Российское деловое сообщество видит свою миссию в следовании высоким стандартам ведения бизнеса, соответствующим международнопризнанным нормам, и в осуществлении ответственного партнерства с государством, направленного на рост уровня жизни граждан России, развитие экономики страны и повышение ее конкурентоспособности.
Успешной реализации поставленных задач препятствуют укоренившиеся в экономической и социальной сферах проявления коррупции, наносящие значительный ущерб развитию конкуренции и осложняющие условия ведения предпринимательской деятельности.
Мы, представители делового сообщества Российской Федерации, осознавая свою ответственность за судьбу нашей страны, понимая, что достижение успехов в предпринимательской деятельности невозможно без всеобщего консенсуса в неприятии всех форм коррупции, намерены способствовать внедрению принципов недопущения и противодействия коррупции, как при выстраивании взаимодействия с органами государственной власти, так и в корпоративных отношениях.
Мы, участники настоящей Хартии, будем всемерно содействовать тому, чтобы коррупционные действия вне зависимости от форм и способов их осуществления не только были наказаны по закону, но и сопровождались широким общественным осуждением и неприятием коррупции как опасного социального порока.
Мы едины в понимании того, что коррупция,
► являясь формой незаконного приобретения выгод, преимуществ и личных благ, причиняет серьезный ущерб демократическим институтам, национальной экономике и правопорядку;
► лишает общество необходимых ресурсов развития, выводя из легального оборота значительную часть национального богатства;
► порождает угрозы и ограничения для стабильного и безопасного развития общества, подрывает нравственные устои и ценности, препятствует добросовестной конкуренции и устойчивому развитию;
► создает условия для распространения других форм преступности, включая отмывание денежных средств, добытых преступным путем;
► представляет собой не локальную проблему, а транснациональное явление, что обусловливает исключительно важное значение международного сотрудничества в области предупреждения коррупции и борьбы с ней.
Подписывая настоящую Хартию, мы провозглашаем следующие основные принципы недопущения и противодействия коррупции, которые обязуемся соблюдать и пропагандировать.
1. Управление в компаниях на основе антикоррупционных программ.
Основным условием противодействия коррупции является внедрение в практику корпоративного управления антикоррупционных программ и иных мер антикоррупционной корпоративной политики.
В программах и других внутрикорпоративных документах четко и подробно закрепляются принципы, правила и процедуры, направленные на предотвращение коррупции во всех сферах деятельности компаний, включая нормы деловой этики, специальные управленческие процедуры, требования к обучению персонала, правила специального антикоррупционного контроля и аудита, процедуры предотвращения конфликта интересов и коммерческого подкупа, правила осуществления пожертвований, спонсорства, участия в благотворительной деятельности и т.д.
Компании разрабатывают антикоррупционные меры с учетом специфики своей деятельности и таких факторов, как размер компании, род деятельности, совокупность рисков и география деятельности компании, текущая ситуация, особенности корпоративной культуры.
Компании используют внутренние процедуры и инструменты, которые позволяют совершенствовать антикоррупционные программы, включая механизмы “обратной связи”, предотвращения и разрешения конфликта интересов, рассмотрения жалоб.
2. Мониторинг и оценка реализации антикоррупционных программ.
Органы управления компаний, как единоличные, так и коллегиальные, включая советы директоров, руководят разработкой и осуществляют контроль за реализацией антикоррупционной политики компаний, определяют лиц, ответственных за ее реализацию.
При этом руководство компаний должно показывать пример ответственного поведения своим сотрудникам, оказывать необходимое содействие эффективному исполнению руководителями подразделений и другими должностными лицами требований антикоррупционных программ, обеспечивать совершенствование программ с учетом оценки результативности выполнения.
Мониторинг и оценка результатов выполнения программ осуществляется в соответствии со структурой управления, действующей в компании, с участием органов внутреннего контроля и аудита. Результаты выполнения антикоррупционных программ отражаются в социальной отчетности компаний.
3. Эффективный финансовый контроль.
Компании устанавливают и поддерживают эффективный внутренний контроль, который включает организационные механизмы проверок бухгалтерской, учетной практики, кадровой и другой деятельности, подпадающей под действие антикоррупционных программ, а также осуществляют регулярные проверки систем внутреннего контроля для обеспечения их соответствия требованиям антикоррупционных программ.
Компании следят за правильностью финансовых операций, документируя их должным образом, и не допускают, в частности, осуществления следующих действий:
– создания неофициальной (двойной) отчетности;
– проведения неучтенных или неправильно учтенных операций;
– ведения учета несуществующих расходов;
– отражения обязательств, объект которых неправильно идентифицирован;
– намеренного уничтожения бухгалтерской и иной документации ранее сроков, предусмотренных законодательством.
4. Обучение кадров и контроль за персоналом.
На основе программ по противодействию коррупции компании обеспечивают обучение своих сотрудников и их активное вовлечение в реализацию указанных программ. Программы обучения составляются с учетом задач и должностных обязанностей обучаемых лиц и периодически пересматриваются с целью повышения эффективности программ.
Компании принимают меры к соблюдению их сотрудниками требований антикоррупционных программ и гарантируют, что ни один сотрудник компании не пострадает ни в карьерном, ни в финансовом плане, если откажется от коррупционных действий, даже если такой отказ приведет к потерям для компании. При этом применяются установленные меры взыскания за нарушение антикоррупционных правил, вплоть до увольнения виновных, при условии соблюдения трудового и корпоративного законодательства.
Результаты реализации антикоррупционных программ учитываются в кадровой политике компании.
5. Коллективные усилия и публичность антикоррупционных мер.
Компании публично объявляют о проводимой ими политике противодействия коррупции и применяют эффективные механизмы распространения информации об антикоррупционных программах внутри компании.
Компании обеспечивают условия, в которых их сотрудники и другие лица могут свободно указывать на недостатки программы и оперативно сообщать о подозрительных обстоятельствах ответственным лицам.
В обеспечение данного принципа компании создают безопасные и доступные каналы передачи информации, по которым работники компаний и другие лица могут, конфиденциально и не опасаясь наказания, указывать на недостатки программы и сообщать о подозрительных обстоятельствах.
6. Отказ от незаконного получения преимуществ.
Компании осуществляют ответственную политику по реализации своих интересов с целью укрепления позиций на рынке.
Компании разрабатывают и применяют правила контроля (в том числе нормы максимально допустимых расходов и процедуры отчетности),
обеспечивающие соблюдение требований антикоррупционных программ как в отношении третьих лиц, так и в отношении сотрудников компании, принимающих управленческие решения.
Указанные правила должны предусматривать отказ от предложений или получения подарков и оплаты расходов, когда подобные действия могут повлиять (или создать впечатление о влиянии) на исход коммерческой сделки, конкурса, на принятие решения государственным органом или должностным лицом. В иных случаях компании строго придерживаются установленного ими порядка передачи и получения подарков, оказания знаков гостеприимства, оплаты услуг, основанного на принципах прозрачности, добросовестности, разумности и приемлемости таких действий.
Любые пожертвования и спонсорство осуществляются компаниями на основе принципа прозрачности исключительно в соответствии с действующим законодательством. Компании будут проводить контроль за тем, чтобы осуществляемые ими пожертвования и спонсорство не являлись скрытой формой взяточничества.
7. Взаимоотношения с партнёрами и контрагентами с учетом принципов антикоррупционной политики.
Компании стремятся выстраивать свои отношения с дочерними компаниями, партнерами и третьими лицами в соответствии с антикоррупционными принципами, информируют все заинтересованные стороны о проводимой ими антикоррупционной политике, реализуют ее в своих структурных подразделениях и дочерних компаниях.
При оценке уровня благонадежности партнеров и контрагентов принимается во внимание степень неприятия ими коррупции при ведении бизнеса, включая наличие и реализацию антикоррупционных программ. При этом соблюдение антикоррупционных принципов рассматривается в качестве важного фактора при установлении договорных отношений, включая использование возможности расторжения, в установленном порядке, договорных отношений при нарушении антикоррупционных принципов.
При взаимодействии с партнерами и контрагентами, по возможности, осуществляется контроль за обоснованностью, соразмерностью вознаграждения агентов, советников и других посредников, а также его адекватности реальным и законным услугам и соблюдению установленного легального порядка выплаты.
Является недопустимым для компании, реализующей антикоррупционную политику, использование обещаний, предложений, передачи или получения, лично или через посредников, какой-либо неправомерной выгоды или преимущества любому руководителю, должностному лицу или сотруднику другой компании за его действие или бездействие в нарушение установленных обязанностей.
борьбе с коррупцией и недопущения неправомерного вмешательства в деятельность органов государственной власти.
Важными элементами сотрудничества, в частности, являются:
– публичное продвижение и защита принципа выгодности и успешности бизнеса, действующего в рамках правового поля;
– активное освещение деятельности компаний и предпринимателей, использующих антикоррупционные практики;
– всемерное содействие и распространение позитивного опыта противостояния предпринимателей попыткам коррупционного давления.
При осуществлении государственными органами контрольно-надзорных функций компании способствуют созданию условий для проведения объективных проверок и не препятствуют законной деятельности проверяющих органов.
Является недопустимым использование в интересах компании незаконных способов взаимодействия с представителями государственных органов: дача обещаний, предложений или предоставление, лично или через посредников, какого-либо неправомерного преимущества или выгоды.
8. Содействие осуществлению правосудия и соблюдению законности.
Успешное противодействие коррупции предполагает эффективную работу правоохранительных органов, и в связи с этим участники Хартии выражают готовность оказывать всемерную поддержку в выявлении и расследовании фактов коррупции и обязуются не допускать следующих действий:
– применения угроз или обещания, предложения или предоставления неправомерного преимущества с целью склонения к даче ложных показаний или вмешательства в процесс дачи показаний или представления доказательств в связи с совершением преступлений, связанных с фактами коррупции;
– вмешательства в выполнение должностных обязанностей должностными лицами судебных или правоохранительных органов в ходе производства в связи с совершением преступлений, связанных с фактами коррупции.
Возможность легализации денежных средств, полученных незаконным способом, является фактором, способствующим распространению коррупции, поэтому участники Хартии оказывают противодействие попыткам легализации доходов, полученных преступным путём, в том числе:
– приобретению, владению или использованию имущества, если известно, что такое имущество представляет собой доходы от преступлений;
– сокрытию или утаиванию подлинного характера, источника, местонахождения, способа распоряжения, перемещения, прав на имущество или его принадлежность, если известно, что такое имущество представляет собой доходы от преступлений.
Финансовые компании обеспечивают надлежащую идентификацию личности клиентов, собственников, бенефициаров, предоставление в уполномоченные органы сообщений о подозрительных сделках, а также совершение иных обязательных действий, направленных на противодействие легализации доходов, полученных преступным путем.
9. Противодействие подкупу иностранных публичных должностных лиц и должностных лиц публичных международных организаций.
Компании воздерживаются от обещаний, предложений или предоставления иностранному публичному должностному лицу или должностному лицу публичной международной организации, лично или через посредников, какого-либо неправомерного преимущества для самого должностного лица или иного физического или юридического лица, с тем, чтобы это должностное лицо совершило какое-либо действие или бездействие при выполнении своих должностных обязанностей для получения, сохранения коммерческого или иного неправомерного преимущества.
Заключительные положения.
Положения настоящей Хартии направлены на предупреждение и противодействие коррупции и применимы в равной степени к деятельности индивидуального предпринимателя, любой компании или организации вне зависимости от формы собственности, ее размера, профиля деятельности, территории размещения.
Положения настоящей Хартии распространяются как на отношения внутри делового сообщества, так и на отношения, возникающие между бизнесом и органами власти.
Российские объединения предпринимателей и работодателей – участники настоящей Хартии, осознавая необходимость целенаправленных и последовательных усилий по пропаганде среди своих членов положений настоящей Хартии, способствуют разработке и внедрению передовых корпоративных практик, включая системы оценки и репутационного стимулирования, в том числе в рамках ведения нефинансовой социальной отчетности компаний.
Настоящая Хартия открыта для присоединения общероссийских, региональных и отраслевых объединений, а также российских компаний и иностранных компаний, осуществляющих свою деятельность в России. При этом компании могут присоединяться к настоящей Хартии как напрямую, так и через объединения, членами которых они являются.
От Торгово-промышленной палаты Российской Федерации С.Н. Катырин
От Российского союза промышленников и предпринимателей А.Н. Шохин
От Общероссийской Общественной организации “Деловая Россия” А.С. Галушка
От Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства “ОПОРА РОССИИ” С.Р. Борисов
Положение об условиях и порядке реализации положений
Антикоррупционной хартии российского бизнеса
(Дорожная карта Хартии)
В целях успешной реализации Антикоррупционной хартии российского бизнеса Российский союз промышленников и предпринимателей, Торгово- промышленная палата Российской Федерации, Общероссийская общественная организация “Деловая Россия” и Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства “ОПОРА России”, являющиеся её инициаторами, утверждают настоящее Положение, регулирующее условия, порядок присоединения к Антикоррупционной хартии и реализации ее положений, в качестве неотъемлемого приложения к Хартии.
1. Российский союз промышленников и предпринимателей, Торгово- промышленная палата Российской Федерации, “Деловая Россия” и “ОПОРА России” являются участниками Хартии с момента ее подписания.
Хартия открыта для присоединения для любого предпринимателя или компании вне зависимости от формы собственности, организационноправовой формы, масштаба и профиля деятельности, территории размещения, а также для объединений или организаций, имеющих целью представление интересов предпринимательского сообщества.
Индивидуальные предприниматели, присоединяясь к Хартии, применяют только те положения, которые могут быть отнесены к их деятельности.
В случае присоединения к Хартии предпринимательского объединения, оно принимает все меры к реализации положений Хартии своими членами.
Решения о присоединении к настоящей Хартии новых участников принимаются в порядке, предусмотренном их учредительными документами, и могут быть направлены в любую из организаций-инициаторов принятия Хартии с целью их учета.
Ведение сводного Реестра участников Хартии осуществляет РСПП на основе информации о новых участниках, предоставляемой ежеквартально другими организациями-инициаторами принятия Хартии.
2. В целях создания организационных, методических и информационных условий для успешного внедрения положений Хартии в практику предпринимательской деятельности организации-инициаторы принятия Хартии формируют Объединенный комитет (далее – Комитет), делегируя в него по два представителя от каждой организации.
По инициативе организации – инициатора принятия Хартии по решению Комитета в его состав могут быть включены иные лица.
Комитет принимает все решения по вопросам своего ведения на основе консенсуса.
3. Каждая организация – инициатор принятия Хартии из числа своих представителей в Комитете назначает Сопредседателя указанного Комитета, таким образом, в его состав входят четыре сопредседателя – по одному от каждой из организаций – инициаторов принятия Хартии.
Каждый из сопредседателей поочередно в течение шести месяцев руководит работой Комитета, ведет заседания Комитета, формирует повестку дня по предложениям членов Комитета.
Члены Комитета, не являющиеся представителями организаций- инициаторов принятия Хартии, не вправе исполнять функции сопредседателя Комитета.
Организация, ведущая сводный реестр участников Хартии, обеспечивает организацию проведения заседаний Комитета.
4. Комитет:
– вырабатывает рекомендации в целях обеспечения организационных и методологических основ реализации Хартии;
– готовит предложения о применении мер государственного стимулирования антикоррупционной практики компаний, в том числе с учетом годовой отчетности, а также по результатам ведения нефинансовой социальной отчетности компаний;
– определяет правила размещения на едином информационном ресурсе в сети Интернет информации (о состоянии реестра, результатах мониторинга, разрешения споров и пр.);
– принимает решения о проведении конкурсов, порядке определения рейтинга компаний, утверждает знаки отличия, иные меры репутационного стимулирования и поощрения, а также правила распространения информации о реализации Хартии;
– рассматривает и обобщает информацию о ходе внедрения Хартии, готовит предложения по дополнению Хартии;
– определяет порядок и условия выдачи компаниям-участникам Хартии свидетельств об общественном подтверждении результатов внедрения ими положений Хартии, утверждает единую форму свидетельства;
– принимает Положение о ведении сводного Реестра участников Хартии и осуществляет контроль за его ведением;
– по представлению организаций-инициаторов принятия Хартии принимает решения о выдаче свидетельств об общественном подтверждении;
– по представлению организаций-инициаторов принятия Хартии принимает решение об аккредитации при Комитете экспертных центров по общественному подтверждению выполнения принципов Хартии компаниями и организациями (указанные центры могут создаваться при организациях- инициаторах принятия Хартии);
– по представлению организаций-инициаторов принятия Хартии или на основании решений органов по разрешению споров, вытекающих из положений Хартии, принимает решение о приостановлении членства участников Хартии в Реестре сроком на один год, а также об исключении из указанного Реестра компаний и организаций – участников Хартии, нарушающих ее положения.
5. Рассмотрение споров, связанных с нарушением положений настоящей Хартии, осуществляют:
– Объединенная комиссия по корпоративной этике при РСПП;
– Бюро по защите прав предпринимателей и инвесторов при Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства “ОПОРА РОССИИ”;
– Центр общественных процедур “Бизнес против коррупции”;
– Объединенная служба медиации (посредничества) при РСПП;
– Коллегия посредников при ТПП РФ,
а также иные органы, определяемые решением Комитета.
При необходимости действующие регламенты указанных выше органов могут быть дополнены положениями, способствующими реализации Хартии, включая дополнительные основания и меры ответственности.
6. На основе общей методики, утвержденной Комитетом, каждая из организаций-инициаторов принятия Хартии может организовать общественное подтверждение внедрения компаниями-участниками Хартии ее положений, привлекая для этих целей организации, аккредитованные Комитетом.
На основании заключения об общественном подтверждении Комитет в установленном порядке принимает решение о выдаче свидетельства единого образца сроком на 5 лет. Продление свидетельства по заявлению заинтересованных лиц производится в аналогичном порядке.
Поделиться в сетях:
Комментарии отключены.