Событием, посвященным празднованию и поощрению демократических ценностей и идеалов в мировой политике, считается Международный День Демократии, который был утвержден ООН и отмечается ежегодно 15 сентября.
Демократия является одним из фундаментальных принципов, лежащих в основе современного либерального мирового порядка, и Международный День Демократии напоминает нам о необходимости поддерживать и укреплять этот принцип. В нынешние времена, когда демократические институты, в том числе органы ООН, призванные служить центром всей системы международных отношений, подвергаются испытаниям во многих странах, этот день становится особенно актуальным.
В данной статье мы рассмотрим историю Международного Дня Демократии, его значение в современном мире и вызовы, с которыми сталкиваются демократические общества. Это необходимо для того, чтобы понять, какую роль каждый из нас может сыграть в поддержании и укреплении демократических ценностей в своем регионе и в мировом масштабе.
История Международного Дня Демократии
История международного дня демократии тесно связана с историей Всеобщей декларации о демократии, которая была принята 15 сентября 1997 года Межпарламентским союзом. Примечательно, что это первая в истории международная организация, созданная для обсуждения политических проблем. Поэтому неслучайно именно 15 сентября было выбрано ООН в качестве символа поддержки усилий правительств по защите демократических ценностей. Еще одним примечательным фактом является то, что страны, которые ежедневно укрепляют и развивают демократические принципы, активно способствовали провозглашению этого дня. Например, международная конференция стран новой и возрожденной демократии, вынесла соответствующую резолюцию на рассмотрение Генеральной Ассамблеи ООН.
Главной целью финальной резолюции ООН № A/RES/62/7 является повышение информированности общественности, которая охватывает не только страны-члены ООН, но и частные лица и неправительственные организации. Поэтому повестками дня становятся такие темы, как участие молодежи (2014 год), гражданское общество (2015 год), свобода прессы (2022 год) и т.д. Так, в Международный день демократии, который ежегодно посвящен определенной теме, обычно проводятся лекции, семинары и круглые столы по всему миру.
Различные определения демократии
Мы много говорим и слышим о том, что необходимо защищать демократические ценности. Но что на самом деле означает этот термин? Еще со школьной скамьи мы знаем, что слово «демократия» происходит от двух древнегреческих слов, обозначающих «народ» и «власть», и традиционно переводится как «власть народа». То есть это некий идеал, когда политический режим основан на методе коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса или на его стадии.
Тем не менее, мы должны понимать, что не всегда теория равна практическому опыту. Демократия сегодня принимает много форм и зависит от политического контекста конкретной страны, и поэтому сегодня достаточно сложно дать точное, единое объяснение этому термину. Например, исследователь Карл Шмиттер пишет, что на политическом рынке слово «демократия» долгое время использовалось как необеспеченная валюта. Различные политики использовали его как клеймо. В отличие от них, исследователи старались избегать чрезмерного использования этой неоднозначной идеи. Роберт Даль, известный теоретик американской политологии, даже пытался ввести новый термин «полиархия» для достижения большей ясности, но не добился успеха[1]”.
Сегодня основными направлениями литературы, посвященной исследованиям демократии, являются:
- предпосылки демократии и демократического управления;
- характеристики институтов, процедур, правил поведения;
- решения, принятые демократическим путем, и их последствия;
Отсюда можно сделать вывод, что демократия может рассматриваться как система управления (то есть система конкретных процедур) и система социальных отношений (то есть система ценностей). Например, вышеупомянутый исследователь Карл Шмиттер пишет, что демократия включает в себя такие элементы, как общественная сфера, граждане, состязательность, регулярные выборы (и отсутствие уверенности в их исходе), правила большинства, сотрудничество, представительные учреждения. Для него демократия не обязательно должна быть связана с эффективной и растущей экономикой, стабильностью и эффективными методами администрирования. Поэтому демократия невозможна в закрытом обществе, которое не характеризуется плюрализмом мнений, и, в связи с этим, при отсутствии конкуренции.
Американский ученый в области изучения демократии Ларри Даймонд идет еще дальше и напрямую связывает термин “демократия” с политическими режимами. Так, он дает несколько возможных видов демократии, назовем некоторые из них:
- либеральная демократия – распространяет свободу, справедливость, прозрачность, подотчетность и верховенство закона из избирательного процесса на все другие основные аспекты управления и выражения интересов и конкуренции. Воля большинства и способность избранных представителей осуществлять власть ограничена системой сдержек и противовесов для предотвращения произвола.
- электоральная (представительная) демократия – основным источником власти признаётся народ, однако управление государством делегируется различным представительным органам, члены которых избираются гражданами[2].
Мы можем назвать еще множество исследователей, которые дают разные определения такому явлению как демократия. Но все же, если мы
пытаемся говорить о минимальных требованиях, соблюдение которых позволяет той или иной политической линии именоваться “демократической” и которые могут учитываться правительствами при выработке своей политики, то они следующие:
- это система управления, при которой власти должны отвечать перед гражданами за свои действия в общественной сфере, а граждане реализуют свои интересы через конкуренцию и взаимодействие выборных представителей.
- сменяемость власти, регулярность выборов и свободное функционирование оппозиционных партий.
- полноправие граждан – право избирать и быть избранным, выражать свое мнение, не опасаясь серьезного преследования по политическим мотивам, получать информацию из альтернативных источников, создавать независимые ассоциации и организации, включая политические партии и группировки по интересам.
Связь между демократией и основными правами человека
Теперь, когда у нас есть примерное видение того, что такое демократия, мы можем сделать вывод, что это не только идеал, но и процесс с множеством этапов. Конечным из них является создание общества, в котором граждане могут участвовать в политических процессах и иметь гарантированные права и свободы. Так проявляется связь между демократией и правами человека – свобода слова, вероисповедания, собраний и ассоциаций, а также права на справедливое судопроизводство, равенство перед законом.
Все эти ценности закреплены во Всеобщей декларации прав человека, выдающемся документе ООН. Её принятие в 1948 году стало новым этапом в развитии международного права. Хотя положения Декларации носят рекомендательный характер, они включены в нормативные правовые акты государств по всему миру. Связь между демократией и правами человека зафиксирована в статье 21(3) Всеобщей декларации прав человека, гласящей:
«Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования[3]».
Таким образом, некогда идеи или ценности должны давать импульс созданию физических институтов. Демократические системы часто создают правовые механизмы, которые гарантируют соблюдение прав человека. Это включает в себя проведение референдумов, упорядочение судебной системы, которая должна защищать граждан от произвола нарушений их прав, а также законы и конституции, которые признают и защищают эти права.
Заложенные в Конституции идеи и их воплощение на практике
Демократии отличаются друг от друга, и ни одна не может считаться образцом для других. К тому же, часто проблема заключается не столько в определении целей, которые обеспечили бы широкое единство в обществе, сколько в выработке правил, устраивающих всех. Желание принять быстрое решение всех политических, социальных, экономических, административных и культурных проблем вполне объяснимо, но это утопичный сценарий. Поэтому даже те демократические цели и лозунги, которые заложены на высшем законодательном уровне, то есть в Конституции, не всегда выполняются правительствами. Это может быть связано с различными факторами, такими как авторитарное управление, коррупция, политическая нестабильность и другие обстоятельства.
Например, в Конституции КНР утверждается, что “запрещаются дискриминация и гнет в отношении любой национальности, запрещаются действия, направленные на подрыв сплоченности между национальностями и их раскол”. Тем не менее, правительство часто критикуется за дискриминацию прав уйгурского населения, а также мусульманских общин в Синьцзян-Уйгурском автономном районе (СУАР). Примечательно, что это самая большая по площади территориально-административная единица КНР. Также в статье 35 Конституции Китая[4] утверждается, что граждане имеют свободу слова и печати. Тем не менее, Китай вводит строгую цензуру в интернете и медиа, что ограничивает свободу выражения. Социальные сети и мессенджеры подвергаются блокировкам, а многие иностранные сайты запрещены.
Демократия соблюдения Устава ООН
ООН представляет международную систему, в которой члены-государства имеют равные голоса, независимо от их размера или мощи, и обязаны соблюдать нормы и принципы, установленные в её Уставе. ООН также служит форумом, на котором государства могут вести диалог и решать споры мирными средствами. Дипломатия является демократическим методом решения разногласий между государствами. Всемирная организация также обеспечивает механизмы для сотрудничества государств в решении мировых проблем, таких как изменение климата, борьба с бедностью, распространение оружия массового уничтожения и пандемии. Эти проблемы требуют коллективных усилий и демократического подхода к сотрудничеству.
ООН также может вмешиваться в конфликты с целью поддержания мира на основе решений Совета Безопасности. Этот процесс включает многие аспекты демократии, такие как консультации, прозрачность и соблюдение международных норм. Однако стоит отметить, что ООН не является мировым правительством и не имеет полномочий накладывать обязательные решения на государства-члены. Это может привести к её ограниченной эффективности, особенно в тех ситуациях, когда государства не соблюдают решения ООН или злоупотребляют своим правом вето в Совете Безопасности.
Истинное понимание демократии: возможно ли это?
В преддверии Международного дня демократии мы должны сделать вывод, что истинное понимание демократии может быть субъективным и зависеть от культурных, исторических, идеологических и политических контекстов. Важно помнить, что демократия – это живой и многосторонний процесс, и обсуждение и соглашение о ее сущности и принципах всегда остаются открытыми вопросами в политической и академической сферах.
Тем не менее, демократия как явление не случайно берет свое начало еще в Античности. Общества всегда хотели достичь главной сущности демократии – народовластия. И хотя экономически демократия не всегда эффективнее других форм правления, и решения могут приниматься менее оперативно, так как приходится считаться с большим числом участников общественной жизни, ее главное преимущество заключается в том, что такой режим способен к самовоспроизводству. В отличие от автократий демократии обладают способностью адаптировать свои законы и организационные структуры к изменяющимся обстоятельствам. Хотя они не сразу добиваются заявленных идеалов, у них гораздо больше шансов добиться успеха, чем у автократических режимов.
[1] http://www.politnauka.org/library/dem/karl-shmitter.php
[2] https://muse.jhu.edu/article/17195
[3] https://www.un.org/ru/observances/democracy-day
[4] https://chinalaw.center/constitutional_law/china_constitution_revised_2018_russian/
Автор: Варвара Заикина
Image by Freepik
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций
Поделиться в сетях: