Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Роль Европейского Союза в развитии международной интеграции

Европейский союз – это первый и наиболее удачный опыт наиболее полного сближения государств в различных сферах жизнедеятельности, от экономики до экологии. Именно по этой причине многие регионы мира берут на вооружение европейскую модель интеграции. Несмотря на то, что ЕС не достиг высшей степени сближения, а именно принятия общей Конституции и фактического превращения в конфедерацию, рассмотрение его опыта является обязательным при исследовании общих тенденций международной интеграции.

История создания ЕС и предыдущий опыт интегрирования стран в Европе. Основоположники ЕС

За целые века существования Европы появлялись различные проекты её объединения, так называемые «европейские идеи». Об одном из таких проектов писал французский мыслитель А. Сен-Симон еще в 1814 г. Он уже представлял себе Европейское сообщество с наднациональным органом принятия решений, каковым сегодня является Европейский Парламент. В 19 веке также делаются попытки сближения стран через создание международных организаций: например, Международной центральной комиссии судоходства по Рейну (1831), Международного союза для измерения земли (1864) и т.д.

Более широкую популярность эти идеи приобрели в 1920-е годы, когда возникло панъевропейское движение и движение за пацифизм. Его лидером по праву может считаться дипломат из Австрии Р. Куденхове-Калерги, создавший в 1923 г. Панъевропейский союз. Целью этого деятеля было создание Соединённых Штатов Европы (федерации по примеру США).

Идеи Куденхове-Калерги были продолжены министром иностранных дел Франции А. Брианом, впоследствии также одним из инициаторов заключения пакта об отказе от войны как средства проведения внешней политики (См. Пакт Бриана-Келлога). Он предложил создание Союза на принципах конфедерации в 1929 г., но уже тогда государства опасались потери собственного суверенитета и отклонили данный проект.

Идеи пацифизма и боязнь повтора новой войны в Европе легли в основу первых «европейских идей». Неудивительно, что окончание Второй Мировой войны дало толчок уже более глубоким интеграционным процессам. Для начала европейские лидеры Франции, ФРГ, Италии, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга решили интегрировать свою политику в отношении угля и стали как на экономическом, так и на политическом уровнях.

Это привело к созданию ЕОУС в 1951 г. Уже в 1957 г. между этими странами были подписаны Римские договоры, образовавшие объединения ЕВРАТОМ и ЕЭС. Экономики стран теперь были объединены в большинстве областей. Кроме того, подписание Римских договоров привело к открытию торгового рынка между этими 6 странами.

В 1967 г. происходит слияние этих объединений: теперь для их управления существует единый орган. Это произошло достаточно поздно, т.к. параллельно с интеграционными процессами появляется «евроскептицизм». Его самым известным представителем был Шарль де Голль, первый президент «Пятой Республики», который ставил главенство национальных интересов в основу своей политики.

Впоследствии евроскептицизм лишь нарастал, хотя интеграционные процессы активно протекали: например, во время вступления Великобритании в ЕЭС в 1960-70-х гг., а позже – и слабых государств с неразвитой политической системой, экономического кризиса 1970-х гг. и т.д. Тем не менее, уже в 1973 г. происходит первое из многих расширений сообщества (Дания, Ирландия, Великобритания). Но это же событие, как следует из сказанного выше, ознаменовало начало проблем, связанных с расширением ЕС.

Самым важным событием, несомненно, стало подписание Маастрихтского договора в 1992 г., который и образовал Европейский Союз, существующий сегодня. В договоре изложены важные новые цели для стран-членов, такие как интеграция в области безопасности и внешней политики, а также сохранены цели, уже установленные ЕОУС, ЕЭС и ЕВРАТОМ, такие как дальнейшая интеграция их экономик.

Кроме того, этот договор изменил структуру ЕС, объединив его в «три столпа» – столп сообщества, столп иностранных дел и безопасности и столп полицейского и судебного сотрудничества («Столпы Европейского Союза»). Маастрихтский договор стал официальным началом ЕС.

Новые этапы развития ЕС

Маастрихтский договор подразумевал создание Экономического Валютного Союза. Ещё в конце 1970-х годов на европейском пространстве появилась валютная единица ЭКЮ. Современная валюта евро появилась в 1999 г. в безналичном виде, а в 2002 г. 12 стран-членов ЕС стали использовать банкноты и монеты (свои валюты сохранили Великобритания, Дания, Швеция).

Кроме того, в 2004 г. к ЕС присоединились 10 новых стран Восточной Европы. Это было самое крупное расширение ЕС за всю историю существования объединения. Теперь ЕС рос во многих отношениях, включая мощь, ресурсы, размер и, безусловно, количество проблем.

После этого «Большого взрыва» (так называемого в публицистике “Big Bang”) ЕС пришлось рассмотреть вопрос о реформировании некоторых своих старых направлений политики, которые лучше всего работали при небольшом числе стран-участниц. В рамках той же волны в 2007 году к ЕС присоединились Румыния и Болгария, а Хорватия стала членом ЕС в 2013 году. Теперь консенсус по часто сложным вопросам должен был быть достигнут между 28 государствами.

Ввиду этого в 2007 г. был подписан Лиссабонский договор, который изменил правила, первоначально изложенные в Маастрихте, и сделал их более подходящими для решения проблем, с которыми сегодня сталкивается Европа. Лиссабонский договор изменил структуру ЕС так, что в конечном итоге он стал более демократичным.

Стоит также отметить, что ещё в 1985 г. между несколькими странами было подписанное Шенгенское соглашение, которое отменяло пограничный контроль на внутренних границах.

В 1999 г. это соглашение было инкорпорировано в общее Европейское законодательство. Сегодня между 26 странами Европы (кроме Ирландии) отсутствует внутренний пограничный контроль, что обеспечивает свободу передвижения в рамках ЕС.

К тому же, обеспечивается согласованная политика в отношении лиц, въезжающих из третьих стран. Шенгенская зона, к тому же, официально включает и страны, не входящие в ЕС (Исландию, Норвегию, Швейцарию и Лихтенштейн), а также микро-государства (Монако, Сан-Марино и Ватикан). Примечательно, что такие члены ЕС как Румыния, Болгария, Кипр и Хорватия в эту зону ещё не вошли.

Структура ЕС и подконтрольные организации

ЕС имеет 7 основных институтов, роль каждого из которых определена в договорах.
1) Европейский Совет – объединяет глав государств или правительств каждой страны ЕС, президента Европейского совета (в настоящее время Шарль Мишель) и председателя Европейской комиссии (Урсула фон дер Ляйен) и определяет политическое направление и приоритеты ЕС, но не принимает законы.
2) Совет Европейского Союза – состоит из одного министра правительства от каждого государства-члена. Он принимает законы и бюджет вместе с Парламентом.
3) Европейская комиссия – является исполнительным органом Европейского Союза и отвечает за принятие законов, обеспечение соблюдения законов ЕС и управление политикой ЕС. Состоит из 27 уполномоченных (по одному от каждого государства-члена) и базируется в Брюсселе. Парламент также должен утвердить председателя Европейской комиссии.
4) Европейский парламент – является единственным органом, избираемым прямым голосованием в ЕС. Большинство предлагаемых законопроектов должны быть одобрены Европейским парламентом и Советом Европейского Союза, чтобы стать законом.
5) Суд Европейского Союза (CJEU) – рассматривает споры между сторонами и обеспечивает одинаковое толкование и применение европейского права во всех государствах-членах.
6) Счетная палата – отвечает за аудит и надзор за счетами и бюджетами учреждений Европейского Союза.
7) Европейский омбудсмен – защищает основные права граждан, проживающих в Европе, обеспечивая открытость и подотчетность администрации в Европейском Союзе.

Отдельное место в данной структуре занимает Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ), созданный в 1959 году.

Он выносит решения по заявлениям отдельных лиц или государств о предполагаемых нарушениях гражданских и политических прав, изложенных в Европейской конвенции о правах человека. С 1998 года он заседает в качестве постоянного суда, и люди могут обращаться к нему напрямую.

Как мы можем заметить, в ЕС существует сильный наднациональный компонент, что и делает данную модель образцом для подражания во многих регионах мира. Помимо вышеперечисленных органов, в ЕС также существуют организации, отвечающие за развитие культуры, спорта, экономики, образования. Например, ECOS (ассоциация культурно-образовательных целей) управляет национальными и международными проектами и инициативами, направленными на социально-экономическое развитие гражданского общества и в основном связанными со спортом, культурой и туризмом.

Существуют также различные премии и программы: например, премия #BeInclusive EU Sport Awards присуждается организациям, использующим возможности спорта для расширения социальной интеграции групп населения, находящихся в неблагоприятном положении. Широко известная образовательная программа Erasmus способствует поездкам студентов по обмену и возможности получить образование в нескольких европейских вузах.

ЕС и свобода слова, свобода личности, демократия

Как указано на сайте Совета Европы, «Свобода выражения мнения имеет важнейшее значение для демократии. Это означает, что все могут участвовать в политических обсуждениях, а СМИ устанавливать ответственность тех, кто обладает властью [1]».

В 2000 г. также была принята Хартия Европейского союза об Основных правах, в преамбуле которой указано: «Союз базируется на всеобщих и нераздельных ценностях – человеческом достоинстве, свободе, равенстве и солидарности; он опирается на принцип демократии и принцип правового государства».

Согласно Копенгагенским Критериям, членом ЕС может стать только то государство, где соблюдаются демократические принципы, принципы свободы и уважения прав человека, а также принцип правового государства.

То есть, мы можем увидеть, что на законодательном уровне ЕС действительно уделяет огромное внимание принципам демократии. Однако демократия в Европе сегодня стала «менее управляемой», а взгляды о том, каким должно быть общество, существенно разнятся. Это проявляется и в «дефиците» демократии в отношениях между Центром Европейского союза и его частями (и их неравенстве), и в росте национализма и культурной идентичности, а также настроений против иммигрантов (особенно после событий Арабской весны) и, соответственно, в неудачах политики мультикультурализма и т.д.

Основные достижения и неудачи ЕС

Создание ЕС является кульминацией процесса сотрудничества, начавшегося в 1950-х гг. с создания ЕОУС, целью которого было сделать войну между его членами «не просто немыслимой, но материально невозможной». На сегодняшний день в ЕС действительно развиты многие сферы сотрудничества: существуют экологическое и цифровое европейское право, свобода для своих граждан жить, учиться или работать в любой точке ЕС, единый рынок, один из крупнейших в мире.

В 2012 г. ЕС был удостоен Нобелевской премией мира за достижения в области обеспечения основных прав и свобод для граждан, а также верховенства закона.

Европейский Союз имеет сложную бюрократическую структуру, позволяющую, однако, всем ветвям власти выступать не от лица страны, а от всей интеграционной единицы, и функционировать независимо. Пока еще ни одно международное объединение не дошло до такой сильной наднациональной «крыши».

Однако, за 70 лет своего существования Европейское интеграционное объединение пережило и немало кризисов. Прежде всего, первый из них связан с массовой миграцией в ЕС, которую Европа остро ощутила после «Арабской весны» и в 2022 г. ввиду украинского кризиса. Например, число выявлений случаев незаконного пересечения внешней границы ЕС резко увеличилось в период с 2012 по 2013 гг., примерно с 72 500 до 107 000, что представляет собой ежегодный прирост на 48%.

Сталкиваясь с этой ситуацией, государства-члены ЕС не всегда могут выработать общую политику, касающуюся мигрантов и их интеграции в европейское сообщество. В 2013 году последствия данного кризиса наиболее остро ощутила на себе Германия, в 2022 г. – страны Восточной Европы, находящиеся в непосредственной близости с Украиной.

Ещё одним ударом по ЕС стал Brexit. Brexit – это во многом голосование против глобализации. В результате были ослаблены выступающие за интеграцию в ЕС силы. Члены правых антииммиграционных партий особенно настроены против ЕС во Франции и Германии.

Затянувшийся характер переговоров по Brexit также должен послужить предупреждением для европейских стран. Соглашение, заключенное с Великобританией, никогда не сможет устранить всю торговую неопределенность, поскольку условия означают, что некоторые важные вопросы рано или поздно будут подлежать пересмотру.

Но самой большой неудачей ЕС является «парадокс общего бремени», который, несмотря на все разговоры о солидарности, не выходит за рамки национальных границ. Это особенно ярко было продемонстрировано в годы Греческого дефолта и экономического кризиса, что повлекло за собой разговоры о возможном «эффекте домино»: сначала Греция поставит в тяжелое экономическое положение Италию, Италия подтолкнет к бездне Испанию, за Испанией последует Португалия и т.д.

Россия и ЕС: трудности взаимоотношений

В 2022 г. российско-украинский кризис оказывает особое негативное влияние на всю европейскую систему. Но так было не всегда. В 1994 г. между ЕС и новой Россией было подписано соглашение о партнёрстве и сотрудничестве, которое формально действует до сих пор.

Стоит отметить, что именно в это время Б. Ельцину идея вступить в НАТО казалась «долгосрочной политической целью», а министр иностранных дел А. Козырев мечтал о членстве России в Европейском сообществе. В. Путин же в первые годы своего президентства рассматривал Россию «частью западноевропейской культуры».

Тем не менее сегодня возможности членства России в ЕС и тем более в НАТО представляются совершенно невозможными. Расширение НАТО на восток, «цветные революции» и программа Восточного партнёрства навсегда изменили российский внешнеполитический курс. По сути, противостояние России и ЕС сегодня является «борьбой ценностей», и именно в том, что они говорят на разных языках с точки зрения идеологии, кроется корень всех существующих проблем в двусторонних отношениях.

Россия сейчас видит себя как неовестфальское государство, которому нужно расширяться и бороться за жизненное пространство и которое основано на военной мощи, двусторонних отношениях и разделе сфер влияния. ЕС же задумывался как нормативный, многосторонний институционализированный проект, где уделяют большое внимание либерализму.

Эти различия во внешнеполитических подходах создают атмосферу некоммуникабельности. Россия, к тому же, поддерживает консервативные, правые силы в самой Европе. Противопоставление российского акцента на «игре с нулевой суммой» европейскому либеральному подходу создает точку невозврата в их отношениях.

Россия также с целью уравновешения сил создала объединение ЕАЭС из стран постсоветского пространства. Однако данный союз пока слабо может конкурировать с ЕС ввиду отсутствия прочной наднациональной надстройки. К тому же, без России представить этот союз невозможно, а, значит, именно она является в нём гегемоном. Но, вероятно, такие страны как Казахстан и Беларусь будут и дальше самыми активными участниками евразийской интеграции ввиду экономических выгод для них.

Таким образом, идея «общего соседства» между Россией и ЕС сегодня очень осложнена, и отношения достигли высшей точки невозврата. Российско-украинский кризис вызывает раскол и внутри самого ЕС, несмотря на институциональную прочность этой структуры: европейские страны не могут выработать общее решение при обсуждение визового, энергетического, миграционного вопросов. Поэтому мы, вероятно, наблюдаем сейчас перестройку всей европейской системы.

Перспективы развития ЕС

Предстоящее десятилетие покажет, смогут ли узы, удерживающие вместе 27 государств-членов, выдержать новую геополитическую обстановку и помочь им определить общее видение. Помимо тех условий, которые могут способствовать или препятствовать европейской интеграции, существуют также некоторые специфические угрозы 21 века, например, в виде новой геополитической ситуации в международной системе с консолидацией более напористого Китая, непрекращающимися конфликтами на Ближнем Востоке, распространением терроризма и т.д.

К тому же, растущий поток иммигрантов и увеличивающееся количество запросов о предоставлении убежища, а также расширение националистических и евроскептических движений и партий как в национальных государствах, так и в Европарламенте могут помешать ЕС дойти до высшей точки интеграции – принятия общей Конституции. Поэтому существующие кризисы покажут, насколько прочной является данная модель интеграции государств.

_____________________________________________________________________________________

[1] https://www.coe.int/ru/web/impact-convention-human-rights/freedom-of-speech

Автор: Варвара Заикина

Изображение на заставке: <a href=”https://www.freepik.com/free-photo/flag-european-union_1179708.htm#query=european%20union&from_query=%D0%B5%D0%B2%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%8E%D0%B7&position=42&from_view=search”>Image by www.slon.pics</a> on Freepik

Поделиться в сетях: