Исследования Блюмы Вульфовны Зейгарник в области психологии послужили основой отечественной патопсихологии и гештальт-психологии. Наиболее известна ее теория о том, что незавершенные действия запоминаются лучше, чем завершенные («эффект Зейгарник»). Зейгарник сделала большой вклад в науку, а также в образование, став одним из создателей факультета психологии МГУ, кафедры нейро- и патопсихологии.
В 1925 году в Берлине, где она училась, Зейгарник в ходе эксперимента обнаружила, что нерешенные математические задачи испытуемые запоминают почти в два раза лучше, чем те, к решению которых им удалось прийти. Зейгарник, основываясь на системе своего учителя, немецкого гештальт- психолога Курта Левина, объяснила данный эффект тем, что люди при решении задачи получают некую эмоциональную разрядку. Если задача не решена, остается неудовлетворенность, которая способствует запоминанию. Теория, выдвинутая и доказанная Зейгарник, стала основой гештальт-психологии.
Получив диплом в Германии, Зейгарник вернулась в СССР. Во время Великой Отечественной войны Блюма Вульфовна работала в госпитале в Челябинской области, занимаясь восстановлением психической и соматической деятельности раненых в голову.
После войны Зейгарник возглавляла патопсихологическую лабораторию в ЦНИИ Психиатрии, которая была создана при её непосредственном участии. Именно в этот период на стыке психологии и психиатрии было сформировано направление психологии — экспериментальная патопсихология.
Блюма Вульфовна Зейгарник много занималась практикой, преподавала, оказывала консультации людям с психическими расстройствами. До сих пор ее фундаментальные труды по патопсихологии пользуются популярностью и входят в программу специализированных вузов.
Image by Freepik
Поделиться в сетях:
Комментарии отключены.