Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Вечные санкции

В современном словарном запасе россиянина прочно закрепилось слово «санкция». В последнее время санкции к России применяются по любому поводу. Будь то высказывания политиков, ограничения свободы слова, запрет манифестаций, продвижение экономических проектов, или просто непризнание мирового политического курса и гегемонии США.

Не так много прошло времени со знаменитой Мюнхенской речи Путина В.В., которая разбила вдребезги тоталитарную модель однополярного мира. Весь западный бомонд был явно сконфужен смелостью и дерзостью России. Провинившегося школьника необходимо было проучить и поставить на место, прилюдно «отпороть» и объяснить кто в доме хозяин.

Санкции – это политический элемент наказания не только «зарвавшегося» руководителя страны, но и его народа. Поставить на колени, унизить и заставить плясать под свою «дудку» – цель данных «профилактических» мер. После развала Советского Союза и падения Берлинской стены изменился паритет сил на мировой арене. Борьба титанов мировых идеологий достигла апогея. Коммунистический колосс рухнул под натиском капитализма.

Некогда могучий Советский Союз был расчленен на части, вступив в эпоху противоречий и войн для всех бывших дружеских республик. Это свершилось не без предательства изнутри: спецоперация по уничтожению идеологического и экономического противника западом прошла успешно. На долгие десятилетия о каком-либо могуществе на постсоветском пространстве забыли. Периодически то в одном, то в другом государстве вспыхивали «цветные революции», организовывались гражданские войны, таким образом реализовывалась задача не допустить исторического объединения Союза или создания конфедерации в противовес Евросоюзу и США.

Однако вернемся к вопросу санкций.

Санкция — мера воздействия, применяемая к правонарушителю и влекущая для него неблагоприятные последствия. Экономические санкции (включают торговые санкции и финансовые санкции) — экономические мероприятия запретительного характера, которые используются одним участником международной торговли (страной или группой стран) по отношению к другому участнику («объекту санкций») с целью принудить последнего к изменению политического курса.

Давайте посмотрим, использовались ли ранее санкции в международных отношениях царской России и Советского Союза. Или этот элемент присущ лишь новейшей истории России?

История санкций

Россия неоднократно подвергалась санкциям со стороны Запада. Первый такой случай произошел ещё в середине XVI века в 1548 году и известен под названием Дело Шлитте.

История началась с поручения Царя Ивана IV немцу Гансу Шлитте завербовать в Европе мастеров различных профессий для работы в России. На это было получено согласие императора Священной Римской империи Карла V. Всего Шлитте набрал 300 человек, которых 2 группами направил в Россию. Однако все специалисты, включая и самого Шлитте, были задержаны и посажены в тюрьму властями городов Вендена и Любека по просьбе Ливонии — государства рыцарей-крестоносцев, располагавшегося на территории современных Эстонии и Латвии, так как власти Ливонского ордена опасались усиления России в военном и экономическом плане.

Ливонская конфедерация проводила скоординированную с немецкими имперскими властями политику по недопущению ремесленников из германских государств на Русь, совместно с Ганзой контролировала её торговые пути. В частности, весь торговый обмен с Россией европейские купцы вынуждены были осуществлять через ливонские порты — Ригу, Ревель и Нарву, — а все товары должны были перевозиться только на ганзейских судах.

В итоге набранных Шлитте специалистов продержали в заключении 5 лет, а потом оставили на службе в Ливонии. Самого Шлитте судили и казнили. Разумеется, это вызвало сильное недовольство властей России. Некоторые историки, в частности Карамзин, рассматривают «дело Ганса Шлитте» как одну из причин начала Ливонской войны 1558—1583 гг.

В 1570 году Иван Грозный применил «контрсанкции»: датскому мореходу Карстену (Христиану) Роде Царём был выдан каперский патент с целью снятия морской блокады Нарвы (в тот момент захваченной русскими войсками) и грабежа вражеских судов. Роде смог захватить ряд шведских и ганзейских судов, заставив тем самым правителей этих стран заявить о скором снятии санкций.

Энергия Петра I и Джона Ло, с которой те нанимали квалифицированных рабочих в Англии, привела к запрету эмиграции рабочих, а тем, кто не вернулся на родину спустя полгода после предупреждения, грозило лишение подданства и имущества. Хотя надо признать, что запрет не делал исключений, целью было прекратить утечку «мозгов и умелых рук» из Англии вообще куда-либо, а не конкретно в Русское Царство или Французское королевство.

В 1750 году Англия запретила экспорт «инструментов и принадлежностей», относящихся к изготовлению продукции из шерсти и шёлка. Далее «Законом об инструментах» 1785 года перечень запрещённых для экспорта инструментов был расширен.

Со временем знания стало легче передавать на бумаге при помощи понятных специалистам чертежей и формул, и Англия отменяет запреты на эмиграцию (1825) и на экспорт механизмов (1842). В течение всего XX века Запад вводил санкции против России не менее 10 раз, однако ни разу они не оказали существенного влияния на суверенную политику страны.

Отказ большевиков от царских долгов, национализация предприятий, немалая доля которых принадлежала иностранцам, и, наконец, заключённое в декабре 1917 года перемирие с Германией привели к военной интервенции и экономической блокаде со стороны Антанты. Сначала США объявили о разрыве торговых отношений с большевистской Россией, затем Англия, Франция и, под давлением Антанты (нота Жоржа Клемансо 10 октября 1919 г.), ряд нейтральных стран, и побеждённая Германия (нота от 21 августа 1919 г.). Такая обширная блокада не могла действовать долго из-за многих противоречий среди стран-участниц и уже 16 января 1920 блокада была снята.

После революции и Гражданской войны недавно образованному Советскому Союзу требовалось большое количество оборудования и технологий (военных и промышленных), которые приходилось покупать за рубежом. Однако в 1925 году страны Запада во главе с США перестали принимать золото в качестве оплаты за продаваемое оборудование и требовали от России расплачиваться нефтью, зерном, лесом. Данные ограничения были сняты полностью в 1934 году. Кроме того с 1931 по 1933 год была полная блокада всех товаров импортируемых из СССР со стороны США

Всё это поставило СССР в сложное положение — либо приостановить индустриализацию (доступ к иностранным станкам и ряду других ключевых товаров стал ограниченным), либо отнимать зерно у крестьян и использовать его для бартерного обмена. Но зачем же Западу в тот момент так необходимо было советское зерно? В Америке своё продовольствие уничтожалось огромными партиями, а зерно из СССР исправно покупали. Европе было дешевле покупать избыток зерна из США, однако она также покупала более дорогостоящую сельхозпродукцию СССР.

По мнению ряда историков и публицистов, всё это делалось с целью стимулирования недовольства советскими властями у населения СССР. Засуха 1931 года ухудшила ситуацию, погубив значительную часть урожая, а закупить на Западе продовольствие было нечем из-за золотой блокады и отсутствия валюты в результате эмбарго. Итог известен: голод 1932—1933 гг. стал чёрным пятном в истории СССР.

В начале «Холодной войны» в 1949 году для достижения превосходства над СССР западным блоком была применена стратегия контролируемого технологического отставания, согласно которой был составлен список товаров и технологий, запрещённых к экспорту в СССР и другие социалистические страны.

Реализован этот подход был путём создания в Париже специальной международной организации — Координационного комитета по экспортному контролю, более известного как КОКОМ. В организацию входили не только страны НАТО, но и Япония, кроме того, даже нейтральные страны были вынуждены сотрудничать с КОКОМ.

В 1972 году в СССР был издан указ, согласно которому эмигранты, имеющие высшее образование, были обязаны оплатить затраты государства на их обучение в вузах. Сумма такой компенсации была немалой. Это существенно снижало шансы потенциальных эмигрантов на выезд за рубеж. Мировая общественность, в первую очередь Израиль и США, была возмущены этим, так как указ существенно ограничивал «приток мозгов» в эти страны.

В связи с этим указом, в 1974 году членами Конгресса США Генри Джексоном и Чарльзом Вэником была предложена поправка, получившая их имена — поправка Джексона-Вэника. Данной поправкой запрещалось предоставлять режим наибольшего благоприятствования в торговле, государственные кредиты и кредитные гарантии тем странам, которые нарушают или серьёзно ограничивают права своих граждан на эмиграцию, а также другие права человека. Нетрудно понять, что это была в первую очередь именно «антисоветская мера». Поправкой также предусматривалось применение дискриминационных тарифов и сборов в отношении товаров, импортируемых в США из стран с не рыночной экономикой.

Поправка не была отменена после введения свободы эмиграции в СССР в 1987 году, а лишь перешла в режим моратория. Подобно положение дел сохранилось и после распада СССР. И лишь в 2012 году поправка была официально отменена, законом, который заменял общие ограничения на торговлю и финансовые операции со всей страной, Россией, персональными санкциями против отдельных людей, ответственных с точки зрения законодателей США за нарушения прав человека, так называемый список Магнитского. Против людей, попавших в список, вводились визовые ограничения и блокировка активов в банках США.

В феврале 1980 года Генассамблеей ООН большинством голосов осудила ввод войск СССР в Афганистан. Парламенты ведущих стран Запада поддержали инициативу бойкота, что фактически создало угрозу срыва игр. Однако Международный Олимпийский комитет при повторном голосовании принял положительное для СССР решение.

12 апреля 1980 года национальный Олимпийский комитет (НОК) США принял окончательное решение о бойкоте Игр. Помимо США Олимпиаду-80 в той или иной форме бойкотировали спортсмены из 64 государств (хотя значительная их часть приняла участие в бойкоте скорее по экономическим, а не политическим причинам, а сборные Ирана, Катара и Мозамбика просто не пригласили). Также правительства Великобритании, Франции, Италии и Испании дали добро своим НОК на самостоятельное принятие решения об участии — из-за чего в итоге большое число спортсменов названных стран всё-таки приехали на игры.

СССР не остался в долгу и вместе с большинством стран соцлагеря бойкотировал Олимпиаду 1984 года в Лос-Анджелесе. Причем бойкот начался еще на церемонии закрытия Олимпиады-80. Во время праздника закрытия игр в Москве, который состоялся 3 августа, советская сторона дважды нарушила заведенный церемониал: не была проведена передача флага организаторам следующей Олимпиады и не был исполнен гимн США — страны, принимающей следующую Олимпиаду.

В начале 1980-х СССР начал постройку газопровода, призванного связать Сибирь с Западной Европой и стать первой нефтяной магистралью для экспорта нефти за рубеж. Проект планировалось возводить с использованием импортных материалов и оборудования, так как собственное производство в данной области СССР только начинал развивать. Этим и воспользовались США, введя в 1981 году эмбарго на поставки оборудования в СССР. Также США оказали немалое давление на западноевропейских производителей. В итоге проект пришлось пересмотреть — была проложена одна ветка с частичным использованием советских труб и оборудования.

Вопреки давлению США в прокладке трубопровода приняли активное участие европейские капиталы. Из европейского вклада в проект можно отметить следующее:
• Кредит в 3,4 млрд. немецких марок для строительства компрессорных станций от консорциума немецких банков во главе с Deutsche Bank.
• Соглашения с группой банков Франции и экспортно-импортным банком Японии.
• Контракты о поставке компрессоров и труб с рядом западных кампаний, вроде Creusot-Loire, John Brown Engineering, Japan Steel Works и т. д.
• Покупка трубоукладчиков и бульдозеров у компаний Caterpillar и Komatsu.
• Покупка автокранов у компаний Liebherr и Kato.
Общими усилиями газопровод был построен в срок и введен в строй уже в 1984 году.

Чем Вам не аналогия с «Северным потоком» и событиями, разворачивающимися в нынешнее время на фоне укладки трубопровода по дну моря.

Антироссийские санкции в современной России представляют из себя ограничительные меры со стороны ЕС, США и стран-сателлитов Запада, направленные против России и её граждан. Основные виды санкций — запрет на въезд для отдельных лиц и запрет на ведение экономической деятельности для компаний. В настоящее время против России действует достаточно большой пакет мер в связи с Украинским кризисом, Донбассом и Крымом.

Санкции были введены для оказания давления на Россию с целью изменения её позиции по крупным международным вопросам, но также и для ослабления российской экономики, то есть в целях конкурентной борьбы. Согласно международному праву вводить санкции в отношении любой страны возможно только в ограниченном числе случаев, однако США и ЕС нарушают эти правила, устанавливая ограничения по собственному усмотрению.

По мнению многих экспертов, антироссийские санкции не достигли своей цели, и при этом наносят экономический вред тем странам, которые их ввели. Хотя санкции всё же оказывают определённое негативное влияние на российскую экономику, их вклад в падение ВВП России оценивается как небольшой по сравнению с падением цен на нефть.

Санкции стали мощным стимулом для развития импортозамещения в России, особенно с учётом введённых российским правительством контрсанкций, ограничивающих закупки многих западных товаров (прежде всего, продуктов питания). В результате отечественные производители по большей части только выиграли от сложившейся ситуации, а страна в целом снизила уровень зависимости от западных товаров и технологий.

Столкнувшись с частичной экономической блокадой в Европе, Россия во многом сменила курс своей внешней политики, развернувшись на Восток, где главным союзником, как в дипломатической, так и политической сфере стал Китай. При этом не только китайцы, но и целый ряд азиатских стран отказались вводить антироссийские санкции, объясняя это тесным экономическим сотрудничеством с РФ. Только Япония, находясь под фактической оккупацией США, ввела санкции, но таким образом, что они практически не сказались на российско-японских отношениях. Источник

Так все-таки играют ли большую роль санкции в историческом смысле и достигают ли своих конкретных результатов?

В каждой конкретной ситуации сложно определить, какую роль сыграло внешнее воздействие, и какую – внутренние процессы в той или иной стране. В любом случае, санкции действуют не мгновенно. Примеров неэффективности санкций в истории куда больше.

Куба 60 с лишним лет живет в условиях экономической блокады со стороны США.
Многолетние санкции не заставили Саддама Хусейна изменить политику, для этого понадобились военные действия. Советский Союз отреагировал на олимпийский бойкот лишь усилением изоляционизма. События, последовавшие за нефтяным эмбарго 1973 года, официально именовались энергетическим кризисом, но в конечном итоге Запад от них скорее выиграл. Принудительное окончание эры дешевой нефти стимулировало внедрение ресурсосберегающих технологий и переход к постиндустриальной экономике.

«Ресурсы недр мы решили заменить ресурсами интеллектуальными. В каком-то смысле шок явился даже благом, стимулируя быстрые перемены в промышленности», – писал замминистра внешней торговли и индустрии Японии Наохиро Амая.

Государства с отсталой экономикой, низкой долей инновационного сектора и слабыми адаптационными механизмами преодолевают последствия санкций ценой снижения жизненного уровня населения в духе знаменитой фразы белорусского лидера Александра Лукашенко: «В землянки жить пойдем, а не поддадимся!». Подавление оппозиции, массированная пропаганда, отсутствие политической конкуренции, институтов гражданского общества и свободной дискуссии позволяют это делать.

В период санкций против Ирака из гуманных соображений действовала программа «Нефть в обмен на продовольствие», однако режим тратил вырученные средства не на закупку жизненно важных товаров, а на укрепление силовых структур и строительство дворцов для диктатора.
В силу общего смягчения нравов в мире сформировалось представление, что всеобъемлющие санкции, больно бьющие по населению, бесчеловечны.

В 1990-х годах Конгресс США решил, что поставки продовольствия и медикаментов не могут служить инструментом санкций. На сегодняшний день, последний раз широкие санкции применялись до 2003 года в отношении Ирака.

Теперь в моде санкции «точечные» и «целенаправленные», затрагивающие отдельные секторы экономики, организации и индивидуумов, что, естественно, резко снижает их действенность. По оценкам наблюдателей, особенно малоэффективны санкции в адрес конкретных высокопоставленных персон. В авторитарных государствах несменяемые правители и их окружение и внутри страны свое возьмут. Куда больше они страшатся показать собственным подданным, что на них, оказывается, можно надавить.

Одновременно те же эксперты указывают, что влияние внешнего фактора на состояние экономики и умов, особенно в перспективе, не следует недооценивать. Действуют не столько формальные санкции, сколько общее ухудшение инвестиционного климата, свертывание сотрудничества во всех областях, изоляция от мировых достижений, неизбежный в условиях конфронтации рост военных расходов.

В целом превалирует мнение, что в необходимых случаях к санкциям следует прибегать. Удастся достичь желаемого результата или нет – «нельзя же вообще ничего не предпринимать». Как гласит известная максима – делай, что должно, и пусть будет, что будет.

«Санкции лучше, чем ничего: они более чувствительны, чем просто брань в адрес посла, и менее кровавы, чем ввод войск. Они могут приносить моральное удовлетворение. И иногда они даже работают», – писал в 2006 году лондонский журнал Economist. Источник

Статью подготовил Александр Тонин. Материалы для статьи взяты из открытых источников.

Это интересно

Первые зафиксированные в письменных источниках экономические санкции были наложены Афинским морским союзом (Делосской симмахией) на город Мегару (входивший в Пелопонесский союз) в 432 году до н. э. с целью остановить практику приема в этом городе беглых афинских рабов и распашки священных приграничных территорий. Они известны под названием «мегарская псефизма». Эффективность санкций оказалась неочевидной. С одной стороны, мегарские купцы понесли большие потери, но с другой – были вынуждены обратиться к союзникам (в первую очередь к Спарте) за военной поддержкой. В результате начавшейся Пелопонесской войны Афины потерпели сокрушительное поражение, а Афинский союз был уничтожен.

В Средние века в Европе экономические санкции носили в основном локальный и кратковременный характер из-за постоянно меняющейся конфигурации торговых и военных союзов и изменений интересов отдельных правителей и влиятельных лиц. В XIX веке основным инструментом экономических санкций стали морские блокады – меры по предотвращению морской торговли отдельной страны с другими странами без объявления ей войны. В период с 1827 (первая известная морская блокада) по 1914 год была зафиксирована 21 блокада против Турции, Португалии, Нидерландов, Колумбии, Панамы, Мексики, Аргентины и Сальвадора. Организаторами блокад в основном становились Великобритания (12 раз) и Франция (11 раз), а также Италия и Германия (по три раза), Россия и Австрия (по два раза) и Чили.

Широкое распространение экономические санкции получили в XX веке с развитием международных торговых отношений. До начала Второй мировой войны коллективным экономическим санкциям подвергались Югославия, Греция, Боливия, Парагвай и Италия.

Во время холодной войны санкции были в основном неэффективными, т. к. не поддерживались либо Западным, либо Восточным блоками стран (с США и СССР в качестве лидеров соответственно). Единые санкции, поддержанные обоими блоками, были наложены лишь дважды: на Родезию и ЮАР, и в обоих случаях оказались недостаточно эффективными.

Один из наиболее известных примеров коллективных экономических санкций того времени – ограничение поставок в социалистические страны «стратегических» товаров и технологий, в первую очередь военных и компьютерных. Специально для контроля экспорта в страны Восточного блока в 1949 году был создан Координационный комитет (CoCom), в который вошли 17 государств, еще шесть стран сотрудничали с комитетом, формально в него не входя. Комитет прекратил свою деятельность в 1994 году.

Самый известный пример долгосрочных односторонних санкций – эмбарго США в отношении Кубы, начавшееся в 1960–1962 годах и продолжающееся до сих пор. Компаниям США запрещены любые экономические контакты с Кубой без специального разрешения, в том числе в третьих странах. По данным кубинских властей, прямой ущерб от эмбарго составил порядка 1 трлн долларов в текущих ценах. Тем не менее цель экономических санкций США – установление демократии на Кубе – не достигнута.

С 1990 года ООН начала более активно использовать международные экономические санкции против различных государств. Им подверглись: Ирак (с 1990), Югославия (1991–2001), Сомали (с 1992), Ливия (1992–2003), Либерия (с 1992), Ангола (1993–2002), Гаити (1993–1994), Руанда (1994–2008), Сьерра-Леоне (с 1997), Афганистан (с 1999), Эритрея и Эфиопия (с 2000), ДР Конго (с 2003), Кот-д’Ивуар (с 2004), Судан (с 2004), Ливан (с 2005), Иран (с 2006), КНДР (с 2006). В основном санкции носят частичный характер и ограничивают поставки в эти страны оружия и военного оборудования. В некоторых случаях используется замораживание зарубежных активов.

На современном этапе развития международных экономических отношений наиболее эффективным считается воздействие не на страны в целом, а на их отдельных руководителей: поиск и замораживание их иностранных активов, отказ в возможности инвестировать за рубежом, запрет на поездки. Жесткие экономические санкции, направленные на подрыв экономики страны, признаны негуманными, т. к. от них больше всего страдает население, в основном беднейшие его слои. Источник

Поделиться в сетях: