Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

К прошлому возврата нет

«Инвестиции в меры политики на благо людей
помогут создать более совершенную экономику
для мира после кризиса»
Кристалина Георгиева

Поскольку пандемия вновь вспыхивает во многих странах, вполне естественно желать скорейшего возврата к миру, существовавшему до пандемии. Если бы мы только могли быстро развеять мрак неопределенности, отчаяния и безысходности. Вирус унес больше миллиона жизней, и жизни еще сотен миллионов людей навсегда изменились из-за роста бедности, массовых потерь работы и прерванного образования. Теперь нам грозит возможность потерянного поколения, особенно в развивающихся странах.

Однако мы не можем — и не должны — возвращаться ко вчерашней экономике с ее медленным ростом, низкой производительностью, высоким неравенством и нарастающим климатическим кризисом. Мы должны решить для себя, что в будущем мы будем действовать иначе. Перед нами стоят две масштабные и неотложные задачи: бороться с самым тяжелым экономическим кризисом со времени Великой депрессии и начать строительство более зеленого, более инклюзивного и более динамичного мира.

Мы можем вдохновляться примером тех, кто помогал изменить ситуацию к лучшему во время пандемии. В их числе работники здравоохранения, служб доставки и санитарно-технического обеспечения, многие из которых едва сводят концы с концами, несмотря на их тяжелый труд и риски, на которые они идут ради других. Чтобы помочь этим работникам и всему населению своих стран, правительства предоставили домашним хозяйствам бюджетную поддержку в размере примерно 12 триллионов долларов США.

Чрезвычайные меры денежно-кредитной политики поддерживают кредитование, помогая миллионам компаний избежать разорения. Это —основа поступательного движения, но впереди нас могут ждать еще более сложные задачи.Важная цель состоит в создании более совершенной экономики на благо всех. Отмечу некоторые из основных приоритетов для достижения этой цели: инвестиции в нужды женщин и молодежи и в программы образования и под-готовки кадров, которые позволят открыть новые возможности и повысить производительность. Я называю это «мерами политики в интересах людей».

Расширение прав и возможностей женщин

Текущий кризис создает исключительные трудности для женщин: они составляют большую долю работающих в наиболее пострадавших или подверженных риску секторах, и опыт свидетельствует о том, что девочки в развивающихся странах реже возвращаются в школу после пандемии. Женщины также чаще работают в неформальном секторе, поэтому предоставляемая государством поддержка может до них не доходить. Кроме того, во время этого кризиса в ряде стран с развитой экономикой женщины выполняют на 15 часов в неделю больше неоплачиваемой работы по дому по сравнению с мужчинами.

Иными словами, возникла угроза для десятилетий прогресса в области гендерного равенства. Необходимы решительные ответные меры на основе продуманной политики и надежных данных. Например, бюджетные ассигнования на поддержку ухода за детьми дают большему числу женщин возможность работать. Расширение доступа к финансовым услугам помогло бы женщинам легче справляться с последствиями шоков и использовать возможности для предпринимательства.

МВФ поддерживает наши государства-члены в проведении действенной налогово-бюджетной политики с учетом гендерных факторов, включая гендерное бюджетирование. Можно привести примеры законодательных мер в отношении равной оплаты труда, взаимодействия с гражданским обществом и закрепления ведущей роли в этом жизненно важном вопросе за министерством финансов, как было сделано в Канаде.

Наше исследование показывает, что ускоренное укрепление гендерного равенства может коренным образом изменить ситуацию в мировом масштабе. В странах с наиболее серьезным неравенством устранение гендерного разрыва может увеличить ВВП в среднем на 35 процентов.

Инвестирование в молодежь

Ряд проблем, которые приходится решать женщинам, такие как освоение профессиональных навыков и устройство на работу в официальном секторе, затрагивают молодежь в более широком смысле. Более молодые работники и лица без высшего образования значительно реже заняты на работе, позволяющей работать дистанционно, поэтому им в большей степени угрожает безработица. Между тем, этот кризис нарушил образование более миллиарда учащихся, что может обернуться серьезным ущербом для их дохода и уровня благосостояния в течение всей жизни.

МВФ и Всемирный банк недавно провели углубленное изучение негативных последствий кризиса для доступа людей к возможностям и выделили меры политики, которые могут помочь преодолеть эти последствия. Например, во многих странах можно улучшить организацию регулирования рынка труда, оказывая поддержку работникам при помощи более надежных систем социальной защиты вместо попыток сохранить конкретные рабочие места, которые могут оказаться излишними.

Страны могут осуществлять меры, направленные на повышение уровней образования, такие как программа Bolsa Familia в Бразилии с выплатой денежных пособий семьям, в которых дети посещают школу. Упрощение и удешевление процесса создания бизнеса, как это делается в Иордании, особенно помогает молодежи, как и хорошо спланированные программы профессиональной подготовки и помощи молодым людям в поиске работы. Во многих странах существуют также возможности для субсидирования заработной платы в частном секторе, стимулирующего работодателей к найму и обучению безработной молодежи.

Обеспечение доступа к возможностям

Меры политики, ориентированные на нужды людей, могут способствовать повышению производительности, особенно если инвестиции укрепляют потенциал работников в неформальном секторе и на низкоквалифицированных рабочих местах. Эти работники уже испытывают трудности из-за более низкой оплаты труда, меньших гарантий занятости и очень ограниченных возможностей для сбережений на черный день. Когда началась пандемия, большинство из них не могло работать удаленно и находилось в трудном положении из-за слабых систем социальной защиты, стесненных жилищных условий и ограниченного доступа к медицинскому обслуживанию.

Как и в случае других уязвимых групп, если каждая страна будет инвестировать средства в то, чтобы в полной мере раскрыть потенциал этих работников, от этого выиграет все общество. Имеются широчайшие возможности для переподготовки и переобучения новым специальностям, особенно для работы, необходимой для спасения нашей планеты, например, восстановления и сохранения лесов и повышения энергоэффективности зданий.

Другое направление — расширение доступа к интернету и финансовым услугам. Приблизительно 1,7 млрд взрослого населения все еще не имеет банковских счетов, и примерно в два раза больше людей лишено доступа к онлайновым ресурсам. Для решения этих проблем требуется материальная инфраструктура вышек связи и волоконно-оптических сетей, а также законы о защите частной жизни и прав потребителей.

Для финансовой интеграции также необходимы меры государственной политики, направленные на повышение финансовой грамотности, устранение юридических препятствий для владения имуществом и предоставление возможностей для удостоверения личности, чтобы люди могли открывать банковские счета и получать доступ к цифровым финансовым услугам.

Как покрыть эти затраты

Мы знаем, что необходимо сделать, но как нам оплатить эти расходы? Повышение эффективности расходов может улучшить положение людей даже без увеличения существующих бюджетных ресурсов.

Несмотря на серьезные трудности Либерия, Малави, Непал и Соломоновы Острова за последнее десятилетие смогли значительно нарастить налоговые поступления, c 7 до 20 процентных пунктов ВВП. Устранение лазеек и повышение эффективности налоговых систем позволяет добиться дальнейшего прогресса во многих странах.

Для развивающихся стран с низкими доходами гранты и льготное финансирование будут сохранять насущное значение в поддержке инвестиций, направленных на повышение квалификации работников и увеличение производительности. Для стран с умеренными уровнями долга привлечение займов может быть приемлемым вариантом, особенно если они могут получить финансирование по относительно низким ставкам.

Египет недавно провел два выпуска облигаций на общую сумму 5,8 млрд долларов США, из которых 750 млн составил выпуск зеленых облигаций (первый на Ближнем Востоке), нацеленный на борьбу с загрязнением и проекты развития возобновляемых источников энергии.

МВФ стремится работать с нашими государствами-членами, помогая им разрабатывать и финансировать меры политики в интересах людей. Наша поддержка в форме экономических рекомендаций и развития потенциала помогла увеличить социальные расходы и повысить их качество, обеспечить мобилизацию внутренних доходов и сделать налогообложение более эффективным и прогрессивным.

Мы также предоставляем финансирование, не имеющее прецедента по темпам и масштабам: более 100 млрд долларов США было предоставлено 81 стране, в том числе 48 странам с низкими доходами.

Кроме того, мы рассматриваем возможные меры по дальнейшей адаптации нашего кредитного инструментария, чтобы иметь возможность и далее служить интересам наших государств-членов в пред-стоящий период.Мировая экономика начинает долгий путь наверх из глубин кризиса, и сейчас ясно одно: к прежнему состоянию мы не вернемся. Чтобы преодолеть кризис и задать направление восстановлению экономики, мы должны идти вперед с новым пониманием смысла нашей работы и чувством солидарности — со всеми людьми. Вместе мы сможем прийти к более благополучному и более устойчивому миру.

Кристалина Георгиева — директор-распорядитель МВФ.

Источник: https://www.imf.org/

Поделиться в сетях: