало президентства Клинтона было омрачено таким событием как гуманитарная операция в Сомали 1993 года, когда более 75 рейнджеров армии США были ранены при попытке захватить сомалийского военачальника М. Айдида, а два тела американских погибших протащили по улицам Могадишо перед телекамерами.
После этих событий Америка была готова ограничить масштаб и количество миротворческих операций: в ноябре 1994 году республиканцы выиграли большинство на промежуточных выборах в Конгресс и инициировали свой «Контракт с Америкой», который запрещал американским войскам служить под командованием ООН. Новая волна критики в адрес США была вызвана тем, что они решили не добиваться голосования в Совете Безопасности в марте 1999 г., прежде чем начать бомбардировки сербов в Косово под командованием НАТО.
Более успешной его политика была в области экономики. Во время его президентства:
• Было создано более 18,6 млн новых рабочих мест (больше, чем у любого другого президента);
• Безработица снизилась с 7,5% до 4%.
• Домовладение составило 67,7%, что является самым высоким показателем за всю историю.
• Дефицит бюджета сократился с 290 млрд. долларов до профицита бюджета в 128 млрд. долларов.
• Уровень бедности снизился до 11,8%.
Таким образом, Клинтон ввел сдерживающую фискальную политику, создав десятилетие процветания. Именно этим достижением он запомнится гражданам США. К тому же, политика экономического роста президента была направлена на то, чтобы открыть мировые рынки для американских товаров и обеспечить лидерство в процессе глобализации. В 1993 году президент Клинтон подписал Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА); НАФТА создала зону свободной торговли между США, Канадой и Мексикой, сняв тарифы на большинство товаров, производимых и экспортируемых тремя странами.
Джордж Буш-младший (президент США 2001 – 2009гг.)
В начале 2000-х годов американская внешняя политика значительно изменилась. В период предвыборной кампании 2000 г. Республиканская партия, кандидатом которой был выдвинут Дж. Буш-младший, заявила о намерении своего кандидата в случае прихода к власти значительно снизить уровень вовлечённости США в международные дела, уделяя при этом внимание в первую очередь проблемам внутриполитического характера.
Однако главным событием, во многом определившим политику США в период президентства Джорджа Буша-младшего (2001-2009), были теракты 11 сентября 2001 г. и последовавшая за ними «война с террором».
В основе новой стратегии, так называемой «Доктрины Буша», лежала концепция «превентивного действия», оправданием которой являлся страх использования оружия массового уничтожения как средства терроризма. Немаловажно также отметить, что в годы нахождения у власти Дж. Буша-мл. широкое распространение получила теория «государств-изгоев», к которым относились государства с нарушениями международных стандартов поведения и дискриминацией прав человека. Именно такие страны, по мнению администрации президента, могли стать объектом военного вторжения США.
На основании данной концепции Соединенные Штаты немедленно получили поддержку Совета Безопасности ООН для принятия ответных мер против Аль-Кайды и талибов в Афганистане. Далее президент попросил Совет Безопасности расследовать наличие оружия массового поражения у режима С. Хусейна в Ираке ‒ государстве, которое Буш назвал частью «оси зла», но в середине марта 2003 г., без санкции ООН, США напали на Ирак.
Несмотря на то, что позже Буш-младший признал ошибки американской разведки и неверность собранных данных, он защищал своё решение ввести войска в Ирак как акт самообороны, разрешенный Уставом ООН.
Внешнеполитическая деятельность Буша-младшего также запомнилась тем, что США отказались вступить в СПЧ, ратифицировать Римский статут Международного уголовного суда, Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний и Киотский протокол о глобальном потеплении.
13-16 ноября 2001 года состоялся первый официальный государственный визит президента России Владимира Путина в США. До этого лидеры обеих стран уже встречались в Любляне и обсуждали вопросы стратегической безопасности. Джордж Буш-младший рассказал, что «заглянул в глаза» Владимиру Путину, «ощутил его душу». Казалось, что президенты в ходе первых встреч установили по-настоящему доверительные отношения, однако позже такие события как развитие демократии в России, цветные революции в Восточной Европе, установка систем американской ПРО в Европе, показали, что разногласий постепенно становилось много.
Открытый конфликт случился в 2008 году, когда Россия обвинила США в поддержке Михаила Саакашвили во время конфликта в Южной Осетии, а США обвинили Россию в нарушении суверенитета Грузии.
Примечательно, что Джордж Буш стал первым в истории президентом США, обладающим степенью MBA Гарвардского Университета. Но его профессиональные знания оказали скорее негативное влияние на положение дел в американской экономике – он оказался одним из самых неудачливых президентов в деле обеспечения темпов экономического роста США. Вероятно, это связано с тем, что страна пережила две рецессии (корнем проблемы был пузырь на рынке жилья США), один из самых разрушительных ураганов в истории, а также террористические акты.
В период с 2001 по 2003 год администрация Буша ввела снижение федеральных налогов для всех налогоплательщиков (например, президент удвоил налоговый вычет на детей, стимулировал увеличение пенсионных сбережений и поэтапно отменил федеральные налоги на наследство), но это лишь увеличило государственный долг примерно на 1,5 трлн. долларов с 2002 по 2011 годы. В 2003 году Конгресс принял Закон администрации Буша о лекарствах, отпускаемых по рецепту, и об улучшении и модернизации системы Medicare, что также увеличило государственный долг. Войны в Ираке и Афганистане обошлись США в 604 млрд. долларов.
Иронично, что после его президентства в английском языке появилось понятие «бушизм», означающее комичные фразы из речей Буша-младшего. Одни из самых известных высказываний:
• «А у вас тоже есть негры?»
• «Самая важная работа – это не быть правителем, или первой леди, в моём случае»
• «Я слышал – распространяются слухи в Интернетах, что у нас вскоре введут обязательную службу в армии».
_____________________________________________________________________________________
[1] June 17, 1982: Speech to the United Nations General Assembly [Электронный ресурс] // Miller
Center. URL: https://millercenter.org/the-presidency/presidential-speeches/june-17-1982-speechunited-nations-general-assembly
[2] Johansen R. The Reagan Administration and the U.N.: The Costs of Unilateralism // World Policy
Journal. – 1986. – Vol. 3. – № 4. – P. 603.
[3] Резолюция Совета Безопасности № 678 от 29 ноября 1990 г. [Электронный ресурс] //
Организация Объединенных Наций. URL: https://documents-ddsny.un.org/doc/RESOLUTION/GEN/NR0/576/02/PDF/NR057602.pdf?OpenElement
[4] First Inaugural Address of William J. Clinton; January 20, 1993 [Электронный ресурс] // Yale
Law School. URL: https://avalon.law.yale.edu/20th_century/clinton1.asp
Вторая часть статьи тут
Автор исследования — Варвара Заикина
Поделиться в сетях: