10 декабря мировое сообщество отмечает День прав человека (Human Rights Day), официально установленный на Пленарном собрании Генеральной Ассамблеи ООН в декабре 1950 года.
Всем государствам и заинтересованным организациям было предложено принять этот день и проводить соответствующие мероприятия.
Дата 10 декабря была выбрана в честь принятия и провозглашения Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года Всеобщей декларации прав человека (Universal Declaration of Human Rights, UDHR) — эпохального документа, в котором были провозглашены неотъемлемые права, присущие каждому человеку вне зависимости от его расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.
В 2018 году отмечалась 70-я годовщина принятия Декларации.
Этот Документ, принятый почти сразу же после страшной Второй мировой войны, поправшей все возможные права, в том числе и право на жизнь миллионов и миллионов людей, стал первым мировым документом, сформулировавшим положения о правах человека. Декларация включает в себя широкий перечень политических, гражданских, социальных, культурных и экономических прав.
Её переводят чаще, чем любой другой документ в мире: текст существует более чем на 500 языках, что свидетельствует об универсальном характере и масштабах распространения Декларации. На её основе осуществлялась разработка других международных соглашений.
Отрывок из выступления Генерального секретаря ООН:
«Образование в области прав человека — это значительно больше, чем просто урок в школе или тема дня; это процесс ознакомления людей с механизмами, которые им необходимы для того, чтобы жить в условиях безопасности и с чувством достоинства. В этот Международный день прав человека давайте приложим совместные усилия по формированию и воспитанию в будущих поколениях культуры прав человека, по содействию торжеству свободы, укреплению безопасности и мира во всех странах».
В последнее десятилетие День прав человека проходит каждый год под определенным лозунгом, среди которых: «Человеческое достоинство и справедливость для всех нас», «Недискриминация», «Правозащитники во всем мире, борющиеся за искоренение дискриминации», «Чествуем права человека!», «Мой голос имеет значение», «20 лет борьбы за ваши права», «Права человека 365 дней в году», «Борись за чьи-то права сегодня!» и другие.
В России уже традиционно в этот День различными общественными, правозащитными и образовательными организациями проводятся всевозможные официальные и неофициальные мероприятия, направленные на просвещение населения по вопросам прав человека и их защиты, на разъяснение сути права и деятельности правовых институтов, и т.д.
Кстати, каждые 5 лет 10 декабря, в годовщину провозглашения Всеобщей декларации прав человека, проходит церемония вручения премии ООН в области прав человека. Она была учреждена в 1966 году для награждения тех, кто внес выдающийся вклад в дело поощрения и защиты прав человека, и впервые была вручена в 1968 году.
Справка
В этом разделе представлен актуальный (периодически обновляемый в соответствии с последними результатами исследования) список стран мира и административных территорий без государственного статуса (включая спорные регионы и непризнанные международным сообществом административно-территориальные образования), упорядоченных по показателю состояния политических и гражданских свобод и разделённых в соответствии с этим на три группы: «Свободные» (Free), «Частично свободные» (Partly Free), «Несвободные» (Not Free). Текущие данные представлены по состоянию на 2020 год (опубликованы в марте 2021 года).
Рейтинг стран мира по уровню политических и гражданских свобод
Состояние свободы в мире (Freedom in the World) — ежегодное исследование и сопровождающий его рейтинг о состоянии политических и гражданских свобод в странах мира. Выпускается международной неправительственной организацией Freedom House, которая оценивает степень политических и гражданских свобод в странах мира и административных территориях, не имеющих государственного статуса, начиная с 1973 года.
В 1950-х годах Freedom House приступила к реализации проекта Balance Sheet of Freedom (Баланс свободы), который достаточно поверхностно оценивал политические тенденции в странах мира с точки зрения влияния на состояние свободы в них. В 1972 году данный проект был расширен и получил новое название — Freedom in the World (Состояние свободы в мире). Методологию исследования разработал американский социолог Рэймонд Гастил (Raymond D. Gastil). Для ранжирования стран он начал применять рейтинги политических и гражданских свобод, подразделяя исследуемые государства по принципу обеспечения свобод на три условные группы: «свободные», «частично свободные», «несвободные». Результаты проекта публиковались на ежегодной основе сначала в журнале «Freedom at Issue», а с 1978 года — в виде отдельных изданий докладов. В 1989 году был существенно расширен штат экспертов, что позволило организации представлять более содержательные отчёты по странам.
Авторы исследования подчёркивают, что стандарты в области политических прав и гражданских свобод, которых придерживается организация во всех своих проектах, прямо или косвенно зафиксированы во Всеобщей декларации прав человека и «применимы ко всем странам и территориям, независимо от географического положения, этнического или религиозного состава населения, уровня экономического развития».
Состояние свобод в исследуемых странах оценивается по семибалльной шкале (от 1 до 7 баллов), где 1 балл — самый высокий показатель, а 7 баллов — самый низкий. Государства, получившие в среднем от 1 до 2,5 балла, считаются «свободными», от 3 до 5 баллов — «частично свободными», от 5,5 до 7 баллов — «несвободными». В докладе также отдельно отмечены государства с демократической избирательной системой.
Исследование основано на методологии экспертных оценок. Для комплексного анализа и оценки ситуации в странах мира привлекаются десятки аналитиков и научных консультантов. Для создания страновых отчётов, которыми сопровождаются сводные рейтинги всех стран и территорий мира, используются материалы прессы (как национальной, так и международной), данные неправительственных организаций, исследовательских центров (включая проводимые ими социологические опросы). Кроме того, авторы этих отчётов используют личные связи в профессиональной среде и посещают объекты исследования. Подробное описание методологии формирования рейтинга и источников данных для него приводится в ежегодном докладе Freedom House по результатам очередного сравнительного исследования.
Следует отметить, что попытка ранжировать все государства по семибалльной шкале с использованием единой, но вместе с тем не принимающей во внимание локальные особенности методики, часто провоцирует критику и встречает сопротивление не только среди политиков, но и в академических кругах. Также вызывает критику и содержание вопросов, на которые отвечают привлекаемые организацией эксперты. Так, в содержании вопросов трактовки «свободы», «честности» и «справедливости» являются потенциально спорными, поскольку могут зависеть не только от степени компетентности эксперта, но и от его политических установок и системы ценностей, что может обернуться необъективностью в оценке ситуации. Авторы проекта признают, что в данном подходе присутствует доля субъективности, однако утверждают, что субъективность сглаживается процедурой ранжирования стран. В целом, издержки экспертных технологий не отменяют их важных преимуществ. Хотя фактор оценочной субъективности в подобного рода исследованиях полностью исключить не возможно, компетентный и непредвзятый эксперт, основываясь на собственном солидном опыте, в состоянии провести действительно глубокий анализ. Достоинством проекта является достаточно подробная матрица анализа, которая позволяет унифицировать процедуры исследования, стилистику страновых обзоров, обеспечить их глубину и всесторонность, а многолетний мониторинг анализируемых стран мира позволяет оценить динамику их развития.
№ | Страна | Индекс | Статус |
---|---|---|---|
1 | Финляндия | 100 | F |
2 | Норвегия | 100 | F |
3 | Швеция | 100 | F |
4 | Новая Зеландия | 99 | F |
5 | Нидерланды | 98 | F |
6 | Уругвай | 98 | F |
7 | Канада | 98 | F |
8 | Австралия | 97 | F |
9 | Ирландия | 97 | F |
10 | Люксембург | 97 | F |
11 | Дания | 97 | F |
12 | Бельгия | 96 | F |
13 | Япония | 96 | F |
14 | Португалия | 96 | F |
15 | Швейцария | 96 | F |
16 | Барбадос | 95 | F |
17 | Словения | 95 | F |
18 | Эстония | 94 | F |
19 | Германия | 94 | F |
20 | Кипр | 94 | F |
21 | Исландия | 94 | F |
22 | Тайвань | 94 | F |
23 | Сан-Марино | 93 | F |
24 | Тувалу | 93 | F |
25 | Австрия | 93 | F |
26 | Маршалловы Острова | 93 | F |
27 | Великобритания | 93 | F |
28 | Кирибати | 93 | F |
29 | Андорра | 93 | F |
30 | Чили | 93 | F |
31 | Доминика | 93 | F |
32 | Кабо-Верде | 92 | F |
33 | Палау | 92 | F |
34 | Микронезия | 92 | F |
35 | Сент-Люсия | 91 | F |
36 | Коста-Рика | 91 | F |
37 | Багамские Острова | 91 | F |
38 | Чехия | 91 | F |
39 | Сент-Винсент и Гренадины | 91 | F |
40 | Франция | 90 | F |
41 | Литва | 90 | F |
42 | Словакия | 90 | F |
43 | Италия | 90 | F |
44 | Мальта | 90 | F |
45 | Лихтенштейн | 90 | F |
46 | Испания | 90 | F |
47 | Гренада | 89 | F |
48 | Сент-Китс и Невис | 89 | F |
49 | Латвия | 89 | F |
50 | Греция | 87 | F |
51 | Белиз | 87 | F |
52 | Маврикий | 87 | F |
53 | Хорватия | 85 | F |
54 | Антигуа и Барбуда | 85 | F |
55 | Аргентина | 84 | F |
56 | Сан-Томе и Принсипи | 84 | F |
57 | Монголия | 84 | F |
58 | Южная Корея | 83 | F |
59 | Румыния | 83 | F |
60 | Монако | 83 | F |
61 | Соединённые Штаты Америки | 83 | F |
62 | Панама | 83 | F |
63 | Польша | 82 | F |
64 | Вануату | 82 | F |
65 | Тринидад и Тобаго | 82 | F |
66 | Гана | 82 | F |
67 | Самоа | 81 | F |
68 | Ямайка | 80 | F |
69 | Тонга | 79 | F |
70 | Южная Африка | 79 | F |
71 | Суринам | 79 | F |
72 | Соломоновы Острова | 79 | F |
73 | Северный Кипр | 78 | F |
74 | Болгария | 78 | F |
75 | Намибия | 77 | F |
76 | Сейшельские Острова | 77 | F |
77 | Науру | 77 | F |
78 | Израиль | 76 | F |
79 | Бразилия | 74 | F |
80 | Гайана | 73 | F |
81 | Ботсвана | 72 | F |
82 | Тимор-Лешти | 72 | F |
83 | Тунис | 71 | F |
84 | Сенегал | 71 | PF |
85 | Перу | 71 | PF |
86 | Венгрия | 69 | PF |
87 | Доминикана | 67 | PF |
88 | Эквадор | 67 | PF |
89 | Индия | 67 | PF |
90 | Албания | 66 | PF |
91 | Боливия | 66 | PF |
92 | Малави | 66 | PF |
93 | Македония | 66 | PF |
94 | Парагвай | 65 | PF |
95 | Бенин | 65 | PF |
96 | Колумбия | 65 | PF |
97 | Сьерра-Леоне | 65 | PF |
98 | Сербия | 64 | PF |
99 | Черногория | 63 | PF |
100 | Лесото | 63 | PF |
101 | Сальвадор | 63 | PF |
102 | Папуа — Новая Гвинея | 62 | PF |
103 | Мексика | 61 | PF |
104 | Бутан | 61 | PF |
105 | Молдова | 61 | PF |
106 | Грузия | 60 | PF |
107 | Мадагаскар | 60 | PF |
108 | Либерия | 60 | PF |
109 | Фиджи | 60 | PF |
110 | Украина | 60 | PF |
111 | Индонезия | 59 | PF |
112 | Филиппины | 56 | PF |
113 | Непал | 56 | PF |
114 | Шри-Ланка | 56 | PF |
115 | Армения | 55 | PF |
116 | Косово | 54 | PF |
117 | Буркина Фасо | 54 | PF |
118 | Босния и Герцеговина | 53 | PF |
119 | Замбия | 52 | PF |
120 | Гватемала | 52 | PF |
121 | Гонконг | 52 | PF |
122 | Малайзия | 51 | PF |
123 | Нигер | 48 | PF |
124 | Сингапур | 48 | PF |
125 | Кения | 48 | PF |
126 | Гамбия | 46 | PF |
127 | Нигерия | 45 | PF |
128 | Кот-д’Ивуар | 44 | PF |
129 | Гвинея-Бисау | 44 | PF |
130 | Гондурас | 44 | PF |
131 | Ливан | 43 | PF |
132 | Того | 43 | PF |
133 | Мозамбик | 43 | PF |
134 | Коморские Острова | 42 | PF |
135 | Сомалиленд | 42 | PF |
136 | Абхазия | 40 | PF |
137 | Мальдивы | 40 | PF |
138 | Бангладеш | 39 | PF |
139 | Гвинея | 38 | PF |
140 | Марокко | 37 | PF |
141 | Пакистан | 37 | PF |
142 | Гаити | 37 | PF |
143 | Кувейт | 37 | PF |
144 | Нагорный Карабах | 35 | PF |
145 | Мавритания | 35 | PF |
146 | Уганда | 34 | NF |
147 | Иордания | 34 | NF |
148 | Танзания | 34 | PF |
149 | Мали | 33 | NF |
150 | Алжир | 32 | NF |
151 | Турция | 32 | NF |
152 | Ангола | 31 | NF |
153 | Никарагуа | 30 | NF |
154 | Таиланд | 30 | NF |
155 | Ирак | 29 | NF |
156 | Пакистанский Кашмир | 28 | NF |
157 | Зимбабве | 28 | NF |
158 | Бруней | 28 | NF |
159 | Кыргызстан | 28 | NF |
160 | Мьянма | 28 | NF |
161 | Афганистан | 27 | NF |
162 | Индийский Кашмир | 27 | NF |
163 | Катар | 25 | NF |
164 | Палестина | 25 | NF |
165 | Джибути | 24 | NF |
166 | Камбоджа | 24 | NF |
167 | Казахстан | 23 | NF |
168 | Оман | 23 | NF |
169 | Габон | 22 | NF |
170 | Эфиопия | 22 | NF |
171 | Руанда | 21 | NF |
172 | Россия | 20 | NF |
173 | Конго | 20 | NF |
174 | Демократическая Республика Конго | 20 | NF |
175 | Приднестровье | 20 | NF |
176 | Свазиленд | 19 | NF |
177 | Вьетнам | 19 | NF |
178 | Египет | 18 | NF |
179 | Объединённые Арабские Эмираты | 17 | NF |
180 | Чад | 17 | NF |
181 | Судан | 17 | NF |
182 | Иран | 16 | NF |
183 | Камерун | 16 | NF |
184 | Венесуэла | 14 | NF |
185 | Бурунди | 14 | NF |
186 | Лаос | 13 | NF |
187 | Куба | 13 | NF |
188 | Бахрейн | 12 | NF |
189 | Узбекистан | 11 | NF |
190 | Йемен | 11 | NF |
191 | Беларусь | 11 | NF |
192 | Южная Осетия | 10 | NF |
193 | Азербайджан | 10 | NF |
194 | Китай | 9 | NF |
195 | Ливия | 9 | NF |
196 | Центрально-Африканская Республика | 9 | NF |
197 | Таджикистан | 8 | NF |
198 | Сомали | 7 | NF |
199 | Саудовская Аравия | 7 | NF |
200 | Крым | 7 | NF |
201 | Экваториальная Гвинея | 5 | NF |
202 | Западная Сахара | 4 | NF |
203 | Восточный Донбасс | 4 | NF |
204 | Северная Корея | 3 | NF |
205 | Южный Судан | 2 | NF |
206 | Эритрея | 2 | NF |
207 | Туркменистан | 2 | NF |
208 | Сирия | 1 | NF |
209 | Тибет | 1 | NF |
Источник: https://gtmarket.ru/
Cписок международных организаций, их институтов и структур, занимающихся вопросами защиты прав человека
I. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ)
Верховный комиссар ОБСЕ по делам национальных меньшинств (ВКНМ)
The OSCE High Commissioner on National Minorities
Р.О. Вох 20062
2500 ЕВ, The Hague, The Netherlands
http://www.osce.org/hcnm/29869.html
е-mail: hcnm@hcnm.jrg
К функциям Верховного комиссара относится сбор информации из различных источников, включая СМИ и НПО, о положении национальных меньшинств и подготовка соответствующих докладов для представления, в частности, Постоянному совету ОБСЕ. Комиссар не рассматривает нарушения прав в отношении отдельных лиц, принадлежащих к тому или иному национальному меньшинству.
Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ
The OSCE Office for Democratic Istitutions and Human Rights
Аleje Ujazdowskie, 19
00-557 Warsaw, Poland
http://www.osce.org/odihr/
е-mail: office@odihr.pl
II. Европейский Суд по правам человека (ЕСПЧ)
Еurореаn Соurt оf Human Rights
Соunsil of Europe
Р-67075 Strasbourg Cedex, France
http://www.echr.coe.int
Факс: +33(3)88412730
Суд рассматривает индивидуальные жалобы, связанные с нарушением
только тех прав, которые гарантированы Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод (1950 г.) и Протоколами к ней.
Определяющими условиями принятия жалобы к рассмотрению ЕСПЧ являются требования об исчерпании истцом всех внутригосударственных средств правовой защиты, а также непревышение шестимесячного срока с момента вынесения национальными судебными органами окончательного решения по делу.
III. Организация Объединенных Наций (ООН)
Верховный комиссар ООН по правам человека
Office of the UN High Commissioner for Human Rights
United Nations Office at Geneva
1211 Geneva 10, Switzerland
http://www.ohchr.org
е-mail: tb-petitions@ohchr.org
Сообщение в Управление Верховного комиссара по правам человека может направить отдельное лицо или группа лиц, которые являются жертвами нарушений прав человека или обладают достоверными сведениями о таких нарушениях. При этом сотрудники Управления в лице Отдела по петициям определяют “дальнейшее движение” сообщения.
В том случае, если речь идет о грубых, массовых и систематических нарушениях прав человека, закрепленных во Всеобщей декларации прав человека, такое сообщение будет направлено для рассмотрения в соответствии с т.н. конфиденциальной “Процедурой 1503”.
Если же речь идет о единичном случае нарушения какого-либо из прав, гарантированных по Международному пакту о гражданских и политических правах, Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания или Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, то такое сообщение направляется в секретариат соответствующего договорного органа (Комитет по правам человека, Комитет по ликвидации расовой дискриминации, Комитет против пыток и Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин), в функции которого входит осуществление контроля по данному конкретному договору.
Важнейшими условиями приемлемости сообщения для его последующего рассмотрения является требование об исчерпании всех внутренних средств правовой защиты, а в случае договорных органов — и о признании государством-ответчиком компетенции договорного органа рассматривать соответствующие петиции.
Одним из основных органов ООН по правам человека является Совет ООН по правам человека (ранее – Комиссия ООН по правам человека), который посредством тематических специальных процедур (специальные докладчики, независимые эксперты, рабочие группы) контролирует исполнение государствами международных норм в области прав человека.
Организация ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО)
Комитет по конвенциям и рекомендациям
Committee on Conventions and Recommendations
7, Рlace de Fontenoy
F-75352 Раris 07 SР, France
Отдельные лица, группы лиц и НПО могут направлять сообщения в ЮНЕСКО о нарушениях прав человека, если авторы этих сообщений сами стали жертвами таких нарушений или они считают, что обладают достоверными сведениями о таких нарушениях. Информация должна касаться нарушений прав человека, которые относятся к компетенции ЮНЕСКО в области образования, науки, культуры и информации, в частности права на образование, права свободно участвовать в культурной жизни, права на информацию, включая право на свободу убеждений и на свободное их выражение.
Источник: https://estonia.mid.ru/
Поделиться в сетях: