Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Честь и совесть предпринимателей в современной России

Мораль и этика

Моральные нормы формируются в обществе на протяжении многих веков на основе обычаев и традиций. Обычаи и традиции, в свою очередь, основываются на таких основополагающих потребностях человека, как стремление к безопасности, необходимость самовоспроизводства, самовыражения и самореализации. Моральные ценности вполне определенные и четко сформулированые, при этом они содержат в себе такие абстрактные понятия, как добро, справедливость, истина.

Моральные установки усваиваются человеком в детстве. В этот период определяющим становится пример взрослых, так как ребенок обучается, подражая старшим. Мораль — достаточно устойчивое явление, потому что, как и традиции, ее основы передаются из поколения в поколение. Однако, являясь инструментом согласования личных интересов и общественных, мораль может корректироваться в зависимости от потребностей того или иного этапа развития общества и личности.

Морально-этические нормы — объект изучения таких общественных наук, как философия, психология, правоведение, социология, психология. Выделяют несколько основных категорий морали. Это добро, справедливость, счастье, совесть, долг, честь, этика, истина, добродетель, милосердие и другие. Эти категории определяют моральные принципы — не причинять зла, быть милосердными, поступать по совести. Следование этим принципам — осознанный выбор человека. Только тогда, когда индивид самостоятельно начинает придерживаться моральных принципов, не боясь наказания, но боясь стыда за свои поступки, его можно считать сформировавшейся осознанной личностью.

Этикет как основа поведения в обществе

Этикет — это нормы поведения, принятые в определенном сообществе людей. Этикет основан на морали и этике, характерен для определенного круга людей или для определенной ситуации. С помощью правил этикета человек может корректировать свое поведение в зависимости от того, членом какой социальной группы он является или хочет стать. Неотъемлемыми составляющими этикета являются такие понятия, как уважение к окружающим, культура, вежливость, интеллигентность.

Своим происхождением слово «этикет» обязано французскому королю Людовику ХIV. В ХVII веке при его дворе появились карточки («этикетки»), в которых указывались правила поведения на балах и королевских приемах. Таким образом, этикет стал одним из проявлений французского абсолютизма, быстро распространившись по всей Европе. Однако само явление этикета — гораздо более древнее, чем название. Этикет, как нормы поведения, скорее всего, зародился в глубокой древности. Например, когда при дележке туши добытого животного самые сытные куски отдавали женщинам и детям, или, напротив, мужчинам-добытчикам. А за нарушение установленного порядка члены общины подвергались осуждению.

История этикета

В Древней Греции и Риме, высококультурных цивилизациях, этикет играл большую роль. При этом в Греции больше всего превозносили сдержанность и патриотизм, которые являлись основой таких моральных ценностей, как аскетизм в обыденной жизни и героизм в бою. В Риме же, напротив, предпочитали в повседневной жизни позволять себе роскошь и необузданность.

В средние века законодателем моды в европейском этикете являлась Византия. Европейский этикет в то время был сложным и имел весьма четкую структуру, при этом роскошь и строгие каноны были самыми яркими его проявлениями. При всей зарегулированности поведения высших слоев европейского общества до восточного этикета ему было далеко. В Японии этикет формировался на протяжении многих веков и учитывал интересы всех сословий. До сих пор японский этикет не вполне понятен европейцам. В основе его лежит требование уважать собеседника и не допускать его унижения или оскорбления. В Китае повседневный этикет имеет массу особенностей, а за всю историю его формирования можно насчитать несколько десятков тысяч различных церемоний, которые предписывались для тех или иных бытовых ситуаций.

Еще одна веха развития этикета — это свод правил вежливого поведения, утвержденный первым президентом США Джорджем Вашингтоном. Правила эти были весьма примитивными, например, не ковырять в зубах вилкой за столом, но при этом и эффективными. Сегодня в США находится знаменитый Институт этикета. Мировую известность получила исследовательница правил поведения и норм морали – Эмилия Пост, автор бестселлера “Этикет”. Книга многократно переиздавалась и переводилась на многие языки мира. В США этикет занимает значительное место в жизни каждого человека. Нормы поведения должны соблюдаться на общественных мероприятиях, семейных вечеринках, в учебных заведениях и в трудовой деятельности.

Самый известный свод правил в России – «Домострой». Он появился во времена правления Ивана Грозного и представлял собой рекомендации о послушании главе семейства и правителю государства. «Домострой» – образец радикального патриархального этикета. Петр Первый целенаправленно старался изжить в обиходе подданных домостроевский уклад, переориентировав россиян на следование европейским обычаям. В это время проявилась такая яркая черта русского народа, как гибкость и способность впитывать чужую культуру, подстраивая ее под себя и используя ее для своего удобства.

В СССР этикет играл не меньшее значение, чем в дореволюционной России. Со временем, после сложных первых лет нового режима, сформировался особый этикет, сочетающий правила морали и правила поведения в рабочей среде. Трудовой этикет вышел на первый план, а также значительно уровнял права мужчин и женщин, подчиненных и руководителей.

После распада СССР в России нормы морали претерпели существенные изменения. Этикет обновился до неузнаваемости. То, что раньше было категорически запрещено, стало можно делать, и наоборот, то, что являлось нормой жизни, стало отрицаться обществом. С годами, при стабилизации обстановки, общественная мораль в нашей стране обретает классические достаточно консервативные черты.

В зависимости от ситуации, в обществе появляются новые правила этикета. Например, при распространении пандемии коронавируса в мире в 2020 году в этикет вошла норма носить маски как в помещении, так и на улице. Однако после спада эпидемии эта традиция, очевиднее всего, уйдет в прошлое, потому что не является в обычной жизни проявлением какой-либо из добродетелей. В условиях же пандемии ношение маски — это явное проявление добрых намерений не навредить окружающим.

Помимо негласных и общепринятых морально-этических норм существовали и существуют несколько кодексов чести:

Кодекс офицера. Знаменитый свод правил поведения для российских офицеров, в 1904 году опубликованный ротмистром Валентином Михайловичем Кульчицким.
Кодекс моряка. Неофициальный свод правил для моряков и морских офицеров. В нем моральные нормы тесно переплетаются с суевериями.
Кодекс дуэлянта. В России официально появился в 1911 году, состоял из более чем 500 правил. Свод правил для дуэлей собрал и опубликовал историк и дипломат Василий Алексеевич Дурасов. «Дуэльный кодекс» негласно существовал и ранее.
Кодекс врача. Врачебные моральные нормы — одни из древнейших. Общеизвестный факт соблюдения медиками установленных этических норм — клятва Гиппократа.
Моральный кодекс строителей коммунизма. Автор – политолог Ф.М. Бурлацкий. Основывался на религиозных заповедях, хотя религия в Советском Союзе была вне закона. В то же время для основы морального кодекса религиозные трактаты подходят как нельзя лучше. Этим объясняют и то, что моральный кодекс коммунистов состоял из 12 пунктов.

Кодекс деловой этики и чести

Существуют специализированные кодексы этических норм для представителей отдельных профессий: «кодекс таможенника», «кодекс судьи», «кодекс адвоката», «кодекс полицейского», «кодекс брокера», «кодекс врача» и прочие. В сводах правил в данном случае фиксируются требования как профессиональные, так и нравственные. Соблюдение этических норм гарантирует защиту тех, кто взаимодействует с представителями данных профессий, от злоупотреблений с их стороны. Для самих специалистов соблюдение кодекса чести — гарантия сохранения репутации и доброго имени. А несоблюдение отдельных правил грозит не только проблемами с собственной совестью, но и карательными мерами со стороны профессионального сообщества, вплоть до лишения права заниматься определенной деятельностью. Конечно, это будет негласное решение, но устроиться на работу станет сложнее.

Широко пропагандируемая сегодня идея социального предпринимательства, ориентированного на поддержку общественного благосостояния со стороны бизнеса, не нова для России. Русские купцы придерживались похожих взглядов, оценивая свою деятельность не только с точки зрения материальной выгоды, но и с позиции пользы для окружающих. Среди купцов было широко распространено меценатство, даже в значительно большей степени, чем в дворянской среде. Во многом данная позиция купцов была связана с религиозными устоями. К своей прибыли они относились как к божественному дару, и чтобы не потерять то, что имеют, должны были справедливо разделить доход с нуждающимися. Социальная ответственность купечества в конце XIX века сформировалась в некий этический кодекс, который соблюдали большинство коммерсантов. В 1912 году российскими предпринимателями были утверждены 7 принципов ведения дел в России.

Сегодня предпринимательская этика — это важная составляющая бизнеса всех уровней — от малого до крупного. Соблюдение этических норм вызывает уважение и доверие партнеров и клиентов. Нарушение же моральных норм при ведении бизнеса пусть и приносит сиюминутную прибыль, но в будущем вредит бизнесу и даже ведет к его гибели.

К предпринимателям предъявляются серьезные требования. От них ждут стабильности, честности, авторитета, вежливости, великодушия. Морально-нравственные черты успешного предпринимателя можно свести к единой характеристике, как то — благородство, щедрость и надежность. Противоположными качествами являются — коварство, лживость, грубость, несдержанность, алчность. Предпринимательская этика предполагает проявление в ежедневной деятельности тех качеств, которые основаны на позитивных моральных принципах, и отрицание тех качеств, которые воспринимаются обществом негативно.

Бизнесмен должен сопоставлять собственную выгоду и полезность своей деятельности для общества (в том числе для партнеров, сотрудников, близких людей). Если в обыденном сознании цель предпринимательства — это исключительно прибыль, нажива, то в этике, философской дисциплине, предприниматель рассматривается в качестве проводника всевозможных благ для общества.

Деловая этика — это общепризнанное понятие, ставшее в сознании современных предпринимателей опорной точкой для принятия решений. Надо отметить, что вопрос о создании четко сформулированного этического кодекса для бизнесменов остро встал в 1990-е годы, когда страна резко перешла на новый капиталистический уклад. Сумбурный переход к рыночной системе породил массу вопросов, важнейшим из которых стала моральная сторона потребительских отношений. В сознании людей, выросших в Советском Союзе и пытавшихся вести бизнес в новой России, не складывалось четкое понимание того, что есть деловой мир и как вести в нем дела легально и профессионально. Постепенно это понимание сформировалось, в том числе благодаря тому, что бизнесмены обратились за ответами к этическим нормам, которые помогают сохранить честь и совесть при любых условиях и в любой деятельности.

Сегодня во всех бизнес-объединениях (РССП, ТПП, «Опора России» и других) работают специалисты по деловой этике. В составе «Опоры России» существует Комитет по этике предпринимательской деятельности, взаимоотношениям бизнеса и общества. Комитетом были приняты такие документы, как «Основные положения по улучшению делового климата в области этики предпринимательской деятельности», «12 принципов ведения дел в России». Важно отметить, что этические кодексы прежде всего являются руководствами к действию и их значимость оценивается по эффективности в конкретных ситуациях и для конкретных людей.

Саратовской Торгово-промышленной палатой в феврале 2011 года был принят “Кодекс деловой этики и чести Российского предпринимателя” автор предприниматель Шашко В.А., в 2018 и 2019 годах данный Кодекс был предложен для общего обсуждения в ТПП Российской Федерации и дальнейшего принятия.

В условиях глобализации в международном сообществе предпринимателей ставится вопрос о создании единого свода правил для бизнесменов всего мира. В 1994 году попытка создать общий свод этических правил и норм увенчалась успехом. В Швейцарии был подписан и утвержден этический кодекс, именуемый «Принципами ведения бизнеса», который подписали представители делового сообщества Европы, Азии и США.

Всемирные нормы морали, универсальные для всех людей на планете, являются утопичной идеей. Так же и кодексы предпринимательской деятельности в каждой стране будут отличаться, потому что существуют специфические традиции и обычаи, которые невозможно изменить за один день. А, как мы уже говорили, мораль в первую очередь основывается на традициях. В то же время вполне реально собрать несколько кодексов и составить единый этический закон для облегчения международного делового сотрудничества. Для этого всем странам необходимо тщательно и серьезно подойти к написанию и утверждению свода правил для предпринимателей.

Автор: Владимир Шашко

Поделиться в сетях:

Комментарии отключены.