Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Военные доктрины стран Азии на примере Китая, Тайваня, Японии и стран Корейского полуострова

В настоящем обзорном исследовании кратко рассмотрены основные военные показатели вышеобозначенных стран, даны пояснения по военным доктринам, а также прокомментирована динамика изменения военных показателей.
Один из ключевых показателей, по которому можно судить о трендах развития любого государства, это его военная доктрина. Анализируя как текущее состояние дел, так и динамику эволюции военной отрасли государства, можно сделать выводы о том, какие национальные приоритеты у страны, как и каким образом будет проводиться внешняя и внутренняя политика государства.

Китайская Народная Республика (КНР)

В отличие от стран Европы, в Китае иное понимание термина военная доктрина, которое можно перевести как «стратегия национальной безопасности». В поднебесной есть свои взгляды на то, что представляет угрозу национальной безопасности страны и то, каким образом можно купировать эти угрозы. Во главу угла Пекин ставит концепцию «жизненного пространства» и «стратегических границ». Под этим понимается создание собственной сферы влияния, а стратегические границы распространяются далеко за границы территориальные.

Китай рассматривает два основных типа угроз: традиционные и нетрадиционные.
К традиционным относятся такие проблемы как «тайваньский вопрос», приграничные споры с государствами АТР, гипотетическое обострение кризиса на Корейском полуострове, терроризм, сепаратизм.
К нетрадиционным относятся такие проблемы как: безопасность киберпространства, экологическая безопасность, борьба за рынки сбыта.

У Пекина есть также классификация «наиболее вероятных» и «потенциальных» противников.
К первой группе относятся: США, Япония, Южная Корея (гипотетически вмешаются в «тайваньский вопрос»).
Ко второй группе относятся: Индия, Вьетнам, Малайзия, Филиппины (территориальные споры).

В стратегии применения вооруженных сил Китай отошел от идей «народной войны» времен Мао Цзэдуна, сконцентрировался на создании малой, но хорошо подготовленной, профессионально вооруженной группировки войск и большого мобилизационного резерва, с возможностью перестройки всей экономики на военные рельсы. Опыт современных конфликтов показывает, что они, зачастую, бывают скоротечны, и в них задействованы относительно небольшие группировки войск. Однако, при этом все еще сохраняется экзистенциальная угроза глобального противостояния мирового масштаба, как раз для угрозы подобного толка Китай и делает ставку на широкие мобилизационные возможности.

Ядерное оружие поднебесной, согласно принятой военной доктрине, является исключительно оборонительным, т.е. Пекин берет на себя обязательство первым не применять его. В отличие от России и США, КНР не стремилась добиться ядерного паритета, их ядерный арсенал, согласно оценкам, варьируется от 300 до 400 боеголовок, размещенных преимущественно на ракетных средствах доставки (МБР). Для нивелирования угрозы обезоруживающего ядерного удара Китай построил большое количество ложных пусковых шахт, делая таким образом затруднительным заблаговременное обнаружение и уничтожение ядерного потенциала Пекина.

Цифры
Численность армии: около 2 млн. ч. + 40 млн. резерв
Танки: около 6 тыс. ед.
Бронетехника: 35 тыс. бронемашин
Артиллерия: около 4 тыс. САУ, 3 тыс. РСЗО, 2 тыс. арт. систем
Авиация: около 3285 ед.
Флот: около 800 судов, в том числе 80 подводных лодок
Стратегическое оружие: около 200 ед. МБР и БРСД

Данные по численности того или иного вида вооружения являются приблизительными, так как точное количество не раскрывается командованием НОАК (народно-освободительной армией Китая).

Военный бюджет Пекина является вторым в мире и составляет 292 млрд. $, по сравнению с данными за 2005 г., он увеличился почти в 6 раз (в 2006 он составлял 55,3 млрд. $.). Если посмотреть на динамику роста военного бюджета, то можно заметить, что начиная с 2005 года (год, когда была принята новая доктрина по решению тайваньского вопроса, прим.авт.) наблюдается устойчивый рост расходов на оборону в среднем на 20% в год.

Китай не состоит в явных военных блоках, однако, ряд организаций, такие как ШОС или БРИКС, имеют потенциал для развития сотрудничества в том числе и в военной плоскости. Страна проводит на регулярной основе военные учения, в которых принимают участие как страны АТР, так и Россия, Иран, ЮАР.

Анализ расходов КНР на оборону, а также векторов развития китайского ВПК позволяет судить о том, что Пекин проводит трансформацию вооруженных сил, занимается их модернизацией. Многие эксперты связывают это с необходимостью для Китая держать паритет по вооружениям с Соединенными Штатами, а также с тем, что Китай может рассматривать в среднесрочной перспективе силовой вариант решения тайваньского вопроса.

Тайвань

Тайвань – это непризнанное государство, расположенное на одноименном острове южно-китайского моря. Согласно нормам международного права, он считается частью материкового Китая, однако, де-факто, Пекин не контролирует остров ни политически, ни физически. При этом, официальный Китай настроен на возвращение острова под свою юрисдикцию как мирным, так и военным путем.

Исходя из этой краткой вводной, можно обозначить главную угрозу тайваньской безопасности – поглощение материковым Китаем. Тайбэй начал активно вооружаться с момента прихода на остров Чан Кайши с остатками Гоминьдана. Эта территория длительное время (38 лет, прим. авт.) находилась в состоянии военного положения. Главным принципом военной доктрины было преобладания «качества над количеством», население острова составляет чуть более 20 млн. человек, что многократно меньше населения материкового Китая, которое превысило 1,4 млрд. человек.

Долгое время Тайбэю удавалось следовать этому принципу, однако, экономическое развитие КНР со временем нивелировало технологическое отставание. В настоящий момент, армия материкового Китая превосходит островные вооруженные силы как в количественном, так и в качественном плане.

Вследствие тотального преобладания НОАК над вооруженными силами Китайской Республики, в Тайбэе разрабатывают различные оборонные стратегии. Во главу угла ставится модернизация вооружения. К примеру, основной танковый парк Тайваня составляют американские танки М 60 производства 60-х годов), которые в настоящее время являются морально устаревшими.

На данный момент существуют 2 противоборствующие стратегии:
1. «доктрина дикобраза»
2. «альтернативный вариант»

«Доктрина дикобраза» подразумевает собой асимметричный ответ на гипотетическую агрессию со стороны КНР. Делается упор на использовании малых и переносных средств вооружения (ПЗРК, ПТРК, малые ракетные корабли и проч.), организация партизанской войны в городах и горах, использование гражданской инфраструктуры для военных целей. По словам экспертов, эта стратегия преобладает в американских кабинетах, а на самом острове ее не считают эффективной.

Альтернативная стратегия строится вокруг тотальной модернизации вооруженных сил для достижения технологического преимущества над КНР. Однако, эффективность данной стратегии также остается под большим вопросом.

Цифры:
Численность армии: 215 тыс., + 1,5 млн. ч. резерв
Танки: 1200 ед.
Бронетехника: 3,5 тыс.
Артиллерия: 260 ед. САУ + 1,4 тыс. буксируемой артиллерии
РСЗО: 115 ед.
Авиация: около 400 ед.
Флот: 89 ед., 4 из них подводные лодки
Военный бюджет: 19,4 млрд. $.

Тайвань наращивает расходы на оборону, однако, динамика активного роста наблюдается только за последнее десятилетие. Так, с 2006 по 2016 г., цифры увеличились всего на 28%, что значительно меньше динамики роста оборонных расходов КНР за тот же отчетный период.
Резюмируя анализ военной доктрины Тайваня можно сделать вывод о том, что речь идет не о том, как противостоять КНР, а о том, как противостоять КНР максимально долгое время. Остров, отрезанный от внешнего снабжения не в состоянии продолжительное время держать оборону. Кратно превосходящий по количественным и качественным показателям Китай при любом из существующих сценариев вооруженного конфликта одержит победу над Тайбэем.

Китайская Республика является непризнанным государством, поэтому в военных учениях Тайбэя не принимают участие иностранные государства. В военных альянсах и блоках Тайвань также не состоит по причине своего подвешенного государственного статуса.

Япония

После поражения во Второй мировой войне Япония лишилась всех своих вооруженных сил. Согласно конституции, Токио добровольно отказывается от собственной армии, возлагая обязанности по обороне страны на Соединенные Штаты. Вашингтон имеет целую сеть военных баз, обеспечивающих военное присутствие Америки в регионе.
Помимо этого, Япония отказывалась от военных действий как от способа решения конфликтных ситуаций, также был введен запрет на наступательные военные действия, допуская лишь ответ на внешнюю военную агрессию.

Ситуация начала меняться с 1950-х годов, в Белом доме осознали необходимость создания в Японии парамилитарных формирований с перспективой перерастания их в полноценные вооруженные силы. И, хотя формально, Токио все еще не имеет вооруженных сил, текущее качество и количество так называемых «сил самообороны» позволяет сделать вывод о том, что Япония имеет вооруженные силы, способные вести не только оборонительные, но и наступательные действия.

Существенное изменение положения дел произошло в 2022 году, когда премьер-министр Фумио Кисида заявил о создании новой военной доктрины, предусматривающей право на превентивный удар, т.е. Япония теперь отстаивает свое право первыми начать военные действия, даже если на страну никто не нападал. Как объясняют этот шаг японские политики, подобное решение вызвано «существенными мировыми сдвигами» тем, что глядя на проведение СВО Россией, Китай может начать реализацию силового варианта решения тайваньского вопроса. Помимо этого, новейшие достижения Пекина и Пхеньяна в области ракетного вооружения частично нивелируют японскую систему ПРО, которая уже в меньшей степени может обеспечить защиту государства.

Согласно планам японского правительства, страна закупает большую партию американских ракет «томагавк» способных достичь территории КНР и КНДР. Также планируется модернизация авиапарка, закупка истребителей F-35, и иных самолетов нового поколения. К 2030 году в планах разработка и постановка на боевое дежурство гиперзвукового оружия собственного производства.

Однако, утверждать, что Япония начала тотальную милитаризацию лишь в прошлом году, было бы в корне не верно. Задолго до 2022 года Токио создал один из самых мощных флотов, который эксперты называют одним из самых сильных флотов стран-союзников США. К примеру, у страны 4 авианесущих крейсера (для сравнения, у России есть всего 1 корабль подобного типа).
В качестве основных угроз Токио рассматривает деятельность Китая и Северной Кореи, считая, что гипотетический конфликт в Южно-Китайском море не оставит в стороне и Японию. Северная Корея с точки зрения японской белой книги (ежегодный доклад министерства обороны о положении дел в мире) рассматривается как угроза лишь с точки зрения проводящихся Пхеньяном ракетных испытаний.

Цифры:
Численность армии: 150 тыс. человек, 55 тыс. резерв
Танки: 579 ед.
Бронетехника: 2801 ед.
Артиллерия:721 ед. (340 ед. – буксируемые арт. орудия)
РСЗО: 90 ед.
Авиация: около 244 ед.
Флот: около 100 ед, из них 4 авианосца, 25 подводных лодок

Военный бюджет: 46 млрд. $, до сегодняшнего времени динамики роста военного бюджета, более чем 1% ВВП страны, замечено не было.
Страна не состоит в каких бы то ни было военных блоках, проводит на регулярной основе военные учения с США, Канадой, Австралией.

У милитаризации страны, безусловно, есть и иная сторона. подобные беспрецедентные меры по наращиванию военного потенциала требуют от Японии повышения вдвое военных расходов, а с такой позицией не согласны граждане страны. По результатам опроса газеты «Иомиури», проведенного в начале 2022 г., большинство респондентов — 63% — выступают против увеличения расходов на оборону в рамках новой стратегии национальной безопасности, так как это непременно приведет к повышению и без того высоких налогов. Поддержали инициативу правительства Фумио Кисиды только 28% участников исследования общественного мнения.

Южная Корея

Военная доктрина Сеула строится вокруг противостояния двум основным угрозам – КНДР и КНР. Наибольший риск представляет нестабильная ситуация на Корейском полуострове и риски дальнейшей эскалации в противостоянии с Пхеньяном. Эти угрозы определяют тип и характер военной доктрины государства.

Камнем преткновения военной доктрины является вопрос приоритета в оборонной политике, опора на Соединенные Штаты, или же на собственные силы. В зависимости от изменения политической конъюнктуры, меняются взгляды на этот вопрос. В 70-е годы, когда Вашингтон серьезно пересмотрел концепцию действий сил США за рубежом (после поражения во вьетнамской войне американцы уменьшили военное присутствие за рубежом, руководствуясь новой военной доктриной Никсона, прим. авт. ), встал вопрос о необходимости выстраивания независимой от Америки системы обороны. С приходом проамериканских политиков тактика и стратегия применения армии вновь больше опирается на двустороннее сотрудничество с Вашингтоном (как правило, одновременно с этим ухудшаются отношения с «северным соседом», прим. авт.), тогда как с приходом политиков, более ориентированных на Корею, чем на США, приоритет отдается развитию собственных вооруженных сил. Изменялись и тенденции в количественном и качественном составе армии. С 00-х годов появился тренд на создании менее численной, но более технологически оснащенной армейской группировки.

Анализируя оборонную доктрину Южной Кореи, стоит отметить факт ее трансформации и усложнения по мере совершенствования оборонной промышленности Северной Кореи. В настоящее время наиболее приоритетным направлением является стратегия «цепочки убийств», она предусматривает последовательное уничтожение командных пунктов, ракетных установок и всего того, что связано с северокорейским ОМП (оружием массового поражения). Однако, как отмечают западные эксперты, эта стратегия имеет большой риск, так как ее эффективность основывается на превентивном ударе. Другими словами, Южной Корее придется первой начать боевые действия с Пхеньяном, причиной же начала активной фазы конфликта должны послужить достоверные сведения о готовящемся нападении со стороны КНДР. Исходя даже из этой упрощенной модели понимания стратегии «цепочки убийств» можно выделить большое количество спорных моментов, которые многократно увеличивают цену ошибки в разведывательных данных. Совокупность этих проблем может привести к тому, что Сеул выступит агрессором, основывая свои выводы на ложных данных. В таком случае Республике Корея придется столкнуться не только с проблемами, вызванными боевыми действиями с КНДР, но и с международными санкциями за неправомерную агрессию против суверенного государства.

Республика Корея не состоит в военных альянсах, однако, активно взаимодействует по линии обороны с Соединенными Штатами. Южная Корея проводит военные учения с США и их союзниками в регионе, такими как Япония, Австралия и другие.

Цифры:
Численность армии: 490 тыс. человек, 3,1 млн. резерв
Танки: 2400 ед.
Бронетехника: 2700 ед.
Артиллерия: 5700 ед.
РСЗО: 200 ед.
Авиация: 520 ед. самолетов + 690 ед. вертолетов
Флот: около 160 ед, из них 10 подводных лодок
Военный бюджет: 46 млрд. $., По сравнению с данными за 2006 г., он увеличился в 2 раза.

Проведя анализ военной доктрины Республики Корея можно прийти к выводу о том, что Сеул считает главной угрозой Пхеньян, поэтому модернизация оборонной стратегии во многом зависит от успехов ВПК КНДР. Планы по обороне посредством «цепочки убийств» являются довольно рискованными, так как создают возможность непреднамеренного применения силы против суверенного государства, тем более, что диверсификация ядерного оружия КНДР уже сейчас делает невозможным нанесение какого бы то ни было «обезглавливающего удара». Любая вооруженная эскалация на Корейском полуострове приведет к огромному числу жертв, в том числе и среди мирного населения. Поэтому решение конфликтной ситуации посредством активных боевых действий является крайне нежелательным.

Северная Корея

Военная доктрина КНДР – это предмет особого интереса исследователей всего мира. В открытом доступе отсутствуют документы, которые определяли бы ее тип, суть и характер, однако, по косвенным признакам, таким как нормативные акты, заявления первых лиц государства, а также данным объективного контроля, мы можем сделать некоторые выводы о том, как выглядит военная доктрина Пхеньяна.

В первую очередь стоит сказать о политической основе оборонной стратегии Пхеньяна, а именно о государственной идеологии Чучхе (опора на собственные силы) и политики Сонгун (приоритет армии). Исходя из этих принципов, можно сделать выводы о приоритете вопросов национальной обороны над всеми остальными (следовательно, недостатка финансирования КНА не испытывает) и то, что подавляющее большинство военной техники и оружия будет северокорейского производства. В основе миропонимания граждан КНДР лежит аксиома о том, что истинный суверенитет может гарантировать только крепкая армия, а государство «без винтовки в руках» не в состоянии проводить независимую политику.

Многие эксперты, как западные так и отечественные, склоняются к мысли о том, что основная тактика и стратегия КНДР в области военной доктрины сводится к принципу нанесения «неприемлемого ущерба», который бы предостерегал западные страны от агрессии против Пхеньяна. Стоит отметить, что опасения КНДР на тему гипотетических попыток атаки на страну являются не безосновательными, согласно материалам из открытых источников (в частности, интервью с бывшим президентом США Б. Клинтоном и различными высокопоставленными командующими), планы по военной агрессии с целью свержения режима у Вашингтона были, однако, от них было решено отказаться как раз таки вследствие того, что подобная атака слишком дорого бы обошлась как самим американцам, так и южным корейцам. Это приводит к мысли о том, что выбранная военная доктрина КНДР эффективна.

Северная Корея обладает ядерным оружием и средствами его доставки, в том числе и МБР, способными достичь любой точки США, а также не присоединилась к конвенции о запрещении химического и бактериологического оружия, возможно, подобные виды вооружения находятся на боевом дежурстве. Также стоит принять во внимание большое количество артиллерийских систем, в зоне поражения которых находится столица Южной Кореи – Сеул. В случае гипотетической эскалации уничтожить все эти арт. системы, ракетные установки и РСЗО не представляется возможным. Вследствие этого, урон, который будет нанесен по Южной Корее, будет значительным.

Рассуждая о военной доктрине КНДР, нельзя обойти стороной вопрос о гипотетической ситуации наступательной войны и агрессии Пхеньяна против Сеула. Лучше всего на данный вопрос позволяет ответить такие документы как белая книга обороны РК, Белая книга обороны Японии и многочисленные отчеты американских исследователей северокорейского военного потенциала.

Ниже приведены некоторые выдержки из этих документов:
«В армии КНДР на текущий момент преобладает вооружение преимущественно 60-х-70-х годов. При этом важно помнить, что с 2006 г. Северная Корея разрабатывает ядерное оружие и все более совершенные баллистические ракеты, и это изменило правила игры в военном балансе Юга и Севера. Одна из причин, по которой Пхеньян ускоряет свою программу создания ядерного оружия, видится наличие у страны очень крупных, но устаревших обычных вооружений. Северная Корея вряд ли сократит свои обычные силы и скорее продолжит модернизировать и укреплять свое оружие массового поражения. Подобный вектор развития обусловлен дисбалансом в области обычных вооружений в армиях Сеула и Пхеньяна. Из-за затяжного экономического кризиса Корейская народная армия (КНА) находится в стагнации с 1990-х гг.».

«Сухопутные войска КНА, насчитывают 1,1 миллиона человек, что более чем в два раза превышает численность армии РК, которая составляет примерно 464 тыс. человек. У КНА также больше основных боевых танков, чем у Вооруженных сил РК, но большая их часть – это старые образцы военной техники, в то время как РК обладает более современными образцами такого рода техники. Согласно Белой книге обороны Южной Кореи за 2018 г., у Пхеньяна есть 4300 основных боевых танков, которые являются преимущественно старыми советскими или китайскими танками, а также их северокорейскими модификациями, в то время как по оценке Международного института исследований в области безопасности (IISS) эта цифра составляет 3500».

«Самым важным фактом, влияющим на оценку боеспособности КНА, а также на возможность вести наступательную войну, является количество топлива и ГСМ, которыми располагает страна. В соответствии с санкциями Совета Безопасности ООН, Пхеньяну разрешено импортировать только 500 000 баррелей в год, хотя, вероятно, он импортирует больше, поскольку некоторые экспортеры, в том числе китайские, подозреваются в нарушении санкций. Северная Корея испытывает большие трудности с топливом, это выражается также в том, что в стране можно нередко встретить автомобили, снабженные газогенераторами, которые применяют вследствие острой нехватки топлива».

Ниже представлена часть магистерской диссертации автора, где также затрагивался этот вопрос:
На основе приведенного краткого анализа современного состояния КНА можно сделать следующие выводы:
– во-первых, несмотря на большую численность войск, подавляющее число северокорейского вооружения является устаревшими образцами 60-х-80-х гг. ХХ в.
– во-вторых, КНДР вследствие санкций Совета Безопасности ООН испытывает острый топливный кризис, который не позволит стране вести наступательные боевые действия.
– в-третьих, тактика и стратегия развития ВС КНДР направлена в первую очередь на разработку дальнобойных РСЗО (реактивных систем залпового огня), ОТРК (оперативно-тактических ракетных комплексов), БРСД (баллистических ракет средней дальности) и МБР (межконтинентальных баллистических ракет).

Таким образом, сценарий, при котором КНДР развяжет войну с РК маловероятен. Так как в распоряжении КНА остается только возможность ведения оборонительной войны, развитие ВПК, вероятно, будет продиктовано этим обстоятельством и направлено на усиление обороноспособности страны. КНДР, очевидно, заинтересована в создании и активном производстве такого типа вооружения, применение которого, в случае вероятного нападения на ее территории, позволило бы нанести недопустимый для противника урон по живой силе, военной и гражданской инфраструктуре. Парадигма массированного ответного удара видится основной стратегией КНА, поэтому приоритет развития отдается тем системам, которые в состоянии поразить крупные важные объекты на территории РК, а именно – дальнобойной артиллерии, РСЗО, ОТРК, БРСД. Для исключения возможности «военного решения корейского вопроса» со стороны Соединенных Штатов, ВПК КНДР занимается развитием ядерной программы, а также средств доставки ядерных боезарядов – МБР. Наличие подобной номенклатуры вооружений делает гипотетическое нападение на Северную Корею слишком затратным как со стороны материально-технической и экономической, так и сточки зрения потери людских ресурсов.

Цифры:
Численность армии: 1,1 млн. человек,7,6 млн. резерв
Танки: 4300 ед.
Бронетехника: 2500 ед
Артиллерия: 8600 ед.
РСЗО: 5500 ед.
Авиация: 810 ед. самолетов + 290 ед. вертолетов
Флот: около 770 ед, из них 70 подводных лодок
Военный бюджет: точных цифр нет, но согласно заявлениям ЦТАК, он составляет 15,9% от ВВП. Если данные аналитиков верны, то ВВП КНДР в 2022 году составлял 24,5 млрд. $ (следовательно на оборону тратится около 3,8 млрд.$)

Заключение

Были проанализированы военные доктрины 5 стран Азии, а именно КНР, Тайваня, Японии, КНДР и РК. Обзорный анализ позволяет прийти к выводам о том, что милитаризация региона продолжается, расходы государств на оборону растут. В среднесрочной перспективе эта динамика может привести к эскалации нерешенных конфликтов.

Автор: Денис Дроздов

Image By vecstock

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций

Поделиться в сетях: