Либеральная модель, закрепившаяся в странах Северной Америки (США, Канада), в Австралии и Великобритании, формировалась в условиях господства частной собственности, преобладания рыночных отношений и под влиянием либеральной трудовой этики.
Данная модель функционирует при условии минимального вмешательства государства в рыночные отношения и при ограниченном применении мер государственного регулирования, которые не выходят за рамки разработки макроэкономической политики.
В производстве ВВП удельный вес государственного сектора минимален. В этих странах развита система страхования, которая осуществляет социальную поддержку населения, а вмешательство государства в эти процессы сведено к минимуму и ограничено лишь регулированием гарантий.
Страховые выплаты и трансферты населению (денежные средства, перечисляемые из государственного бюджета гражданам страны в виде субсидий и пособий) по размеру невелики, финансовая помощь населению оказывается адресно и после основательной проверки материального состояния получателя.
Пособия установлены в размере, который сдерживает дальнейшее обеднение граждан, но не устраняет его.
Логика такой политики заключается в том, что состояние бедности есть результат личного выбора человека и государство не вмешивается в процесс формирования индивидуального благосостояния.
Корпоративная (консервативная) модель (некоторые ученые называют ее континентальной или бисмарковской) распространена в странах Европы (Германия, Франция, Нидерланды, Швейцария), где национальная экономика является социально ориентированной. Государство здесь удерживает более сильные позиции и является гарантом выполнения обязательств со стороны органов социального страхования в случае возникновения у последних финансовых затруднений. Отчисления из государственного бюджета сопоставимы со страховыми взносами работодателей и работников, а основные каналы их перераспределения принадлежат государству или контролируются им. В то же время государство способствует тому, чтобы материальная поддержка населения оказывалась системой страхования, что обуславливает размеры социальных пособий, которые пропорционально зависимы от доходов граждан и, соответственно, от размеров отчислений на страховые платежи.
Страховые кассы представляют собой саморегулируемые организации, что можно отнести к их отличительным особенностям. Эти организации находятся в ведении владельцев предприятий и профсоюзов, которые представляют интересы работников, а руководство страховыми кассами осуществляется совместно. В случае безработицы размеры гарантированных выплат определяются сроком трудового стажа, а сроки выплат зависят от величины и продолжительности уплаты страховых взносов, а также от возраста работника.
В большинстве стран период выплаты пособий по безработице увеличен для лиц старше 50лет. Кроме того, государство принимает меры против засилья дешевой рабочей силы на рынке труда.
В Германии, Франции, Нидерландах, Дании и Бельгии основой системы профилактики бедности служит обязательное определение со стороны работодателей размера минимальной заработной платы, которая должна быть достаточной, чтобы удовлетворять основные потребности работающих. Поэтому, минимальная во Франции заработная плата составляет около 60 %, а в других странах – порядка 50 % от среднего уровня.
Социал-демократическая (солидарная) модель социального государства присуща странам Северной Европы (Швеция, Норвегия, Финляндия, Дания). В этих странах социальная защита населения находится под полным контролем государства. Среди задач социальной политики государства наиболее приоритетными являются достижение всеобщей занятости и выравнивание уровня доходов среди всех категорий граждан. Государственный сектор экономики с очень высоким уровнем налогообложения является финансовой основой социальной сферы. Так, удельный вес расходов государства в общем объеме ВВП в Швеции составляет 66 %, в Дании – 61 %, в Финляндии – 56 %, причем большая часть расходов предназначена для нужд социальной сферы. Значительная часть потребностей социальной сферы – трансферты, благодаря которым происходит перераспределение национального продукта в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Высокий уровень социальной защиты свело показатели бедности в этих странах к самым низким в мире. Социальная политика основана на том, что бедность является болезнью общества и бедными граждане оказываются в результате рыночного процесса, не успев приспособиться к условиям изменившегося рынка труда.
Для южно-европейской (рудиментарной) модели социальной защиты, распространенной в Италии, Испании, Греции и Португалии, характерен относительно низкий уровень социального обеспечения, а социальная защита является прерогативой семьи и родственников. В отличие от других моделей, южно-европейский вариант можно рассматривать скорее как развивающуюся модель, которая не имеет ясной организации. Отличительной особенностью этой модели является асимметричная структура расходов социальной направленности. Так, в Италии наиболее крупную часть социальных расходов представляет пенсионное обеспечение, доля которого составляет 14,7 % от ВВП (в среднем по Европе – 12,5 %), тогда как на образование, политику, сферу занятости и поддержку семьи расходуется всего порядка около 1 % от ВВП
Необходимо отметить, что каждой из этих моделей присущи свои достоинства и недостатки. Но ни одна из описанных выше моделей социального государства, которые представляют собой идеальные модели, не встречаются в чистом виде нигде в мире. В основном существующие в странах мира типы государственности сочетают в себе элементы вышеназванных моделей с преобладанием черт одной из них.
Источник: https://www.fundamental-research.ru/
Изображение от Freepik
Поделиться в сетях:
Комментарии отключены.