Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Мнение эксперта: Гуманитаризация современной общеобразовательной школы: реалии и перспективы

Источник: http://www.airo-xxi.ru/

Авторы: А.Г. Макаров, С. Э. Макарова

В настоящее время резко увеличилось количество общеобразовательных школ, и даже добившихся статуса гимназий и лицеев, где практикуется преимущественно гуманитарный уклон. При этом акцент делается на изучение иностранных языков (в основном английского), увеличивается на несколько часов преподавание русского языка, в меньшей степени литературы и дополняется введением ряда дисциплин – риторики, москвоведения, мировой художественной культуры и др.

1. Простое увеличение числа и объема гуманитарных предметов. Собственно гуманитарных лицеев и гимназий создано немного, в большинстве же случаев это так называемые гуманитарные гимназические классы на базе общеобразовательных или экспериментальных школ. Преследуя благие цели в воспитании культурного и гуманитарно образованного ученика, тем не менее не включили в программу латинский и греческий, церковнославянский языки, основательное изучение библейских и мифологических сюжетов и историй, без знаний которых нельзя сформировать тип самостоятельного ученого в любой из сфер гуманитарной науки, будь то история, литература, юриспруденция и т.п.
Учебный день учеников предельно насыщен (7 8 уроков, не считая дополнительных, нулевых ). За счет чего же тогда такой большой объем ежедневных уроков?

Иностранные языки. На первый план выдвинуто изучение английского, а в ряде школ и еще одного иностранного языка (французского или немецкого). Оно отлично от методик специализированных школ с языковым уклоном, при отсутствии лингафонных кабинетов и систематических занятий фонетикой эти уроки зачастую становятся профанацией и для выполнения громоздкого домашнего задания предполагают дополнительные занятия ученика дома с родителями или репетитором.

Русский язык и литература. Давайте внимательно приглядимся к процессу преподавания гуманитарных дисциплин и распределению учебной нагрузки. Увеличение количества часов русского языка в гуманитарных классах не предполагает более высокого уровня его изучения или интегрирования со старославянским, а как правило просто ведут к возрастанию нагрузки за счет большего количества выполняемых заданий и упражнений в рамках прежней программы. Уроки литературы носят также ознакомительный, поверхностный характер и не предполагают глубокого подхода к изучению отечественной и мировой литературы.

История и география. Еще сложнее обстоят дела с преподаванием истории и географии. Преподавание эпизодических рассказов по родной истории возложено на учителей начальных классов и по количеству преподаваемых часов сокращено вдвое (1 час в неделю). Учителям приходится сдваивать параграфы и давать на одном уроке, к примеру, Ледовое побоище и Куликовскую битву одновременно. К какой мешанине в головах учеников это приводит можно только догадываться, особенно, если и сами преподаватели начальной школы не являются специалистами в области истории.

Граждановедение, риторика и др. нововведения. Можно было бы продолжать этот ряд возникших сложностей ), укажем лишь на тот факт, что один лишний час в неделю, который мог бы хотя частично скомпенсировать острую нехватку учебного времени, отдан в пятых, шестых и последующих классах на граждановедение, где пытаются отработать с детьми определения общества, морали, нравственности, преступления и т.п. Уровень восприятия общественных проблем и способности анализа шестиклассников не подготовлены к серьезному осмыслению и практической реализации в общественной жизни. Многие из этих проблем обсуждаются и должны обсуждаться в семье, а до десятого одиннадцатого класса освободилось бы определенное количество времени. Когда-то этот курс, только в сжатом варианте и под названием обществоведение, преподавался для старшеклассников, был направлен на подготовку их к самостоятельной социальной жизни и, таким образом, был оправдан как учебный предмет.

Для привлечения учащихся в гуманитарные классы школой предлагается ряд новых предметов с громкими и многообещающими названиями и среди них риторика. Предмет, призванный научить учащихся правильной декламации стихов, умению ясно и четко выражать свои мысли, развивать речь особыми приемами ораторского искусства привлекает внимание, прежде всего, родителей, но не имеет конечного результата, так как уроки риторики ведутся, как правило, психологами, сводятся к разбору неких психологических ситуаций или тестированию учащихся. Тем самым, загромождая и без того разросшийся учебный план и не давая действенной помощи учащимся, по сути своей становятся бесполезными, отвлекая от усвоения и изучения основных школьных дисциплин.

Москвоведение и МХК. Одно время по Москве было обязательным изучение с 1 по 11 кл. Москвоведения. В последний год средняя школа практически отошла от преподавания этой дисциплины, оставив несколько часов в 2-3 кл. начальной школы. Предмет, который призван пробудить любовь москвичей к своей столице, ее героической и культурной истории, сводится зачастую к простому перечислению названий улиц, архитектурных памятников вне связи с историей города и общероссийской историей. Без экскурсионного обеспечения он во многом становится еще одной меловой загадкой.

Мировая художественная культура. Казалось бы, верный путь научить детей прекрасному, понимать эстетику, технику, стили искусства, приблизить их к сокровенным тайнам божественной гармонии. Однако, став одним из основных предметов, он вынужден направить процесс обучения не на творческое развитие личности, а на запоминание огромного количества имен, названий произведений искусства и т.п., которые показываются и объясняются чуть ли не на пальцах: далеко не во всех школах имеются кабинеты МХК, телевизоры и видеомагнитофоны. Во многих школах еще остались от застойных времен диапроекторы, но и они бездействуют, т.к. нет плотных штор для затемнения и т.д. и т.п.

ОБЖ. Во многих школах активно практикуют ОБЖ – Основы безопасности и жизнедеятельности, заставляя с 5 класса писать конспекты в 5- 6 листов на уроке, либо отчитываться о прослушанном курсе научными работами, например: Трактат о разведении костра в лесу. В любом случае это похоже на преподавание в приюте сирот, которым кроме учителя некому объяснить основы жизни, и нет практики в быту.

2. Бермудский треугольник школы – учащиеся, родители, учителя.
Отчуждение ученика от школы. Низкая результативность всей учебной работы определяется во многом несовпадением целей как преподавательского состава, так и учащихся и их родителей. Начнем с учащихся. К чему они мысленно стремятся за годы учебы На вопрос кем ты хочешь стать , второклассницы отвечают: женой миллионера. В шестом или седьмом классе добавляется желание стать банкиром (!). Такие ответы достаточно характерны для основной массы учащихся, мысли и волевой настрой которых (если они имеются) направлены на достижение определенного ( благополучного ) социального статуса и с содержанием обучения и получаемых знаний напрямую не связаны. В современной России, в условиях резкого ограничения социальной мобильности и доступа основной части населения к материальным и культурным ценностям, подобные жизненные устремления молодежи заведомо недостижимы и лишь дезориентируют ее в жизни.
С другой стороны, содержательная сторона среднего образования, знания как таковые почти никак не влияют на социальный и, соответственно, материальный статус индивида в современном рыночном социуме. Поэтому она и не привлекает к себе внимания ученика, не требует его усердия и напряженной работы за годы учения в школе.

Отчуждение родителей от учащихся. Многие беды современного обучения в школе были бы невозможны, если бы не те изменения, которые произошли в современной русской семье. Давление материального фактора поделило родителей на две большие группы: одних заставляя напряженно работать, другим позволяя практически вообще не заботится о добывании жизненных благ и сосредоточиться на личных проблемах. Но вот что объединяет обе группы родителей стремление самоустраниться от непосредственного участия в обучении своего ребенка, в лучшем случае занимаясь формальным контролем выполнения домашних заданий.

В целом можно сказать, что на сегодня авторитет родителей в современной семье минимален, она быстро теряет свою роль в вопросах формирования и передачи интеллектуальной, нравственной и культурной традиции, превратившись прежде всего в ячейку потребления материальных благ.

Отчуждение учителей. Роль учителя гуманитарных предметов во многом определяется, с одной стороны, недостаточным уровнем подготовки, несоответствующим повышенным требованиям новых гуманитарных программ, а с другой нелегкими условиями работы. Зачастую можно наблюдать упрощение методики преподавания со стороны учителей и снижению ими затрат времени и сил на контроль за учебным процессом. Последнее, в свою очередь, требует все более формального подхода к учебному процессу и нивелировке аудитории. Страдает при этом наиболее способная и развитая, активная часть учеников.
Несмотря на многократные разговоры об индивидуальном подходе к ученику, учителя, как правило, ориентируются на среднего учащегося. Активный, эрудированный, опережающий общую программу ученик сегодня в гуманитарном классе оказывается невостребованным.

Тестирование. Одним из наиболее ярких проявлений формального подхода к контролю за обучением стало тестирование учащихся. Могут ли тесты сами по себе выявить уровень и качество знаний учащихся, пределы их возможностей, если все многообразие жизни подменено рядом упрощенных схем с примитивными, а, зачастую, просто смехотворными вариантами ответов Акцентированием внимания учащихся на отдельных, вырванных из общего контекста сведениях и фактах тестирование вытесняет способность учащих глобально, системно мыслить в контексте общего исторического и культурного развития, заставляет обращать внимание на отдельные факты вне общей связи, заучивать или зазубривать их. А нерадивых учащихся просто тыкать пальцем в небо, куда попадут. Кстати, и списывать при этой системе становится куда как более удобно, если вместо развернутого ответа достаточно спросить у соседа номер ответа: 3-а или 2-6.
Негативные формы приобретает тестирование по русскому языку и литературе, когда разрушительное действие направлено на само ядро формирования образованной личности на родной язык. Фрагменты известных литературных произведений, прежде всего поэтических, донельзя испещренные массой грамматических и пунктуационных ошибок, которые и предстоит исправлять ученику, не только заставляют работать мозг ученика от неправильного, ошибочного, но и сводят на нет культурный и нравственный аспект образования, лишают божественную силу талантливого слова своей вдохновенности и значимости.

Методология применяемых тестов фактически строится на принципе показа и обучения на неправильном примере, ошибочном знании, неверном действии, поскольку учащемуся в едином смысловом и фактическом ряду предлагаются вместе с правильным знанием, правильным ответом случайные и грубо ошибочные варианты ответов. При этом следует иметь в виду, что учебные планы перегружены и ослаблена работа учителя на уроке по объяснению материала. Учащийся вместо приобретения системы знаний о меняющемся мире и человеческом обществе оказывается перед необходимостью самостоятельно усваивать большое количество разнообразных текстов, полагаясь при этом на свою память и собственные сложившиеся (если они имеются) представления о предмете. Сделать при этом осмысленный и правильный выбор он не в состоянии. Возможности человеческого мозга в конечном счете ограничены, закрепление знания в памяти идет прежде всего за счет его упорядочивания в определенной иерархической системе. Введение же в оборот неправильных ответов не только создает дополнительную шумовую нагрузку, но, что гораздо серьезнее, ставит под сомнение уже имеющуюся иерархию знания, весьма еще непрочную, хаотизирует ее и, тем самым, приводит к прямо противоположному результату. В педагогике все эти особенности хорошо известны. Обучение на негативных, неправильных примерах недопустимо, поскольку в силу особенностей человеческой психики внимание обучаемого будет фиксироваться на неправильных, ошибочных вариантах, именно они, скорее всего, могут остаться в памяти ученика.

3. Перспективы гуманитаризации школы.
В современной русской общеобразовательной школе мировоззренческий и культурный уровень всех сторон, участвующих в образовательном процессе (учащихся, родителей, учителей), далек от классического, интеллектуального и культурного наследия человечества (на который, собственно, и ориентировано гуманитарное образование). Поэтому процесс обучения в целом становится бессодержательным и в данных условиях бесперспективным.
Система классического образования опиралась на несколько основополагающих принципов. На принципах гуманизма и христианской традиции основывалось целостное мировоззрение учащегося. Единую естественнонаучную картину мира давало изучение комплекса естественнонаучных дисциплин, прежде всего физика, химия, география.
Способность к формально-логическому, абстрактному мышлению формировалась, прежде всего, углубленными занятиями математикой, а также изучением элементов логики и философии.

Гуманитарные дисциплины в общеобразовательной школьной программе не могут существовать сами по себе, отдельно от остальных предметов. Поэтому правильнее было бы говорить не о гуманитарном, а о классическом образовании, которое должно ориентироваться на формирование целостного знания учащегося, развитие в нем способностей и навыков логического мышления, с одной стороны, что невозможно без основополагающих естественнонаучных предметов математики, физики и т. д.

Для состояния деградации, в котором находятся сегодня российское общество и государство, вопрос образования является второстепенным
на уровне того, как и чем занять многочисленные массы фактически незанятого и никому не нужного населения. Ни профессиональные высокообразованные работники, ни высоконравственные члены общества государству не нужны, а внутренних творческих и моральных сил основной массы русского населения достаточно лишь на пассивное сопротивление вялотекущему неблагоприятному развитию жизни, не более того. Добиться реальных изменений политики государства она не в состоянии и ожидает этих изменений только сверху. Предлагаемые же сегодня реформы, в том числе гуманитаризация начальной и средней школы, в сущности те же зеркальца и стеклянные бусы для современных туземцев, оглушенных красивыми витринами и говорящим телеящиком.

Социальный институт школы и система школьного образования унаследованы нами от советской эпохи. В действительности, корневые связи лежат еще глубже, поскольку советская школа фактически явилась результатом восстановления (правда, в урезанном виде) дореволюционной традиционной школьной системы в сталинские годы перед войной. В ее основе всегда лежали значительная социализация учащихся, целостная картина восприятия мира учащимся, значительная роль моральных и мировоззренческих основ в воспитании личности.

В современных рыночных условиях, которые в основном сводятся к прогрессирующей анархии в материальной, духовной и культурной сферах, сложившиеся основания существующей школьной системы быстро размываются. При этом значение любых частных попыток реформирования сводится лишь к ускорению разложения сложившейся и пока продолжающей существовать системы без какой-либо эффективной замены старой системы на новую.

Реальная жизненная перспектива большинства учащихся сильно отличается от того оптимистического образа, который пытаются предложить родителям и ученикам. В условиях ускоряющегося исчерпания природных ресурсов и нарастания экологических и экономических проблем как в России, так и во всем мире, ложные жизненные цели, вырабатываемые сегодня, могут сыграть злую шутку с поколением, вступающим в жизнь в начале XXI века. Смогут ли они выдержать ожесточенный мировой накал борьбы за ресурсы, за само право на жизнь на нашей перенаселенной Земле Какое значение будут иметь в их будущей напряженной трудовой жизни разрозненные и случайные гуманитарные сведения понемногу ни о чем.

Поделиться в сетях:

Комментарии отключены.