Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Арест и расстрел за желание уехать за рубеж

9 июня 1935 года в СССР был принят закон, устанавливающий смертную казнь за побег через границу или даже за желание уехать за рубеж. При этом родственники таких людей сразу объявлялись преступниками.

Введение крайней меры наказания вводилось в основном для перестраховки: власти боялись массовой эмиграции в случае несогласия с политикой в стране, а также из-за голода (голодомора), существовавшего в то время. Но опасность побегов в СССР была тогда довольно низкой. В те голодные годы люди пытались пробраться не за рубеж, а в большие города и относительно богатые хлебом районы. Однако и это не всегда получалось. Тем не менее, власти все же решили таким образом наглухо отгородиться от Запада. На всякий случай.

Большинство населения эти меры никак не затронули. Крестьяне, к примеру, вообще были привязаны к месту, не имели паспорта и не могли свободно передвигаться по стране.
Но всё-же под этот закон попали десятки тысяч. Такие были времена, такие нравы. Существовала жестокая диктатура.

После смерти Иосифа Сталина расстрел за нелегальную эмиграцию был отменен. Но могли посадить в тюрьму и признать предателем родины. Можно вспомнить уехавших великих россиян, внесших вклад в мировую культуру : Барышников, Нуриев, Тарковский, Белоусова и Протапопов, Солженицын, Ростропович и Вишневская и многие другие. У них были самые разные причины – свобода творчества, свобода передвижения, неприемлимость советского уклада, возможность зарабатывать деньги по способностям. И это был их выбор. Но их лишали гражданства, конфисковывали имущество, а некоторых осуждали на различные сроки. Такие жесткие ограничения просуществовали вплоть до 1990 года, когда был принят Закон «О въезде и выезде».

Конечно, сейчас другое время. Но тоже люди уезжают из страны… И причины у них тоже разные. Но если у нас демократическая конституция, то надо дать всем гражданам самим решать – где жить, что им делать, о чём думать и что говорить.
Нельзя допустить возврата к трагическому прошлому, к репрессиям, к тем жестоким временам. А ещё использовать лучший мировой опыт и в демократии и в сотрудничестве.

Владимир Шашко

Поделиться в сетях: