Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Проблемы миротворческих миссий ООН на Ближнем Востоке

Доклад участника Круглого стола «Роль ООН в современном мире» к международному Дню Организации Объединенных Наций 25 октября 2022 г. г. Саратов, СГУ им. Н.Г. Чернышевского

Количество жертв на Ближнем Востоке ежегодно исчисляется десятками тысяч человек. Вместе с непосредственными человеческими потерями мы так же должны взглянуть на косвенные последствия нестабильности: миллионы беженцев, систематическое нарушение элементарных прав человека и углубление политического радикализма.

Одним из инструментов, который действительно может предотвратить эскалацию напряжённости и рост жертв конфликтов является Организация Объединённых Наций и её миротворческие механизмы.

В первую очередь, нужно дать характеристику проблемных сторон самого региона: местным конфликтам в их политическом и социальном измерении, межэтническим и межконфессиональным взаимоотношениям. Сделав это, мы сможем оценить потенциал миротворческих операций на ближнем востоке.

Представляется разумным выделить следующие типы конфликтов, характерных для Ближневосточного региона:
– этнические конфликты;
– религиозные конфликты;
– войны организованных групп (племен и политических формирований);
– межгосударственные конфликты, которые, в сущности, являются продолжением вышеперечисленных противоречий.

В ⅩⅩⅠ веке проблемы во взаимодействии людей, основанные на этнических различиях можно встретить практически повсеместно: проблемы этнических меньшинств и сепаратистские тенденции в государствах ЕС, пережитки рабовладельческого наследия в США и, конечно же, перманентная «война всех против всех» на Ближнем Востоке. В общих чертах этнические конфликты Ближнего Востока можно описать как следствие давних противоречий, вызванных этническим разнообразием и колониальным прошлым региона.

«Война, начавшаяся в далёком 1914 г., для арабского региона так и не закончилась. И дело здесь не только в начертанных без учёта этно-конфессиональных особенностей населения территориальных границах, сколько в столкновении интересов многих стран. Незатихающее минное поле арабского мира из кровавых конфликтов и непримиримых противоречий заставляет многих специалистов вернуться к истокам и критиковать соглашение Сайкс – Пико, которое стало причиной превращения региона в «пороховую бочку» современности» – пишут кандидат исторических наук Чикризова Ольга Сергеевна и доктор юридических наук Сошникова Екатерина Олеговна.

Межэтнические конфликты внутри стран Ближнего Востока часто сопровождают конфликты религиозного характера. Антагонизм на почве многовековой истории противостояния шиитской и суннитской ветвей ислама в сочетании с не менее длительной историей конфликта курдского, тюркского и иранского населения на данной территории в конце концов привёл к формированию очень хрупкой системы равновесия.

То, что эта система, например, в Ираке, рухнула в 2003 году вместе с режимом Саддама Хусейна и в Сирии после событий «Арабской весны», показывает всю опасность похожего развития событий в других странах. Результатом может стать кровавое противостояния на этнорелигиозной почве. Отголоски этого конфликта мы слышали летом-осенью 2022 года, когда сторонники шиитского имама Муктады ас-Садра почти полностью овладели «Зелёной зоной» Багдада. Организованная группа в любых условиях представляет из себя определённую силу, способную влиять на политические и социальные процессы в обществе.

На Ближнем Востоке можно выделить два вида таких групп: племена и политические организации. Совершенно естественно, что рано или поздно такие организационные силы могут вступать в конфликты друг с другом, с государством или с более крупными организованными или децентрализованными общностями.

Межплеменные отношения и отношения племён с государством издревле играли огромную роль в Северной Африке и на Ближнем Востоке. Племенные объединения, вступая в симбиотические или антагонистические отношения с городом, основывали новые династии, торговали, служили опорой и поддержкой различных политических сил внутри оседлых сообществ. Соответственно, сложная система родственных и культурных связей между племенами создаёт определённые трудности для исследователей и для международных миротворцев, ведь племя, как организованная группа людей, иногда людей вооружённых, является ещё и политическим актором, с которым нужно договариваться, и которое в случае недопонимания может оказать сопротивление миротворческим силам, основываясь на религиозных и или иных принципах.

Второй организованной силой в политическом процессе можно назвать политические партии и движения. Новый всплеск активности политических групп сопровождал события «Арабской весны», когда в результате народных волнений во многих странах региона от власти были отстранены партии, занимающие господствующее положение на протяжении предшествующих лет. Поворот арабских «поствесенних» стран к демократической модели привёл как к положительным, так и к негативным последствиям.

Так, например, Дринова, Е.М., выделяя общие черты «нелиберальной демократии», которая, по её мнению, стала синтезом исламской культуры и политических институтов Запада, отмечает, что «в [«поствесенней»] стране реально или формально существуют институты демократии, однако их деятельность способствует приходу к власти фундаменталистов. «…» Так, например, особенность нелиберальной демократии в Иране заключается в том, что в стране существует авторитарная форма правления, основанная на теократических принципах, которая вполне сочетается с функционированием демократических институтов (президент, парламент)».

Уже приводившиеся в качестве иллюстрации акторов религиозных конфликтов сторонники шиитского имама Муктады ас-Садра являют собой так же и пример организованной политической группы, стоящей на позициях радикального ислама. Это демонстрирует нам тесную связь этнорелигиозных конфликтов и противоречий организованных политических групп. В практическом плане это означает, что для эффективных действий миротворческих подразделений в данном регионе необходимо брать во внимание отношения парламентских и заметных непарламентских партий друг к другу, а так же их религиозную и этническую составляющую их социальной базы.

Определившись с наиболее значимыми для исследования специфическими региональными чертами, теперь мы можем выявить их следствия.
Как уже можно было отметить, миротворческим операциям в регионе противодействует сложнейшая система взаимозависимых политических и социальных сил. Их стоит иметь ввиду и рассматривать каждого актора, во-первых, индивидуально, в том плане, что для каждого конкретного случая важная для предотвращения или остановки политическая, этническая или религиозная общность должна быть рассмотрена как отдельная единица с присущими ей спецификой. Во-вторых, характеризуя конкретную силу добросовестный исследователь должен как можно глубже проследить систему взаимозависимостей между ней и другими силами.

Таким образом, мы можем сказать, что миротворческие операции на Ближнем Востоке в силу специфики региональной политико-социальной ситуации является значительным испытанием для механизмов ООН. Тем ценнее его дальнейшее исследование, ведь это один из посильных шагов к миру во всём мире под эгидой ООН.

Автор: Смирнов Владислав Дмитриевич
студент бакалавриата 4 курса ИИМО СГУ, направление подготовки «Международные отношения»

Изображение на заставке: Image by www.slon.pics on Freepik

Поделиться в сетях: