Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Бюджетный профицит

Доходы бюджета РФ в 2022 году составят 25,021 трлн рублей, в 2023 году – 25,540 трлн рублей, в 2024 году – 25,831 трлн рублей. Расходы запланированы в 2022 году на уровне 23,694 трлн рублей, в 2023 году – 25,241 трлн рублей, в 2024 году – 26,354 трлн рублей. В соответствии с законом, в следующие два года бюджет будет профицитным.

Из запланированных расходов на реализацию национальных проектов в 2022 году предусмотрено 2,74 трлн рублей, в 2023 году – 2,88 трлн рублей, в 2024 году – 2,98 трлн рублей.
Согласно заключению Счетной палаты РФ, в 2022 году расходы федерального бюджета по сравнению с 2019 году, то есть с допандемийным периодом, увеличиваются на 5,479 трлн рублей (или на 30,1%)

Бюджет сформирован исходя из прогноза роста ВВП России в 2022 году по сравнению с ожидаемым уровнем текущего года на 3% – до 133,328 трлн рублей, роста общего объема инвестиций на 5,9% – до 24,407 трлн рублей, уровня инфляции в размере 4% по сравнению с ожидаемой в 2021 году 5,8% (в базовом варианте прогноза, представленного Минэкономразвития).

Нефтегазовые доходы

В 2022 году прогнозируется увеличение нефтегазовых доходов по сравнению с 2021 годом с 6,8% до 7,2% ВВП, в 2023 году – снижение до 6,5%, в 2024 году – до 5,7%. Это связано с прогнозируемым постепенным снижением цен на нефть марки Urals и на природный газ, а также с изменением структуры добычи в пользу льготных режимов налогообложения.

Поступление нефтегазовых доходов в федеральный бюджет на 2022 год прогнозируется в объеме 9,542 трлн рублей, при этом базовые нефтегазовые доходы составят 6,145 трлн рублей, а дополнительные нефтегазовые доходы – 3,397 трлн рублей. В 2023 и 2024 годах объем нефтегазовых доходов, согласно прогнозу, составит 9,194 трлн рублей и 8,564 трлн рублей, из них базовые нефтегазовые доходы соответственно составят 6,483 трлн рублей и 6,467 трлн рублей, дополнительные нефтегазовые доходы – 2,71 трлн рублей и 2,096 трлн рублей соответственно. Базовые нефтегазовые доходы рассчитаны на основании базовой цены на нефть – $44,2, $45 и $45,9 за баррель в 2022-2024 годах соответственно.

В части ненефтегазовых доходов в 2022-2024 годах прогнозируется незначительное снижение их доли в ВВП – с 11,6% до 11,4%.

Доля нефтегазовых доходов в 2022-2024 годах в общем объеме доходов федерального бюджета снижается с 38,1% до 33,2%, доля ненефтегазовых доходов увеличивается с 61,9% до 66,8% соответственно.

В 2023 и 2024 годах планируется увеличение средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) за счет перечисления дополнительных нефтегазовых доходов, полученных в 2022-2023 годах. В результате к концу 2024 года планируется увеличение средств ФНБ до 23,267 трлн рублей.

Расходы на госпрограммы

Расходы федерального бюджета на реализацию 47 госпрограмм (открытая часть) на 2022 год планируются в объеме 15,563 трлн рублей, на 2023 год – 16,242 трлн рублей, на 2024 год – 16,569 трлн рублей, или 78%, 77,3% и 77,6% общего объема расходов федерального бюджета (открытая часть) соответственно.

В структуре расходов федерального бюджета по разделам классификации расходов бюджетов в 2022-2024 годах наибольший объем расходов будут составлять расходы на социальную политику с тенденцией к снижению в плановом периоде (4,4% ВВП в 2022-2023 годах, 4,2% ВВП – в 2024 году), говорится в заключении Счетной палаты. https://tass.ru/ekonomika/13011057
В целом документ соответствует Бюджетному кодексу РФ. Ознакомиться с другими выводами заключения СП можно ниже. Источник: https://ach.gov.ru/

Главная особенность бюджета – профицитность, подчеркивает руководитель направления фискальной политики Экономической экспертной группы Александра Осмоловская-Суслина. “Ведь профицит означает не только превышение доходов над расходами – это сигнал о желании властей вернуться к жесткой бюджетной политике и полному соблюдению бюджетных правил”, – рассказывает она. По ее словам, многое будет зависеть от того, как будет складываться ситуация, в том числе, с коронавирусом и вакцинацией не только в России, но и в мире.

“И если ситуация будет неблагоприятна, то тогда и доходная часть будет ниже, и расходная неминуемо возрастет. Тогда планируемая “профицитность” бюджета позволит в некоторой степени подстраховаться и нивелировать риск нехватки ресурсов. Если же нам повезет, и ситуацию с пандемией удастся взять под контроль, то относительно низкие расходы бюджета могут в некоторой степени замедлить выход из кризиса и переход на более высокую траекторию экономического роста”, – допускает Осмоловская-Суслина. Источник: https://rg.ru/

Однако, мнения о целесообразности «профицита» и его влияние на развитие экономики России разнятся. Многие считают существующую профицитность бюджета итогом лоббирования финансового блока Правительства РФ, которые являются последователями экономического либерализма.

Негативное влияние профицита бюджета на экономический рост доказано мировой теорией и практикой. Профицит бюджета означает, что из экономики через налоги, пошлины, акцизы и прочие фискальные инструменты изымается больше средств, чем потом через госрасходы в нее возвращается.

В конечном счете профицит бюджета сдерживает экономический рост, не позволяет реализовать возможности перехода на высокие технологии, инновационный путь развития и добиваться тем самым более эффективных результатов хозяйствования, парализуя решение острых социальных проблем.

Особо подчеркну, что в большинстве стран мира действует правовая норма, запрещающая формировать и утверждать профицитный бюджет. Подобная форма сбалансированности бюджета действовала и в Российской Федерации до 2001 года. Однако теоретики экономического либерализма изъяли ее из «Бюджетного кодекса РФ». И уже на 2001 год федеральный бюджет был принят с профицитом в 2,9% к ВВП. Эта теоретически безграмотная вакханалия продолжалась и в последующие годы.

Так, в 2019 году профицит федерального бюджета составил 1,932 трлн рублей, или 1,8% ВВП; в 2020 году — 876 млрд рублей (0,8% ВВП), в 2021 году — 952 млрд рублей (0,8% ВВП).
Казалось бы, что плохого в том, что доходы бюджета превышают расходы? Но попробуйте объяснить такой вопиющий факт: на 2018 год был запланирован профицит федерального бюджета в объеме 2,7 трлн рублей, или 2,1% ВВП. Но при этом тут же были повышены НДС с 18 до 20% и возраст выхода на пенсию на пять лет, что, естественно, ударило по потребительскому спросу и объективно затормозило рост ВВП. Другими словами, одной рукой Правительство РФ увеличивает налоги, чтобы наполнить государственный бюджет, а другой рукой формирует бюджет с профицитом, то есть изымает финансовые ресурсы из бюджета.

Экономическое чудо, да и только!

Естественно возникает вопрос: а зачем надо было повышать налог на добавленную стоимость при профиците бюджета? Варианта ответа два: либо это теоретическая безграмотность, либо это делается, чтобы сознательно опустить экономику России. Совершенно неудивительно, что подобное решение сразу же начало оказывать дестимулирующее воздействие на предпринимательскую активность, отразилось на ухудшении динамики экономических показателей, затормозив рост ВВП и приток инвестиций.

Между тем, как свидетельствует практика развитых стран, они, как правило, формируют дефицитные бюджеты. Дефицит бюджета в разумных пределах заставляет правительство изыскивать дополнительные резервы для его покрытия, приводит к увеличению доходов хозяйствующих субъектов, а следовательно, способствует росту покупательной способности и расширению национального производства.

Разумный предел дефицита бюджета в развитых странах не превышает 2–3% ВВП. Например, этот показатель для Австрии, Словакии, Бельгии, Канады, Турции, Польши, Китая находится в пределах 2%; считается, что это бюджет с умеренным дефицитом.

Лишь в ходе борьбы с пандемией и ее последствиями дефициты бюджетов значительно выросли. В среднем дефицит составил в 2020 году в развитых странах 11,7% ВВП. Сохранится этот высокий уровень и в 2021 году. Так, в европейских странах, по экспертным оценкам, он составит 6,7%. В Китае и Индии дефициты бюджетов также будут существенными — 9,6% и 10%.

Но российские руководители экономического блока Правительства РФ, к сожалению, весьма далеки как от теории сбалансированности бюджета, так и от мировой практики его формирования. С одной стороны, Президент РФ Путин ставит перед правительством абсолютно правильные задачи: обеспечить стабильный экономический рост в 5–7% и войти в пятерку ведущих экономик мира, остановить вымирание и обнищание России, освоить новейшие технологии на базе ускорения научно-технического прогресса.

С другой стороны, как государство может выйти на траекторию устойчивого экономического роста, если профицит бюджета, увеличение объемов различных «кубышек», то есть искусственного вывода финансовых ресурсов из бюджета, становятся нормой. Поэтому не вызывает удивления сохранение бюджетного профицита на 2022 и 2023 годы в объеме 1% ВВП

Другими словами, систематически происходит консервация сложившейся структуры расходов федерального бюджета при невозможности существенного увеличения производительных бюджетных расходов на образование, здравоохранение, рост доходов населения, инфраструктурные инвестиции. То есть государство продолжает обсчитывать и обкрадывать экономику, а не ускорять ее развитие, продолжает формировать модель экономики не развития, а торможения.

Правительство на очередную трехлетку планирует дальнейшее финансовое обескровливание бюджета путем увеличения доли доходов, проходящих мимо казны и направляемых в Фонд национального благосостояния (ФНБ). Это, как убеждает правительство, та самая подушка безопасности, которая якобы сработает, если вдруг что-то нехорошее нагрянет, которая будет использована в сбалансированности бюджета в будущем.

Объем ФНБ на начало 2019 года составил 3,8 трлн рублей (3,6% ВВП). В 2020 году он возрос в два раза и составил 7,9 трлн рублей (7,1% ВВП), а в 2021 году увеличится до 11,5 трлн рублей (9,7% ВВП). К концу 2022 года объем фонда составит 13,66 трлн рублей, или 10,6% ВВП, фактически превысив объемы государственного и корпоративного внешнего долга, что с точки зрения теории лишено экономического смысла.

При таких приоритетах правительства нет ничего удивительного в том, что расходы на национальную экономику, социальную политику на 2022 год планируются ниже уровня предыдущего года. И ни о каких темпах роста ВВП в 5–7% в новой трехлетке речи не идет и идти не может.

Между тем по своей экономической природе ФНБ — это средства, выведенные из бюджета и мертвым грузом оседающие в «кубышке»: они не принимают участия в текущей сбалансированности бюджета и не работают на экономику страны. В этом фонде, объем которого превышает половину от суммы бюджетных доходов, по сути, сгорают гигантские средства, которые правительство не пускает на развитие России. И это в стране, где продолжает вымирать население, где износ машин и оборудования превышает 50%! Такого финансового перекоса нет в бюджетной системе ни одной страны мира.
Вспомним слова поэта:
«О, если б мог от взоров недостойных
Я скрыть подвал! О, если б из могилы
Прийти я мог, сторожевою тенью
Сидеть на сундуке и от живых
Сокровища мои хранить, как ныне!»

Не уподобляются ли правительственные теоретики экономического либерализма пушкинскому Скупому рыцарю? Зачем расходовать производительные силы и финансовые ресурсы, если они не используются во благо народа России? Пусть лучше они лежат мертвым грузом в «кубышке»? Думается, что это неверно и с теоретических позиций, и с точки зрения будущего России.

Если обобщить, то следствием ставки на профицитность федерального бюджета, формирования все возрастающего ФНБ и других «кубышек» стали деградация и офшоризация российской экономики, вывоз капитала и утечка умов. Почти все рынки и производство отданы западным транснациональным корпорациям. Купленные иностранцами акции приватизированной собственности уходят за рубеж, да и деньги за нее эффективные менеджеры переправляют туда же. В результате с третьего места, которое занимала наша страна в мире, уступая по объему валового внутреннего продукта только США и Японии в 1990 году, мы переместились на шестое при оценке валового внутреннего продукта по паритету покупательной способности (после Китая, США, Японии, Индии и Германии) и на 16-е место при оценке ВВП по рыночному курсу доллара.

Сознательный вывод финансовых ресурсов из экономики, вполне естественно, негативно отражается на благосостоянии большей части населения России. По официальным данным Росстата, с 2014 года доходы населения упали на 8%. По качеству уровня жизни Россия опустилась на 90-е место среди 142 стран мира. За 2020 год численность населения нашей страны уменьшилась более чем на 700 тысяч человек. Это рекорд естественной убыли не только за последние годы, но и за всю историю в мирное время.

Что же нужно сделать, чтобы перезапустить экономический рост в России и повысить благосостояние россиян?

Главный шаг — это принципиальный отказ от монетаристской неолиберальной модели экономического роста. Исходя из опыта Китая, Японии, Швеции, Франции, Южной Кореи, наиболее приемлемой для Российской Федерации могла бы быть модель социально-экономического развития, опирающаяся на государственный планово-рыночный механизм, формирующий социально справедливое общество.

Это предполагает ориентацию не на финансово-спекулятивный сектор, а на рост прежде всего отечественного производства, рост производительности общественного труда на основе ускорения научно-технического прогресса, опору на реальные возможности национальной экономики и собственный интеллектуальный кадровый потенциал. Источник: https://www.mk.ru/

Страна Доходы
(млн $)
Расходы
(млн $)
Дефицит/Профицит
(млн $)
Год
1 США 5 923 829 9 818 534 −3 894 705 2020
2 Китай 3 622 313 5 388 814 −1 766 501 2020
3 Германия 1 729 224 2 038 247 −309 203 2020
4 Япония 1 666 454 2 362 676 −696 222 2020
5 Франция 1 334 944 1 609 710 −274 766 2020
6 Великобритания 966 407 1 400 776 −434 369 2020
7 Италия 863 785 1 103 721 −239 936 2020
8 Индия 620 739 940 771 −320 032 2020
9 Канада 598 434 917 271 −318 837 2020
10 Испания 481 945 657 750 −175 805 2020
11 Россия 468 651 546 027 −77 376 2020

Статья подготовлена: Александр Тонин

Фото на заставке: ostrovrusa.ru

В статье использованы материалы из свободных источников

Поделиться в сетях: