Фильм режиссера Владимира Меньшова «Москва слезам не верит» – жемчужина в коллекции советского кинематографа. Историю о матери-одиночке Катерине, ставшей директором завода, и ее подругах, разворачивающуюся на фоне Москвы 50-х годов, полюбили миллионы жителей СССР и всего мира. Фильм вышел на большие экраны в 1980 году, а в 1981-ом получил премию «Оскар», как лучший художественный фильм на иностранном языке.
Меньшов признавался позднее, что на такой успех уж точно не рассчитывал. История, написанная сценаристом Валентином Черных, показалась ему слишком простой и провинциальной, и, конечно же, абсолютно не достоверной. Этакая мелодрама о современной Золушке. Но оказалось, что именно такой сказки не хватало советским людям.
Владимир Меньшов был новичком в киноиндустрии, когда снимал этот фильм, поэтому ему стоило труда пригласить на главную роль Алексея Баталова, уже именитого на тот момент актера. Тем более роль слесаря даже с «большой буквы С» Гоши не вписывалась в героическое амплуа Баталова. Но все же он согласился, увидев в сценарии драматический потенциал. На роль Катерины Меньшов утвердил свою жену, актрису Веру Алентову. Позже Вера Валентиновна признавалась, что съемки были для нее испытанием, потому что Меньшов по отношению к ней был гораздо требовательнее, чем к другим актерам.
Вера Алентова, Ирина Муравьева и Раиса Рязанова сыграли подруг. В первой серии фильма они были еще совсем юными студентками, а во второй — взрослыми женщинами, и справились со своими ролями блестяще. Кинокритики приписывали успех фильма игре главных героинь, а также всех актеров, которые прожили свои роли достоверно и эмоционально. Кино получилось живое, полное юмора и лирики, многие цитаты стали крылатыми.
Мелодраматизм киноленты скептически восприняли советские критики. Несмотря на нелестные отзывы критиков, в кинотеатрах не было свободного места. Оценили по достоинству фильм и в США. Кинолента как нельзя лучше вписалась в стандарты классических голливудских мелодрам. Присутствует в фильме и образ американской мечты, когда простая женщина из рабочего класса смогла благодаря целеустремленности благополучно построить карьеру и личную жизнь.
В 1981 году фильм был номинирован на престижную премию «Оскар» и выиграл. Так как Меньшов в то время был невыездным, за него статуэтку получил атташе по вопросам культуры посольства СССР в США. Позже режиссер рассказывал, что новость о присуждении ему почетной награды американских кинокритиков воспринял, как розыгрыш. А сама статуэтка попала к нему в руки только в 1988 году, на первой церемонии вручения премии «Ника». Владимир Валентинович рассказывал, что «Оскара» хотели вернуть обратно в музей Госкино СССР, но он не выпускал из рук заветную статуэтку. Так и ушел с ней, сохранив награду за свой труд и талант у себя.
Поделиться в сетях:
Комментарии отключены.