Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Бюджет РФ на 2023: анализ и особенности

Без определенных правил, законов и установленных стандартов вряд ли возможно представить процессы, происходящие в нашей жизни. В процессе развития, приумножаясь в своей численности и техническом совершенстве, люди формируют новую модель существования. Любая современная модель развития, наряду с политической и социальной составляющей, невозможна без финансов и экономики, ведь политика – это есть концентрированное выражение экономики.

Даже маленькое сообщество людей, например, семья, не может жить без бюджета, который включает в себя не только текущие расходы и доходы. Это могут быть планы, связанные с развитием детей, образованием и отдыхом, медицинским обслуживанием, приобретением движимого и недвижимого имущества, созданием бизнеса или воплощением других идей. И каждый член семьи не только пользуется семейными благами, но и вносит свой посильный вклад. Бывает, что семейный бюджет «трещит по швам» и требует заимствований и инвестиций.

К чему я привел банальный, на первый взгляд, пример? Маленький бюджет семейной ячейки общества удивительно похож на государственный бюджет по своей сути и содержанию. Конечно, государственный бюджет отличается по своему размеру от бюджетов домохозяйств. Однако любой бюджет любой страны ориентирован именно на развитие и благосостояние этих самых домохозяйств. Он складывается из доходов, полученных от жизнедеятельности экономической, государственной и политической модели, производственных и сельскохозяйственных циклов, богатства природных недр, достижений науки и техники.

Все это и еще многое другое позволяют сформировать жизненный и экономический баланс страны. Распределение доходов позволяет решить социальные вопросы внутри страны, в таких областях как медицина, культура, образование, жилье и инфраструктура. Доходы позволяют укрепить обороноспособность страны и сохранить территориальную независимость, решить вопросы с правопорядком внутри страны.

Бюджетный кодекс, принимаемый Государственный Думой ежегодно является не только основным экономическим законом, но и маршрутной картой, по которой предстоит идти кораблю под названием «Россия».

Мы помним те времена, когда бюджет нашей страны не осиливал всех проблем и задач, возникших в связи с переходом от плановой социалистической модели к рыночным методикам капиталистического уклада. В те критические дни население столкнулось с веерными отключениями электричества, задержками пенсий, отсутствием работы и банкротствам предприятий. Да что предприятия, сама страна обанкротилась во времена дефолта.

Экономика рухнула под грузом долговых обязательств и невозможностью оплачивать свои счета. Надо отдать должное, что в очередной раз, сгруппировавшись, Россия в тяжелейших условиях сумела восстановить свой платежный баланс и авторитет надежного мирового партнера. Бюджеты тех лет отражали жесткую действительность, связанную с санкциями, военными действиями на Кавказе, отставанием в технологических отраслях, катастрофическим падением национальной валюты и гиперинфляции в 1000 процентов.

Менялись правительства, появлялись новые партии и лидеры, проходила ротация государственной Думы. Но бюджет за бюджетом страна набирала обороты, зализывала раны, полученные в предыдущие годы. Принимались различные программы модернизации и развития страны.

Конечно, далеко не все удалось. Этому, скорее всего, способствовал уровень коррупции и разгильдяйства, саботаж и отсутствие профессиональных кадров, несовершенство политической системы и экономическая и технологическая зависимость от развитых стран.

Однако страна не распалась, бюджеты выполнялись, не редко с профицитом. Сегодня уровень жизни российского гражданина пока не достиг высоких показателей по сравнению с экономическими гигантами стран Европы и Запада. Однако растет из года в год уровень адресной социальной поддержки населению, меняется облик городов и дорожной инфраструктуры, появляется все больше бюджетных мест в вузах, растет оснащение государственных медицинских учреждений.

Сегодня мы понимаем, что процессы, происходившие до начала СВО, имевшие обыденный жизненный ритм и привычные годовые циклы, изменились. Российские граждане столкнулись со многими неиспытанными ранее вариантами жизнеустройства. В какой- то момент страна казалась, встала на паузу и была на гране паники. Экономика пошатнулась, негативные факторы сгущались, некоторые граждане предпочли покинуть страну.

Изменились многие экономические и финансовые правила и порядки. Многие наблюдали за формированием нового бюджета РФ. Ведь бюджет характеризует национальную повестку и отражает существующие реалии: содержание армии в военных условиях, изменение технологических процессов в связи с санкциями и закрытием границ, изменение традиционных логистических потоков, противоборство национальных валют и открытие новых торговых путей и коридоров.

Страна находится в жестком противостоянии со многими странами, напряжение с некоторыми достигли критической точки. Как российская семья и государство выживет в таких условиях, в первую очередь зависит от сбалансированного бюджета и его строгого выполнения.

Сухие цифры

Государственная Дума приняла закон «О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов». Документ предусматривает доходы бюджета России на 2023 год в 26,13 трлн рублей (17,4 % ВВП), расходы — 29,056 трлн (19,4 % ВВП). При этом в 2024 году доходы бюджета должны увеличиться до 27,24 трлн рублей, в 2025 году — до 27,98 трлн, а расходы — до 29,43 трлн и 29,24 трлн рублей соответственно. В течение всего трехлетнего периода бюджет будет дефицитным: в 2023 году дефицит составит 2 % ВВП, в 2024 году — 1,4 % ВВП, в 2025 году — 0,7 % ВВП. Основным источником покрытия дефицита станут госзаимствования.

Структура бюджета 2023

Попробуем проанализировать очень непростой с точки зрения прогнозирования бюджет 2023 года. Понятно, что запланировать, что либо в условиях нестабильности, крайне сложно. Однако, посмотрим на диаграммы:

Ключевой статьей бюджета в 7,343 трлн рублей (25,3% от общего бюджета) на 2023 года остается социальная политика. На втором месте – национальная оборона, на нее запланировано 4,98 трлн рублей (17 % от общего бюджета). На третьем месте – национальная безопасность и деятельность правоохранительных органов с 4,417 трлн рублями расходов (15 % от общего бюджета).

Сокращение бюджета на культуру привлекло внимание министра культуры Ольги Любимовой:
«Формирование федерального бюджета на 2023–2025 годы осуществлялось с учетом сокращения на 10% бюджетных ассигнований в целях обеспечения сбалансированности федерального бюджета, за исключением нормативно-обусловленных расходов», – сообщила она на заседании думского комитета по культуре.

Сокращению подвергаются федеральные проекты: «Развитие культурного диалога», «Пушкинская карта», «Сохранение культурного и исторического наследия», «Цифровая культура», «Творческие люди». Бюджет на физкультуру и спорт в процентах потеряли больше других сфер и составили 0,05 от ВВП: 67,9 млрд рублей.

Государственные программы

Самой затратной среди «региональных» госпрограмм, как и прежде, остается «Социально-экономическое развитие Республики Крым и Севастополя» — с 2023 по 2025 год на нее потратят 350 млрд руб., для сравнения: на развитие Калининградской области заложено в четыре раза меньше — 88,71 млрд руб. Финансирование развития региональной и местной дорожной сети в 2023 году будет увеличено вдвое — на 29,1 млрд рублей.

Направления дополнительного финансирования в 2023 г.
• 8 млрд рублей будет выделено на программу комплексного развития сельских территорий. На мелиорацию сельскохозяйственных земель – 1 млрд рублей, а также по 1 млрд в год в 2023 году и в плановый период 2024-2025 годы на развитие научно-технических проектов агропромышленного комплекса. Помимо этого средства будут выделяться на газификацию и водообеспечение сельских домохозяйств, строительство спортивных объектов, фельдшерско-акушерских пунктов.
• на развитие городского наземного электротранспорта — около 9 млрд руб.
• программа устранения цифрового неравенства — 8 млрд руб.
• организация профобучения и дополнительного профобразования — 2,5 млрд руб.
• модернизация центров занятости — 2,7 млрд руб.
• обучение талантливых школьников языкам программирования — 1,4 млрд руб.
• поддержка отдельных категорий граждан с помощью соцконтракта — 7,5 млрд руб.
• федеральный проект по созданию производственно-технической базы в обеспечении развития космической деятельности — 754,9 млн руб.
• обустройство военных городков — 44 млрд руб.
• финансирование госпиталей — 4,6 млрд руб. Источник

Модернизация промышленности

В 2023 году 754,9 млн рублей будет направлено на развитие федерального проекта «Создание (модернизация, техническое перевооружение) производственно-технологической базы организаций ракетно-космической промышленности в обеспечение развития космической деятельности»
Объективно, этих ресурсов, крайне недостаточно в условиях технологического отставания России от развитых мировых держав.

Федеральный проект «Стимулирование спроса на отечественную продукцию судостроительной промышленности» получит 3,5 млрд рублей. Федеральный проект «Электроавтомобиль и водородный автомобиль» получит 2,406 млрд рублей. Государственная поддержка инвестиционных проектов на территории Арктической зоны РФ обойдется бюджету в 2023 году в 2,618 млрд рублей. Источник: РБК

Бюджет 2023 – дефицитный

Бюджет 2023 рассчитывался, исходя из следующих показателей:
• прогнозируемый объем ВВП – 149 949 млрд рублей;
• уровень инфляции – не более 5,5%;
• общий объем доходов – 26 130 млрд. рублей, в том числе дополнительные нефтегазовые доходы в сумме 938 969 млн рублей.
Учитывая вышеуказанные факторы, бюджет на 2023 год будет дефицитным на сумму 2,925 млрд рублей.

На 1 января 2024 года запланированы следующие верхние пределы долга РФ:
• внутреннего – 20 696,97 млрд рублей;
• внешнего – 66,6 млрд долларов США или 63,4 млрд евро

Критика Бюджета-2023

Критики экспертами Общественной палаты бюджет-2023 подвергается за счет «чрезмерно консервативного» прогноза в разделе нефтегазовых доходов, который общественники считают существенно заниженным, сообщает РБК.

Такого же мнения придерживаются в «Деловой России», отмечая, что занижение бюджета позволяет исполнительной власти «практически неконтролируемо их расходовать». Выступая на нулевых слушаниях бюджета в Общественной палате, член генерального совета «Деловой России» Кирилл Никитин, отметил, что в основном финансовом документе отсутствует внятная налоговая политика, и обратил внимание на увеличение налоговой нагрузки на бизнес в проекте данного финансового документа.

Профессор Финансового университета Светлана Солянникова указывает на «инерционность расходования средств»: в бюджете 2023 растет доля нераспределенных налоговых доходов
«Почти 1 трлн руб. налоговых расходов не распределен по госпрограммам. То есть принцип расходования средств не меняется», – отметила она на слушаниях в Общественной Палате. По ее мнению, это может привести к консервации стабильных, но низких темпов экономического роста и невозможности решения задач стратегического развития нашего общества и экономики в долгосрочной перспективе.

Военный бюджет

По разделу «Национальная оборона» проект бюджета предполагает финансирование в размере:
• в 2023 году – 4,98 трлн рублей;
• в 2024 году – 4,46 трлн рублей;
• в 2025 году – 4,2 трлн рублей.

В Комитет Государственной Думы по обороне посчитали такие траты достаточными для удовлетворения потребностей Министерства обороны, а также включая потребности СВО.

«Выделяемые объемы бюджетных ассигнований позволят обеспечить реализацию основных стратегических целей для развития Вооруженных сил РФ и отвечают в полном объеме всем запросам Минобороны, включая потребности СВО», – подчеркивал глава комитета Андрей Картаполов. Цитата по РБК 

Казалось бы, в военное время расходы на оборону и содержание Армии должно разительно отличаться от довоенных бюджетов в большую сторону. Однако мы видим с Вами совершенно обратное. В этом упрекнули правительство различные политики и экономисты. В публикации «Новый бюджет отличается и жесткостью, и нереалистичностью», размещенный на ресурсе delyagin.ru можно услышать различные мнения.

Депутат Госдумы Михаил Делягин обратил внимание на сокращение расходов на Вооруженные силы России в следующем году почти на 30%.

«Читаю бюджет РФ на 2023 год и чувствую себя в параллельном измерении. Общие расходы на национальную оборону чуть-чуть растут. А вот расходы на Вооруженные силы РФ сокращаются с 3,6 трлн руб. в текущем году до 2,5 трлн руб. в следующем. Страна ведет боевые действия, а расходы на армию сокращаются почти на треть», – отмечал он.

Проект основного финансового документа страны реальности не отражает, добавляет депутат Госдумы Оксана Дмитриева.

«Такое впечатление, что он готовился не во время проведения СВО, а в спокойные времена. Расходы на оборону в нем запланированы такие же, как и в текущем годы, увеличены только расходы по разделу «Национальная безопасность». Расходы на содержание вооруженных сил вообще меньше, чем в текущем году. Совсем нет увеличения расходов на мобилизационную подготовку людей и мобилизацию экономики», – отмечает она.

«Такое впечатление, что финансовый блок правительства не знает о том, что происходит в стране. О том, что проходит частичная мобилизация, а военкоматы с их устаревшими компьютерами требуют нового оснащения. Не знают о том, что армии нужны дополнительные бронежилеты, форма, теплые вещи, медикаменты и коптеры. Создается впечатление, что авторы бюджета живут в какой-то другой реальности», – продолжает Дмитриева. По ее мнению, бюджет-2023 остается инерционным.

«Они считают, что нефтегазовые доходы надо складировать, и это их единственная идея и больше никаких не появилось», – резюмирует депутат». Источник: delyagin.ru

Однако, на мой взгляд, мы не должны забывать, что Россия провела модернизацию армии задолго до СВО, истратив на это значительный кусок пирога российского ВВП. Многие из военных затрат по материально-техническому обеспечения военных подразделений берут на себя местные бюджеты и регионы.

Также не стоит забывать, что обывателю не доступна информация о закрытых статьях бюджета.
Расходы федерального бюджета по закрытым – секретным и сверхсекретным статьям – в 2023 г. составят около 6,5 трлн руб., или 23% от общей суммы трат, подсчитали «Ведомости» на основе материалов, включенных в пакет документов к проекту казны на 2023 –2025 гг. Согласно закону о бюджете на нынешнюю трехлетку, в 2023 г. закрытые расходы должны были составить 3,8 трлн руб., или 15,2% от общей суммы. Таким образом, относительно действующего закона они вырастут на 2,7 трлн руб. В 2022 г. законом предполагалось, что они составят 4 трлн, или 17% от общего объема.

В этой связи стоит сравнить военные бюджеты других стран в мире, в этих рейтингах Россия занимает далеко не первое место в мире. Эти показатели далеки от пропагандируемого стремления этих стран жить в мире и добрососедстве.

Военное лобби, доходы от создания и продажи нового оружия и военной техники побуждают страны с огромными военными бюджетами создавать все новые очаги напряженности по всему миру, формировать все новые и новые ЧВК, прокси-модели современных войн. Мы должны понимать, что это всего лишь «бизнес, и ничего личного».

Это интересно
«Стоит вспомнить, что мировые военные расходы уже в 2020 году составили $1,98 трлн, что на 2,6% больше, чем годом ранее, и достигли 2,4% от мирового ВВП против 2,2-процентной доли годом ранее. Об этом свидетельствуют данные Стокгольмского международного института исследования проблем мира (SIPRI).

Наибольший объем военных расходов остается у США — в 2020 году показатель составил $778 млрд. В тройку стран-лидеров также вошли Китай ($252 млрд) и Индия ($72,9 млрд). Россия расположилась на четвертом месте, потратив на военную составляющую около $61,7 млрд, что на 2,5% больше в сравнении с 2019 годом. Относительно 2011-го затраты выросли на 26%. При этом отмечается, что фактические военные расходы России в 2020 году оказались на 6,6% ниже ее первоначального военного бюджета.

«В результате доля военных расходов в ВВП — так называемое военное бремя — достигла 2,4% в 2020 году. Это был самый большой рост военного бремени в годовом исчислении со времен мирового финансово-экономического кризиса 2009 года».- говорится в сообщении института.

Эксперты отмечают значительный рост военных расходов в странах НАТО. В результате 12 стран-членов организации направили на вооружение около двух или более процентов своего ВВП. По данным SIPRI, военные расходы США растут третий год подряд и в 2020 году составили 39% от всех мировых трат на войну. Военные расходы Китая растут 26-й год подряд — с 2011 года они увеличились на 76%. Источник: tadviser.ru

Список стран по военным расходам за 2021 год по данным SIPRI Fact Sheet

Источник: ru.wikipedia.org

Существующая реальность

Сложный с точки стабильности международной обстановки, 2022 год отложил свой отпечаток на бюджеты стран лидеров мировой арены. Отметим наиболее яркие статьи их финансовых документов и возможные проблемы в экономиках этих стран в условиях разразившего очередного постпандемийного кризиса на фоне военно-экономического противостояния.

Соединенные Штаты Америки
По сообщению Министерства финансов страны, дефицит государственного бюджета США по итогам 2022 финансового года, который завершился 30 сентября, сократился на 50% и составил 1 375,389 млрд долларов США.

Снижение затрат на государственные программы, связанные с COVID-19, привели к уменьшению расходов бюджета на 8% и составили 6,272 трлн долларов США. Доходы бюджета США увеличились на 21%, до 4,896 трлн долларов США.

На фоне восстановления рынка труда и повышения зарплат, доходы бюджета за счет налоговых поступлений от физических лиц увеличились на 29% до суммы в 2,642 трлн долларов США.
В 2023 году бюджет США на здравоохранение вырастет на 37%.

Пандемия Covid-19 подстегнула финансирование здравоохранения, таким образом, в бюджет заложены инвестиции на пять лет в размере 81,7 млрд долларов для борьбы с будущими пандемиями. Деньги будут направлены на разработку вакцин, расширение клинических испытаний и производства внутри страны. Существенная финансовая поддержка будет оказана борьбе с онкологическими заболеваниями, ВИЧ, а также профилактике самоубийств. Средние темпы роста расходов на здравоохранение составят 4,9 и 5,3%, прогнозируемые на 2022—2024 и 2025—2030 годы соответственно.

Финансирование Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства в 2023 году достигнет 26 млрд долларов, а это на 12% больше предыдущих финансовых вливаний.

На сдерживание России также имеется отдельная строка бюджета. В справочных документах к нему значится, что

«…бюджет включает $6,9 млрд на Европейскую инициативу сдерживания, Организацию Североатлантического договора (НАТО), противодействие российской агрессии с целью поддержки Украины, на поддержку прочных партнерств США с союзниками по НАТО и другими европейскими странами посредством расширения финансирования для укрепления потенциала и боевой готовности американских сил, союзников по НАТО и партнеров в регионе перед лицом российской агрессии». Цитата по ТАСС 

Помимо денег, выделяемых на сдерживание агрессии России, США выделит в 2023 году 400 млн долларов на противодействие «злонамеренному влиянию» Китая.

Китай
Как заявил Си Цзиньпин на открытии съезда КПК, главным приоритетом развития был и останется экономический рост страны, а политика «нулевой терпимости» к Covid-19 продолжится. Суровые ограничения, которые используют власти Китая для борьбы с Covid-19 отражаются на экономике страны. По прогнозам МВФ рост экономики замедлится до 3,2%, этот показатель был ниже только в разгар пандемии в 2020 году.

Существенным вызовом для экономики Китая стал кризис на рынке недвижимости. Закредитованные девелоперы перестали иметь возможность получать новые займы вследствие жесткой политики по снижению кредитных рисков.

Исходя из вышеперечисленных факторов, замедляющих развитие, эксперты Blooomberg Economics предложили 4 варианта развития Китая до 2032 года.

Первый сценарий, он же «базовый» (4,6% в год) рассматривает поэтапное снятие ковидных ограничений с 2023 года, и снижение инвестиций в строительство. Движущими силами роста станут развитие технологий, а также увеличение доли населения, имеющего высшее образование, до 50%, что приведет к улучшению продуктивности. Проблему стареющего населения придется решать путем повышения пенсионного возраста до 65 лет.

Позитивный сценарий (свыше 5% в год) можно рассматривать при условии, что Китай до 2025 года воплотит в жизнь пенсионную реформу, предпримет меры по увеличению рождаемости и откроет экономику. При таком развитии в обозримом будущем, экономика Китая опередит экономику Штатов.

Негативный сценарий (ниже 4% в год) можно ждать при глубокой рецессии в сфере недвижимости, новые санкции со стороны США, а также продолжение соблюдения жестких мер по сдерживанию распространения Covid-19.

Худший сценарий может ожидать Китай при падении цен на жилье, и как следствие, увеличении объема проблемных кредитов. Самым серьезным спусковым крючком для запуска кризиса может стать эскалация конфликта с Тайванем

Япония
Финансовый 2023 год в Японии начнется в апреле будущего года, бюджетные запросы которого составили 111,66 трлн иен (790 миллиардов долларов). Эта цифра, скорее всего, будет увеличена в следствии дополнительных расходов на продолжающуюся борьбу с пандемией Covid-19, ростом цен и расходов на социальное обеспечение.

Как сообщает информагентство Синьхуа, самый большой запрос на финансирование в размере 33,26 трлн иен поступил от Минздрава, труда и социального обеспечения, что связано с увеличением роста расходов на социальное обеспечение стареющего населения Японии. Расходы, связанные с семьей и детством, а именно: поддержка беременных женщин, воспитание детей, меры по предотвращению жестокого обращения с детьми составят 4,75 трлн иен.

Рекордный бюджетный запрос в размере 5,59 триллиона иен поступил от Министерства обороны. Эта сумма оказалась самой высокой за всю историю и превысила первоначальный бюджет в 5,45 триллиона иен. Если эта сумма будет одобрена, то расходы Токио на оборону вырастут на 4% по сравнению с 2022 годом.

Впрочем, такое увеличение выглядит логичным, если учесть, что у Правительства страны в планах на период 2023 – 2027 годы поднять уровень расходов на оборону до 30 трлн иен (262,8 млрд долларов США). При таких планах затраты должны расти на 10% в год, что в иенах составит 6 трлн, причем в указанную сумму не входят издержки содержания американских военных баз, расположенных на территории Японии.

Дополнительное финансирование военной сферы будет направлено не только на покупку новых видов вооружений, но также на укрепление противоракетной обороны, строительство кораблей и истребителей, а также на создание космических спутников и борьбу с хакерскими атаками.

Германия
Федеральный бюджет Германии на 2023 год составляет 476,29 млрд евро. Самые существенные статьи расходов связаны с энергетическим кризисом, помощью Украине и разгоняющейся инфляцией.

Для оказания финансовой помощи гражданам и экономике страны в условиях высоких цен на газ и электричество, правительство планирует взять кредит в размере 45 млрд евро. Налоговые льготы, субсидирование платы за отопление, жилищные реформы потребуют 1 млрд долларов, а для семей, которые особенно страдают от инфляции, пособие на одного ребенка возрастет до 250 евро в месяц.

С одной стороны, в 2023 финансовом году, основные расходы на оборону и составят 50,1 млрд евро, что на 0,6% меньше по сравнению с 2022 годом. С другой стороны, они вырастут на 100 млрд евро за счет создания фонда модернизации Бундесвера. Эти средства рассчитаны на 5 лет и входят в обязательства Германии перед НАТО по расходованию 2% ВВП на оборону.

Франция
Самая большая статья бюджетных расходов Франции – это образование. На нее правительство планирует потратить 60,2 млрд евро.

Оборона и безопасность потребует затрат на 43,9 млрд евро, при этом бюджет армии увеличился на 3 млрд евро, что стало самым большим показателем за 15 лет. Значительная часть этих финансов будет направлена на уже действующие программы закупок вооружения и его модернизацию. 2 млрд евро пойдет на покупку боеприпасов, а это на 500 млн евро больше, чем в 2021 году, и на 60% больше, чем в 2019 году. На модернизацию ядерного оружия Франция закладывает в бюджет 5,6 млрд евро. Обновление инфраструктуры потребует 2,7 млрд евро, а улучшение условий жизни военных обойдется в 119 млн евро.

Брюно Ле Мэр, министр экономики Франции, считает, что его стране рецессия в 2023 году не угрожает, потому что экономика сохранит экономический рост: «Мы будем иметь экономический рост, по меньшей мере, в 2,5% в 2022 году», – заявил министр в эфире телеканала LCI. Цитата по Интерфакс 

По его словам, в 2023 году французская экономика устоит, несмотря на тяжелую геополитическую ситуацию в мире, благодаря положительной динамике инвестиций и потребления.

Выводы

Как показывают цифры, бюджеты многих стран концентрируют большую часть затрат на вооружение и армию. Является ли это естественным желанием обороняться и защищать свои территории, модернизировать военную инфраструктуру, или это необходимо рассматривать в политической плоскости как желание списать все огрехи правящих партий и политическую несостоятельность руководства стран, допустивших экономические провалы в своих государствах на угрозу войны. Скорее всего, право на существование имеют оба варианта.

Прослеживается циклический исторический сценарий. После демилитаризации Германии и Японии по итогам Второй мировой войны и установления миропорядка, основанного на разоружении и отказе от территориальных притязаний, добытых военным путем, маятник милитаризма в очередной раз качнулся в сторону глобальной войны и активной подготовке к ней в обозримом будущем. Конечно, это печальный сценарий для всех живущих на Земле.

Что касается России, то бюджет РФ следующего года является, пожалуй, самым сложным за минувшее десятилетие, в условиях, когда развитие мировой экономики практически невозможно спрогнозировать. Поэтому перед составителями документа стояла непростая задача — предусмотреть гибкость этого финансового инструмента и одновременно его надежность. Конечно, некоторые социальные проекты потеряют часть финансирования, а некоторые из них вовсе встанут на паузу.

Прогнозы, сформированные в бюджете России на следующий год, в целом, имеют оптимистичный характер. Если исходить из контрольных цифр инфляции, курса валют и цена на газ и нефть, можно с большой долей уверенности сказать о равновесии и балансе экономической системы России. С другой стороны, нужно понимать, что сценарий, заложенный в бюджете РФ на 2023 год, имеет большие риски, которые возможно избежать лишь при мирном диалоге стран-участников конфликта на Украине.

Автор: Александр Тонин

Изображение на заставке: Image by Freepik

Поделиться в сетях: