Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Поддержание мира и деятельность миротворческих сил ООН

Мы вновь обращаемся к миссии ООН совсем не случайно. На сегодняшний день только объединение всех народов мира способно разрешить продолжающийся конфликт на Украине, затрагивающий так или иначе каждую страну.

Сегодня на полях сражений на Украине столкнулись не только интересы и армии двух стран, в конфликт втягиваются страны НАТО и США. Пусть это делается опосредованно через поставку вооружения, материально технического снабжения, предоставления финансовой помощи и инструментов лендлиза. Так или иначе, политики и руководители ввязавшихся в «драку» стран не прочь поиграть мускулами, отстаивая свои интересы.

В очередной раз отодвигаются на второстепенные планы не только история, но и забота о людях на территории конфликта. На первые планы выходят амбиции, финансовые и геополитические интересы.

Возникает резонный вопрос: не пора ли ООН предъявить самые решительные действия всем, кто считает, что разногласия и взаимные претензии можно решить только на поле боя? Помогая той или иной стороне в разразившемся конфликте – это лишь отдаляет возможность восстановления мира.

ООН, которую на сегодняшний день обвиняют в отсутствии беспристрастности, должна занять твердую позицию мирных инициатив. Независимо от того, откуда исходит угроза миру, независимо, откуда и из каких военных блоков звучит воинственная риторика – ООН должна быть генератором мирных инициатив и осуждения силовых методов решения конфликтов. Грандиозные военные поставки Украине не укладываются в миссию ООН, впрочем, как и сама СВО, начатая Россией.

Справка
ООН — лауреат Нобелевской премии мира (2001), с формулировкой «За вклад в создание более организованного мира и укрепление мира во всем мире» присуждена совместно организации и её Генеральному секретарю Кофи Аннану. В 1988 году Нобелевскую премию мира получили миротворческие силы ООН.

Главная задача ООН – поддержание мира и недопущение мировой войны, ядерной войны и даже небольших войн. Этому служат Совет безопасности и Генеральная ассамблея ООН, которые должны занимать объективную позицию к нетерпимости военных действий.

Генеральная Ассамблея ООН занимает главное место в иерархии ООН. Она является главным совещательным и представительным органом. Центральной ее задачей считается обеспечение мира и безопасности на планете через постоянную деятельность Совета безопасности ООН.

Совет Безопасности ООН состоит из 15 членов. Постоянные члены Совета: Россия, Соединённые Штаты Америки, Великобритания, Франция и Китай, они были сформированы из стран-победителей во Второй мировой войне. Другие 10 членов избираются в Совет согласно регламента, предусмотренного Уставом ООН. Стоит отметить, что постоянные члены Совета Безопасности обладают правом вето.

ООН установила 21 сентября международным днем мира и в очередной раз заявила о себе, как главенствующей организации в борьбе за сохранение мира на планете. Этот День Генеральная Ассамблея объявила днем укрепления идеалов мира среди всех стран и народов — как на национальном, так и на международном уровне.

Однако отсутствие войны или прекращение боевых действий не достаточно для истинного мира. Требуется формирование такого общества, в котором все люди имеют равные возможности, в котором отсутствует разделение по какому-либо признаку: будь то расовому или социальному.

Однако сейчас проявляются глобальные противоречия, заключающиеся в том, что в мире продолжает главенствовать группа развитых стран под руководством США. Нам только кажется, что средневековые колониальные, равно как расистские и националистические принципы ушли в прошлое, но это не так. Генеральный секретарь ООН А. Гутерриш отмечает следующее:

«Расизм продолжает отравлять институты, социальные структуры и повседневную жизнь каждого общества. Он остается причиной хронического неравенства. И он продолжает препятствовать осуществлению людьми своих основных прав человека. Он дестабилизирует общество, подрывает демократию, снижает легитимность правительств, и … взаимосвязь между расизмом и гендерным неравенством является несомненной».

16 декабря 2022 года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию «Борьба с героизацией нацизма, неонацизма и другими видами практики, которые способствуют эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости». Данный документ внесла на рассмотрение Россия. За данную резолюцию проголосовали большинство стран, а именно 120 членов. Против проголосовало 50, а 10 воздержались от прямого ответа.

К сожалению, не всегда к ООН прислушиваются. Некоторые страны считают себя выше и сильнее остальных. И на «правах сильных» не всегда считаются с главенствующим международным правом. Они руководствуются лишь собственными амбициями и геополитическими выгодами. Не редко можно увидеть вмешательство в работу ООН и оказываемое давление на его участников.

Конечно, каждая организация имеет свои достоинства и недостатки, однако на сегодняшний день заменить ООН нечем. В случае ее отсутствия мир выйдет из равновесия и обратится в бесконтрольный хаос. Не смотря ни на что, предотвращение военных конфликтов является краеугольным камнем деятельности ООН. Ее основная задача – не дать спорам и разногласиям перерасти в глобальные войны.

Превентивная дипломатия

Стоит вспомнить историю государства Российского. Императора Александра III называли «Царем-миротворцем». Это прозвище он получил за то, что за 13 лет его правления Россия не участвовала ни в одной войне. Именно тогда государь активно применял навыки и методы превентивной дипломатии. Этому стоит поучиться сегодняшним политикам, заблуждающимся, что мир создается на поле сражений. Превентивная дипломатия была во все времена наиболее удачным инструментом удержания мира.

Она может принимать формы посредничества, примирения или переговоров. Это лучший способ предупреждения разногласий и их урегулирования до того, как они переросли в конфликты, а также ограничение уже возникших разногласий.

Справка
История термина «превентивная дипломатия» начинается с публикации доклада Генерального секретаря ООН Бутроса Бутроса-Гали на 47-сессии Генеральной Ассамблеи ООН 17 июля 1992 года, под названием «Повестка дня во имя мира». Этот документ закреплял основы превентивной дипломатии и миротворчества. Б. Бутрос-Гали в свою очередь заимствовал концепцию превентивных операций по поддержанию мира у независимой Комиссии по вопросам разоружения и безопасности, возглавляемой Улофом Пальме, шведским Премьер-министром, которая сформулировала ее еще в 1982 году.

Известный конфликтолог Йохан Галтунг в 1985 году высказал концепцию, предусматривающую такие понятия, как миротворчество, поддержание мира и миростроительство:
– миротворчество: «действие, направленное на то, чтобы склонить враждующие стороны к соглашениям, главным образом с помощью мирных средств, предусмотренных в главе VI Устава Организации Объединенных Наций»;
– поддержание мира, за счет присутствия ООН в районе конфликта;
– миростроительство в постконфликтный период заключается в концепции действий по выявлению и поддержке структур, которые будут склонны содействовать укреплению и упрочению мира в целях предотвращения возвращения конфликта.

Посредничество ООН

Посредничество в урегулировании конфликтов осуществляют посланники и специальные представители генерального секретаря ООН. Посланники мира Организации Объединенных Наций — это избранные выдающиеся деятели в области искусства, литературы, науки, музыки и спорта, которые согласились оказать помощь в деле привлечения мирового внимания к работе ООН. Эти известные личности добровольно посвящают свое время, талант и энергию делу повышения общественного сознания в отношении усилий Организации Объединенных Наций.

Каждый здравомыслящий человек должен прилагать все усилия для популяризации работы ООН в деле поддержания мира. Так, во многих странах мира созданы Ассоциации содействия ООН, в том числе, и в России существует «Российская ассоциация содействия ООН», куда входят известные политики, дипломаты, общественные деятели и представители научного сообщества.

Генеральный секретарь ООН играет центральную роль в поддержании мира и миротворчестве. На сегодня мы видим активную позицию господина А. Гутерриша, который не только активно высказывается по проблематике международных отношений, но и совершает огромное количество встреч по всему миру. Девятый Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций Антониу Гутерриш вступил в должность 1 января 2017 года.

Одной из его последних заслуг можно отнести создание «зернового коридора», через который было доставлено 10 млн тонн зерна странам всего мира.

Кроме дипломатических усилий, ООН обладает вполне конкретными собственными инструментами и специализированными военными формированиями, способными размещаться на территориях противоборствующих стран для налаживания мирных процессов. Это является сдерживающим фактором для горячих голов, которые готовы продолжать конфликт в любом случае и решать вопросы только на поле сражения, отвергая любые мирные переговоры. Операция ООН по поддержанию мира – мощное средство для достижения мира и безопасности.

Кроме того, миротворческие военные контингенты осуществляют контроль за прекращением огня и разделения войск после войн, организуют мирные экономические процессы, пытаются совместными усилиями наладить быт, порядок, организуют демократичные политические выборы. Как правило, миротворцы носят форму своей страны, голубую каску или берет ООН.

Сколько стоит миротворческая деятельность?

Утвержденный бюджет на операции ООН по поддержанию мира на финансовый год с 1 июля 2021 года по 30 июня 2022 года составил 6,38 млрд долларов США. Если сравнить расходы на мир с затратами на военные нужды, то мир сегодня стоит всего полпроцента от всех расходов на войну, которые в свою очередь тянут на 1981 млрд долларов США.

Интересны размеры взносов 10 ведущих жертвователей на операции ООН по поддержанию мира в 2020-21 годах:
Соединенные Штаты – 27,89%
Китай – 15,21%
Япония – 8,56%
Германия – 6,09%
Соединенное Королевство – 5,79%
Франция – 5,61%
Италия – 3,3%
Российская Федерация – 3,04%
Канада – 2,73%
Республика Корея – 2,26%

Виды миротворческой деятельности ООН
Миротворческая деятельность может осуществляться разными способами.
Конечно же, это расследование самого инцидента, с дальнейшим налаживанием переговоров между противоборствующими сторонами.

Контроль за выполнением соглашений, как правило, основывается на режиме прекращения огня. Миротворческая деятельность предусматривает организацию порядка и законности на территориях. Зона конфликта требует оказания гуманитарной помощи в продуктах питания, медицинском обслуживании.

Миротворческие миссии

Первой миротворческой миссией ООН был контроль за перемирием, достигнутым в арабо-израильском конфликте в 1948 году.

Далее миротворческая операция на Кипре в 1994 году для восстановления порядка. В Грузии в 1993 году вспыхнул грузино-абхазский конфликт, в 2008 году в Осетии разразился очередной грузино-осетинский спор.

В 1993 году «голубые» каски урегулировали ситуацию в Эритрее в Эфиопии. В 1994 году миротворцы учувствовали в межтаджидском конфликте, а в 1980 году принимали участие в ЮАР для отмены режима Апартеида.

В 2004 году этого века ООН сдерживала военные действия США и ее союзников в Ираке. Наряду с этим известны миротворческие мероприятия в Югославии, Руанду, Сирии, Мали, Ливии и Сомали.

Существующие миротворческие операции ООН

В настоящий момент под руководством Департамента миротворческих операций осуществляется 12 миротворческих операций.

1. Наблюдение за прекращением огня в Джамму и Кашмире в целях наблюдения за прекращением огня между Индией и Пакистаном.
2. Содействие безопасности, стабильности и уважению прав человека в Косово, в целях создания временной администрации для Косово, под управлением которой население Косово сможет пользоваться существенной автономией. Ее задача была беспрецедентной по сложности и масштабам. Совет наделил миротворцев полномочиями в отношении территории и населения Косово, в том числе всеми законодательными и исполнительными полномочиями и полномочиями по управлению судебной системой.
3. Миссия Организации Объединенных Наций по проведению референдума в Западной Сахаре.
4. Многопрофильная комплексная миссия Организации Объединенных Наций по стабилизации в Мали. В миссию входит стабилизация положения в стране и движение по «дорожной карте» переходного периода, соблюдение прав человека, соблюдение прав человека и помощь в организации выборов.
5. Защита гражданских лиц и упрочение мира в Демократической Республике Конго.
6. Мандат по защите гражданских лиц и поддержке переходных процессов в Центральноафриканской Республике. Первоочередной задачей которой являлась защита гражданского населения. На первом этапе другие задачи данной миссии включали поддержку осуществления переходного процесса, содействие предоставлению гуманитарной помощи, поощрение и защиту прав человека, поддержку правосудия и обеспечение верховенства права, а также процессы разоружения, демобилизации, реинтеграции и репатриации.
7. Демилитаризация и контроль за поддержанием мира в спорном районе Абьей в Судане путем учреждения Временных сил Организации Объединенных Наций по обеспечению безопасности в Абьее. Совет Безопасности выразил глубокую озабоченность насилием, ростом напряженности и перемещением населения.
8. Защита гражданского населения, мониторинг соблюдения прав человека и поддержка выполнения соглашения о прекращении боевых действий в Южном Судане.
9. Содействие политическому урегулированию на Кипре. В отсутствие политического урегулирования кипрской проблемы остаются на острове в целях наблюдения за линиями прекращения огня, поддержания буферной зоны, проведения гуманитарных акций и оказания поддержки миссии добрых услуг Генерального секретаря.
10. Наблюдение за прекращением боевых действий и содействие обеспечению гуманитарного доступа к гражданскому населению, в целях подтверждения вывода из Ливана израильских войск, восстановления международного мира и безопасности и оказания помощи ливанскому правительству в возвращении его эффективной власти в этом районе.
11. Наблюдение за режимом прекращения огня и соблюдением соглашения о разъединении в целях поддержания режима прекращения огня между израильскими и сирийскими войсками и наблюдения за осуществлением соглашения о разъединении.
12. Содействие обеспечению стабильности на Ближнем Востоке в целях наблюдения за прекращением огня, надзора за соблюдением соглашений о перемирии, предотвращения эскалации отдельных инцидентов и оказания помощи другим операциям ООН по поддержанию мира в данном регионе в выполнении их соответствующих мандатов. Источник 

Меры воздействия ООН

На основании главы VII Устава ООН Совет Безопасности может принимать принудительные меры для поддержания или восстановления международного мира и безопасности.

Статья 41 Устава ООН предусматривает принудительные меры без использования вооружённой силы. Это «полный или частичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио или других средств сообщения, а также разрыв дипломатических отношений».

Санкции Совета Безопасности могут принимать различные формы, в зависимости от их целей. Принудительные меры варьируются от всеобъемлющих экономических и торговых санкций до более болезненных мер, таких как эмбарго на поставки оружия, запреты на поездки, финансовые ограничения и ограничения на торговлю сырьевыми товарами.

Совет Безопасности вводит санкции в целях обеспечения мирных переходных процессов, предупреждения антиконституционных преобразований, сдерживания терроризма, защиты прав человека и поощрения режима нераспространения.

Санкции не действуют, успешно или безуспешно, сами по себе. Принудительные меры являются наиболее эффективными в плане поддержания или восстановления международного мира и безопасности в тех случаях, когда они осуществляются в рамках всеобъемлющей стратегии, включающей поддержание мира, миростроительство и миротворчество.

Вопреки представлению о том, что санкции носят карательный характер, многие режимы санкций предназначены для оказания поддержки правительствам и регионам, стремящимся к осуществлению мирных переходных процессов.

Ситуация с украинским кризисом наглядно продемонстрировала несовершенство существующей системы и структуры ООН. В совет безопасности ООН входят, по сути дела, противоборствующие стороны украинского конфликта. Одни участвуют в конфликте и боевых действиях непосредственно на полях сражений. Другие же активно снабжают оружием, живой силой и техникой другую сторону конфликта. Причем ООН не использует ни эмбарго на поставки оружия на Украину, ни иные методы воздействия.

Помощь в организации выборов

ООН оказывает помощь в проведении выборов. Следует отметить, что такая помощь может оказываться государству-члену только по его просьбе или на основе мандата Совета Безопасности или Генеральной Ассамблеи. Выборы являются по своей сути политическим, а не техническим мероприятием.

Их цель состоит в законном и суверенном выражении воли народа и в свободном предпочтении в отношении руководителей.

Именно на эти принципы опирается ООН при оказании помощи государствам в организации избирательного процесса. Более 100 стран попросили и получили помощь со стороны Организации Объединенных Наций в проведении выборов с 1991 года.

Международный суд

«Без верховенства права человечество не может достичь мира, свободы и безопасности, которые позволят ему продолжать созидать цивилизованное общество», – так говорил председатель 50-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН Диегу Фрейташ ду Амарал.

В случае недостижения обозначенных целей в результате комплекса миротворческих действий, ООН предлагает заинтересованным странам обратиться в международный суд при ООН.

За время создания в 1946 году Суд рассмотрел более 120 дел, 80% из которых — это споры между государствами, а 20% — просьбы о вынесении консультативных заключений, представленные органами или специализированными учреждениями ООН.

Участие России в миротворческих усилиях ООН

Россия в качестве миротворца принимала участие в урегулировании конфликтов на территории бывших союзных республик: Таджикистане, Приднестровье, Нагорном Карабахе, Осетии, Абхазии. Контингент российских миротворцев до сих пор находится в Приднестровье и Нагорном Карабахе.

В марте 1992 года 900 российских миротворцев учувствовали в составе сил ООН по охране территории бывшей Югославии. В 1996 году российский контингент достиг максимальной численности в 1,6 тыс. человек (из них 1,3 тыс. в Боснии и Герцеговине). В июне 1999 года около 4 тыс. российских миротворцев были отправлены в Косово.

Российские миротворцы участвовали в ряде операций под эгидой ООН на территории Африки. В 1995–1996 годах во время гражданской войны в Анголе российские военные летчики входили в состав Контрольной миссии ООН. С 2000 по 2005 годы более 100 российских летчиков занимались авиаобеспечением миссии ООН в Сьерра-Леоне.

В 2004–2006 годах несколько десятков военнослужащих РФ участвовали в операции по поддержанию мира в Бурунди. С 2008 по 2010 год группа российских миротворцев численностью до 100 человек участвовала в операции в Республике Чад и ЦАР.

В настоящее время российские военные и полицейские участвуют в девяти миротворческих миссиях ООН.

По последним доступным данным на начало ноября 2021 года, в состав миротворческих сил организации входили 75 россиян. Российские военные и полицейские участвуют в миссиях ООН в Демократической Республике Конго, Западной Сахаре, ЦАР, Косово, на Кипре и Ближнем Востоке, в Южном Судане и Республике Судан. По общему вкладу в состав сил среди всех стран Россия занимает 61-е место. Источник 

Другим важным аспектом участия Российской Федерации в международной миротворческой деятельности является направление в миссии ООН военных наблюдателей. Они служат на Ближнем Востоке, в Западной Сахаре, Демократической Республике Конго. Примечательно, что наша страна входит в первую десятку по количеству военных наблюдателей в Организации Объединенных Наций.

Украинский вопрос в ООН

Вопрос о возможности введения в Донбасс международного миротворческого контингента неоднократно поднимался различными странами, однако согласовать условия появления там иностранных военных так и не удалось.

Украинская сторона, в том числе и после прихода к власти Владимира Зеленского, указывала на то, что ввод миротворческого контингента в регион может стать альтернативой «Минским соглашениям». Единственное, до чего удалось договориться в то время – это о присутствии специальной мониторинговой миссии ОБСЕ на территории военных действий.

Хотя, кто знает, может быть именно голубые каски мира смогли бы стать в то время заделом мирных процессов и поиска альтернативных путей решения противоречий между Украиной и Россией.

Представить на сегодняшний день в условиях ожесточенных боев, происходящих в зоне СВО, наличие миротворцев ООН вряд ли представляется возможным. Территории, где происходят военные действия, вошли в состав РФ. Де юре и де факто конфликт идет на территории России и Украины.

Противоборствующие стороны обмениваются ударами, сопредельные же страны и союзники нагнетают эскалацию через поставки оружия, предоставляя финансовую помощь Украине. Внешний долг Украины приобрел такие масштабы, что на настоящее время страна без внешнего управления не сумеет существовать.

Любые военные действия всегда оканчиваются мирными процедурами, требующими восстановления экономики, налаживанием новых политических процессов, выборов. Всем эти критериям, безусловно, отвечает миротворческая деятельность ООН и ее инструменты.

Хотелось бы, чтобы скорее военная помощь сменилась на гуманитарную, а зеленый цвет военных касок сменился на миротворческие голубые. Но для этого нужна политическая воля и стремление к миру политических лидеров, в руках которых сейчас находится судьба миллионов людей.

Автор: Иван Филимонов

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций

В статье использованы материалы сайта ООН: https://www.un.org/ru/

Изображение на заставке: фотосток Background фото создан(а) www.slon.pics – ru.freepik.com

Поделиться в сетях: