Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Мировая тенденция в объединении государств

В 20 веке наш мир столкнулся с феноменом разделения государств, когда единая страна по политическим мотивам разделялась на два государства, несмотря на то, что на ее территории проживал один и тот же народ. В статье будут рассмотрены причины разделения государств, история их объединения, а также прогнозы на объединение тех стран, которые на текущий момент все еще существуют в раздельном виде.

Рассмотрим данную проблематику на таких странах, как:
1) ГДР и ФРГ
2) Северный и Южный Вьетнам
3) Северная и Южная Кореи
4) Китайская Народная Республика и Республика Китай (Тайвань)

Предпосылки

Предпосылкам к созданию двух государств на месте одного стало противостояние двух противоборствующих систем – Социалистической и Капиталистической. Обострившиеся с новой силой после окончания Второй Мировой войны противоречия привели СССР и США к борьбе за сферы влияния в мире. Переход от прямого к опосредованному противостоянию на территории других стран во многом объясняется страхом взаимного уничтожения в случае прямой конфронтации. Даже до момента, когда у СССР появилось ядерное оружие и средства его доставки, руководство США понимало, что прямая конфронтация с Москвой будет носить катастрофический характер.

В результате этого западный и восточный блок перешли к стратегии опосредованной войны – войны на территории других государств. Это во многом снижало риск эскалации прямого конфликта между СССР и США, однако, не убирало его полностью.

Когда государство оказывалось на линии столкновения советских и американских интересов, и при этом его не удавалось полностью включить в орбиту влияния Вашингтона или Москвы, оно подвергалось искусственному разделению на две страны. Правительства обоих новообразованных государств имели диаметрально противоположную политическую окраску. Как будет рассмотрено далее, советское руководство не приветствовало политику разделения государств, об этом можно судить по фактам того, что просоветские правительства всегда появлялись позже, чем прозападные.

ГДР и ФРГ

Разделение единой Германии произошло после поражения Третьего рейха во Второй Мировой войне. Страна была разделена на различные зоны оккупации, которых было изначально четыре:
– Советская зона оккупации;
– Американская зона оккупации;
– Британская зона оккупации;
– Французская зона оккупации.

Власть в Германии перешла в юрисдикцию начальников оккупационных зон. Этот период в Германии получил название «нулевые годы» и продолжался с 1945 по 1949 г. Завершением этого периода принято считать формирование двух независимых государств – ГДР и ФРГ.

Само разделение побежденной Германии, согласно замыслу стран-победительниц, должно было служить для выполнения следующих целей:
– Демилитаризация
– Денацификация
– Демонополизация
– Демократизация

Все вышеперечисленные меры предпринимались для того, чтобы не допустить в будущем повторения ситуации, при которой в Германии может возродиться национал-социализм, и она снова будет угрожать всему миру.

Согласно тем соглашениям, которые были достигнуты по результатам Потсдамской конференции, после прохождения «переходного периода», Германия должна была стать единым нейтральным государством. Однако, существовали силы, которые считали, что единая Германия, пусть и прошедшая денацификацию и демилитаризацию, по-прежнему будет представлять угрозу, как минимум, странам Европы.

Со временем раскол между Советским Союзом и Соединенными Штатами становился все более отчетливым, что приводило к консолидации всех западных сил. В 1948 году британская, американская и французская зона была объединена в единую территорию, т.н. «тризонию».

Помимо этого, был взят курс на обособление этой новообразованной зоны от советской путем проведения несогласованных реформ, что было нарушением советско-американских договоренностей о проведении единой политики на территории Германии, и подготовке юридической почвы для обособления территории. Одним из таких шагов можно считать проведение денежной реформы в 1948 году без согласования с Москвой, на что СССР ответил зеркально.

Подобные действия были встречены протестами со стороны немецкого населения, которым не импонировала идея о разделении их государства. Был сформирован немецкий народный конгресс, который провел всенародный референдум о судьбе Германии, на котором большинство респондентов (66%) высказалось за единую страну.

Однако, несмотря на все усилия по противодействию разделения Германии, в 1949 году на территории западной зоны оккупации принимаются нормативные акты, устанавливающие новую законодательную, исполнительную и судебную власти, парламент, создается институт канцлера.

После введения в действие этих законодательных актов, аналогичный процесс была вынуждена провести и советская сторона. В результате этого, 23 мая 1949 года на территории западной зоны оккупации была создана Федеративная Республика Германия  (ФРГ), и только 5 месяцев спустя, 7 октября 1949 года, на территории советской зоны оккупации была провозглашена Германская Демократическая Республика (ГДР). Конфликт между СССР и США нарастал, и, после серии столкновений, которые грозили перерасти в третью мировую войну, в 1961 году была возведена берлинская стена, которая на долгие годы стала символом холодной войны.

Германо-германский диалог

Несмотря на разделение Германии на две страны, идея объединения государства витала в воздухе. На начальном этапе существования ГДР и ФРГ объединение рассматривалось исключительно как поглощение одного государства другим. До начала 1970-х политики ФРГ руководствовались доктриной Хальштейна, суть которой сводилась к непризнанию ГДР, а также запрету на выстраивание дипломатических отношений со странами, которые признавали ГДР.

Все изменилось с приходом в ФРГ канцлера Вилли Брандта. Доктрина Хальштейна была пересмотрена, и от существования «друг около друга» страны перешли к существованию «друг с другом». Этот переход к добрососедсому существованию был зафиксирован документально, в 1972 году был заключен договор об отношениях между ГДР и ФРГ.

Помимо всего прочего, результатом этого соглашения стало снятие с повестки дня притязаний ФРГ говорить от лица всех немцев.

Следующим важным этапом в деле объединения Германии стал приход к власти в СССР М.С. Горбачева, который провозгласил курс на открытость и гласность, получивший название «перестройка». Внешнеполитическим проявлением данного курса стало ослабление связей с дружественными социалистическими режимами Восточной Европы. Такая политика СССР дала надежду руководству ФРГ на возможность прогресса в деле объединения Германии.

В конце 80-х годов была проведена серия встреч советского и западногерманского лидеров. Примечательно, что руководство ГДР не столь активно привлекалось и не столь активно участвовало в переговорном процессе.

Отсутствие заинтересованности СССР в сохранении важного со стратегической точки зрения форпоста в Восточной Европе, а также парализация руководства ГДР «вирусом геронтократии» привели к падению берлинской стены и поглощению ГДР ФРГ.

Ремарка о «вирусе геронтократии» нуждается в дополнительном комментарии. Восточно-германская разведка, одна из самых результативных спецслужб – Штази, была прекрасно осведомлена о планах по развалу ГДР, слому стены, организации студенческих стачек, митингов и протестов. Были известны все имена и фамилии, зачастую, Штази обладало информацией даже в большем объеме, чем отдельно взятые заговорщики. Однако, несмотря на это, никаких действий по недопущению уничтожения государства предпринято не было, так как отсутствовала политическая воля. Руководство ГДР состояло по большей части из возрастных людей, которые не смогли оперативно реагировать на изменяющиеся мировые реалии.

Воссоединение Германии, вызовы и проблемы

В 1989 году рухнула берлинская стена, ФРГ поглотила ГДР, Германия объединилась на западногерманских условиях, и в 1990 году знаменитое противостояние «осси» и «весси» (сленговое название восточных и западных немцев) подошло к концу.

Помимо политической подоплеки существовал также и экономический аспект объединения. В ГДР и ФРГ существовали различные политические режимы, и, как следствие, различные экономические модели. Различие в уровне экономического благосостояния было существенным. На момент 1989 г. ВВП на душу населения ФРГ было больше ВВП ГДР более чем в 2 раза.

Однако, следует учитывать и иные различия этих стран, а именно:
– площадь ГДР была в 2,5 раз меньше, чем ФРГ;
– население ГДР было почти в 4 раза меньше, чем в ФРГ;
– трудовые ресурсы ГДР были в 4 раза меньше, чем в ФРГ;
Учитывая эти факты, следует отдать должное восточногерманской экономике, так как отставание по ВВП на душу населения всего в 2 раза при прочих показателях, это вполне достойный результат.

Психологический аспект

Современные исследователи отмечают феномен возникновения т.н. «остальгии» – ностальгии по временам ГДР среди бывших восточных немцев. Как отмечает один из крупнейших информационно-политических немецких журналов «Штерн», около половины молодежи, чьи родители жили в ГДР, не считают, что там была диктатура, а в ФРГ существовала демократия.

В 80-е многим буквально «снился» красочный мир за стеной, а когда они там оказались, то мечты о западном мире сменились глубоким разочарованием. Люди слишком много ждали от объединения страны, а получили слишком мало.

Безусловно, все вышесказанное не говорит о том, что недовольные объединением бывшие восточные немцы проведут некий референдум и восстановят берлинскую стену и Штази, но, тем не менее, показывает определенные настроения в обществе. Кроме того, эту особенность важно будет учитывать при рассмотрении иных разделенных стран.

КНР и Тайвань

История вопроса
История современного Китая начинается в начале ХХ века, когда с 1911 года в стране после свержения монархии и установления республиканского строя, начинается длительный период политической нестабильности. Страна содрогалась внутренними и внешними противоречиями.

Основные политические силы региона: Гоминьдан и КПК прошли долгий путь от союза к вооруженному противостоянию за власть в Китае. Кульминационным моментом этой борьбы принято считать период с 1946-1949 гг., когда была активная фаза гражданской войны в Китае.

Результатом этого противостояния стало установление власти КПК под предводительством Мао Цзэдуна над территорией материкового Китая, тогда как Чан Кайши (лидер Гоминьдана) вынужден был бежать на остров Тайвань с остатками своей армии.

От полного разгрома Чан Кайши спас Вашингтон, который направил флот к берегам Тайваня для обеспечения безопасности острова. После провозглашения в 1949 году Китайской Народной Республики, Китай разделился на два государства: Китайскую Народную Республику (КНР) и Китайскую Республику (КР). Таким образом, Соединенные Штаты смогли защитить последний антикоммунистический оплот оппозиции в Китае.

Межкитайские отношения всегда находились в состоянии перманентной угрозы эскалации, периодически случались и боестолкновения, которые грозили перерасти в полномасштабную войну.

До 1971 года США поддерживали курс на существование лишь одного Китая – Китайской Республики в Тайване. Однако, начиная с 70-х годов, Вашингтон пересмотрел свою позицию. Воспользовавшись нарастающими противоречиями между СССР и КНР, Соединенные Штаты взяли курс на сотрудничество с коммунистическим Китаем.

В 1971 году США де-факто поспособствовал переходу места Тайваня в ООН к КНР. Это произошло после обсуждения данного вопроса на сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1971 году.

Формально, Вашингтон голосовал против передачи места Тайваня КНР (место Тайваня в составе постоянных членов СБ ООН также переходило к коммунистическому Китаю). Однако, резолюции ГА ООН носят лишь рекомендательный характер, поэтому, Соединенные Штаты могли заблокировать это решение своим правом вето, созвав по данному вопросу заседание СБ ООН, но они не сделали этого. После этого события, а также вскоре после смерти Чан Кайши (1975 г.), отношения КНР и Тайваня стали налаживаться.

От конфронтации к сотрудничеству

На начальном этапе основная часть сотрудничества проходила посредством проведения встреч в формате неправительственных организаций. Было налажено прямое авиасообщение, а также подписано таможенное соглашение об экономическом сотрудничестве. Ситуация изменилась в 2005 году, когда к власти в Тайване пришла демократическая партия. Отношения охладели из-за того, что главной политической задачей данная партия считает достижение признания независимости Тайваня.

После возвращения к власти Гоминьдана, отношения вновь улучшились. В 2013 году были даже произведены встречи на высоком уровне, секретарь ЦК КПК Си Цзиньпин встретился с почетным председателем партии Гоминьдан Лянь Чжаем. Это была первая встреча на таком высоком представительном уровне. Но после триумфа демократов в 2016, отношения вновь закономерно охладели. Эта ситуация является интересной, ведь КПК проще выстроить диалог с Гоминьданом, чем с прогрессивной демократической партией, хотя КПК большую часть истории существования враждовала с Гоминьданом.

Несмотря на определенные политические успехи, большая часть встреч межкитайского уровня носила скорее демонстративный характер. Значимых договоров между материковым Китаем и Тайванем заключено не было, так как Пекин не признает Тайбей независимым, а считает его своей частью.

С укреплением экономики, компартия Китая все больше оказывает давления на Тайвань. Начиная с 2018 года КНР проводит активную политику против тех, кто пытается наладить какие-либо официальные связи с Тайванем. Пекин имеет простой, но эффективный способ воздействия, а именно закрытие доступа на богатый внутренний рынок поднебесной для компаний, которые не согласны с китайской политикой в отношении Тайваня. Так как китайский рынок является значительным, его потеря грозит большими убытками для крупных компаний, поэтому они стараются не идти против воли КНР для сохранения доступа к внутреннему китайскому рынку.

Современное состояние вопроса

В последнее время «тайваньский вопрос» снова актуализируется. Визит Нэнси Пелоси, спикера палаты представителей США, послужил причиной новой эскалации межкитайских отношений. Попытка заверить местные власти Тайбэя в поддержке их курса на независимость болезненно воспринимается в Пекине, вынуждая последний демонстрировать силу.

Если посмотреть на эту ситуацию с экономической и военно-политической точки зрения, то можно прийти к выводу о том, что возвращение полного контроля над Тайванем для Пекина это лишь вопрос времени.

ВВП КНР в 25 раз больше ВВП Тайваня (19,91 трлн $ против 774 млрд. $), население КНР более чем в 60 раз больше Тайваня (около 1,4 млрд против 23 млн), площадь территории КНР больше более чем в 250 раз больше площади Тайваня. Этот список можно продолжать довольно долго.

При сравнении армий, как по численности, так и по качеству оснащения, преимущество по-прежнему будет на стороне КНР. Также стоит учитывать, что Тайвань не состоит в каких бы то ни было военно-политических союзах, поэтому ни у кого нет письменных обязательств по защите Тайбэя в случае, если КПК решит вернуть контроль над островом военным путем.

Помимо этого, Пекин в силах устроить полную морскую и воздушную блокаду острова, что приведет к экономическому и политическому коллапсу. К этому стоит добавить еще факт того, что КНР – это ядерная держава, поэтому маловероятно, что какая либо из стран, даже США, несмотря на массу заявлений об обратном, решит открыто вмешаться в гипотетический конфликт КНР и Тайваня.

Основываясь на вышеизложенных фактах, можно сказать, что судьба Тайваня предрешена, он будет возвращен под контроль Пекина. Вопрос заключается лишь в том, экономико-политическими, или же военными методами это будет достигнуто. У КНР имеется богатый опыт по реинтеграции бывших владений Китая обратно в юрисдикцию Пекина, примером этому служат Гонконг и Макао, которые до недавнего времени были вне власти поднебесной. Поэтому, можно сделать предположение о том, что Китай успешно справится с задачей как политической, так и экономической реинтеграции Тайваня.

Северный и Южный Вьетнам

История разделения и последующего воссоединения Вьетнама наглядно показывает, что искусственно разделенное государство можно успешно объединить военным путем.

История

Вьетнам на момент начала Второй мировой войны представлял собой одну из французских колоний в Индокитае. Свои колонии Франция защитить не смогла, и во время войны они были оккупированы милитаристской Японией. Во Вьетнаме разгорелась ожесточенная партизанская борьба, развернувшаяся против японских захватчиков.

После окончания Второй Мировой войны лидер организации антияпонского сопротивления Вьетминя, – Хо Ши Мин начал переговоры с Францией о предоставлении независимости стране.

Французы не пошли на мирное соглашение, предпочитая военным путем уничтожить движение за независимость Вьетнама. Однако, несмотря на преимущество в военной технике и оснащенности войск, французы проиграли войну Хо Ши Мину, и в 1954 году подписываются женевские соглашения, которые временно разграничивают Вьетнам на 2 части по 17 параллели. Северная часть страны оставалась за Хо Ши Мином, южная за французскими колонистами.

Изначально предполагалось провести всеобщие прямые выборы, однако, французы нарушили договоренности и в одностороннем порядке провозгласили в 1955 году Республику Южный Вьетнам, поставив на главный пост марионеточного президента Нго Динь Зьема. На территории Северного Вьетнама выборы были произведены, победу на них одержал Хо Ши Мин.

Согласно мнению отечественных и западных исследователей, Франция опасалась того, что Хо Ши Мин, пользующейся значительной народной поддержкой, легко смог бы победить на выборах, поэтому они и пошли на подобный шаг.

С 1965 года начинается новый этап в истории Вьетнама, более известный как Вьетнамская война. Соединенные Штаты развязали войну с Северным Вьетнамом, используя запрещенные методы ведения войны, совершая военные преступления против мирного населения страны.

Политическая ситуация наглядно демонстрировала факт того, что власть на территории Северного Вьетнама носила народный характер, тогда как на территории Южного Вьетнама постоянно происходили военные перевороты, сопровождавшиеся политическими убийствами. Чем больше раскручивался маховик репрессий в Южном Вьетнаме, тем больше людей симпатизировало Хо Ши Мину и Народному Фронту Освобождения Южного Вьетнама (НФОЮВ).

В 1973 году Соединенные Штаты приняли решение прекратить ведение боевых действий и выйти из войны, так как военных успехов на поле боя достичь не удалось, а внутригосударственная ситуация угрожала истеблишменту. После прекращения участия Вашингтона во Вьетнамской войне, Северный Вьетнам победил Южный, и в 1975 году страна объединилась под руководством вьетнамской компартии.

Итоги

Поглощение Южного Вьетнама в результате боевых действий не вызвало в последующем тех проблем, которые постигли бывших граждан ГДР. Во многом это связано с тем, что за годы независимости Южного Вьетнама, власти страны так и не сумели выстроить жизнеспособную политическую систему, тогда как Северный Вьетнам успешно это осуществил. На сегодняшний момент Вьетнам – это активно развивающаяся страна Юго-Восточной Азии, которая ведет открытую политику, направленную на улучшение благосостояния граждан. Маловероятна вновь актуализация вопроса о необходимости разделения Вьетнама.

Северная и Южная Корея

История

Разделение некогда единого государства произошло сразу после Второй Мировой войны. Изначально ни у Советского Союза, ни у Соединенных Штатов не было планов по разделению страны. Граница, пролегающая по 38 параллели, была обусловлена лишь местом встречи советских и американских войск, которые освободили Корею от японской оккупации.

Однако, после завершения Второй Мировой войны, мнения о будущем Корейского полуострова разделились. Набирающее популярность временное правительство Кореи не вызывало симпатий у Соединенных Штатов, так как в нем преобладали преимущественно левые, поэтому была сделана ставка на созданное на территории ответственности американцев антикоммунистическое правительство во главе с Ли Сын Маном.

В августе 1948 года на территории, подконтрольной США, была провозглашена Республика Корея. В ответ на это, в сентябре была провозглашена Корейская Народно-Демократическая Республика на территории, подконтрольной СССР. Советские войска покинули КНДР в год ее провозглашения в 1948 г., американские же войска до сих пор остаются на территории Южной Кореи.

В 1950 году началась Корейская война. Как и во многих других подобных конфликтах, обе стороны обвиняют друг друга в эскалации ситуации, но подлинно установить причастность к инциденту, послужившему началом войны, на сегодняшний день почти не представляется возможным. США выступили на стороне Республики Корея, СССР и маоистский Китай оказывали помощь КНДР. Война длилась три года, с 1950 по 1953 год и завершилась статусом-кво. Демаркационная линия между двумя государствами по-прежнему проходит по 38 параллели.

От конфронтации к диалогу

Крушение социалистического блока оказало большое влияние на весь мир, Корейский полуостров также не оставался в стороне. Весь ХХ век страны находились в состоянии перманентного ожидания возобновления боевых действий, не признавая легитимность правительств друг друга.

Однако, с приходом к власти в Южной Кореи президента Ким Дэ Джуна была провозглашена политика «солнечного тепла». Она предполагала начало диалога и добрососедских отношений между двумя государствами.

Произошли первые в истории встречи на высоком уровне. Однако, после ухода Ким Дэ Чжуна с поста президента Южной Кореи, политика «солнечного тепла» была свернута, и конфронтация возобновилась с новой силой.

В 2017 году, после прихода к власти в Южной Кореи Мун Чжэ Ина, диалог вновь был возобновлен. К нему также подключился президент США Дональд Трамп, состоялись первые в истории переговоры глав США и КНДР. Но, как и на предыдущем этапе потепления межкорейских отношений, все завершилось с уходом президента Мун Чжэ Ина. Новая южнокорейская администрация возобновила курс на конфронтационную политику.

Из вышесказанного можно сделать 2 основных вывода:
1. политика Южной Кореи крайне изменчива, смена администрации буквально означает сворачивание всех программ предыдущего президента,
2. Северная Корея, напротив, соглашалась нормализовать отношения с любой администрацией юга, которая была настроена на равный, конструктивный диалог

Многие исследователи считают, что основной преградой налаживанию диалога между Севером и Югом является несамостоятельность политических сил Южной Кореи. Американское военное присутствие на полуострове, несомненно, вносит свои коррективы в политику Республики Корея.

Возможно ли объединение?

Этим вопросом задаются корейцы по обе стороны 38 параллели уже более 70 лет. В современном политическом дискурсе превалирует мнение о том, что подобное объединение должно произойти, как и в случае ГДР и ФРГ, путем поглощения Северной Кореи Южной, и предметом спора выступает лишь то, каким способом будет осуществлено это поглощение, военным или нет.

Однако, на взгляд автора, не стоит загонять себя в узкие рамки этих милитаристских реваншистских идей. Многие исследователи упускают из вида план, подразумевающий мирное сосуществование двух Корей в формате единой конфедерации, конфедерации Корё (Корё – это самоназвание древнего Корейского государства, – прим. автора).

Данная миролюбивая идея была высказана Ким Ир Сеном в 1980 году. При ее реализации не будет победителей или проигравших, следовательно, не получится эффекта осси и весси, который образовался после падения берлинской стены.

Стоит задуматься также над вопросом, кому выгодна и невыгодна единая Корея? Единая Корея будет выгодна, прежде всего, самим корейцам, однако, ни США, ни КНР не разделяют корейского оптимизма. Объединенная Корея будет представлять из себя мощную, технологически развитую державу, обладающую развитой экономикой, сильной военной промышленностью, да и к тому же ядерным оружием.

Одновременно с этим, необходимость в присутствии американских войск на территории Корейского полуострова отпадет, следовательно, Вашингтон лишится важного форпоста у границы с основным противником – КНР.

Китаю же единая Корея невыгодна как конкурент и сильный, независимый актор в мировой политике. Остается надеяться лишь на то, что хотя бы в среднесрочной перспективе идеи гуманизма и корейской солидарности возобладают над холодным политическим расчетом прочих стран, и некогда разделенный народ сможет вновь жить в едином государстве, хотя бы и в формате конфедерации.

Итоги

Подводя итоги судьбы разделенных стран, можно сделать определенные выводы:
Во-первых, прозападные правительства во всех из вышерассмотренных случаях появлялись раньше, что указывает на факт большей заинтересованности Вашингтона в создании разделенных государств. Москва же, напротив, до последнего пыталась сохранить государство единым.

Во-вторых, не существует универсального механизма объединения разделенных стран, это сугубо конъюнктурное понятие. Как показала практика, разделенные страны могут объединиться как военным, так и мирным путем, или вовсе остаться раздельными.

В-третьих, роль международных организаций была и остается крайне низкой в деле объединения государств. Так, на сближение ГДР и ФРГ в большей степени повлияло изменение политики ФРГ и СССР, чем ООН или ЕС. Выстроить межвьетнамский и межкорейский диалог также оказалось не под силу ООН. Международные организации не смогли оказать значительного влияния на процессы объединения в прошлом, маловероятно, что они смогут оказать какое-либо значимое влияние на этот процесс в настоящем.

Автор: Дроздов Денис

Изображение на заставке: Image by Freepik

Поделиться в сетях: