Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

8 сентября – Международный день грамотности

8 сентября ежегодно, с 1966 года во всем мире отмечается день грамотности. В исследовании рассмотрена история появления этого памятного дня, эволюция подходов к определению этого термина, дано обоснование важности борьбы за всеобщую грамотность. Помимо этого, раскрыта тема борьбы за грамотность как в истории России, так и всего мира. Выявлены проблемные моменты, которые до сих пор являются камнем преткновения в деле повышения общей грамотности, а также представлены статистические данные, основанные на отчетах профильных международных организаций, занимающихся вопросом борьбы с безграмотностью.

История вопроса

Международный день грамотности был провозглашен 26 октября 1966 года по итогам работы 14 сессии генеральной конференции ЮНЕСКО в Иране. На конференции присутствовали министры образования различных стран, которые и предложили закрепить курс на борьбу с безграмотностью путем учреждения специального дня – Международного дня грамотности.

Необходимость повышения всеобщей грамотности в современном мире то и дело становится темой для обсуждения на самых высоких уровнях. В 1987 г. резолюция № A/RES/42/104 Генеральной Ассамблеи ООН (ГА ООН) провозгласила 1990 год «Международным годом грамотности». В 2000 году по итогам всемирного форума по образованию, который прошел в Дакаре, был взят курс на повышение международной грамотности к 2015 году, а в 2003 году, в одной из резолюций ГА ООН (№ A/RES/57/166) был утвержден план по «десятилетию грамотности», согласно которому ключевую роль в курировании этого проекта взяло на себя ЮНЕСКО. Столь пристальное внимание к проблематике всеобщей грамотности означает, что данный вопрос считается важным и значимым на мировом уровне.

Что есть грамотность, и почему это важно?

Грамотность в переводе с латинского «grammatica» – это «учение о словесности». В широком смысле слова – это умение читать и писать на родном языке. Однако, с течением времени мир усложнился, соответственно, усложнились и критерии самого понятия «грамотность». Сегодня под этим термином понимается не только способность читать и писать на родном языке, но и владение минимумом общественно-значимых знаний и навыков. Такую грамотность также называют функциональная грамотность.

В чем заключается важность грамотности? Ответ на этот вопрос является комплексным, ведь грамотность обладает многогранным эффектом, который позволяет бороться с нищетой, детской смертностью, болезнями, а также способствует достижению равенства мужчин и женщин (гендерное равенство), помогает стабильному развитию и благоприятно влияет на обеспечение демократии.

Подобный комплексный эффект достигается за счет того, что грамотный человек получает способность получать и анализировать большое количество информации, которая способствует повышению уровня его компетенций в различных сферах. Многочисленные исследования доказывают, что грамотный человек, с большей долей вероятностью в случае болезни, обратится к официальной медицине, тогда как неграмотный будет склонен к обращению к «целителям» и «знахарям». Таким образом, тот, кто является образованным человеком с высокой долей вероятности будет иметь куда больше шансов на выживание и здоровую жизнь.

Как было сказано выше, вопросы знания коррелируют не только с здравоохранением, но и с другими аспектами нашей жизни. Общества, где процент грамотных людей высок, чаще стремятся к различным типам демократического строя, безусловно, в этом правиле есть и исключения в виде авторитарных режимов, которые также стремятся к борьбе с безграмотностью. Многие исследователи отмечают прямую корреляцию с большими правами у женщин в обществах образованных. Причем эта корреляция также прослеживается и в странах с авторитарным типом правления. Таким образом, мы приходим к выводу о том, что грамотность есть всеобщее благо для любого государства, вне зависимости от политического строя конкретной страны.

История борьбы за грамотность в России

Россия имеет большой опыт борьбы с безграмотностью, наиболее активно эта кампания развернулась в начале ХХ века, когда пала Российская Империя и был образован Советский Союз. Однако, было бы ошибочно утверждать, что во времена империи вопросам обучения грамоте широких слоев населения совсем не уделяли внимания.

Российская Империя
Долгое время в России, как и в других европейских странах, должного внимания вопросам образования не уделялось. Грамоте обучались в основном в при монастырях, в воскресных школах. Это обучение носило подчеркнуто религиозный характер и было необходимо для того, чтобы новоиспеченный представитель духовенства мог исполнять свои прямые обрядовые обязанности.

Первым правителем, который поднял вопрос о необходимости внедрения не только религиозного, но и светского образования, был Петр I, который учредил цифирные школы. По задумке первого русского императора, это должно было стать начальным этапом подготовки кадров для гражданской и военной службы. Несмотря на революционность идеи, она не получила должного распространения из-за ряда факторов, которые в конечном итоге привели к закрытию этих школ.

Следующим этапом в стремлении к грамотности стало открытие специальных профильных городских училищ в 1786 г., однако, они оставались недоступными для большинства населения страны. Ситуацию с массовым образованием пытались изменить в 1804 г., когда при церквях стали появляться церковно-приходские школы, обучение в которых длилось 3 года. Посещать их могли «государственные крестьяне»: те, которые не находились в собственности помещиков, однако, до отмены крепостного права, количество «свободных» крестьян было ничтожно мало.

Отмена крепостного права и появление земских церковно-приходских школ позволило существенно поднять уровень грамотности страны, однако, к 1880 году он составлял не более 10%. Основываясь на данных всероссийской переписи населения начала 1900-х годов, общий уровень грамотности составил около 20%, грамотность среди мужского населения была выше минимум чем в 2 раза чем среди женщин.

Об итоговых цифрах уровня грамотности на излете Российской Империи до сих пор спорят ученые, однако, несмотря на более чем 100 лет со дня развала империи, этот спор все еще носит политическую окраску. В зависимости от политических предпочтений, уровень грамотности в Российской Империи оценивается от 30 до 45%.

Советский Союз
В Советском Союзе к вопросу повышения уровня грамотности подошли масштабно.  В декабре 1919 года СНК принял декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР», вошедший в историю как «ликбез». Ликбез подразумевал полную ликвидацию безграмотности, все население, как мужчины так и женщины в возрасте от 8 до 50 лет было обязано учиться грамоте.

Декрет подразумевал создание школ при детских домах, колониях и прочих учреждениях, входивших в систему Главного управления социального воспитания и политехнического образования детей (Главсоцвос Наркомпроса РСФСР). Это был один из этапов по формированию «нового типа» советского человека. Для проведения занятий по ликвидации безграмотности использовали народные дома, церкви, клубы, частные дома, подходящие помещения на фабриках, заводах и в советских учреждениях. Для тех рабочих, что были задействованы в учебе грамотности, был сокращен на 2 часа рабочий день с сокращением заработной платы.

В Наркомпросе РСФСР был создан внешкольный отдел под руководством Надежды Крупской. Одной из его основных задач стала организация ликвидации неграмотности в стране. В мае 1919-го состоялся 1-й Всероссийский съезд по внешкольному образованию. По инициативе участников съезда в Наркомпросе был подготовлен проект декрета «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР». Ликвидация неграмотности рассматривалась как непременное условие обеспечения сознательного участия всего населения в политической и хозяйственной жизни страны. Тогда же началось централизованное производство букварей и различной учебной литературы для взрослых.

Для тех, кто саботировал ликбез, или же еще хуже, пытался ему противодействовать, была введена уголовная ответственность. На этом примере можно понять, какую первостепенную важность для советской власти имела кампания по повышению уровня грамотности.
К 1927 г. в стране были организованы единые учебные программы. К началу 30-х гг. были обязательны к посещению школы по программам 4-х летнего обучения, а затем были введены программы 7-ми летнего обучения. Весь этот комплекс мер позволил увеличить уровень грамотности в СССР до 87,4% к 1939 г. Итогом завершения ликбеза стал 1959 г., когда согласно всесоюзной переписи, безграмотность была полностью ликвидирована, 98,8% людей в возрасте 9-49 лет умели читать и писать. Советское образование еще долгое время будут считать одним из лучших в мире, подтверждением тому является достижения советских ученых, как в гражданских, так и в военных проектах.

Современная Россия
В современной России, согласно статистическим данным, сохраняется высокий показатель уровня грамотности. Согласно последним данным за 2019 г., уровень грамотности населения России составляет 99,7%, благодаря этому страна занимает четвертую строчку в международном списке стран по уровню грамотности. Стоит отметить, что в стране ежегодно проводится порядка 40 диктантов для проверки и поддержания уровня грамотности по различным дисциплинам: от проверки общего уровня грамотности (тотальный диктант по русскому языку) до кибербезопасности, бухгалтерского учета, экологии и других направлений.

В настоящее время по данным на 2022 года на образование Россия тратит 4,6% ВВП. Показатель снизился с 2006 года в процентном отношении: тогда на сферу образования было потрачено 5,1%. Эти цифры пока что отстают от показателей многих развитых европейских государств, таких как Норвегия (8,7%), Исландия (8%), Великобритания (6,6%) , Франция (5,9%).

Мировой опыт
Исследуя общемировой опыт грамотности, можно сделать вывод о том, что динамика этого явления не является однородной и линейной. Утверждение, что уровень всеобщей грамотности однородно повышался с течением времени, было бы в корне не верным. Куда более правильно рассуждать о различных тенденциях, в отдельных регионах и в отдельных временных отрезках.

К примеру, в древнем мире вопросам грамотности уделялось большое внимание в Греции, Иудее, тогда как в Риме, даже во времена империи, этот показатель оставался на довольно низком уровне. В данный временной период грамотность не считалась жизненно необходимым базисом для каждого человека и была скорее утилитарной необходимостью для узких слоев населения, занятых в определенных сферах деятельности.

Ситуация не сильно изменилась в средневековье, даже можно сказать о том, что она ухудшилась, к примеру, первые подписи под королевскими документами в Европе датируются не ранее 13 века, а также стоит упомянуть о том что при дворе были очень востребованы услуги специальных людей, которые записывали королевские указы. Все это свидетельствует о крайне низком уровне всеобщей грамотности. Долго время это было прерогативой преимущественно богословов и ученых, которые зачастую сами были выходцами из духовенства. Безусловно на уровень общей образованности также оказывает влияние и экономическое состояние того или иного государства. Чем беднее живет страна, тем меньше сил и средств у населения остается для получения образования.

С наступлением эры Реформации и появлением печатного станка вырос уровень образованности и грамотности. На становление всеобщей грамотности сильное влияние оказала промышленная революция, произошедшая в XIX веке, так как для обслуживания и эксплуатации новых станков требовались специалисты. Совершенствование военных технологий также послужило развитию общей грамотности. Во многом, об уровне грамотности населения прошлого, мы можем судить по рекрутским документам, которые оценивали количество грамотных новобранцев. Согласно официальным данным, на 1911 год, количество неграмотных рекрутов Швейцарии составляло 5 человек из 1000, тогда как в Российской Империи – 617 человек.

В странах Европы первыми появились законы об обязательном начальном образовании, которое позволило бы искоренить безграмотность. В Дании закон о всеобщем начальном образовании был принят в 1814 году, в Швеции — в 1842 году, в Норвегии — в 1848, в США — в 1852—1900 годах (в разных штатах), в Японии — в 1872 году, в Италии — в 1877 году, в Англии — в 1880 году, во Франции — в 1882 году.

Со временем, страны и Европы и Азии осознали важность уровня образования, и то, каким кумулятивным эффектом обладает человеческий потенциал. Поэтому, инвестиции в область образования увеличились. Уровень расходов на образования зачастую коррелирует с успешностью того или иного государства, так как самый большой и ценный ресурс любой страны это, прежде всего, ее граждане. История успеха всех так называемых «азиатских тигров» была напрямую связана с большими инвестициями в образование, а также поощрению получения высшего образования за рубежом.

Согласно данным института статистики ЮНЕСКО, в период с 2009 по 2019 год мировые расходы на образование росли ежегодно в среднем на 2,6%. Стоит отметить, что тенденция роста расходов на образование больше затрагивает бедные и беднейшие развивающиеся страны, так как он составил около 6%, что серьезно превышает рост в странах развитых. Однако, подобный уровень расходов на образование все еще не достаточен для того, чтобы уверенно говорить о достижении Целей устойчивого развития. На сегодняшний день уровень мировой грамотности, согласно отчетам ЮНЕСКО, оценивается в 87%. Самый низкий уровень грамотности на Африканском континенте, где доля неграмотных местами превышает отметку в 30 и даже 40%, на долю Азии приходится не более 6% неграмотных, в Европе этот показатель не превышает 1%.

В десятку стран с самым высоким уровнем грамотности входят преимущественно страны Европы, к примеру, карликовые страны, такие как Лихтенштейн и Люксембург имеют показатель грамотности в 100%, бывшие республики Советского Союза: все 15 ныне суверенных государств занимают от 2 до 6 строчки в рейтинге грамотности стран мира, обладая показателем от 99% до 99,4%, замыкает топ-10 стран Соединенные Штаты, Республика Корея и Великобритания, где этот показатель оценивается в 99%.
Самые же малограмотные страны находятся преимущественно в Африке, это такие страны как Эфиопия (49,1%), Кот-д’Ивуар (43,1%), Южный Судан (27%), замыкает список Нигер, с показателем в 19,1%. Стоит учитывать, что часть международно признанных государств не вошла в этот список, так как данные по этим странам международным обозревателям получить не удалость. Это говорит о том, что возможно существуют еще более малограмотные территории.

Современные проблемы с грамотностью и роль ООН в решении этих проблем

Несмотря на то, что в вопросах борьбы за грамотность человечество продвинулось довольно далеко, все еще остается ряд серьезных нерешенных проблем. Основные препятствия в общем уровне грамотности можно выделить следующий группы:
– высокая стоимость. Во многих странах мира даже начальное образование стоит больших денег, и беднейшие слои населения не в силах себе позволить обучение детей.
– религиозные и гендерные предрассудки. В современном мире сохраняется группа стран (преимущественно мусульманского толка) в которых образование для женщин не считается чем-то обязательным, скорее наоборот, вредным. В этих государствах получение образования для женщин становится непосильной задачей, так как они сталкиваются с большим количеством предрассудков, а в некоторых случаях получение образования для женщин запрещено на законодательном уровне, как в Афганистане.
– боевые действия. Затяжные вооруженные конфликты крайне негативным образом влияют на возможность получать образование для широких слоев населения: под обстрелами и бомбежками редко работают учебные заведения. Согласно данным Гейдельбергского института исследования международных конфликтов, который публикует ежегодные отчеты о произошедших боестолкновениях (Conflict Barometer), за прошедший 2022 г. велось 22 войны и произошло 216 локальных боестолкновений различной степени интенсивности, при том один из них (события на Украине), называется военным противостоянием высшего уровня эскалации, большая же часть военных конфликтов происходит на африканском континенте и Ближнем Востоке.

Согласно данным ООН, на 2022 год минимум 773 млн. взрослых по всему миру не обладают базовыми навыками чтения и письма, 635 млн. детей не имеют ни физической, ни материальной возможности учиться. Стоит обратить внимание на свежий доклад Глобального фонда ООН «Образование не ждет», опубликованный 21 июня 2022 года. В нем говорится о росте количества детей и подростков, нуждающихся в срочной помощи в сфере образования. По оценкам экспертов, этот показатель увеличился на 33,7% за 6 лет, если в 2016 таких детей было 75 млн., то в 2022 г. их количество составило уже 222 млн. человек. Самое большое количество детей (более 80%) находятся в «проблемных регионах мира», таких как Афганистан, Демократическая Республика Конго, Эфиопия, Мали, Нигерия, Пакистан, Сомали, Южный Судан, Судан и Йемен.

Затяжные локальные военные конфликты и последствия перманентной политической нестабильности делают крайне затруднительным получение даже минимального уровня образования. Среди особо проблемных стран международные эксперты выделяют Судан, где до сих пор не прекращается гражданская война, а также Афганистан, где власть захватила международная террористическая организация «Талибан» (организация, запрещенная на территории РФ). Согласно последним данным, которые представил Заместитель Генерального секретаря ООН по гуманитарным вопросам Мартин Гриффитс, в августе 2023 года, продолжающийся уже 4 месяца внутренний вооруженный конфликт высокой интенсивности нанес серьезный удар по таким сферам как здравоохранение и образование. Продолжаются нападения на медицинские учреждения, отсутствует доступ к минимальному набору медикаментов, а в ряде регионов нет доступа к питьевой воды. Все это привело к тому, что в перспективе целое поколение молодых суданцев рискует быть полностью лишено доступа к образованию. Ситуация с Афганистаном также оставляет желать лучшего. Согласно последним информационным сводкам на август 2023 г. фонда ООН «Образование не ждет», больше всего пострадало женское население этой страны. Им запрещено посещать общественные места, спортивные залы, а также учебные учреждения, более 1,1 млн. женщин лишились права на образование.

Для решения этой проблемы фонд ООН «Образование не ждет» проводит различные акции и посылает волонтеров доброй воли, мероприятия проводятся более чем в 40 странах и затронули уже 5 млн. человек, однако, этого недостаточно для полного искоренения безграмотности. Также в профильных комитетах ООН разрабатывают различные программы, которые направлены на борьбу с безграмотностью, ежегодно вручаются награды в области просветительской деятельности.

Влияние пандемии коронавируса

Произошедшая в 2020-2021 г. пандемия коронавирусной инфекции серьезно повлияла на образование во всем мире. В различных странах мира, и Россия здесь не стала исключением, обучение становилось дистанционным, что, безусловно, ухудшило его качество. Согласно данным ЮНИСЕФ около 168 млн. детей по всему миру вовсе не смогли посетить школы, а 214 млн. пропустили более ¾ очного обучения. Общий уровень безграмотности среди детей 10-ти летнего возраста за время пандемии в бедных и беднейших регионах мира вырос на 13%. Согласно прогнозам ООН, около 24 млн. детей не смогут вернуться к полноценному образованию после пандемии, около 11 млн. из них это девушки и женщины.
Все это говорит о серьезном уроне по образованию и грамотности, который нанесла коронавирусная пандемия. Последствия еще долго будут давать о себе знать.

Цитаты о важности грамотности и образования

Пан Ги Мун, бывший генсек ООН:
«Каждая грамотная женщина символизирует победу над нищетой. В Международный день распространения грамотности я настоятельно призываю правительства, доноров, неправительственные организации и всех партнеров по развитию повсеместно дать женщинам возможность овладеть грамотностью. Грамотность является важнейшей основой развития и процветания. Расширение прав и возможностей женщин благодаря грамотности дает всем нам более широкие права и возможности».

В.И. Ленин, революционер, первый глава СНК СССР:
«Учиться, Учиться и еще раз учиться!» (цитата взята из произведения «Попятное направление русской социал-демократии», однако, впоследствии стала крылатым выражением, переведенным на многие языки мира, прим. автора)

Н.М. Карамзин, писатель:
«В одном просвещении найдем мы спасительное противоядие для всех бедствий человечества».

Чарльз Диккенс, писатель:
«Если вы хотите вознаградить честность, если хотите поощрять добро, подталкивать нерадивых, искоренять зло или исправлять недостатки, просвещение — широкое всестороннее просвещение — вот единственное, что требуется, вот единственная достойная задача».

Б. Франклин, один из отцов-основателей США:
«Если высыпать содержимое кошелька себе в голову, никто уже не отнимет его у вас».

Махатма Ганди, индийский общественный и политический деятель:
«Живи так, как будто завтра умрёшь. Учись так, как будто собираешься жить вечно».

Ф. Бэкон, английский философ:
«Знание – сила».

Генри Форд, выдающийся американский предприниматель:
«Каждый, кто перестает учиться, стареет, — неважно, в 20 или 80 лет, — а любой другой, кто продолжает учиться, остается молодым. Самое главное в жизни – это сохранить мозг молодым».

Ш. Л. Монтескьё, французский философ:
«Надо много учиться, чтобы знать хоть немного».

А.В. Луначарский, первый нарком просвещения СССР:
«Всякая истинно демократическая власть в области просвещения в стране, где царит безграмотность и невежество, должна поставить своей целью борьбу против этого мрака».

Автор: Владимир Уткин

Image by Freepik

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций

Поделиться в сетях: