Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Реновация

Самый богатый опыт накоплен в США. Здесь с 1949-го по 1974-й реализовывался грандиозный план по реновации под названием Urban Renoval Program. Он охватывал 458 городов. За этот период переселили 2 млн семей, было осуществлено 2 100 проектов преимущественно за счет федерального бюджета (потрачено порядка $60 млрд). Было создано специальное агентство, которое наделили правом изъятия земель для нужд реновации.

Целью американской программы было сделать территории привлекательными для частных инвесторов. В США программа вызвала большой резонанс, причем далеко не всегда позитивный. В частности, критике подвергалось то, что одни девелоперы получали преимущества перед другими.
Среди прочего критики указывали на то, что многие малые предприятия на этих территориях оказались банкротами. Появилась также новая, жилищная, сегрегация: бедных селили рядом с бедными, а «цветных» — рядом с «цветными». В некоторых районах, специально созданных для переселенцев, так никто и не прижился. В итоге через 10—15 лет такие «реновационные пустоши» были снесены.

В 2010 году в США провели специальное исследование результатов Urban Renoval Program. Был сделан вывод, что, несмотря на определенные издержки, она имела позитивный характер. Выяснилось следующее: чем масштабнее реновационный проект, тем лучше.

Авторы исследования отметили и недостатки программы. Во-первых, поступления в казну от налога на недвижимость оказались меньше, чем того ожидали. Значительная часть поступлений осела в специальном агентстве и расходовалась на другие реновационные проекты, а не пополняла местные бюджеты. Например, в Калифорнии, где к реализации программы приступили в 1952 году, не смогли спрогнозировать, на сколько возрастет стоимость недвижимости. Доходы от нее росли не так быстро, как предполагали, и не в той пропорции, что привело к бюджетному дефициту.

Свой вариант реновации опробовала Япония. Здесь соответствующая программа стартовала в 1986 году и охватила 22 города. Однако экономический кризис приостановил ее реализацию на десятилетие.
От американского варианта японский отличался большим участием частных компаний в реновации. Им предоставили определенные экономические льготы и свободу выбора — что строить на реновационных землях. Еще одной особенностью была большая плотность застройки.
В Японии проекты поделили на две категории: без серьезных преобразований и с кардинальной перестройкой участков. Такое деление позволило реализовывать проекты с гораздо меньшим количеством конфликтов.

Среди азиатских реноваторов и Южная Корея. Всякий, кто посещает ее столицу сегодня, и кто бывал в Сеуле хотя бы лет пять назад, не могут не видеть здесь большие перемены. В Сеуле тоже реализовывался серьезный реновационный проект. Причем предпочтение отдавалось не радикальному варианту — «все снести», а реконструкции, ремонту зданий. Для этого специально стимулировали собственников к проведению таких работ, к увеличению плотности застройки.
Вообще, для Японии и Южной Кореи характерно максимальное вовлечение собственников в процесс реновации. С этой целью создавались специальные организации, где обсуждались планы преобразования городских участков, шел поиск финансовых схем при деятельном участии властей, которые оказывали денежную поддержку реноваторам. В Японии, к примеру, открыли агентство, помогавшее собственникам недвижимости организоваться, находить общий язык друг с другом, проводить переговоры с инвесторами и строителями.

Такие меры позволили резко снизить количество недовольных. Например, при реализации проекта Roppongi Hills в Токио 80% из 500 резидентов остались жить и работать на том же месте, что и до реновации. Да и в США этому вопросу уделяли большое внимание. Подчас на заключение соглашения между девелопером и местными жителями уходило до 10 лет. И лишь когда 90% из них соглашались с представленным планом, начиналась реализация проекта.
Источник: https://rcmm.ru/

Image by Freepik

Поделиться в сетях:

Комментарии отключены.