Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Иван Алексеевич Бунин — Нобелевская премия 1933 года по литературе «За строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы»

Иван Алексеевич Бунин стал первым русским писателем, получившим Нобелевскую премию по литературе.
После революции 1917 года Бунин эмигрировал из Советского Союза во Францию, негативно восприняв перемены, случившиеся на родине. В 1922 году французский писатель Ромен Роллан впервые внес Бунина в нобелевские списки, воспользовавшись рекомендацией прозаика Марка Алданова. Но премию Бунин смог получить лишь одиннадцать лет спустя.

10 декабря 1933 года Ивану Алексеевичу Бунину вручил Нобелевскую премию лично король Швеции Густав V в концертном зале Стокгольма.

В официальном сообщении Нобелевского комитета говорится: «Решением Шведской академии Нобелевская премия по литературе присуждена Ивану Бунину за строгий артистический талант, с которым он воссоздал в литературной прозе типично русский характер».

Сам Бунин утверждал, что по большей части вручению премии поспособствовал его роман «Жизнь Арсеньева», увидевший свет в Париже в 1930 году. Роман был практически автобиографией писателя, описывавшей жизнь и любовь молодого человека.

В своей нобелевской речи Иван Бунин сказал:

— Справедливо сказал великий философ, что чувства радости, даже самые редкие, ничего не значат по сравнению с таковыми же чувствами печали. Ничуть не желая омрачать этот праздник, о коем я навсегда сохраню неизгладимое воспоминание, я все-таки позволю себе сказать, что скорби, испытанные мною за последние пятнадцать лет, далеко превышали мои радости. И не личными были эти скорби — совсем нет! Однако твердо могу сказать я то, что из всех радостей моей писательской жизни это маленькое чудо современной техники, этот телефонный звонок из Стокгольма в Грасс дал мне как писателю наиболее полное удовлетворение.

Впервые со времени учреждения Нобелевской премии вы присудили ее изгнаннику. Ибо кто же я? Изгнанник, пользующийся гостеприимством Франции, по отношению к которой я тоже навсегда сохраню признательность. Господа члены Академии, позвольте мне, оставив в стороне меня лично и мои произведения, сказать вам, сколь прекрасен ваш жест сам по себе. В мире должны существовать области полнейшей независимости. Несомненно, вокруг этого стола находятся представители всяческих мнений, всяческих философских и религиозных верований. Но есть нечто незыблемое, всех нас объединяющее: свобода мысли и совести, то, чему мы обязаны цивилизацией. Для писателя эта свобода необходима особенно, — она для него догмат, аксиома. Ваш же жест, господа члены Академии, еще раз доказал, что любовь к свободе есть настоящий религиозный культ Швеции.

В качестве денежного вознаграждения Бунин получил 170 331 шведских крон. Большую часть этих денег писатель потратил на помощь русским эмигрантам — своим друзьям, знакомым и просто незнакомым людям, обратившимся к нему за помощью.

Поделиться в сетях:

Комментарии отключены.