Гендерное равенство – принцип, согласно которому мужчины и женщины должны обладать равными правами, возможностями и обязанностями во всех сферах общественной жизни – от участия в политике и экономике до доступа к образованию, медицине, труду и культуре. Эта идея неотделима от более широких процессов демократизации, развития гражданского общества и утверждения прав человека. Эмансипация женщин, начавшаяся в европейских странах еще в XIX веке и получившая значительное ускорение в XX веке, радикально изменила роль женщины в обществе. Сегодня гендерное равенство рассматривается как неотъемлемая часть устойчивого развития и социальной справедливости.
За последние десятилетия в мировой политике и правовом пространстве наметилась устойчивая тенденция к признанию и расширению прав женщин. Международные организации, такие как ООН, Европейский союз, Всемирная организация здравоохранения, Международный олимпийский комитет и другие, реализуют активную политику по внедрению механизмов гендерного баланса и созданию институциональных условий для равного участия женщин и мужчин.
Тем не менее, несмотря на достигнутый прогресс, вопросы гендерного равенства по-прежнему остаются актуальными и требуют пристального внимания. Наряду с положительными примерами сохраняются проблемы неравной оплаты труда, недостаточного представительства женщин в органах власти, а также устойчивых социокультурных стереотипов, препятствующих полноценной реализации потенциала женщин в профессиональной и общественной жизни.
Настоящее обзорное исследование рассматривает достижения и вызовы, связанные с реализацией гендерного равенства в современном мире, анализирует примеры из различных стран и сфер, а также акцентирует внимание на роли этой тенденции в формировании будущего глобального общества.
Современное состояние вопроса
Современный этап развития международных отношений характеризуется активным внедрением принципов гендерного равенства в ключевые сферы глобального управления, права и общественной жизни. Одним из наиболее ярких индикаторов прогресса в данной области является систематическая трансформация международных институтов, направленная на обеспечение равного участия женщин и мужчин.
Спорт
Одной из наиболее показательных сфер является спорт, в частности олимпийское движение. К примеру, если в середине XX века участие женщин в Олимпийских играх ограничивалось несколькими дисциплинами, то к настоящему времени достигнут паритет, количество женских и мужских соревнований практически сравнялось, как и общее число разыгрываемых медалей. Женщины активно участвуют в ранее традиционно «мужских» видах спорта, таких как футбол, хоккей, тяжелая атлетика, борьба, и демонстрируют высокие результаты.
Стоит отметить, что политика гендерного равенства касается не только состава участников, но и управления в спортивной сфере. Если в 1990-х годах женщины составляли менее 10% членов Международного олимпийского комитета, то по состоянию на 2024 год их доля достигла примерно 45%. Кроме того, МОК декларирует своей целью достижение равного представительства женщин и мужчин не только среди спортсменов, но и в структурах судейства, администрирования и национальных олимпийских комитетов.
Гендерное равенство в спорте стало одной из приоритетных задач международного спортивного сообщества, особенно в рамках олимпийского движения. Значительный прогресс в этой области был достигнут на Олимпийских играх в Токио (2020), которые, несмотря на перенос, вошли в историю как самые «гендерно сбалансированные».
Женщины составили 48,8% всех участников Игр, что стало рекордным показателем. Кроме того, в каждой национальной команде присутствовали как минимум по одному спортсмену и одной спортсменке, а количество смешанных дисциплин увеличилось почти в два раза по сравнению с предыдущими Играми в Рио-де-Жанейро (2016) – с 9 до 18 соревнований. Это стало важным шагом не только в сторону численного равенства, но и в утверждении равных возможностей на уровне форматов и видов соревнований.
Международные структуры
Сходные процессы происходят и в других международных структурах. Организация Объединенных Наций, начиная с 1970-х годов, разработала и приняла ряд ключевых документов, направленных на устранение дискриминации по половому признаку, включая Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979 г.), Пекинскую декларацию и Платформу действий (1995 г.), а также Цели устойчивого развития, в которых гендерное равенство обозначено как одна из приоритетных задач (ЦУР №5). Эти инициативы подкреплены созданием специальных институтов – например, структуры «ООН-Женщины», занимающейся мониторингом и координацией соответствующих программ.
Согласно данным ООН, к 2024 году 35,5% всех сотрудников системы ООН на руководящих должностях составляли женщины. Генеральный секретарь Антониу Гутерриш в 2017 году провозгласил курс на достижение полного гендерного равенства в структуре ООН к 2028 году, и на сегодняшний день равенство уже достигнуто на уровне «высшего руководства» – среди старших советников, заместителей и директоров департаментов Генерального секретаря женщины составляют 50%.
В Европейском союзе аналогичная политика проводится с 2019 года, председатель Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен впервые в истории предложила гендерно сбалансированный состав комиссии – 13 женщин и 14 мужчин. Кроме того, Европарламент в 2024 году включал 40% женщин среди депутатов, что является одним из самых высоких показателей среди законодательных органов мира.
Всемирная организация здравоохранения также провозгласила курс на равное представительство, в 2022 году женщины составили 47% сотрудников на всех уровнях, однако на уровне региональных директоров их доля остается ниже – около 36%, что подчеркивает необходимость дальнейшей работы над устранением вертикального дисбаланса.
Женщины и армия
Одним из значимых достижений последних лет является расширение участия женщин в вооруженных силах. Ряд государств (например, Израиль, Норвегия, Канада, США) внедрили политику равного доступа женщин к военной службе, включая возможность занятия командных должностей.
Согласно данным Международного института стратегических исследований за 2024 год, в большинстве стран – членов НАТО, женщины составляют от 10 до 20% личного состава регулярной армии. Увеличивается численность женщин в армии, а также разрабатываются меры по созданию инклюзивной военной среды. Несмотря на сохраняющиеся проблемы, связанные с бытовой дискриминацией, стигматизацией и угрозой сексуального насилия, сам факт активного присутствия женщин в оборонной сфере свидетельствует о глубинных изменениях в общественном сознании и политике безопасности.
В США женщины составляют около 17% всех военнослужащих активной службы и около 21% резерва. По данным Пентагона, с 2016 года женщины получили допуск ко всем военным специальностям, включая пехоту, бронетанковые войска и спецподразделения. В 2023 году более 30 женщин командовали подразделениями батальонного уровня и выше.
В Израиле, где армейская служба обязательна и для женщин, они составляют около 40% от всего личного состава Армии обороны Израиля. Более того, женщины допущены к службе в «боевых частях», включая ВВС, артиллерию и разведку. С 2022 года действует программа по увеличению числа женщин в элитных войсках, включая подготовку для снайперских и десантных подразделений.
В Норвегии, первой стране НАТО, которая ввела обязательный призыв для женщин наравне с мужчинами (с 2015 года), женщины составляют около 20% от общей численности вооруженных сил, включая командные и технические должности. В 2024 году женщины занимали более 30% руководящих позиций в Министерстве обороны страны.
Отдельно стоит упомянуть о России, по официальным данным Министерства обороны, на 2024 год служат более 45 тысяч женщин, что составляет около 4% от общего числа военнослужащих. Женщины задействованы преимущественно в медицинских, административных, инженерных и вспомогательных подразделениях, хотя отдельные военные в последние годы допускаются и в офицерский корпус.
Помимо указанных сфер, гендерное равенство все активнее внедряется в управление международными компаниями, научными институтами, образовательными структурами и средствами массовой информации. Практика квотирования, создание программ «лидерства для женщин», информационные кампании и регулярные мониторинговые отчеты становятся инструментами формирования устойчивой инклюзивной политики.
Иными словами, на международном уровне наблюдается поступательное расширение механизмов поддержки женщин и устранения институциональных барьеров для их участия в общественной жизни. Эти достижения, подкреплены нормативными актами, статистикой и реальными примерами, они формируют основу для дальнейшего продвижения гендерного равенства в глобальном масштабе.
Актуальные проблемы
Несмотря на значительный прогресс в сфере институционализации гендерного равенства, современное общество продолжает сталкиваться с рядом устойчивых проблем, препятствующих полной реализации принципа равных возможностей. Эти вызовы затрагивают как экономическую и политическую сферы, так и социокультурные установки, массовое сознание и повседневные практики.
Одной из ключевых проблем остается феномен так называемого «стеклянного потолка» – невидимых, но устойчивых барьеров, ограничивающих продвижение женщин на высшие управленческие и руководящие позиции. По данным McKinsey & Company (2023), в странах Европы и Северной Америки женщины занимают только 25% позиций в топ-менеджменте, несмотря на то, что на уровне начальных управленческих должностей их доля превышает 40%. В России, согласно исследованиям Высшей школы экономики, только 8–10% крупных компаний имеют женщин на позиции генерального директора или председателя совета директоров.
Во многих странах женщины представлены в низших и средних звеньях менеджмента, но практически отсутствуют на уровне стратегического принятия решений. Даже в странах с высокими показателями гендерного равенства, таких как Германия, Франция или Канада, женщины составляют меньшинство в составе советов директоров, кабинетов министров и глав транснациональных корпораций.
Не менее актуальной остается проблема гендерного разрыва в оплате труда. По данным Международной организации труда, в среднем женщины по всему миру зарабатывают на 20% меньше мужчин при сопоставимой квалификации и объеме труда. В странах с высоким уровнем дохода этот разрыв колеблется в пределах 12–16%, в то время как в странах с развивающейся экономикой может достигать 30–40%. Например, в Германии он составляет 18%, во Франции – 15%, в Японии – около 22%, а в России – около 25%, согласно данным Росстата.
Разрыв особенно заметен в частном секторе, а также в сферах с высокой капитализацией и конкуренцией. Этот дисбаланс обусловлен не только дискриминационными практиками, но и системными факторами, например, большей занятостью женщин в низкооплачиваемых отраслях, перерывами в карьере из-за материнства, а также «ограниченным доступом» к карьерному продвижению.
Социокультурные стереотипы и традиционные представления о роли женщины также продолжают оказывать значительное влияние. В медиа, рекламе, школьном образовании и массовой культуре нередко воспроизводятся «патриархальные модели», в которых женщина представлена как объект заботы, а не как самостоятельный субъект социальной активности. В странах с консервативными политическими режимами и устойчивыми религиозными традициями женщины сталкиваются с ограничениями в праве на передвижение, образе жизни, выборе профессии. В некоторых странах женщинам не дают возможности иметь даже базовое образование.
Особое внимание в современном гендерном дискурсе уделяется «позитивной дискриминации» – введению квот и специальных программ поддержки женщин. Хотя данные меры направлены на устранение исторической несправедливости и структурного неравенства, они вызывают споры в академической и общественной среде. Критики указывают на риски формализации подхода, при котором достигается числовой паритет, но игнорируются вопросы качества участия и реального влияния. Также нельзя игнорировать факт того, что позитивная дискриминация это все еще дискриминация, а выстраивать прочный фундамент, основанный на принципах неравенства, не выйдет.
Кроме того, нельзя игнорировать глубоко укоренившиеся проблемы, характерные для развивающихся стран. В ряде регионов Африки, Азии и Ближнего Востока женщины по-прежнему лишены базовых прав, а именно: доступа к образованию, медицине, правосудию. Сохраняются практики ранних и принудительных браков, насилия, «женского обрезания». Эти явления остаются в тени глобальной повестки, несмотря на декларации и международные обязательства.
Анализ гендерного равенства в различных регионах
Гендерное равенство как социальная и политическая цель реализуется в разных странах с различной степенью успешности. Уровень вовлеченности женщин в экономическую, политическую и культурную жизнь общества во многом определяется историческими, культурными, религиозными и правовыми особенностями конкретного государства. В этом контексте представляется целесообразным рассмотреть как примеры государств, добившихся значительных успехов в деле реализации гендерного равенства, так и страны, где соответствующие процессы затруднены или носят формальный характер.
Страны с высоким уровнем гендерного равенства
Наиболее последовательную и результативную политику в области гендерного равенства демонстрируют скандинавские страны. Согласно Индексу гендерного разрыва Всемирного экономического форума за 2024 год, первое место занимает Исландия, которая удерживает лидерство по данному показателю уже более десяти лет подряд. Женщины в Исландии составляют около 48% парламента, они также занимают ключевые посты в правительстве, бизнесе и судебной системе. В 2021 году исландский парламент официально утвердил закон, согласно которому компании с численностью более 25 человек обязаны документально подтверждать равную оплату труда вне зависимости от пола.
Швеция, Норвегия и Финляндия также входят в первую десятку стран с наименьшим гендерным разрывом. В Норвегии действует обязательная квота: не менее 40% членов советов директоров государственных и крупных частных компаний должны быть женщинами. Кроме того, правительство предоставляет длительные оплачиваемые отпуска по уходу за ребенком для обоих родителей, что способствует более справедливому распределению семейных обязанностей.
Франция также демонстрирует прогресс, благодаря закону о гендерном равенстве от 2014 года и закону о равном представительстве от 2011 года в парламенте и региональных советах была достигнута почти полная паритетность – около 46% мест занимают женщины. По данным Национального института статистики и экономических исследований, разрыв в оплате труда между мужчинами и женщинами в частном секторе во Франции в 2024 году составил около 15%, а в государственном – менее 10%.
Государства с умеренным уровнем прогресса
В США движение за гендерное равенство приобрело массовый характер в середине XX века и продолжает активно развиваться, однако сохраняются значительные противоречия. Женщины занимают около 28% мест в Конгрессе, согласно данным Центра американских женщин в политике на 2024 год, и хотя это рекордный показатель, (за всю историю страны, прим.авт.) он далек от паритета. Разрыв в оплате труда по-прежнему составляет около 17% в среднем по стране. На фоне сильной правовой базы и активного феминистского движения сохраняются социокультурные барьеры, особенно в отдельных штатах с более традиционными установками.
Россия, несмотря на декларирование принципов равноправия, демонстрирует более сложную и противоречивую ситуацию. Женщины составляют более 75% работников в образовании и здравоохранении, но лишь около 16% депутатов Государственной думы (на 2024 год), и всего 2 из 85 глав субъектов Федерации являются женщинами. При этом в России сохраняется правовой запрет на труд женщин в ряде «вредных» профессий (хотя перечень был сокращен в 2021 году с 456 до 100 позиций), а дискуссия о введении гендерных квот не имеет широкой поддержки среди населения. Разрыв в оплате труда между мужчинами и женщинами в среднем составляет около 25%.
Страны с низким уровнем гендерного равенства
Наименее благоприятной остается ситуация в странах с авторитарными политическими режимами и религиозными ограничениями. В Афганистане после прихода к власти движения «Талибан»[1] женщины были практически полностью исключены из общественной жизни, им было запрещено получать среднее и высшее образование, работать в государственных и большинстве частных организаций, свободно передвигаться без сопровождения мужчины. В ООН ситуацию справедливо называют «гендерным апартеидом».
В Иране, несмотря на высокий уровень женского образования (по данным ЮНЕСКО, женщины составляют около 60% студентов вузов), они существенно ограничены в политических правах, им запрещено занимать пост президента страны, а уровень представительства в парламенте не превышает 6%. Кроме того, соблюдение строгих норм дресс-кода и общественного поведения остается обязательным. Особенно все эти запреты ощущаются в наиболее консервативных районах страны, тогда как в большинстве крупных городов формальные нормы дресс-кода перестают быть де-факто обязательными к исполнению.
На большей части африканского континента сохраняются практики, препятствующие реализации прав женщин, а именно: ранние браки, гендерное насилие, отсутствие доступа к медицинской помощи. В ряде стран (например, Сомали, Чад, Южный Судан) уровень женской грамотности не превышает 30–40%.
Таким образом, несмотря на глобальный характер движения за гендерное равенство, темпы и глубина его реализации варьируются в зависимости от политических, экономических и культурных условий. Примеры успешных стран показывают, что институциональная поддержка, политическая воля и изменение общественного сознания способны существенно сократить гендерный разрыв, однако сохраняющиеся барьеры свидетельствуют о необходимости комплексного подхода и международного сотрудничества.
Итоги
Гендерное равенство в XXI веке стало не только вопросом социальной справедливости, но и важнейшим фактором устойчивого развития, эффективности управления и модернизации обществ. Как показал приведенный обзор, на глобальном уровне наблюдается явная тенденция к расширению прав и возможностей женщин, повышению их участия в общественной, политической и экономической жизни. Внедрение принципов гендерного баланса стало частью стратегии ведущих международных организаций и прогрессивных государств, что отражается в нормативных документах, институциональных изменениях и устойчивых показателях динамики.
По данным отчета ООН по гендерному равенству за 2024 год, женщины занимают в среднем 26,5% мест в национальных парламентах мира, что является значительным ростом по сравнению с 11% в 1995 году. В сфере образования глобальный разрыв между мужчинами и женщинами практически устранен на уровне начального и среднего образования: по данным ЮНЕСКО, в 2022 году девочки составляли 49% учащихся начальных школ и 48% учащихся средних школ по всему миру. Тем не менее, сохраняются значительные различия в доступе к высшему образованию и особенно к техническим и инженерным специальностям.
Экономическая сфера остается одной из самых инерционных в плане достижения гендерного равенства. Всемирный банк указывает, что лишь 6 из 190 стран обеспечивают полное юридическое равенство женщин и мужчин по всем ключевым параметрам трудового и семейного права. Разрыв в заработной плате по-прежнему составляет в среднем 20% во всем мире, а женская безработица остается выше, чем мужская, почти на всех континентах. Более того, женщины непропорционально представлены в неформальном секторе и часто сталкиваются с двойной нагрузкой – профессиональной и домашней.
Политическая репрезентация женщин также далека от паритетной. Несмотря на высокие показатели в отдельных странах (например, Исландия – 47% женщин в парламенте, Финляндия – 46%), в большинстве государств мира женщины по-прежнему остаются в меньшинстве на ключевых государственных постах. Согласно данным Межпарламентского союза, лишь 13 стран мира по состоянию на 2024 год имеют женщин на посту главы государства или правительства.
В то же время нельзя игнорировать проблемы и сопротивление, с которыми сталкивается продвижение гендерного равенства. Это и социокультурные стереотипы, и политические ограничения, и экономическая незащищенность женщин, особенно в странах с низким уровнем развития. Помимо этого, даже в обществах с высоким уровнем институционального равноправия женщины часто сталкиваются с латентными формами дискриминации, занижением заслуг.
Однако общий вектор остается неизменным: мир движется в сторону более инклюзивной, справедливой и равноправной модели развития. Гендерное равенство все чаще воспринимается не как отдельная социальная программа, а как универсальный критерий эффективности и устойчивости любых общественных институтов – от государственных структур до частного бизнеса. Международное сотрудничество, просветительская деятельность, реформа правовых систем и поддержка инициатив на местах – все эти инструменты позволяют надеяться на дальнейшее углубление позитивных изменений.
Гендерное равенство является не только моральной и правовой категорией, но и конкретным социальным процессом, который, несмотря на существующие трудности, имеет устойчивую восходящую динамику и, по всей вероятности, будет определять характер глобального развития в ближайшие десятилетия.
[1] на момент выхода статьи, организация «Талибан» была исключена из перечня террористических организаций, запрещенных на территории РФ (Решение от 17 апреля 2025 г. Верховный суд России по иску Генпрокуратуры о приостановлении запрета деятельности движения «Талибан», № АКПИ25-174с, вступило в силу 20.05.2025)
Автор: Владимир Уткин
Позиция редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций
Изображение: https://ru.freepik.com/
Поделиться в сетях: