Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Зачем Россия помогает другим, когда самой средств не хватает?

Экономическая помощь развивающимся странам со стороны стран развитых является распространенной практикой в современном цивилизованном мире. Финансовые вливания «иностранной помощи» исчисляются сотнями миллиардов долларов и имеют множество вариаций: от кредита на «зверских условиях» до гуманитарной и безвозмездной.

Самым масштабным примером финансовой помощи иностранным государствам можно считать «план Маршалла», когда США предоставила разрушенной Второй мировой войной Европе кредиты на восстановление огромные на тот момент времени денежные средства — около 13 млрд. долларов. Правда, условия предоставления кредитов для стран были исключительно с фокусом на Америку, но в то время другого варианта отстроить страны и возродить промышленность у стран-заемщиков не было.

Помощь предоставлялась далеко не из филантропических побуждений. Одним из условий предоставления помощи было то, что поставщиками должны были быть только американские компании. Таким образом, страны Европы стали большим и выгодным рынком сбыта американской продукции, а так как в Европу направлялись по большей части техника, топливо, сельхозпродукция, то деньги, вырученные за эти товары, возвращались в Америку, развивая ее экономику.

На страны-участницы «плана Маршалла» США имели политическое давление: в правительства стран не допускались коммунисты и другие левые силы. Появление блока НАТО способствовало расширению военного присутствия в Европе. Можно наблюдать, как под прикрытием «экономической помощи» происходила фактическая колонизация Европы.

Помощь иностранным государствам, как правило, имеет под собой конкретные геополитические мотивы, которые могут принимать вид самых добрых намерений, коими, если верить поговорке, вымощена дорога в ад.

США спешат на помощь

По данным Организации экономического сотрудничества и развития США выделили в 2019 году 34,6 млрд. долларов иностранным государствам, больше, чем любая другая страна.

Согласно Исследовательской службе Конгресса США, финансовая поддержка со стороны Штатов иностранным государствам делится на пять категорий:
– двусторонняя помощь в целях развития,
– экономическая помощь,
– гуманитарная помощь,
– многосторонний экономический вклад,
– военная помощь.
– для оказания влияния на политику других стран работает «Национальный фонд в поддержку демократии» (NED) (организация, деятельность которой признана нежелательной в РФ) и ему подобные организации.

Со слов Аллена Вайнштейна, одного из основателей этого фонда: «Многое из того, что мы делаем сегодня, 25 лет назад тайно делало ЦРУ». Деятельность этой неправительственной организации (наряду с другими подобными) была признана нежелательной на территории Российской Федерации после вступления в силу соответствующего закона в мае 2015 года.

Ведущим учреждением, управляющим программами финансовой поддержки является Агентство международного развития США (USAID), создающее партнерства. Такой подход «делает упор на свободное, открытое, основанное на предпринимательстве развитие с целью создания устойчивых рыночных экономик, в которых уважают суверенитет государств, а также защищают достоинство и права отдельных лиц», – говорит Кауша Арха, специалист USAID по стратегическому взаимодействию.

Подход Штатов к помощи иностранным государствам отличается от «долговой ловушки», которую создают для своих кредиторов другие государства. Естественно, что страны-должники, взявшие кредит на невыгодных условиях, вряд ли его когда-нибудь отдадут. Кредиты и бизнес-инвестиции наиболее уязвимы в странах с развитой коррупцией, при которой финансовые вливания принесут обострение экономических проблем.

Оказываемая США зарубежная помощь по большей части направлена на следующие цели:
• реагирование на чрезвычайные ситуации, в том числе предоставление гуманитарной помощи;
• глобальное здравоохранение, включая программы по предотвращению распространения ВИЧ/СПИДа и других заболеваний;
• поддержание мира и безопасности;
• финансирование мероприятий, обеспечивающих внедрение надлежащего государственного управления, подотчетность власти, проведение судебных реформ и соблюдение прав человека.

В рамках этих целей в 2020 году США выделили более 20 миллиардов долларов на борьбу с новым коронавирусом. Создали четыре новых партнерства в рамках инициативы по обеспечению продовольственной безопасности «Накормим будущее».

В Индии поддерживаемая США частная инициатива значительно улучшила медицинское обслуживание рожениц и новорожденных. Помощь уже оказана 600 тысячам женщин. Это самый крупный проект из всех реализуемых в этой сфере, и он имеет экономический смысл для всех участников.

В ходе осуществляющейся Соединенными Штатами программы Power Africa («Электроэнергия для Африки») финансовое бремя проекта несут USAID и частные фирмы, а для выполнения основных работ нанимаются местные жители. Программа, пример подлинного равноправного партнерства всех участников, реализует амбициозную цель – 60 миллионов новых подключений к единой энергосистеме.

Правительство США публикует данные о зарубежной помощи с 1946 года в специальном издании Foreign Aid Explorer, своего рода «информационной панели» USAID. Подробные данные об операциях в области иностранной помощи с 2006 года по настоящее время представлены на правительственном веб-сайте Foreignassistance.gov. Источник

Россия всепрощающая

Российское правительство тратит на поддержку иностранных государств немногим более 1 млрд. долларов в год. Данная поддержка носит название «официальной помощи развитию» (ОПР). В сравнении с тратами США эта сумма выглядит более чем скромно.

«Новая газета» выделяет несколько основных направлений финансирования Россией иностранных государств:
– поддержка дружественных режимов: Белоруссии, Украине (до 2014 года), непризнанным республикам, Венесуэле, Сирии;
– энергетические проекты: строительство АЭС, «Сила Сибири», разработка месторождений, Амурский ГПЗ, «Турецкий поток», «Северный поток-2»;
– списание долгов СССР: странам Африки, Ирану, Монголии и КНДР, Афганистану;
– экспортные кредиты;
– скидки и дотации на нефть и газ.

Россия не скрывает политических целей при оказании международной помощи, открыто заявляя, что стране необходимы сохранение регионального влияния и улучшения имиджа на международной арене, что, в принципе достаточно честно и смело для современных лукавых мировых правительств с политикой двойных стандартов и дипломатическим лицемерием.

Стоит признать, что для подкупа иностранных правительств, революций и помощи определенным политическим силам суммы в 1 млрд. долларов не достаточно, да и вряд ли Россия станет вкладывать в подобные проекты средства по некоторым причинам: имеется негативный опыт Украины, Россия не стремится навязать миру «свою» идеологию, подобно США, ну и в конце концов, придется пересмотреть бюджет и вернуться, как минимум, к планке 1986 года, когда на эти цели СССР потратил 26 млрд. долларов.

Кредиты в рамках ОПР редко предоставляются в виде денежных средств, в подавляющем большинстве это продукция обрабатывающего сектора, такая как транспорт, станки, оборудование для сложных производств, военная техника и вооружение. Притчей во языцех всех времен и народов России стала помощь иностранным странам топливом: газом и нефтью, либо в виде сырья, либо в виде дотаций и скидок.

По сообщению ТАСС в 2019-2020 годах сумма гуманитарной помощи со стороны России другим странам составила 25 млн. долларов 21 государству, в том числе, странам Латинской Америки, Юго-Восточной Азии и Африки. Такое заявление сделал на на VII Юридическом форуме стран БРИКС заместитель главы МЧС России Алексей Серко.

На восстановление промышленного комплекса, электросетей и другие гуманитарные цели в Сирии Россия выделила более 1 млрд. долларов. Афганистан получил гуманитарную помощь для борьбы с COVID-19.

23 ноября 2020 года в «Россотрудничестве» Михаил Петросян, сооснователь проекта «Гуманитарный монитор» анонсировал информационную платформу «Гуманитарная карта», благодаря которому можно будет наглядно увидеть объемы предоставляемой гуманитарной помощи странам мира.
«Подобные ресурсы есть во многих зарубежных странах-донарах, многие страны визуализируют эту информацию на карте мира», — сказал Петросян.

«Там (за рубежом — Н.М.) не знают – кто, где, кому, сколько дал. Нет объективной картины того, что мы делаем в этом направлении за рубежом», – отметил руководитель «Россотрудничества» Евгений Александрович Примаков.

Проект направлен на сбор и предоставления информации об оказании гумпомощи Россией другим странам в открытом доступе для получения объективной картины по информации о том, какие средства, кому и в каком объеме были выделены. Эта прозрачность позволит сформировать правильное восприятие гуманитарной деятельности и о ее масштабах России.

В августе 2020 года Министерство финансов подготовило правила, которые регулируют выдачу государственных кредитов другим странам, таким образом, каждый заем должен будет отвечать экономической и коммерческой целесообразности. Правила, если будут приняты без изменений, существенно ограничивают круг стран, претендующих на заём.

Для выдачи кредита не будут рассматриваться:
– государства, находящиеся в состоянии военных конфликтов и социально-политических кризисов;
– государства, в отношении которых действуют поддержанные Россией санкции ООН, предусматривающие ограничения на предоставление внешнего финансирования;
– государства, допустившие дефолт по своим внешним долговым обязательствам и не наладившие финансово-экономическую ситуацию;
– государства, отнесенные Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) к шестой и ниже группам странового кредитного риска;
– государства с долгосрочным кредитным рейтингом ниже B- (Standard & Poor’s, Fitch) или B3 (Moody’s Investors Service);
– государства, где средняя за предыдущие три месяца стоимость суверенных кредитных дефолтных свопов (CDS) в долларах США на срок десять лет превышает 800 базисных пунктов по данным Bloomberg. Источник https://www.rbc.ru/economics/24/08/2020/5f438bb39a7947b39b21cb44

Исключения могут сделать исключительно «с учетом стратегического характера политических отношений Российской Федерации с государством-заемщиком».

Как вернуть долги

Возможно, что введение правил выдачи займов снизит процент просроченных задолженностей. 25% долгов, которые на настоящее время Россия не может вернуть, будут реструктуризированы. Если верить финансовым прогнозам, даже по прошествию трех лет, в течении которых правительство поручило Минфину контролировать проблемные долги, уровень задолженности может снизиться лишь до 23% к 2023 году. Пандемия в том числе внесла свои коррективы в платежи стран-должников: планируется, что графики будут немного пересмотрены. Таким образом, рассчитывать на возврат кредитов в полном объеме, в ближайшие годы, не приходится.

Вызывает жаркие споры списание долгов Россией странам-заемщикам. Если абстрагироваться от эмоциональной составляющей, то эти списания лишь признание факта, что вернуть заем невозможно, тем более, что списание долга подразумевает ряд уступок со стороны должника. За многие годы такого рода содействие международному сотрудничеству стало для России традиционной.

Самый большой долг в размере 353 млн. долларов в 2017 году был списан Кубе, что вместе с долгами 2014-2016 годов превысило 1 млрд. долларов, что немногим больше совокупного долга Киргизии — 722 млн. долларов, включая долг 2017 года в размере всего 130 млн долларов.

Не стоит забывать о том, что Россия, после распада СССР взяла на себя выплату долгов бывших союзных республик, которые составляли 96 млрд. долларов. в В 2017 году была сделана последняя выплата в размере 125 млн. долларов Боснии и Герцеговине за товары уже бывшей Югославии.

Стоит помогать или нет

Решения о целесообразности финансовой помощи другим странам, зачастую лежат не в области экономики, а в области геополитики, потому что помощь не оказывается на 100% безвозмездно. За каждым кредитом или гуманитарным грузом скрываются либо финансовые выгоды в виде больших процентов, либо рычаги влияния или давления. Таким образом, оказывая кому-либо помощь, правительство, в первую очередь, исходит из интересов своей страны, а вот насколько их расчеты оправдываются, это другой вопрос.

Вопрос помощи невозможно рассматривать без учета развития российской цивилизации в моральном и этическом планах. Наш народ щедрый по натуре, наверное только у русских есть поговорки: «отдаст последнюю рубаху» или «с миру по нитке — голому рубаха». Помогать другим, зачастую бескорыстно, а иногда даже в ущерб своим интересам, заложено в русской традиции и является частью менталитета. Мы можем возмущаться бездействием властей, критиковать работу социальных организаций, но часто и без личной выгоды делаем добро другим, помогаем чем можем, не дожидаясь помощи от государства. Бескорыстная взаимопомощь, сопереживание другим — то, что коренным образом отличает русских от многих других народов.

… и все-таки своя рубашка ближе к телу

Россия — широкая душа. Это как повод для гордости, так и повод для недовольства граждан страны: мы, мол, всем оказываем помощь, прощаем долги, а сами живем бедно, пора заканчивать этот «аттракцион неслыханной щедрости» ©

Многие граждане России сетуют на то, что уровень жизни в России намного ниже, чем в других странах, доходы меньше, поэтому вместо помощи другим — лучше бы помогли своим. Помогая таким странам как Африка, Куба, Вьетнам и ряду других, раздали все деньги, которые могли бы передать своему народу. Пора прекратить эти траты. Безвозмездная поддержка иностранных государств стоит немалых ресурсов, которые следует направить на решение проблем внутри своей страны и на улучшение благосостояния ее граждан. Это очень распространенная точка зрения и позиция многих, и она справедлива.

В современных условиях мирового кризиса и низких ценах на сырье, тем более нерационально вкладывать средства в развитие сторонних экономик. Логично сосредоточиться на решении проблем внутри страны, таких как безработица, нищета, низкие зарплаты, поднять благосостояние граждан и показатели страны на уровень развитых стран, а уже затем решать вопросы финансовой помощи иностранным государствам.

Автор: Наталья Маскаева

Поделиться в сетях: