Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Опубликовано в категории Метро Москвы

Зинаида Петровна Троицкая — первая в СССР женщина-машинист паровоза

Зинаида Петровна Троицкая стала первой женщиной в СССР, которой доверили управление поездом. Она сделала блестящую карьеру, уникальную для женщин не только в Советском Союзе, но и в современной России.

Троицкая Зинаида Петровна. Фото с сайта Cont.ws

Зинаида Троицкая родилась в 1913 году. Ее отец и мать были работниками на железнодорожных станциях. Девочка буквально выросла «на железнодорожных путях». Позже, когда ее спрашивали, как ей удалось стать руководителем в московском метрополитене, она, смеясь, отвечала, что для этого надо родиться на железной дороге.

При выборе профессии Троицкая решила продолжить дело отца и пошла учиться на слесаря по ремонту паровозов. Профессия считалась сугубо мужской, но упорство и страсть к новым знаниям помогли Зинаиде не только удержаться на курсе, но и получить высший балл за дипломную работу. Троицкая отличалась умом, хорошей обучаемостью, обладала физической силой, необходимой для обслуживания подвижных составов. На станции Москва-сортировочная она быстро освоила тонкости устройства паровозов. И стала мечтать о том, чтобы самой управлять этими машинами.

Преодолев серьезное сопротивление, основанное на стереотипе, что женщине не место в кабине паровоза, Троицкая все же попала на курсы помощников машиниста. Окончила учебу на «отлично» — единственная со своего курса. Не сразу, но ее профессионализм оценили на работе. Она справлялась с управлением самыми сложными машинами. В 1935 году произошло знаменательное событие — Зинаида Петровна Троицкая была официально назначена на должность машиниста паровоза — первой среди советских женщин.

Троицкая Зинаида Петровна. Фото с сайта Cont.ws

Уже в 1936 году Зинаиде Троицкой вручили орден Ленина, ей на тот момент было всего 23 года. С 1938 по 1942 годы Троицкая была начальником Московской Окружной железной дороги. Затем два года работала ревизором Министерства путей сообщения. Дольше всего, целых 33 года, Троицкая проработала заместителем начальника Управления в Московском метрополитене, откуда ушла на заслуженную пенсию.

В 1967 году Зинаида Петровна стала одним из инициаторов создания Народного музея Московского метрополитена.

Троицкая была настоящим энтузиастом своего дела, любила работу, к поездам относилась, как к живым людям. Ее жизнь обросла множеством легенд. По ее примеру тысячи советских женщин записались на курсы машинистов поездов. Главное, что доказала Зинаида Троицкая — любовь к труду, профессионализм, упорство помогают покорить небывалые и казалось бы недостижимые высоты.