Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Опубликовано в категории Мировой опыт

Как оживляют заброшенные промзоны

Хафен-Сити, Гамбург.
В пятидесятые годы XX века в действующий гамбургский порт перестали заходить крупные суда: корабли не могли пришвартоваться. Для них построили другой порт, а остальная часть гавани оказалась заброшена. Территория бывшего порта Гамбурга начала преображаться лишь в 1999 году, когда городские власти объявили конкурс на реновацию района.

Наиболее подходящими оказались концепции архитектурных бюро Hamburgplan и Kees Christiaanse/ASTOC. Из бюджета Гамбурга было выделено 2,4 миллиарда евро на социальные объекты. Средства для строительства жилья и коммерческой застройки выделил частный капитал. Управлением и продажей земли под застройку занимался специально созданный фонд «Город и порт». Согласно разработанному мастер-плану, 30 % застройки выделено под жильё, 50 % под офисную недвижимость, а остальное — под инфраструктуру и общественные пространства. Спустя двадцать лет эту часть города по-прежнему застраивают. На 155 гектарах появляются футуристические здания: жилые комплексы, магазины, офисные центры и набережная. По местным меркам этот район считается элитным. Строительство планируется закончить к 2025 году. Из самых ярких проектов — построенная в 2017 году Эльбская филармония по проекту Herzog & de Meuron Architekten и Университет «Хафенсити», специализирующийся на архитектуре.

Район Эль-Побленоу, Барселона.
До конца XX века территория района Побленоу на северо-востоке Барселоны была застроена текстильными фабриками и другими индустриальными объектами, а населяли её представители рабочего класса. В конце прошлого столетия здания оказались заброшенными, но район спасли инвестиции от Олимпиады 1992 года. Там появилась олимпийская деревня. Сегодня Эль-Побленоу граничит с прибрежной зоной и инновационным районом, который создан по инициативе мэрии Барселоны.

На территории почти двух миллионов квадратных метров расположился высокотехнологичный хаб с бизнес-инкубаторами и офисными зданиями. С начала двухтысячных здесь открылись офисы Yahoo!, Microsoft и других крупных компаний. Новая застройка позволила обеспечить работой более пятидесяти тысяч человек.

Квартал Ротерманни, Таллин.
Промышленный квартал формировался с середины XIX века. Он получил своё название в честь таллинского коммерсанта Кристиана Ротерманна, который начал торговлю строительными материалами между старым городом и площадью Виру.
Позже бизнес семьи Ротерманна вырос в комплекс предприятий Rotermanni Tehased и стал семейным делом. В начале XX века квартал жил полной жизнью, здесь появлялись всё новые предприятия: макаронная и крахмальная фабрики, спиртовой завод, лесопильное производство, хлебозавод, мельницы и соляной склад.

После 1939 года предприятия квартала Ротерманни были национализированы. Во время Второй мировой войны район не раз подвергался бомбардировкам, а после боевых действий пришёл в упадок. Вплоть до начала семидесятых годов здесь преобладало хлебное производство. В конце семидесятых полуразрушенные заводы квартала станут декорациями для «Сталкера» Андрея Тарковского.

Поэтапная реконструкция района велась с 1991 года девелоперской компанией Rotermann City OÜ. В 1996-м в квартале Ротерманни реконструировали соляной склад, где расположился Эстонский музей архитектуры. В начале нулевых квартал признали исторической застройкой, установили максимальную высоту для зданий в 24 метра и приняли концепцию микса старых производственных зданий и современной архитектуры. В разное время здесь появлялись проекты бюро Kosmos, KOKO Arhitektid, Alver Arhitektid, Teigar Sova Arhitektid, HG Arhitektuur и Emil Urbel.

Нордхавн, Копенгаген.
До 2013 года в этом индустриальном округе Копенгагена находился порт, куда прибывали туристические лайнеры, паромы и технические суда. Сегодня там появляется жильё и развивается малый бизнес, обеспечивая новых резидентов рабочими местами.

Районом занимается девелоперская компания By & Havn, которая наполовину принадлежит копенгагенскому муниципалитету, наполовину — датскому правительству. Несмотря на капитальные изменения, By & Havn стремятся сохранить историческое наследие района и зачастую вместо сноса старых зданий преобразовывают их, сохраняя черты индустриального прошлого.
Например, в здании заброшенной силосной башни появился жилой комплекс из 38 квартир, созданный по проекту бюро COBE.Главная идея реновации района — построить как можно больше общественных пространств, удобных для велосипедистов и пешеходов, а движение перестроить таким образом, чтобы ездить по району на машине стало попросту некомфортно.
С трёх сторон Нордхавн окружён морем и пронизан водными каналами, что позволяет запустить в городе ещё один вид общественного транспорта.