Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

10 декабря – Международный День прав человека

10 декабря мировое сообщество отмечает День прав человека (Human Rights Day), официально установленный на Пленарном собрании Генеральной Ассамблеи ООН в декабре 1950 года.

Всем государствам и заинтересованным организациям было предложено принять этот день и проводить соответствующие мероприятия.

Дата 10 декабря была выбрана в честь принятия и провозглашения Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года Всеобщей декларации прав человека (Universal Declaration of Human Rights, UDHR) — эпохального документа, в котором были провозглашены неотъемлемые права, присущие каждому человеку вне зависимости от его расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

В 2018 году отмечалась 70-я годовщина принятия Декларации.

Этот Документ, принятый почти сразу же после страшной Второй мировой войны, поправшей все возможные права, в том числе и право на жизнь миллионов и миллионов людей, стал первым мировым документом, сформулировавшим положения о правах человека. Декларация включает в себя широкий перечень политических, гражданских, социальных, культурных и экономических прав.

Её переводят чаще, чем любой другой документ в мире: текст существует более чем на 500 языках, что свидетельствует об универсальном характере и масштабах распространения Декларации. На её основе осуществлялась разработка других международных соглашений.

Отрывок из выступления Генерального секретаря ООН:

«Образование в области прав человека — это значительно больше, чем просто урок в школе или тема дня; это процесс ознакомления людей с механизмами, которые им необходимы для того, чтобы жить в условиях безопасности и с чувством достоинства. В этот Международный день прав человека давайте приложим совместные усилия по формированию и воспитанию в будущих поколениях культуры прав человека, по содействию торжеству свободы, укреплению безопасности и мира во всех странах».

В последнее десятилетие День прав человека проходит каждый год под определенным лозунгом, среди которых: «Человеческое достоинство и справедливость для всех нас», «Недискриминация», «Правозащитники во всем мире, борющиеся за искоренение дискриминации», «Чествуем права человека!», «Мой голос имеет значение», «20 лет борьбы за ваши права», «Права человека 365 дней в году», «Борись за чьи-то права сегодня!» и другие.

В России уже традиционно в этот День различными общественными, правозащитными и образовательными организациями проводятся всевозможные официальные и неофициальные мероприятия, направленные на просвещение населения по вопросам прав человека и их защиты, на разъяснение сути права и деятельности правовых институтов, и т.д.

Кстати, каждые 5 лет 10 декабря, в годовщину провозглашения Всеобщей декларации прав человека, проходит церемония вручения премии ООН в области прав человека. Она была учреждена в 1966 году для награждения тех, кто внес выдающийся вклад в дело поощрения и защиты прав человека, и впервые была вручена в 1968 году.

Справка

В этом разделе представлен актуальный (периодически обновляемый в соответствии с последними результатами исследования) список стран мира и административных территорий без государственного статуса (включая спорные регионы и непризнанные международным сообществом административно-территориальные образования), упорядоченных по показателю состояния политических и гражданских свобод и разделённых в соответствии с этим на три группы: «Свободные» (Free), «Частично свободные» (Partly Free), «Несвободные» (Not Free). Текущие данные представлены по состоянию на 2020 год (опубликованы в марте 2021 года).

Рейтинг стран мира по уровню политических и гражданских свобод

Состояние свободы в мире (Freedom in the World) — ежегодное исследование и сопровождающий его рейтинг о состоянии политических и гражданских свобод в странах мира. Выпускается международной неправительственной организацией Freedom House, которая оценивает степень политических и гражданских свобод в странах мира и административных территориях, не имеющих государственного статуса, начиная с 1973 года.

В 1950-х годах Freedom House приступила к реализации проекта Balance Sheet of Freedom (Баланс свободы), который достаточно поверхностно оценивал политические тенденции в странах мира с точки зрения влияния на состояние свободы в них. В 1972 году данный проект был расширен и получил новое название — Freedom in the World (Состояние свободы в мире). Методологию исследования разработал американский социолог Рэймонд Гастил (Raymond D. Gastil). Для ранжирования стран он начал применять рейтинги политических и гражданских свобод, подразделяя исследуемые государства по принципу обеспечения свобод на три условные группы: «свободные», «частично свободные», «несвободные». Результаты проекта публиковались на ежегодной основе сначала в журнале «Freedom at Issue», а с 1978 года — в виде отдельных изданий докладов. В 1989 году был существенно расширен штат экспертов, что позволило организации представлять более содержательные отчёты по странам.

Авторы исследования подчёркивают, что стандарты в области политических прав и гражданских свобод, которых придерживается организация во всех своих проектах, прямо или косвенно зафиксированы во Всеобщей декларации прав человека и «применимы ко всем странам и территориям, независимо от географического положения, этнического или религиозного состава населения, уровня экономического развития».

Состояние свобод в исследуемых странах оценивается по семибалльной шкале (от 1 до 7 баллов), где 1 балл — самый высокий показатель, а 7 баллов — самый низкий. Государства, получившие в среднем от 1 до 2,5 балла, считаются «свободными», от 3 до 5 баллов — «частично свободными», от 5,5 до 7 баллов — «несвободными». В докладе также отдельно отмечены государства с демократической избирательной системой.

Исследование основано на методологии экспертных оценок. Для комплексного анализа и оценки ситуации в странах мира привлекаются десятки аналитиков и научных консультантов. Для создания страновых отчётов, которыми сопровождаются сводные рейтинги всех стран и территорий мира, используются материалы прессы (как национальной, так и международной), данные неправительственных организаций, исследовательских центров (включая проводимые ими социологические опросы). Кроме того, авторы этих отчётов используют личные связи в профессиональной среде и посещают объекты исследования. Подробное описание методологии формирования рейтинга и источников данных для него приводится в ежегодном докладе Freedom House по результатам очередного сравнительного исследования.

Следует отметить, что попытка ранжировать все государства по семибалльной шкале с использованием единой, но вместе с тем не принимающей во внимание локальные особенности методики, часто провоцирует критику и встречает сопротивление не только среди политиков, но и в академических кругах. Также вызывает критику и содержание вопросов, на которые отвечают привлекаемые организацией эксперты. Так, в содержании вопросов трактовки «свободы», «честности» и «справедливости» являются потенциально спорными, поскольку могут зависеть не только от степени компетентности эксперта, но и от его политических установок и системы ценностей, что может обернуться необъективностью в оценке ситуации. Авторы проекта признают, что в данном подходе присутствует доля субъективности, однако утверждают, что субъективность сглаживается процедурой ранжирования стран. В целом, издержки экспертных технологий не отменяют их важных преимуществ. Хотя фактор оценочной субъективности в подобного рода исследованиях полностью исключить не возможно, компетентный и непредвзятый эксперт, основываясь на собственном солидном опыте, в состоянии провести действительно глубокий анализ. Достоинством проекта является достаточно подробная матрица анализа, которая позволяет унифицировать процедуры исследования, стилистику страновых обзоров, обеспечить их глубину и всесторонность, а многолетний мониторинг анализируемых стран мира позволяет оценить динамику их развития.

Рейтинг стран мира по уровню политических и гражданских свобод

Freedom House: Freedom in the World 2021.

Страна Индекс Статус
1 Финлян­дия 100 F
2 Норвегия 100 F
3 Швеция 100 F
4 Новая Зелан­дия 99 F
5 Нидер­ланды 98 F
6 Уругвай 98 F
7 Канада 98 F
8 Австра­лия 97 F
9 Ирландия 97 F
10 Люксем­бург 97 F
11 Дания 97 F
12 Бельгия 96 F
13 Япония 96 F
14 Порту­галия 96 F
15 Швей­цария 96 F
16 Барбадос 95 F
17 Словения 95 F
18 Эстония 94 F
19 Германия 94 F
20 Кипр 94 F
21 Исландия 94 F
22 Тайвань 94 F
23 Сан-Марино 93 F
24 Тувалу 93 F
25 Австрия 93 F
26 Маршалловы Острова 93 F
27 Велико­британия 93 F
28 Кирибати 93 F
29 Андорра 93 F
30 Чили 93 F
31 Доминика 93 F
32 Кабо-Верде 92 F
33 Палау 92 F
34 Микро­незия 92 F
35 Сент-Люсия 91 F
36 Коста-Рика 91 F
37 Багам­ские Острова 91 F
38 Чехия 91 F
39 Сент-Винсент и Гренадины 91 F
40 Франция 90 F
41 Литва 90 F
42 Словакия 90 F
43 Италия 90 F
44 Мальта 90 F
45 Лихтен­штейн 90 F
46 Испания 90 F
47 Гренада 89 F
48 Сент-Китс и Невис 89 F
49 Латвия 89 F
50 Греция 87 F
51 Белиз 87 F
52 Маврикий 87 F
53 Хорватия 85 F
54 Антигуа и Барбуда 85 F
55 Аргентина 84 F
56 Сан-Томе и Принсипи 84 F
57 Монголия 84 F
58 Южная Корея 83 F
59 Румыния 83 F
60 Монако 83 F
61 Соеди­нён­ные Штаты Америки 83 F
62 Панама 83 F
63 Польша 82 F
64 Вануату 82 F
65 Трини­дад и Тобаго 82 F
66 Гана 82 F
67 Самоа 81 F
68 Ямайка 80 F
69 Тонга 79 F
70 Южная Африка 79 F
71 Суринам 79 F
72 Соломо­новы Острова 79 F
73 Северный Кипр 78 F
74 Болгария 78 F
75 Намибия 77 F
76 Сейшель­ские Острова 77 F
77 Науру 77 F
78 Израиль 76 F
79 Брази­лия 74 F
80 Гайана 73 F
81 Ботсвана 72 F
82 Тимор-Лешти 72 F
83 Тунис 71 F
84 Сенегал 71 PF
85 Перу 71 PF
86 Венгрия 69 PF
87 Домини­кана 67 PF
88 Эквадор 67 PF
89 Индия 67 PF
90 Албания 66 PF
91 Боливия 66 PF
92 Малави 66 PF
93 Маке­дония 66 PF
94 Парагвай 65 PF
95 Бенин 65 PF
96 Колумбия 65 PF
97 Сьерра-Леоне 65 PF
98 Сербия 64 PF
99 Черногория 63 PF
100 Лесото 63 PF
101 Сальва­дор 63 PF
102 Папуа — Новая Гвинея 62 PF
103 Мексика 61 PF
104 Бутан 61 PF
105 Молдова 61 PF
106 Грузия 60 PF
107 Мада­гаскар 60 PF
108 Либерия 60 PF
109 Фиджи 60 PF
110 Украина 60 PF
111 Индо­незия 59 PF
112 Филип­пины 56 PF
113 Непал 56 PF
114 Шри-Ланка 56 PF
115 Армения 55 PF
116 Косово 54 PF
117 Буркина Фасо 54 PF
118 Босния и Герцего­вина 53 PF
119 Замбия 52 PF
120 Гвате­мала 52 PF
121 Гонконг 52 PF
122 Малай­зия 51 PF
123 Нигер 48 PF
124 Сингапур 48 PF
125 Кения 48 PF
126 Гамбия 46 PF
127 Нигерия 45 PF
128 Кот-д’Ивуар 44 PF
129 Гвинея-Бисау 44 PF
130 Гондурас 44 PF
131 Ливан 43 PF
132 Того 43 PF
133 Мозамбик 43 PF
134 Комор­ские Острова 42 PF
135 Сомалиленд 42 PF
136 Абхазия 40 PF
137 Мальдивы 40 PF
138 Бангла­деш 39 PF
139 Гвинея 38 PF
140 Марокко 37 PF
141 Пакистан 37 PF
142 Гаити 37 PF
143 Кувейт 37 PF
144 Нагорный Карабах 35 PF
145 Маври­тания 35 PF
146 Уганда 34 NF
147 Иордания 34 NF
148 Танзания 34 PF
149 Мали 33 NF
150 Алжир 32 NF
151 Турция 32 NF
152 Ангола 31 NF
153 Никарагуа 30 NF
154 Таиланд 30 NF
155 Ирак 29 NF
156 Пакистанский Кашмир 28 NF
157 Зимбабве 28 NF
158 Бруней 28 NF
159 Кыргыз­стан 28 NF
160 Мьянма 28 NF
161 Афгани­стан 27 NF
162 Индийский Кашмир 27 NF
163 Катар 25 NF
164 Палестина 25 NF
165 Джибути 24 NF
166 Камбоджа 24 NF
167 Казах­стан 23 NF
168 Оман 23 NF
169 Габон 22 NF
170 Эфиопия 22 NF
171 Руанда 21 NF
172 Россия 20 NF
173 Конго 20 NF
174 Демо­крати­ческая Респу­блика Конго 20 NF
175 Приднестровье 20 NF
176 Свази­ленд 19 NF
177 Вьетнам 19 NF
178 Египет 18 NF
179 Объе­динён­ные Арабские Эмираты 17 NF
180 Чад 17 NF
181 Судан 17 NF
182 Иран 16 NF
183 Камерун 16 NF
184 Вене­суэла 14 NF
185 Бурунди 14 NF
186 Лаос 13 NF
187 Куба 13 NF
188 Бахрейн 12 NF
189 Узбеки­стан 11 NF
190 Йемен 11 NF
191 Беларусь 11 NF
192 Южная Осетия 10 NF
193 Азербай­джан 10 NF
194 Китай 9 NF
195 Ливия 9 NF
196 Цент­рально-Афри­кан­ская Респуб­лика 9 NF
197 Таджики­стан 8 NF
198 Сомали 7 NF
199 Саудов­ская Аравия 7 NF
200 Крым 7 NF
201 Экватори­альная Гвинея 5 NF
202 Западная Сахара 4 NF
203 Восточный Донбасс 4 NF
204 Север­ная Корея 3 NF
205 Южный Судан 2 NF
206 Эритрея 2 NF
207 Туркмени­стан 2 NF
208 Сирия 1 NF
209 Тибет 1 NF

Источник: https://gtmarket.ru/

Cписок международных организаций, их институтов и структур, занимающихся вопросами защиты прав человека

I. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ)

Верховный комиссар ОБСЕ по делам национальных меньшинств (ВКНМ)

The OSCE High Commissioner on National Minorities
Р.О. Вох 20062
2500 ЕВ, The Hague, The Netherlands

http://www.osce.org/hcnm/29869.html
е-mail: hcnm@hcnm.jrg

К функциям Верховного комиссара относится сбор информации из различных источников, включая СМИ и НПО, о положении национальных меньшинств и подготовка соответствующих докладов для представления, в частности, Постоянному совету ОБСЕ. Комиссар не рассматривает нарушения прав в отношении отдельных лиц, принадлежащих к тому или иному национальному меньшинству.

Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ

The OSCE Office for Democratic Istitutions and Human Rights
Аleje Ujazdowskie, 19
00-557 Warsaw, Poland

http://www.osce.org/odihr/
е-mail: office@odihr.pl

II. Европейский Суд по правам человека (ЕСПЧ)

Еurореаn Соurt оf Human Rights
Соunsil of Europe
Р-67075  Strasbourg Cedex, France

http://www.echr.coe.int
Факс: +33(3)88412730

Суд рассматривает индивидуальные жалобы, связанные с нарушением
только тех прав, которые гарантированы Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод (1950 г.) и Протоколами к ней.

Определяющими условиями принятия жалобы к рассмотрению ЕСПЧ являются требования об исчерпании истцом всех внутригосударственных средств правовой защиты, а также непревышение шестимесячного срока с момента вынесения национальными судебными органами окончательного решения по делу.

III. Организация Объединенных Наций (ООН)

Верховный комиссар ООН по правам человека

Office of the UN High Commissioner for Human Rights
United Nations Office at Geneva
1211 Geneva 10, Switzerland

http://www.ohchr.org
е-mail: tb-petitions@ohchr.org

Сообщение в Управление Верховного комиссара по правам человека может направить отдельное лицо или группа лиц, которые являются жертвами нарушений прав человека или обладают достоверными сведениями о таких нарушениях. При этом сотрудники Управления в лице Отдела по петициям определяют “дальнейшее движение” сообщения.

В том случае, если речь идет о грубых, массовых и систематических нарушениях прав человека, закрепленных во Всеобщей декларации прав человека, такое сообщение будет направлено для рассмотрения в соответствии с т.н. конфиденциальной “Процедурой 1503”.

Если же речь идет о единичном случае нарушения какого-либо из прав, гарантированных по Международному пакту о гражданских и политических правах, Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания или Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, то такое сообщение направляется в секретариат соответствующего договорного органа (Комитет по правам человека, Комитет по ликвидации расовой дискриминации, Комитет против пыток и Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин), в функции которого входит осуществление контроля по данному конкретному договору.

Важнейшими условиями приемлемости сообщения для его последующего рассмотрения является требование об исчерпании всех внутренних средств правовой защиты, а в случае договорных органов — и о признании государством-ответчиком компетенции договорного органа рассматривать соответствующие петиции.

Одним из основных органов ООН по правам человека является Совет ООН по правам человека (ранее – Комиссия ООН по правам человека), который посредством тематических специальных процедур (специальные докладчики, независимые эксперты, рабочие группы) контролирует исполнение государствами международных норм в области прав человека.

Организация ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО)

Комитет по конвенциям и рекомендациям
Committee on Conventions and Recommendations
7, Рlace de Fontenoy
F-75352 Раris 07 SР, France

http://www.unesco.org/

Отдельные лица, группы лиц и НПО могут направлять сообщения в ЮНЕСКО о нарушениях прав человека, если авторы этих сообщений сами стали жертвами таких нарушений или они считают, что обладают достоверными сведениями о таких нарушениях. Информация должна касаться нарушений прав человека, которые относятся к компетенции ЮНЕСКО в области образования, науки, культуры и информации, в частности права на образование, права свободно участвовать в культурной жизни, права на информацию, включая право на свободу убеждений и на свободное их выражение.

Источник: https://estonia.mid.ru/

Поделиться в сетях: