Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Аналитика: Европейская модернизация по-американски. План Маршалла

Весной 1948 года в США был принят закон «Об экономическом сотрудничестве», который стал началом реализации Плана Маршалла. Программа помощи Европе превратилась в источник заработка для корпораций и породила Евросоюз и НАТО.

Вряд ли Джордж Кэтлетт Маршалл, процветающий торговец углем из городка Юнионтаун, что расположен в Пенсильвании, предполагал, что его второй сын, Джордж Кэтлетт Маршалл-младший, войдет в новейшую историю не только своей родины, но и всего мира как человек, разработавший блестящую операцию, обеспечившую мировое экономическое доминирование США вплоть до второй декады ХХI века.
Джордж Маршалл родился 31 декабря 1880 года в классической американской глубинке — штате Пенсильвания, одном из тринадцати штатов, ставших в конце ХVIII века основой будущих США. Именно здесь в 1776 году приняли Декларацию независимости, а также утвердили первый в США закон, отменяющий рабство. С малых лет он уяснил простую истину: Америка превыше всего и всегда права. И следовал этому принципу всю жизнь, пройдя путь от курсанта престижного Виргинского военного института до генерала армии, министра обороны и госсекретаря.
Не случайно, видимо, судьба распорядилась так, что с именем Маршалла связывают самую известную и эффективную операцию по установлению мировой гегемонии Вашингтона — план по так называемому восстановлению послевоенных европейских стран, а также Японии и гоминьдановского Китая.

План Маршалла содействовал установлению послевоенного мира в Западной Европе. Заявленной США целью реализации плана было восстановление разрушенной войной экономики Европы, устранение торговых барьеров, модернизация промышленности европейских стран и развитие Европы в целом

YouTube player

Свою речь с программой помощи Джордж Маршалл изложил в Гарвардском университете 5 июня 1947 года. 12 июля в Париже собрались представители 16 стран Западной Европы. На совещание приглашались также представители государств Восточной Европы, однако по настоянию советского правительства, усмотревшего в этом угрозу своим интересам, руководители восточноевропейских стран отказались от этого приглашения. Помимо социалистических стран Восточной Европы, от участия в «Плане Маршалла» отказалась также Финляндия. Политические условия получения помощи вскрывали преемственность плана с «доктриной Трумэна». Бывший вице-президент США Генри Уоллес осудил «план Маршалла», назвав его инструментом холодной войны против России (СССР).

Финансовая помощь Западной Германии по Плану Маршалла осуществлялась одновременно с взиманием с неё контрибуции (репарации) за причинённый Германией материальный ущерб странам-победительницам во Второй мировой войне.

План Маршалла начал осуществляться с 4 апреля 1948 года, когда конгресс США принял закон «Об экономическом сотрудничестве», предусматривавший 4-летнюю программу экономической помощи Европе. Общая сумма ассигнований по плану Маршалла (с 4 апреля 1948 по декабрь 1951) составила около 13 млрд. долларов, причём основная доля пришлась на Англию (2,8 млрд.), Францию (2,5 млрд.), Италию (1,3 млрд.), Западную Германию (1,3 млрд.), Голландию (1 млрд.). При этом американцы, в качестве предварительного условия предоставления помощи, потребовали выведения коммунистов из состава правительств стран, подписавших договор. К 1948 году ни в одном правительстве Западной Европы коммунистов не было.

Позже План Маршалла был применён также к Японии и некоторым другим странам Восточной Азии.
К концу Второй мировой войны большая часть Европы была разрушена.
Постоянные воздушные бомбардировки сильно разрушили большинство крупных городов и промышленных объектов. Многие из крупнейших городов континента, в том числе Варшава, Роттердам и Берлин, лежали в руинах. Экономическая структура региона была разрушена, и миллионы людей остались без крова. Общее разрушение сельского хозяйства привело к голоду в некоторых частях континента, с наибольшей силой он проявился суровой зимой 1946—1947 годов на северо-западе Европы.
Особенно сильно была повреждена транспортная инфраструктура, так как железные дороги, мосты и доки были мишенью для ударов с воздуха; в то же время множество торговых судов было потоплено. Хотя большинство малых городов и сёл Западной Европы не понесли ущерба, уничтожение транспортных связей оставило их в экономической изоляции. Ни одна из этих проблем не могла быть решена, так как большинство стран были финансово несостоятельны после затрат на войну. Единственными странами, чья инфраструктура незначительно пострадала во время войны, были Канада и США. Но экспорт играл немаловажную роль в американской экономике. Поэтому план Маршалла предусматривал сбыт товаров и продуктов странам Европы.
Экономика Европы восстанавливалась очень медленно, так как безработица и нехватка продовольствия привела к забастовкам и беспорядкам в ряде стран. В 1947 году европейские страны по-прежнему находились значительно ниже своего довоенного уровня, но были и некоторые признаки роста. Сельскохозяйственная продукция составляла 83% от уровня 1938 года, промышленное производство составило 88 %, а экспорт — только 59 %. В Великобритании ситуация не была столь тяжелой. В Германии в 1945—1946 годах условия жизни и питание были плохими, нарушилась транспортная связь. В западной части страны после многочисленных бомбардировок было уничтожено 5 млн. домов и квартир, и в то же время из восточной части (включая территории, переданные Польше) прибыло 12 млн. беженцев. Производство продуктов питания составляло только две трети от довоенного уровня, в то время как зерно и мясо больше не поставлялось с Востока. Крупные партии продуктов питания из оккупированных стран, которые получала Германия во время войны, иссякли.

США выдвинули ряд жестких требований: отказ от национализации промышленности, предоставление свободы частного предпринимательства, одностороннее снижение таможенных тарифов на импорт американских товаров, вывод коммунистов из состава правительства, ограничение торговли со странами «просоциалистической ориентации» и так далее. Согласно этим требованиям европейские страны максимально прекращали сотрудничество с социалистическими государствами, а также изгоняли представителей коммунистических партий со всех значимых руководящих постов.

От Плана Маршалла выигрывал и американский бизнес: с односторонним снижением таможенных пошлин на американские товары, для компаний США открывался огромный европейский рынок, который нуждался в сырье, топливе, готовых промышленных товарах (особенно, промышленном оборудовании) для послевоенного восстановления экономик — во всем том, что европейцы произвести из-за разрухи не могли, либо могли, но крайне мало. У американских компаний также появились широкие возможности для инвестиционной деятельности: они стали активно вкладывать в экономики европейских стран свои капиталы, накопившиеся за время Второй мировой войны в ходе реализации военных заказов. К тому же, только американцы могли в то время выступать в качестве наиболее надежных инвесторов (европейские финансово-промышленные группы были сильно ослаблены).

Вместе с финансово-экономической помощью американцы предложили европейским странам использовать американские стандарты в управлении производством. Для этого в страны Европы были направлены множество инженеров, экономистов, статистов для обучения европейских специалистов новым, более эффективным методам организации и управления производством, испробованным и проверенным американцами в ходе Второй мировой войны. Тысячи специалистов из Европы поехали в США перенимать опыт, изучать новые технологии на предприятия и в университеты Америки. США по Плану Маршалла потратили на переобучение европейцев за четыре года действия этой программы всего 300 млн долларов, что было самым дешевым и при этом наиболее эффективным инструментом восстановления экономик стран Европы.

План Маршалла является одной из наиболее успешных экономических программ в истории, поскольку были достигнуты практически все его цели.
• Отрасли промышленности, которые, как казалось ранее, безнадежно устарели и утратили эффективность, были реструктурированы в короткие сроки и без изменения национальной экономической политики стран. В результате экономика европейских стран оправилась от последствий войны быстрее, чем этого можно было ожидать.
• Европейские страны смогли расплатиться по внешним долгам.
• Влияние коммунистов и СССР было ослаблено.
• Был восстановлен и укреплён европейский средний класс — гарант политической стабильности и устойчивого развития.

Администрация Трумэна запросила у конгресса на «план Маршалла» 29 миллиардов долларов в расчете на 4 года – с 1948 по 1952г. Фактически в Европу поступило около 17 миллиардов долларов. Помощь выделялась в основном в форме поставок американской промышленной продукции на основе займов и безвозмездно. Основными получателями помощи стали Франция, Великобритания, Италия и Западная Германия. Распределение средств по отдельным странам видно из следующей таблицы:
Действительно, во всех странах-участницах «плана Маршалла» коммунисты были исключены из правительств. При этом попирались все демократические принципы, о верности которым Соединённые Штаты громогласно заявляли и тогда, и сейчас.

Но дело было не только в коммунистах. Само формирование политических элит в странах-участницах «плана Маршалла» оказалось под контролем США. В результате платой за восстановление экономики стала частичная утрата политической и экономической независимости.
Следующей стадией стало создание военного Северо-Атлантического альянса, членами которого стали многие страны, участвовавшие в «плане Маршалла».

Кстати, после прекращения в 1951 году финансовой помощи по «плану Маршалла» вместо неё вступила в действие программа военной помощи США своим европейским союзникам по Северо-Атлантическому Альянсу в соответствии с законом «О взаимном обеспечении безопасности». Политическая составляющая плана Маршалла фактически лишила Западную Европу альтернативы, превратив европейские страны в сателлитов США

Политическая составляющая «плана Маршалла» подвергалась критике и в самих Соединённых Штатах. Так, бывший вице-президент США Генри Уоллес, занимавший этот пост при Франклине Рузвельте, без обиняков называл его инструментом холодной войны против СССР.

Официально исчерпанным «план Маршалла» был объявлен 30 декабря 1951 года, когда в действие вступил закон «О взаимном обеспечении безопасности», утвержденный Конгрессом США 10 октября 1951 года. Суть — с его введением США могли предоставлять своим европейским союзникам-вассалам военную и экономическую помощь. Европейские державы, игравшие некогда ведущую роль в мире, стали придатками американской военно-экономической машины. Но «план Маршалла», бесспорно, самый успешный внешнеполитический проект США, принес не только этот результат.

Вашингтон получил ощутимые профиты стратегического значения и по другим направлениям: европейский рынок оказался полностью под контролем американских монополий; доллар стал основой международных расчетов, отодвинув национальные валюты на второй план; прибыль, полученная в Европе, была направлена на структурную перестройку экономики США; зависимое положение европейских стран позволило создать блок НАТО, причем расходы на содержание его инфраструктуры оплачивали не США, а его союзники.

Таким образом усилилось не только политическое, но и экономическое разделение Европы. План Маршалла помог восстановлению западноевропейской экономики, способствовал интеграции экономик Западной Европы, усилил позиции доллара в Западной Европе, что было выгодно США.
Разумеется, видели это и в Советском Союзе, власти которого приложили максимум усилий по недопущению вовлечения в этот план стран, входивших в сферу влияния СССР.

Иного выбора у Советского Союза и быть не могло. В ответ на формирование НАТО в Восточной Европе была сформирована Организация Варшавского договора, в ответ на создание атлантического общего рынка Советский Союз создал Совет экономической взаимопомощи.
«План Маршалла» стал продолжением знаменитой речи Черчилля в Фултоне.
Если речь британского политика стала началом политического раскола послевоенной Европы, то «план Маршалла» обеспечил его экономическую составляющую.

Хочется вспомнить в связи с «планом Маршалла»,что Советский Союз и страны Восточной Европы преодолели послевоенную разруху и вышли на высокие темпы экономического роста без всякой американской помощи. На протяжении десятилетий они вполне успешно конкурировали со странами Запада. Кризис же социалистической системы в 1980-х годах является темой для отдельного разговора, к «плану Маршалла» отношения не имеющего.

Не менее известно обстоятельства новейшей истории развития России в 90-х годах, когда экономика нашей страны по уверениям либералов-руководителей экономического блока Правительства не могла существовать без займов МВФ. И попала в жесткую зависимость от политики этого фонда, закрепленную миллиардными долгами. Страна находилась на грани потери суверенитета в денежно-кредитной сфере, если бы не дефолт 1998 года и последующая грамотная деятельность правительства Примакова — Маслюкова неизвестно к какому результату американской экспансии могла бы подойти наша страна.

Самоубийственная и саморазрушительная позиция Евросоюза в «украинском кризисе» — не что иное, как последствия европейской зависимости от США, заложенной «планом Маршалла». Инструменты времен «плана Маршалла» не без успеха действуют до сих пор. «Ямайское соглашение» (модернизация Бреттон-Вуда) по-прежнему поддерживает определяющую роль доллара в системе международных расчетов. МВФ и ВБРР, как и семьдесят лет назад, навязывают долларовую помощь-удавку развивающимся странам. И на прежних условиях — строго соблюдать соответствующие рекомендации, мало чем отличающиеся от шаблонов Госдепа для разоренной послевоенной Европы… Так что срок годности «плана Маршалла» пока не исчерпан.
Источник: статья подготовлена с использованием материалов сайтов
https://www.pnp.ru/politics/ekonomicheskiy-plan-perekroivshiy-mirovuyu-politicheskuyu-sistemu.html
http://whatismoney.ru/, https://weekend.rambler.ru/

Поделиться в сетях:

Комментарии отключены.