Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Удар по коррупции

Тема коррупции в России, а вернее противодействие коррупции на сегодняшнем этапе развитии страны заняла федеральную повестку. Все развитые страны проходили этапы экономического развития, политической системы приблизительно одинаково. Смены государственного строя, революция, война чередовались и приводили к власти новые элиты. Революция, как правило, пожирает своих героев. Первопроходцы с трудом выживают и заканчивают свое существование не совсем достойно: на французской гильотине, в сталинском Гулаге, в гитлеровском концлагере, американском Гуантанамо, в бандитской разборке. За первым этапом эволюции следует передел собственности, развал промышленности, рэкет, разгул преступности, обнищание народных масс, появление новых героев и Робингудов. Малиновые пиджаки и другие атрибуты нуворишей постепенно сменяются на белые воротнички и стильные галстуки депутатов, форменные шевроны силовых и фискальных служб, на смену «кличкам» приходят звания и должности. Нищие становятся в одночасье богачами, владельцами газет, фабрик, недр, корпораций, нажившись на достоянии народа.

Они начинают жить в реалиях иной жизни, в другой касте, по другим правилам и понятиям. Не будучи потомственными аристократами, они начинают отрываться от жизни в стране, смотрят на западный уклад, роскошь и богатство. Только в отличие от состоятельных сословий развитых стран, прошедших большой эволюционный путь развития, наши нувориши и «российские шейхи» не хотят проходить долгий путь естественного экономического развития. Стремление обогатиться любой ценой в одночасье, с молниеносной быстрой, толкает их только на один путь – воровства из казны государства, а по факту, у своих сограждан. Схема, по которой можно осуществить преступные планы, банальна и проста, она уходит корнями в историю возникновения племен и государств.

Первое – это власть. Ее можно взять силой, через мятеж или путч, оранжевую революцию или демократичным путем – через выборы. Получив свой кусок пирога в виде депутатского мандата местного масштаба или федерального политика, можно выстроить финансовую схему «отжима» федеральных средств в собственный карман. Для этого достаточно создать аффилированные компании совместно с лицом, обладающим властью и наделенным правами, связями, неприкосновенностью в различных отраслях экономики. Пути вывода средств различны: выигрыши в тендерах подставных лиц, откаты, лоббирование заинтересованных лиц в парламентах всех уровней. Объектов наживы в нашей стране предостаточно. Все они обозначены в национальных проектах России.

Здравоохранение, строительство школ, дорог, детских садов, стадионов, вооружение и космос и многое другое – этот список можно продолжать до бесконечности. Кругом под государственные планы выделяются средства. Принцип построения российской экономики и нормирования бюджетов территорий далек от совершенства. Средства сходятся в координационный федеральный центр, а затем, исходя из приоритетов и задач Национальных проектов, растекаются по регионам. Учитывая, что на сегодняшний день коррупционная схема работает как часы, государственные средства оседают у дельцов, присосавшихся к системе. Стоит отметить, что наряду с прямым разворовыванием бюджетных средств, новоявленные «бизнесмены» не обойдутся без помощи не чистых на руку представителей различных ведомств. В семье, как говорится, не без урода. Оборотней в погонах хватает. Последнее время СМИ пестрят душераздирающими картинками с золотыми унитазами и дворцовыми колоннами, мешками и самосвалами денег в валютах разных стран. Все это не только порождает возмущение социального общества, но дискредитирует государственную систему.

Размах коррупции приобрел ужасающий масштаб и уже несет угрозу национальной безопасности России. Все национальные проекты и инициативы разбиваются о стены казнокрадства и взятничества. Кроме того, из-за того, что коррупционные потоки прикрыты со всех сторон высокопоставленными людьми от власти, простые сограждане не верят не только в какие либо антикоррупционные действия руководства страны, но зачастую сами становятся вынужденными участниками преступных схем.

Предпринимательское сообщество, участвующее в государственных закупках, вынужденно принимать правила игры коррупционной системы. Среди молодежи присутствует уверенность в достижении успехов в жизни не через упорный труд и социальные лифты, а через попадание в обойму системы. Профессии, связанные непосредственно с трудом на стройках, в цехах и полевом стане становятся не в почете. Напротив, работа чиновника, полицейского, работника прокуратуры пользуется спросом.

В школах и Вузах тема о коррупции до последнего была не только не популярной, но и закрытой. Ни одно из учебных заведений не готовило специалистов в данной отрасли. СМИ, телевидение, наглядная агитация не несли информации о нетерпимости общества к коррупции. Хотя многие помнят советский опыт, когда места наибольшей посещаемости и транспорт пестрили плакатами, обличающих и высмеивающих «несунов» и расхитителей социалистической собственности (аналог государственной), выходил на экраны кинотеатров киножурнал «Фитиль», пользовался популярностью журнал «Крокодил».

Специальное подразделение «Отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности» (ОБХСС) стоял на страже порядка и предупреждал о неотвратимости наказания. Отдел следил за достоверностью и легальностью средств на покупку автомобиля и недвижимости граждан СССР. Конечно, были и перекосы (например, выше одного этажа нельзя было построить дачу). Однако таких современных дворцов, замков, причалов, яхт и раритетных автомобилей у представителей Фемиды и чиновников увидеть можно было крайне редко. Все покупки подтверждались трудовыми доходами. Меч правосудия карал строго. За особо тяжкие преступления, связанные с хищением, была предусмотрена смертная казнь, а конфискация имущества применялась практически всегда. Население страны нередко помогало правоохранительным органам в поимке преступника. Если в России таких людей назвали бы «стукачами», то европейская практика напротив, не только поощряет, но финансово приветствует бдительных сограждан.

Указ Президента России о плане по противодействию коррупции был ожидаемым и прогнозируемым. Указ выходит накануне выборов в Государственную Думу. Тема коррупции, которой до сегодняшнего времени занимались граждане на обывательском уровне, переходит из кулуарной плоскости в государственную. Эта тема популярна и востребована среди гражданского населения. Во все времена жизнь избранных и богатых была под пристальным вниманием народа. Заглянуть под одеяло и в окошко соседа было излюбленной забавой россиянина. Тем более, эмоционально для обсуждения, если кто-то попался и проворовался.

Тема коррупции была не случайна взята за основу многими политиками, как топовая. ФБК* (*запрещенная на сегодняшний день организация в России) во главе со своим руководителем достаточно долгое время на профессиональном уровне вел расследования в сфере коррупции, хотя назвать их работу системной, соответствующей какому-нибудь плану или последовательной, вряд ли возможно. С уходом из антикоррупционной повестки главного медийного лица, тема коррупции оказалась свободной. Странно было бы считать, что правящая партия власти не возьмет эту тему под свою опеку, забрав ее у своих партийных оппонентов. Не нужно сбрасывать со счетов, что данная тема долгоиграющая и позволит растянуть «удовольствие» до президентских выборов 2024 года. И тогда, тема коррупции становится уже темой будущего президента.

Уже сейчас силовым ведомствам предписано осуществить проверки на соответствии доходов декларируемым зарплатам.

Вот некоторые выдержки из Указа.

Генеральной прокуратуре Российской Федерации с участием Администрации Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации рекомендовано подготовить и до 10 декабря 2021 г. представить предложения по детализации сведений о доходах, расходах, об имуществе и    обязательствах имущественного характера, размещаемых в сети «Интернет», с учетом рекомендаций Группы государств против коррупции;
Правительству Российской Федерации:
а) рассмотреть вопрос о порядке осуществления проверок достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, соблюдения запретов и ограничений, исполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции (далее – антикоррупционные проверки), в случае изменения лицом, в отношении которого проводятся такие проверки, места прохождения государственной (муниципальной) службы (работы) или избрания (переизбрания) его на государственную (муниципальную) должность (назначения на иную государственную (муниципальную) должность);
б) рассмотреть вопрос о наделении высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации правом направлять запросы о проведении оперативно-разыскных мероприятий в соответствии с частью третьей статьи 7 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» при осуществлении антикоррупционных проверок в отношении лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации и муниципальные должности (за исключением депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и депутатов муниципальных образований);
в) с участием Центрального банка Российской Федерации рассмотреть
вопрос о целесообразности наделения руководителей органов субъектов Российской Федерации по профилактике коррупционных и иных правонарушений, специально уполномоченных высшими должностными лицами (руководителями высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и непосредственно подчиненных им, и лиц, уполномоченных единоличными исполнительными органами государственных корпораций, правом при проведении антикоррупционных проверок направлять запросы в кредитные организации, налоговые органы, органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также операторам информационных систем, в которых осуществляется выпуск цифровых финансовых активов.

Внимательно изучив данный указ, можно увидеть вновь созданный инструмент по замене «старых» элит на более молодые и чистые. Кроме того, не следует забывать и борьбу «башен кремля». Накануне выборов и дальнейшего формирования правительства по-новому, политическая и подковерная борьба начинает усиливаться. Следующий этап развития страны предусматривает главенство внутренней политики, улучшение социального климата и благосостояния народа. Поэтому сегодняшняя коррумпированная элита является яблоком раздора не только внутри, но и за пределами страны. Указ, изданный президентом, усиливает роль государства и дает посыл не только элитам, но и общественным организациям в лице ТПП, Опоры России, Деловой России для начала полномасштабной работы в антикоррупционном направлении.

Правительству Российской Федерации с участием Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Российской Федерации, иных заинтересованных государственных органов и организаций, а также Торгово-промышленной палаты Российской Федерации и общероссийских объединений предпринимателей (работодателей) разработать комплекс мер по повышению эффективности взаимодействия органов государственной власти и предпринимательского сообщества по вопросам противодействия коррупции. Министерству просвещения Российской Федерации: продолжить работу по включению в федеральные государственные образовательные стандарты общего образования и среднего профессионального образования положений, предусматривающих формирование у обучающихся нетерпимого отношения к коррупционному поведению, а в профессиональной деятельности – готовности содействовать пресечению такого поведения. Рассмотреть вопрос об открытии в образовательных организациях высшего образования программы магистратуры «Антикоррупционная деятельность».

Институтам пропаганды в лице телевидения, общества знаний предписано идти как говорится в народ: в школы, Вузы, техникумы, рабочие коллективы для создания нетерпимого отношения к коррупции. Общественным палатам, структурам власти указано на необходимость контактов и применения в своей работе предложений от общественных объединений и общественных институтов и организаций.

Правительству Российской Федерации проанализировать практику рассмотрения государственными органами и органами местного самоуправления обращений граждан и организаций по фактам коррупции и принятые по таким обращениям меры реагирования, при необходимости представить предложения по совершенствованию правового регулирования в этой сфере.

Общественной палате Российской Федерации с участием Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства труда и социальной защиты
Российской Федерации:
а) подготовить предложения о мерах по стимулированию и расширению участия граждан, общественных объединений, иных некоммерческих организаций в деятельности в области противодействия коррупции;
б) проанализировать эффективность участия субъектов общественного контроля в деятельности в области противодействия коррупции и подготовить предложения по повышению эффективности участия субъектов общественного контроля в указанной деятельности.
Доклад о результатах исполнения подпунктов «а» и «б» настоящего пункта представить до 20 мая 2023 г.;
в) рассмотреть вопрос о целесообразности включения направления «Противодействие коррупции и антикоррупционное просвещение» в перечень приоритетных направлений деятельности в сфере оказания общественно полезных услуг, утвержденный Правительством Российской Федерации.
Рекомендовать высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации:
а) расширить практику включения в составы комиссий по координации работы по противодействию коррупции в субъектах Российской Федерации представителей некоммерческих организаций, уставная деятельность которых связана с противодействием коррупции, представителей научного и
экспертного сообщества, а также лиц, аккредитованных Министерством юстиции Российской Федерации в качестве независимых экспертов, уполномоченных на проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов. Доклад о результатах исполнения настоящего подпункта представить до 20 сентября 2023 г.;
б) с участием Министерства юстиции Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Общероссийской общественно-государственной просветительской организации «Российское общество «Знание», Общественной палаты Российской Федерации и общественных палат субъектов Российской Федерации проанализировать практику предоставления в субъектах Российской Федерации мер поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим в соответствии с учредительными документами деятельность в области противодействия коррупции, и определить приоритетные для оказания поддержки направления деятельности и проекты в области противодействия коррупции и антикоррупционного просвещения.
Рекомендовать Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России»:
а) подготовить и провести просветительские мероприятия, направленные
на информирование граждан о требованиях законодательства о противодействии коррупции и на создание в обществе атмосферы нетерпимости к коррупционным проявлениям;
б) обеспечить во взаимодействии с образовательными и научными организациями проведение в субъектах Российской Федерации регулярных
публичных лекций по антикоррупционной тематике;
в) обеспечить создание и распространение в сети «Интернет» контента, направленного на популяризацию в обществе антикоррупционных стандартов.
Впервые определяется термин «Конфликт интересов», при котором власть и должность используется как фактор стремления к наживе.

Правительству Российской Федерации, к примеру, предлагается:
а) рассмотреть вопрос о внесении в законодательство о противодействии коррупции изменений, предусматривающих возложение на непосредственного руководителя обязанности принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов у подчиненных;
б) провести с участием представителей научного и экспертного сообщества анализ правоприменительной практики и зарубежного опыта использования в целях противодействия коррупции правового института конфликта интересов, при необходимости по итогам проведенного анализа представить предложения: по уточнению понятий «конфликт интересов», «личная заинтересованность», «лица, находящиеся в близком родстве или свойстве», «иные близкие отношения», содержащихся в Федеральном законе «О противодействии коррупции». Источник

На первый взгляд, новый указ президента кажется обтекаемым и формальным. В нем нет ничего, напоминающего «сталинские репрессии», тем российской деприватизации, повальной оценки нажитого и вывезенного «за бугор» имущества олигархов. В указе не прослеживаются карающие меры Сингапура и небесной сотни Китая, планомерно возвращающего богатства страны. Нет в нем и популистских лозунгов. Характер поручений направлен на системный подход изучения проблем по всем государственным структурам. Хотя, конечно, вызывают недоумение сроки выполнения задач, поставленных перед министерствами и ведомствами. Некоторые исследования предусматривают свое окончание только в 2024 году. Затягивать данный вопрос не разумно и опасно.

Автор: Александр Тонин

Поделиться в сетях: