Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Две революции: что общего у якобинцев и большевиков?

14 июля, День взятия Бастилии, у многих граждан России снова «впустую прошел». А ведь если заглянуть в историю, то можно освежить в памяти, что День взятия Бастилии – центральное событие Великой французской революции.

Вспомнили мы об этой знаменательной дате вот в какой связи. Если бросить ретроспективный взгляд в мировую историю, то можно отметить, что в 19 веке важнейшим мировым событием стала Французская революция и последовавшие за ней революционные войны, а в 20 веке – Великая Октябрьская социалистическая революция.

На постсоветском пространстве у некоторые граждане называют Октябрьскую революцию «катастрофой для России», интересно, разделят ли их мнение американцы или французы? Зародились бы великие государства, не случись американской революции в 1775-1783 годах, а затем гражданской войны 1861–1865 годов, не будь Великой французской революции? Во всех этих войнах и революциях погибли миллионы людей, ценой своей жизни дав путь к становлению новых порядков. Князь Отто Бисмарк, стоявший у истоков создания Германской империи, сказал: «Великие империи создаются железом и кровью».

Сложно поверить, что еще в 1941 году Китай существовал как полуколония и не имел централизованного управления, когда сейчас КНР имеет вторую в мире экономику и запускает космические корабли в космос. Этому расцвету предшествовала череда революций, унесших жизни более 20 млн. человек.

В 1917-1927 годы было модно сравнивать русскую и французскую революции: сравнивали как большевики, так и их оппоненты. Позже проведение подобных аналогий стали небезопасны: за сравнение Сталина с Наполеоном можно было и срок нешуточный схлопотать. В современном мире сравнения революций очень не по душе нашим либералам. Разберемся почему.

Террор с французским прононсом

Бескровных революций не знает мировая история. 1793-1794 годы во Франции называют «эпохой террора», как в советской России называют 1937–1938 годы.

Франция, 17 сентября 1793 года. Комитет общественного спасения издает «Закон о подозрительных». По этому закону объявлялся «подозрительным» и «врагом свободы» любой гражданин, выказывающий симпатию «тирании и федерализму», будь то высказывания, письма или порочащие связи. Закон касался всех, кто «недостаточно показал свою погруженность в революцию», будь то дворянин, эмигрант или сотрудник старой администрации. По данным историка Дональда Греера только в Париже и его окрестностях количество «подозрительных» доходило до 500 тыс. человек.

За соблюдением закона следили даже не органы провоохранительной власти, а специальные комитеты. Тогда был попран закон презумпции невиновности, так как обвиненный в «подозрительных» действиях должен был доказать свою невиновность, а Робеспьер провозгласил: «Никакой свободы врагам свободы!»

Охота на контрреволюционеров началась. Якобинцы громили провинции, так, комиссар Конвента Жан-Батист Каррье устроил массовые убийства в Нанте. Приговоренных к смерти грузили на корабли и топили в реке Луаре. Комиссар издевательски эту процедуру назвал «национальной ванной». По приказу комиссара было расстреляно 2600 жителей окрестностей города. От рук якобинцев погибло более 4 тыс. человек, убивали целыми семьями: стариков, детей и женщин.

Историческая справка:
«Якобинцы - крайние, радикальные республиканцы, выражавшие интересы блока разнородных социальных сил от мелкой буржуазии до городского плебейства. Выступали за сильную централизованную государственную власть для организации обороны и утверждения республики, и за подавление её противников (террор). Они имели прочную партийную организацию по всей стране и отличались большой партийной дисциплиной. Парижский клуб якобинцев имел несколько сот отделений в провинциях. Они имели опору среди революционного населения Парижа и Парижской коммуны. Якобинский клуб и Парижская коммуна оказывали сильное давление на Законодательное собрание». Источник

За годы террора 1793–1794 годов было приведено в исполнение 16,5 тыс. только официальных смертных приговоров, 2,5 тыс. непосредственно в Париже. В их число не входят убитые в тюрьмах, казненные без суда, приблизительно это 100 тыс. человек. Но даже в эти впечатляющие цифры не входят жертвы карательных отрядов Комитетов общественного спасения, которые десятками, а может и сотнями тысяч уничтожались в провинциях, лишь только по подозрениям в контрреволюции. 15% смертных приговоров пришлось на Париж, 19% – на юго-восток страны, а 52% – на запад.

Для объективного сравнения количества жертв французской революции и революции русской, необходимо учитывать, что в 1789 году население Франции насчитывало 26 млн. человек, а население Российской империи в 1917 году было в 7 раз больше – 178 млн. человек.

Стоит отметить такие нововведения Конвента революционной Франции, как введение «революционного» календаря, в котором новый год начинался не с 1 января и вел отчет от Рождества Христова, а с 22 сентября 1792 года – дня свержения монархии и провозглашения Франции республикой. И борьбу с религиями.

С 22 сентября было принято постановление о закрытии всех храмов всех вероисповеданий – в рамках борьбы с христианством. Постановлялось снести все колокольни, вместо религиозных праздников проводить «праздники разума», на которых требовалось высмеивать богослужения католиков. Священники же становились ответственными за бесчинства и беспорядки, связанные с религией, а строгий надзор за священниками возлагался на революционные комитеты.

Не прошло и 130 лет

Между событиями 1789 и 1917 годов прошло 128 лет, но революционные идеи и методы не утратили актуальности. Даже несмотря на различия в географическом и климатическом положении Франции и России, их культурных и промышленных отличиях, в подходе к революционной деятельности прослеживается явная схожесть.

Очарование Французской революцией русских революционеров, несомненно, лежит в силе воздействия французской революции на ход истории страны, а также в том, что большевики считали себя последователями якобинцев. У Французской революции российская позаимствовала и терминологию: комиссар, трибунал, декрет, белые, красные.

Активное копирование якобинской диктатуры большевиками прослеживалось практически во всем. Робеспьер: «Сущность республики – уничтожение всего, что ей противодействует. Виновны те, кто не хочет добродетели. Виновны те, кто не хочет террора». Принцип Кутона «Всякая формальность – общественная опасность. Время, необходимое для наказания врагов отечества, не должно быть больше времени, необходимого для их опознания». Это принцип доведен большевиками до логического завершения: обвиняемые лишены права иметь защитников, равно как защищаться самостоятельно. Обвинениям подвергаются целые сословные группы, объявляются заговорщиками. Поощряются доносы, бездоказательные, огульные обвинения.

Октябрьская революция, также как и Французская, были связаны с переходом общества от аграрного к индустриальному, и, как следствие, вскрывали имеющиеся между ними противоречия.

Чем лучше, тем хуже?

Экономисты, проанализировав все значимые революции, происходившие в Европе, выявили похожие экономические стадии развития стран в предреволюционные периоды, а именно, когда внутренний продукт на душу населения составлял от 1200 до 1500 долл. Перед Французской революцией внутренний продукт на душу населения составлял 1218 долл, в России 1488 долл.

Есть мнение, что революция случается тогда, когда ухудшается жизнь в стране. Это могут быть совершенно разные причины: экономические, демографические, социально политические, либо не зависящие от населения и власти, например, природные катаклизмы.

Действительно, перед революцией Франция и Россия испытали экономический упадок, причинами которого в первом случае послужил неурожай 1788 г. и Первая мировая война во втором случае. Однако отнюдь не тяжелое положение масс стало главным фактором, спровоцировавшим революции. Как некогда отметил французский аристократ, дипломат, политолог, политический философ и историк Алексис Шарль Анри Клерель, граф де Токвиль: «к революциям не всегда приводит только ухудшение условий жизни народа».

Экономический рост. Несмотря на трудности в экономике, обе страны в предреволюционный период имели высокие экономические показатели. Экономика Франции 18 века являлась крупнейшей в мире по объему внутреннего продукта на душу населения и превосходила английскую в два раза. Россия же в канун революции, несмотря на затруднения в поставках в города продовольствия и других хозяйственных проблем, превосходила европейские страны по темпам экономического роста, производство показывало устойчивый рост, положение населения страны было намного лучше по сравнению с положением масс в воюющей с Россией Германией.

Налоги. Уровень налогообложения во Франции в 18 веке по сравнению с налогообложением в Англии был ниже в 2 раза.

Демография. В странах наблюдался демографический взрыв. За 1715-1789 гг. численность населения Франции увеличилась в 1,6 раз, с 16 до 26 млн. человек. За 1858-1914 гг. численность населения России увеличилась в 2,3 раза, с 74,5 млн. до 168,9 млн. человек. Если не учитывать население Польши и Финляндии, то оно составляло 153,5 млн. человек. В деревнях жили примерно 4/5 населения как России, так и Франции. Доли городских жителей также были примерно одинаковыми: 13% в 1800 году во Франции и 15% в 1914 году в России. Показатели грамотности: Франция в 1785 году – 37%, Россия в 1913 году – 40%. Улучшение демографических показателей приводило не только к экономическому росту, но и к обострению социальной напряженности.

Социальная структура. Россия начала 20 века и Франция 18 века переживали переход от сословной социальной структуры к классовой. Сословность уже теряло свои позиции, а формирование классов было только в процессе. Такая неустойчивость становилась еще одним фактором возникновения революционных настроений. Важную роль в 1917 году в Росси сыграл социокультурный раскол общества на «низы» и «верхи». Также и современные французские историки, такие как Р. Шартье, Д. Рош, Р. Мюшамбле, отмечали в предреволюционной Франции наличие «двух культурных полюсов», «двух культур» и даже «двух Франций».

Религия. В обеих странах в предреволюционный период наблюдалось снижение религиозности населения и уменьшение влияния церкви, которая была тесно связана с государственной властью. Это способствовало более легкому внедрению политических идеологий в массы.

Революция VS Революция

Так что же в итоге? Что есть революция – путь к спасению и обновлению или путь в пропасть?

Французская революция, произошедшая, кстати говоря, во время мира, реально дала толчок к индустриализации, пришедшей на смену традиционному обществу.

Октябрьская революция, произошедшая на фоне войны, отбросила страну, по выражению А.Н. Бердяева в «новое средневековье». Социалистический путь, выбранный в качестве альтернативы капиталистическому, показал свою несостоятельность. Власть пролетарской партии и уничтожение частной собственности привело к плачевным результатам.

Насколько «великими» были эти две революции, зависит от точки зрения, с которой можно смотреть на революционные события и их последствия. С точки зрения ценности человеческой жизни это были две великие трагедии, с точки зрения абстрактных идей и тенденций это были два великих события, изменивших ход мировой истории.

Не только историки и ученые обращались к анализу и сравнению Французской и Октябрьской революций. Многие писатели и деятели искусств выражали свое мнения на этот счет.

В статье «Черты двух революций», опубликованной в 1993 году, А. Солженицын отмечал: «Всякая революция неизбежно далеко-далеко превосходит границы, мыслимые начинателями. У нее – вся инерция разгонного качения, и она никогда не ограничивается первоначальными задачами».

Писатель сравнивает состояние экономик и настроений в обществе двух стран с совершенно разными геополитическими и экономическими характеристиками, между которыми, к тому же, лежат 128 лет.

А. Солженицын указывает как на сходства, так и на различия причин и факторов возникновения революции в России и Франции. В частности, он говорит о том, что социальная напряженность во Франции накануне революции была намного острее, нежели ситуация в России, в которой наблюдались прогрессивные тенденции. По мнению писателя, Франция своим «запущенным состоянием» стремилась к революции, а Россия, в своем развитии стремилась от революции. Поразительно и показательно в обеих революциях то, что ни различные слои социума, ни сами революционеры не ждали этих революций и не предчувствовали их, однако революционных перемен жаждало именно образованное общество.

Сходство обеих революций в косности власти и отсутствия у правящих кругов, в частности, министров, управленческого искусства. Несмотря на это, в странах проводились достаточно серьезные реформы, а общественное благосостояние достигло своего максимума по сравнению как с предшествующими десятилетиями, так и послереволюционными. Парадоксальна ситуация: времена правления Людовика XVI во Франции и Николая II в России ознаменовались экономическим благополучием, тем не менее, чем лучше становилось экономическая ситуация, тем менее выносимой ее находили психологически, в том числе, не преобразованные отрасли вызывали определенного рода ненависть.

Концентрация административной инициативы в Париже и Петрограде сыграли одну из решающих ролей в революции: стоило какому-либо событию произойти в столице, как оно тут же эхом отзывалось по всей стране, одновременно с этим рассчитывать на успех какому-либо движению, зародившемуся на периферии, было практически безнадежно.

Французская и Октябрьская революции зародились «сверху»: и в России, и во Франции именно просвещённые классы, интеллигенция, горячо и с неестественным рвением сочувствовавшая народным массам, настойчиво рассуждала о «неудовлетворённых нуждах» и несправедливостях, и винила во всем правительство.

Князь Александр Михайлович писал царю Николаю II: «Мы переживаем самый опасный момент в истории России… Все это чувствуют: кто разумом, кто сердцем, кто душою… нужно помнить, что царь один таким государством, как Россия, править не может… Немыслимо существующее положение, когда вся ответственность лежит на тебе одном… События показывают, что твои советчики продолжают вести Россию и тебя к верной гибели… Правительство сегодня тот орган, который подготавливает революцию. Народ ее не хочет, но правительство употребляет все возможные меры, чтобы сделать как можно больше недовольных, и вполне в этом успевает. Мы присутствуем при небывалом зрелище революции сверху, а не снизу».

В России роль разжигателя революционных настроений играла либерально-революционная интеллигенция, а во Франции – и привилегированные классы, и король, и чиновники. Пропаганда легла на благодатную почву и успешно распаляла революционные настроения народных масс, которые услышали обо всех несправедливостях, творимых с ними правительством. Также следует учесть тот факт, что в Петрограде было сконцентрирована военная промышленность, тысячи не обученного и недисциплинированного гарнизона и сотни тысяч неустроенных беженцев.

Не следует забывать и о роли уголовных элементов в революционном движении. Во Франции банды бродячих разбойников совершали поджоги, убийства и грабежи, держа в ужасе страну. В России распущенные по амнистии заключенные также принялись за криминал. Не удивительно, что в ряды революционеров массово вливаются уголовные элементы.

Ни Франция, ни Россия не были готовы к отмене монархии – это было неожиданно для крестьянства, веками верившее в царя, а провинции во Франции даже спустя три года после революции без восторга и энтузиазма воспринимала отмену монархии.

Революции по сути – разрушительные явления, пробуждающие к жизни самые низменные человеческие качества. Революция – это крушение больших надежд, ввержение страны в разорение, голод, культурный и моральный упадки. Революция выносит на вершины власти беспринципных, жадных, циничных людей, которые в своей безнаказанности устанавливают тиранические порядки. Статья А. Солженицына

«Берегитесь: боги жаждут»

Э. Радзинский, который не однократно рассуждал о революциях, отмечал:
«Кончалась империя красоты, но за фасадами дворцов был чёрный двор с бюрократами, и страной правила не аристократия, а именно бюрократия со своими взятками и коррупцией. И там, на этом чёрном дворе было самое страшное — крепостное право. Более половины населения страны были рабами. Необразованными людьми легко управлять, но ещё легче превратить в мятежников», — отметил Радзинский и попросил не забывать, что самодержавие — это тоже рабство, но рабство верхов.

Октябрьский переворот оказал огромное влияние на всю историю XX века, подчеркнул историк, добавив, что утопические идеи этого события опьянили радикальную интеллигенцию Европы. «Западные интеллектуалы Брехт, Пикассо, Элюар и прочие увидели в октябрьской России пылающую зарю, где обитает правда. Октябрьский переворот вызвал революционное землетрясение во всём мире», — объяснил Радзинский. Подробнее тут.

«Революция, как Бог Сатурн, пожирает своих детей. Берегитесь: Боги жаждут». Именно так сказал, поднимаясь на гильотину, лидер партии жирондистов, один из детей Французской революции. Иногда их называют «отцами Революции». Ошибаются! У революций не бывает отцов. Только дети – беспомощные и жалкие. И тщетно пытаются эти дети остановить колесо Революции, когда, по их мнению, Революция выполнила свои задачи. Остановить нельзя. Исполнив чаяния либеральных монархистов, потом буржуазии, Революция продолжает катиться к неминуемому – к царству беспощадных низов, плебса, люмпенов… К царству палача! Подробнее тут.

Лозунг Французской революции «Свобода. Равенство. Братство. Или Смерть». Но как сказал на суде великий Лавуазье, которого отправили на гильотину, от всех этих прекрасных слов Революция оставила лишь одно – «Смерть». Но человечество быстро забывает уроки. Уже в середине XIX века знаменитый писатель Шатобриан, много переживший в Революцию, потерявший на гильотине своих близких, услышал разговоры новых радикалов, так похожие на разговоры, которые он слышал перед Революцией! Что делать, молодые люди исполняли основной урок Истории – не извлекать из Истории никаких уроков! Шатобриан написал: «Все, что с нами случилось, это еще не бездна. Я чувствую, наш век только начало пути в бездну. Готовятся вселенские катаклизмы. По нашему образцу восстанут целые народы. И ощущение великой крови, грядущей крови, теперь не покидает меня». И все это исполнилось в России осенью 1917 года. Я мог бы сказать сегодня также. Берегитесь! Боги жаждут!»

Авторы: Наталья Маскаева, Александр Тонин
По материалам из открытых источников
Фото заставки тут

Поделиться в сетях: