Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Демократия в странах Ближнего Востока. Часть I

Ближний Восток – это регион, который объединяет большое количество стран с различной историей и государственным строем. Тезис о том, что этот регион «нуждается в демократии» уже стал мейнстримом западной риторики начала нового тысячелетия. В данной статье будет рассмотрено, какие успехи в области построения демократии были достигнуты в странах региона, какие тенденции существуют и что ждет регион в перспективе.

Для упрощения понимания взаимосвязи, регион был разбит на 3 основные группы, которые представляют различные политические режимы, общее количество стран в этих группах составит 9 государств. Разделение стран на группы позволит наиболее репрезентативно представить существующие политические модели региона и пролить свет на существующие демократические тенденции на Ближнем Востоке.

В состав первой группы, которая условно обозначается как “республики”, вошли такие страны как Ирак, Сирия, Турция, Ливан и Израиль. Несмотря на очевидные различия в политических моделях данных государств, мы можем вычленить один общий признак, а именно республиканская форма правления, подразумевающая выборность в том или ином виде органов государственной власти.

Вторую группу составляют страны, которые принято называть «монархиями персидского залива», а именно, Саудовская Аравия, ОАЭ, Катар.

Третью группу представляет собой всего одно государство – Исламская Республика Иран. Иран был вынесен в отдельную группу как страна, которая имеет уникальный политический строй, и, поэтому, нуждается в индивидуальном рассмотрении.

Первой группой для рассмотрения является самая многочисленная, а именно группа республик.

Турция

Турция – это одна из самых влиятельных стран в регионе, которая переживала величественные взлеты и падения на протяжении всей истории. Страна восстала из пепла после крушения Османской Империи после Первой мировой войны, смогла восстановить свою независимость, пусть и в гораздо меньших границах, чем Османская Империя. Знаковой политической фигурой, с которой, можно сказать, начинается современная история Турции, является Мустафа Кемаль, которому, впоследствии присвоили фамилию Ататюрк, что в переводе означает отец турок.

Турция, хоть и довольно рано относительно стран региона, добилась независимости, и стала реализовывать на практике демократические механизмы управления (султанат был упразднен, введен механизм выборов, страна стала республикой), но не лишена классических для региона проблем.

Речь идет о смене власти посредством военных переворотов. В новейшей истории Турции принято выделять 4 основных переворота, а именно перевороты 1960, 1971, 1980, 1997 г. и одна неудачная попытка военного путча в 2016 году. Подобный механизм смены политического руководства говорит о неустоявшейся демократической модели в стране, так как он присущ преимущественно странам с авторитарным типом правления, а также государствам с малым демократическим опытом.

Если рассматривать современную политическую модель, то можно сказать, что Турция эволюционировала от смешанной (президентско-парламентской) республики к президентской республике с тенденцией к усилению роли президента и переходом страны в супер президентскую республику.

В пользу этого говорит факт того, что в 2017 году состоялся референдум об усилении роли президента и упразднении должности премьер-министра. Успех этого референдума позволил переподчинить кабинет министров напрямую президенту страны – Реджепу Тайипу Эрдогану.

Законодательная власть принадлежит однопалатному парламенту (великое национальное собрание Турции), выборы проходят по пропорциональной системе, очень высокий барьер прохода, для попадания в ВНСТ партии необходимо набрать 10% голосов, что уменьшает политический плюрализм.

После неудачного военного переворота в 2016 году, уровень демократических свобод в государстве уменьшился. Усилились гонения на политических оппонентов и представителей внесистемной оппозиции, также пострадали многие журналисты. Вновь стал актуален курдский вопрос, вооруженные силы Турции провели ряд военных операций против РПК (рабочей партии Курдистана), что осложнило взаимоотношения между курдами и турками Турции, РПК на военные операции ответила серией терактов.

Однако, у нынешнего политического режима существует большое количество сторонников внутри страны, которые считают, что Турции необходим сильный, пусть и тяготеющий к авторитарным тенденциям лидер, такой как Реджеп Эрдоган.

О существовании такой поддержки можно судить по поведению людей во время попытки военного переворота. Более 240 человек из числа мирных граждан погибли в борьбе с вооруженными путчистами, провозгласив лозунг: «мы будем выбирать своих правителей у избирательных урн, а не под прицелом».

Отдельно стоит отметить многовекторность действующего президента Турции. Во многом благодаря успешной внешней политике, которая проводится исключительно в интересах Турции, многие действия Эрдогана, связанные с экономическими реформами, не столь сильно снижают его рейтинг, как могли бы. К примеру, в любой другой стране правительство и президента, которые допустили девальвацию национальной валюты на 80%, немедленно вынудили бы уйти в отставку, чего мы не наблюдаем в Турции.

Если говорить о международных рейтингах, то в рейтинге стран по уровню демократии Турция занимает 103 место из 167, в рейтинге стран по уровню свободы человека 139 из 165, в рейтинге по уровню гражданских и политических свобод 149 из 210.

Не самые высокие показатели можно объяснить авторитарными тенденциями действующего президента – Реджепа Эрдогана, однако, этот авторитарный стиль, тем не менее, не мешает успешному развитию страны.

Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод о том, что Турция – это страна, в которой существуют демократические механизмы, однако, в силу определенных исторических и культурных особенностей, страна имеет ярко выраженную авторитарную направленность президентской власти.

Ливан

Ливан – это уникальное по своей сути государство, которое было одним из самых успешных в регионе, сумевшее создать не похожую ни на одну из стран региона политическую модель. Корни этой политической модели лежат в конфессиональном составе государства – исторически сложившийся большой процент христиан и мусульман в одной стране.

Со времен независимости (1943 г.) действовал механизм конфессионализма, который обеспечивал равный доступ к политическому руководству страны представителям основных конфессий. Президентом должен был быть христианин, премьер-министром – мусульманин суннит, а спикером парламента мусульманин шиит. Согласно тексту конституции, Ливан – это парламентская республика.

Законодательная власть в стране представлена ассамблеей представителей – парламентом Ливана, где 50/50 – представители от христиан и мусульман. Парламент страны избирается путем прямого голосования, он назначает президента, состав правительства, а также ответственен за законы и бюджет республики.

Политические партии, в силу конфессиональной особенности страны, также имеют разделение по религиозному принципу. Основу партий составляют христианские, суннитские и шиитские политические объединения. Важным фактором, удерживающим долгое время стабильность в стране, было то, что все партии не борются за места друг друга, а сражаются внутри своей, заранее утвержденной квоты, то есть, голосование может изменить лишь качественный состав каждой из групп, не нарушая при этом их квотированное распределение.

До 1975 года Ливан был динамично развивающейся страной региона, имевший неофициальное название «Ближневосточная Швейцария», однако, гражданская война, продлившаяся более 25 лет (1975-2000) похоронила экономическую успешность страны. Ситуация также усугублялась военными конфликтами с Израилем (первая и вторая ливано-израильская война 1982, 2006), и присутствием войск Сирии (1976-2005) на территории Ливана.

Причины, которые привели некогда процветающее государство к стагнации и экономическому коллапсу, кроются в нарушении баланса религиозных сил. Столкновения между мусульманами и христианами переросли в затяжную гражданскую войну.

Государство так и не смогло полноценно выйти из политического кризиса и вернуться на путь стабильного развития. События времен арабской весны (2011-2017 гг.) показывают, что на сегодняшний момент ситуация по-прежнему не стабилизировалась. В подтверждении этого может служить факт нынешнего политического кризиса. Техногенная катастрофа (взрывы селитры в порту Бейрута в 2020 г.) оказала серьезное пагубное воздействие на экономику страны. В том же году был объявлен дефолт по облигациям, и правительство в полном составе ушло в отставку. В следующем, 2021 году, кризис как экономический, так и политический только усиливался, что привело к столкновению шиитских группировок (преимущественно Хезболлы) с прохристистианскими группами (в основном «ливанских сил»).

Тем не менее, несмотря на все политические конфликты, Ливан занимает довольно высокие показатели в международных рейтингах (высокие, относительно стран региона, – прим. авт.). Согласно рейтингу стран мира по уровню демократии страна занимает 111 из 167, в рейтинге стран мира по уровню свободы человека 108 из 165, а по уровню политических и гражданских свобод 134 из 210.

В заключении можно сказать о том, что Ливан – это успешный пример реализации демократических принципов управления, которые учитывают специфику конкретной страны. Пока политическая система была стабильна, государство динамично развивалось, и, можно сказать, было одним из самых развитых в регионе. Однако, сразу после разрушения баланса сил, развитие, как экономическое так и политическое, пришло в упадок.

На примере Ливана можно проследить успешную реализацию механизма мирного сосуществования различных конфессий в одном государстве. Если государству удастся преодолеть текущий политический кризис и восстановить баланс сил внутри государства, то можно будет ожидать восстановления как экономического, так и политического развития.

Сирия

Сирия – это страна, которая в очередной раз доказывает общую тенденцию стран региона – руководитель определяет многое. Несмотря на наименее пригодные условия для развития демократических институтов, такие как гражданская война, переросшая в войну с мировым терроризмом, государство уверенно идет в направлении развития демократических институтов.

История современной Сирии начинается с 1945 года, когда стране удалось получить независимость от Франции, и с ее территории были полностью эвакуированы французские войска. Независимое существование непросто далось Сирии. Начиная со времен арабо-израильской войны 1948 года, страна надолго погрузилась в состояние политической турбулентности. В этот же год в Сирии произошло целых 3 военных переворота.

В 1958 году Дамаск решил пойти на сближение с Каиром, образовав объединенную сирийско-египетскую республику – ОАР (Объединенная Арабская Республика). Однако, подобное политическое объединение не просуществовало долго, и уже спустя 3 год, после очередного военного переворота, произошедшего в 1961 г., Сирия выходит из этого объединения.

В 1963 году происходит очередной военный переворот, который приводит к власти партию арабского возрождения БААС (смесь идей панарабизма и социализма). Идеология баасизма подразумевает всеарабское объединение, однако, реального успеха партия смогла добиться лишь в двух странах – Сирии и Ираке. В Сирии БААС по-прежнему является правящей партией, в Ираке же партия прекратила свое существование после падения режима Саддама Хусейна в 2003 году. Следующие военные перевороты в 1966, 1970 годах, хотя и приводили к изменению политического ландшафта, но не изменяли главного – руководящей роли БААС.

Построение светского государства в ближневосточном регионе не могло не вызвать конфликтов с различными религиозными движениями, в первую очередь, исламского толка. Период 1976-1982 годов характеризуется активным военным противостоянием светской власти против исламистов.

Несмотря на победу представителей светской власти, лидер государства Хафез Асад, который пришел к власти в результате военного переворота, сделал выводы и трансформировал внутреннюю политику за счет большего включения ислама в государство, чем смог удовлетворить потребности большей части религиозно-настроенных граждан.

Значимые изменения в стране происходят после того, как к власти приходит сын Хафеза Асада – Башар Асад. Изначально, он не рассматривался как претендент на роль главы государства, следующим лидером Сирии должен был стать его брат – Басиль Асад, однако, он погиб в автокатастрофе в 1994 году. Башар Асад стал президентом страны в 2000 году, законы страны были специально скорректированы таким образом, чтобы Башар Асад смог стать президентом, в том числе, возрастной ценз был снижен с 40 до 34 лет.

В 2000 и 2007 году, после утверждения кандидатуры парламентом, был проведен референдум с вопросом о доверии президенту и санкционировании его пребывании на этом посту. Вопрос референдума звучал так: “Доверяете ли вы управление страной Башару Асаду до 2014 года?”

Действующий президент, проводил весьма осторожную, взвешенную и более мягкую политику, нежели его отец. Он вывел войска из Ливана в 2005 году, которые находились там с 1976 г., выступал с инициативой о возобновлении переговоров с Израилем.

С 2011 года, после прокатившейся в регионе т.н. «арабской весны» (волны “цветных революций”), в стране начались волнения и беспорядки. Однако, несмотря на полное отсутствие условий для демократизации, Башар Асад идет на смягчение, а не на ужесточение режима. Были сделаны послабления в законодательстве, отменено чрезвычайное положение, которое действовало в стране с 1963 года.

Однако, очень скоро беспорядки переросли в войну с международным терроризмом в лице разношерстных террористических группировок, в том числе и с МТО (международная террористическая организация) ИГИЛ (террористическая организация, запрещенная на территории РФ).

В таких трудных для реформ условиях Асад ввел в 2014 году альтернативные прямые выборы, что свидетельствует о прогрессе в области народовластия.

В 2021 году также проходили альтернативные президентские выборы. Была изменена конституция, введены ограничения по количеству сроков, которые может занимать президент. Все это говорит о том, что реформы демократической направленности проводятся несмотря ни на что.

Если говорить о текущем политическом устройстве Сирии, то можно отметить, что это парламентско-президентская республика с сильной президентской властью. Законодательную власть представляет 250-ти местный парламент (народный совет Сирии), который избирается сроком на 4 года. В стране многопартийная система, но доминирует партия президента (БААС). Если обратиться к международным рейтингам, то мы увидим довольно скромные показатели.

Сирия занимает 162 место из 167 в рейтинге стран мира по уровню демократии, 165 из 165 место по уровню свободы человека, 208 из 210 в рейтинге стран по уровню политических и гражданских свобод.

Стоит рассмотреть данные показатели подробнее. Согласно мнению автора, подобные рейтинги предвзято относятся к сирийскому режиму, в котором, очевидно осуществляются серьезные демократические преобразования.

Такие показатели есть следствие конфронтации Дамаска с Соединенными Штатами, в частности, и с «западным миром» в целом. Имели место быть многочисленные бездоказательные обвинения в применении ОМП (оружие массового поражения), в частности, химического оружия. Некоторые из бездоказательных обвинений впоследствии были разоблачены как фальсификации, о чем заявляли сами создатели фальсификаций. И даже несмотря на то, что создатели этих фальсификаций признались в них, они не были исключены из официальных докладов ОЗХО.

Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод о том, что в Сирии, вопреки складывающемуся внутриполитическому фону, а именно: отсутствие экономического роста, масштабная война с терроризмом, проводятся демократические преобразования. Это еще раз доказывает тезис о большом влиянии лидера государства на проводимую внутреннюю и внешнюю политику страны. Стоит подчеркнуть, что подобное правило в полной мере справедливо по отношению ко всем странам ближневосточного региона.

Ирак

Ирак – это бывшая британская подмандатная территория, которая окончательно обособилась от британского влияния в 1958 году, когда в результате военного переворота была свергнута монархия и введена республика. Страна имеет непростое этническое строение, на территории Ирака проживает большое количество курдов, которые долгое время были угнетенным меньшинством, что нередко приводило к восстаниям в 1961, 1974 годах.

Советский Союз, с которым довольно быстро были установлены дружеские отношения, всеми силами старался решить курдскую проблему путем дипломатических переговоров, заключались даже крупные перемирия: самое значимое перемирие было заключено в 1970 году при непосредственном участии советской стороны, однако, они раз за разом нарушались обеими сторонами.

Единственным элементом политической модернизации страны оставались военные перевороты, которые довольно часто происходили в данной стране. В 1963 году в результате военного переворота к власти пришли иракские националисты, в 1968 году после очередного военного переворота к власти пришла партия БААС.

Знаковой фигурой в истории Ирака является Саддам Хусейн, который пришел к власти в 1979 году. Его правление началось с развязывания ирано-иракской войны в 1980 году. Причиной затяжного военного конфликта (1980-1988), который завершился статусом-кво, являлись опасения Хусейна, который считал, что начавшаяся в 1979 году исламская революция в Иране, может перекинутся на соседние страны региона.

В этом кровопролитном конфликте Соединенные Штаты оказывали всестороннюю поддержку режиму Саддама Хусейна. Они не только снабжали его разведданными, деньгами и оружием, но также помогали в создании химического оружия, которое массово применялось во время этой войны. Инспекторы ОЗХО, впоследствии, найдут большое количество американского оборудования, использовавшегося для производства отравляющих веществ, которые применялись в этой войне. Естественно, США было прекрасно известно о том, что Хусейн нарушает Женевскую конвенцию о запрещении применения отравляющих веществ, но они замалчивали этот факт.

В 1990 году, когда Саддам Хусейн решил начать вторжение в Кувейт с целью захвата нефтяных месторождений, Вашингтон начал против Ирака военную операцию, действуя согласно мандату ООН.

Война в персидском заливе обернулась поражением для Ирака, однако, он смог сохранить свою независимость. Но подобное положение дел продолжалось недолго. Уже в 2003 году США, на этот раз уже без мандата ООН, начинают военную операцию против Ирака с целью свержения Саддама Хусейна. В качестве предлога для ее начала были озвучены разведданные ЦРУ о том, что Хусейн имеет большое количество ОМП, как химического, так и бактериологического. Впоследствии, однако, международная комиссия не смогла найти этому доказательств.

После свержения и казни Саддама Хусейна Ираком руководил американский оккупационный режим, военный контингент США был выведен из страны лишь в 2010 году. За время существования американской оккупационной администрации, несмотря на принятую новую конституцию, в стране не удалось наладить устойчивый демократический режим. После ухода американцев страну периодически охватывают серьезные политические волнения (2016, 2019, 2022 гг.), результаты проходящих выборов не признаются оппозиционными партиями, а в стране продолжается борьба различных группировок за власть.

Если смотреть на официальные документы, то Ирак – это федеративная парламентская республика, основанная на консенсусе трёх основных этнорелигиозных общин иракского народа: арабов-шиитов, арабов-суннитов и курдов. Однако, в действительности никакого консенсуса нет до сих пор.

Согласно новой конституции, парламент страны (совет представителей Ирака) стал двухпалатным, но вторую палату парламента не удалось сформировать до сих пор. Страну можно справедливо отнести к несостоявшимся государствам (failed state), так как итоги выборов не признаются оппозиционными партиями, а правительство страны не в состоянии выполнять свои первоочередные функции, что и приводит к затяжным экономико-политическим конфликтам.

Тем не менее, если посмотреть на международные рейтинги, то мы увидим весьма неплохие для региона показатели. В рейтинге стран по уровню демократии Ирак занимает 116 место из 167, в рейтинге стран по уровню свободы человека 157 место из 165, в рейтинге стран по уровню политических и гражданских свобод 153 место из 210.

Но несмотря на эти показатели в стране на текущий момент времени не наблюдается демократических тенденций.

Подводя итог оценке уровню демократии в Ираке, можно сделать вывод о том, что отсутствие в данной стране жесткого авторитарного лидера привело в упадок внутриполитическую ситуацию в стране, нормализация при текущем политическом курсе руководства маловероятна.

Израиль

Завершает список государств с республиканской формой правления единственное иудейское государство Ближнего Востока – Израиль. С момента своего провозглашения эта страна с завидной регулярностью принимает участие в военных конфликтах.

В 1948-1949 гг. была война за независимость, арабские страны не были согласны с идеей появления еврейского государства на территории Ближнего Востока. В 1968 году – Шестидневная война, когда Израиль осуществил превентивную атаку на Египет, Сирию, Иорданию и Ирак и одержал победу, в 1973 году – Война Судного дня, когда уже Египет, Сирия, Иордания и Ирак напали на Израиль, который вновь одержал победу.

Кроме военных конфликтов Израиль регулярно принимает участие в проведении крупных военных операций с интервенцией на территорию другого государства, направленных против сторонников палестинской независимости: первая и вторая ливанские войны 1982, 2006, а также ряда других военных операций, направленных против Сектора Газа (в 2008, 2012, 2014 годах).

Помимо этого практически ежегодно происходят обострение отношений с Сектором Газа, которое выливается во взаимные обстрелы. В ответ на массированные ракетные пуски ракет, зачастую, кустарного производства, Израиль осуществляет ракетно-бомбовые удары. Также непростой является ситуация с обеспечением внутриполитической безопасности, перманентно сохраняется высокий уровень террористической опасности.

Несмотря на это, Израиль не только смог сохранить свою государственность, но также успешно развивать как демократические институты, так и экономику. Для того, чтобы понять секрет стабильности государства Израиль, необходимо углубиться в генезис его государственности.

Так как Израиль – это единственное иудейское государство на территории преимущественно арабского Ближнего Востока, то сам факт существования Израиля создает конфронтационную ситуацию, заставляя держать в тонусе все государственные институты, так как существует немалое количество стран региона, которые считают недопустимым существование государства евреев.

По мнению автора, политическая стабильность Израиля продиктована в первую очередь необходимостью выживания в условиях окружения недружественных стран. Евреи просто не могут себе позволить военные перевороты и революции, так как подобная внутриполитическая дестабилизация непременно приведет к ослаблению государственного аппарата, чем, с большой долей вероятности, воспользуются недружественно настроенные к Израилю страны.

Если же рассматривать политическую составляющую Израиля, то мы увидим классическую парламентскую республику. Глава государства – президент, однако, он обладает реальными властными полномочиями, и выполняет представительские и церемониальные функции. Законодательная власть представлена однопалатным парламентом – кнессетом, выборы в который осуществляются по партийным спискам. Глава самой крупной политической фракции становится премьер-министром страны.

В кнессете довольно низкий избирательный порог – 3.25%, что существенно повышает количество партий, представленных в нем. Однако, большое количество партий в парламенте одновременно усложняет формирование правящей коалиции, так как приходится учитывать интересы многих политических сил.

Важной отличительной особенностью политических партий Израиля является то, что основной вектор работы, на котором они сосредотачиваются и который презентуют перед общественностью, это модуль внешней, а не внутренней политики.

Из-за особого географического и политического положения страны в регионе, от того, каким образом будет осуществляться взаимодействие с внешним миром в целом и Сектором Газа в частности, зависит и внутриполитическая составляющая. Будут ли это переговоры и подписание соглашений наподобие Осло, как было при Ицхаке Рабине, или же проведение военных операций за пределами Израиля, как было при Беньямине Нитаньяху.

Если обратиться к международным рейтингам, то мы увидим весьма высокие показатели как для региона, так и для мира в целом. Израиль занимает 23 место из 167 в рейтинге стран по уровню демократии, 62 место из 165 в рейтинге стран по уровню свободы человека, 78 из 210 в рейтинге стран по уровню гражданских и политических свобод.

Подводя итог, можно сказать, что несмотря на почти перманентное участие в военных конфликтах различной степени интенсивности, отсутствие значимого количества природных ресурсов, Иерусалим смог построить жизнеспособное, устойчивое демократическое государство с динамично развивающейся экономикой.

Заключение

Завершая первую часть обзорной статьи о демократии на Ближнем Востоке, можно выделить основные факторы, которые характерны для большей части государств с республиканской формой правления:
Во-первых, это частые военные перевороты, которые меняют политический ландшафт страны.
Во-вторых, большую роль играет личность правителя государства, так как он может кардинально изменить политику страны.
В-третьих, для всех стран региона свойственно свое особое понимание таких западных понятий как права человека.

Во многом, из этих критериев выбивается Израиль, однако, назвать его демократией западного образца было бы в корне неверно. У Иерусалима, как и у многих других стран региона, существуют проблемы с правами человека, свободой прессы, а также имеются факты политического преследования несогласных.

Автор: Денис Дроздов

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций

Изображение на заставке: Image by Freepik

Поделиться в сетях: