Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

“Треугольник Киссинджера” перевернулся

С середины 20 века хитросплетения внутри политического треугольника Китай – США –– СССР/Россия были и остаются не только одним из самых привлекательных и интригующих сюжетов для ученых-международников, предметом аналитических прогнозов и околонаучных спекуляций, но и наглядным пособием для действующих политиков. Вся история существования этой геополитической конструкции представляет собой непрерывное маневрирование сторон, поиск выгоды, формирования элементов сдерживания и противовесов в форматах «каждый за себя» или «двое против одного».

Американский дипломат и ведущий эксперт-международник Генри Киссинджер в своих мемуарах «Годы службы в Белом доме» сформулировал следующую формулу сохранения американского лидерства:

«Наши отношения с возможными оппонентами должны быть такими, чтобы наши возможности в отношениях с ними были более значительными, чем их возможности в отношениях между собой».

Применительно к треугольнику США – РФ – КНР это означает, что Вашингтон должен приложить максимум усилий для того, чтобы его отношения с Москвой и Пекином были более тесными, чем их отношения друг с другом. Соблюдается ли этот баланс в настоящее время, после активизации сотрудничества РФ и КНР в формате БРИКС, ШОС, сопряжения проектов ЕАЭС и Экономического пояса Шелкового пути, введения санкций в отношении России со стороны западных стран?

Политическим отношениям России и Китая свойственна высокая степень доверия и лояльности. РФ и КНР реализуют и обсуждают возможность реализации взаимодействия в таких областях, как энергетика, экономика, гуманитарная сфера, экология, сотрудничество на международной арене, ядерная безопасность, совместная работа межведомственных и неправительственных организаций, прямые контакты администрации президента РФ и ЦК КПК. Обсуждаются вопросы ликвидации международного наркотрафика. Затрагиваются вопросы прав человека и строительства демократических институтов в РФ и КНР.

Россия и Китай работают над формированием системы региональной безопасности. Примечательно, что оба государства выражают обеспокоенность действиями США как в рамках АТР, где США пытаются усилить свое военно-политическое влияние, так и во всем мире. Как отмечалось ранее, и Россия, и Китай против продвижения США политизированных подходов к вопросам прав человека, продвижения двойных стандартов, которые не отвечают интересам выстраивания широкого международного сотрудничества по проблемам прав человека. Разумеется, отношениям России и Китая свойственны противоречия в ряде экономических и политических вопросов, но то, что странам интересно всестороннее взаимное сотрудничество, – факт. Безусловно, на данном этапе развития страны заинтересованы друг в друге, это проявляется в частом совпадении мнений во время голосования в Генеральной Ассамблее и Совете Безопасности ООН и большом количестве личных контактов и визитов на высшем уровне.

9 июля 2014 г. в Пекине на открытии китайско-американского диалога по стратегическим и экономическим вопросам председатель КНР Си Цзиньпин заявил: «Китай и США только выиграют от сотрудничества и понесут потери при конфронтации».

По мнению лидера КНР, взаимных интересов у стран «больше, чем когда бы то ни было». «Конфронтация между нами, вне всякого сомнения, станет бедствием для обоих государств, для всего мира», – отметил Си Цзиньпин и призвал «разрушить старый шаблон неизбежности конфронтации».

Важнейшим фактором международных отношений, как в период «холодной войны», так и в постбиполярный период, являются отношения в треугольнике США – РФ – КНР. Актуальность данного фактора еще больше возросла после победы на президентских выборах в США Д. Трампа, который в качестве кандидата неоднократно выступал за налаживание отношений с Россией и в то же время за пересмотр сотрудничества с КНР.

Наиболее плодотворное двустороннее сотрудничество в 2014 г. происходило между Китаем и США, их связи наиболее активны в экономической и гуманитарной сферах. В целом отношения США – КНР и КНР – РФ сопоставимы друг с другом – сотрудничество РФ – США не может с ними конкурировать. В каждой из первых двух пар треугольника превалируют по две сферы, в которых сотрудничество наиболее эффективно. Согласно высказыванию Г. Киссинджера, отношения США с партнерами должны быть более крепкими, чем их отношения между собой. В этом случае США сохранят лидерство в международных отношениях. На 2014 год данная формула сохранения американского лидерства выполнялась, так как двусторонние отношения США – КНР и США – РФ в сумме сильнее отношений между КНР и РФ. Источник

Развитие событий после 2014 года

Американцы наращивали попытки деформировать ключевой геополитический треугольник, рассчитывая изменить баланс сил в конфигурации США — Россия — Китай. Речь не о спровоцированном коронавирусом накале страстей в американо-китайских отношениях, а об играх вокруг продления договора СНВ-3. Эти игры касались вовсе не только ядерного оружия — настоящей целью для США являлись российско-китайские отношения.

По истечении срока действия российско-американского Договора о стратегических наступательных вооружениях, договор не продлился и прекратил свое существование. Мир впервые за полвека остался без какого-либо соглашения между двумя ядерными сверхдержавами об ограничении стратегических ядерных сил. То есть были сняты любые ограничения на гонку вооружений.

«Соединенные Штаты привержены эффективному контролю над вооружениями, который включает в себя не только Россию, но и Китай».

Именно в этой фразе и крылось главное препятствие для продления СНВ-3 — американцы хотели заключить новый договор не на двухсторонней, а на трехсторонней основе. Подключив к нему Китай, который категорически против этого. И Пекин абсолютно прав — Китай получил атомное оружие только в 1964-м, куда позже США и СССР, и, пока шла советско-американская гонка вооружений и заключались договора о сокращении и контроле, был поглощен смутой «культурной революции».

По-настоящему заниматься ракетно-ядерной программой КНР начала только с конца 70-х — и понятно ее нежелание накладывать на себя ограничения, взятые США и Россией. Точные данные о количестве китайских боеголовок неизвестны, но в любом случае ядерный потенциал КНР (как и средства его доставки) в разы меньше американского и российского.

Пребывающей в убеждении, что преимущество Америки над Китаем и Россией настолько велико, что позволяет играть в любые игры — в том числе и грубым давлением перенастраивать баланс сил в «треугольнике Киссинджера» (в котором, по заветам автора, отношения США с каждой из двух стран должны быть лучше, чем между ними). Между тем сам бывший госсекретарь был категорическим противником чрезмерного давления на Россию после 2014 года — указывая, что это будет лишь способствовать дальнейшему сближению Москвы и Пекина.

Киссинджер был прав лишь отчасти — потому стратегическое российско-китайское сближение активизировалось до Крыма и начала открытой конфронтации России с Западом. Так что американское давление на Россию просто подтвердило правильность стратегического курса Кремля. Нынешние американские игры и разводки вокруг СНВ-3 стали еще одной подобной американской услугой — хотели внести разлад между Владимиром Путиным и Си Цзиньпином, а в итоге помогли укреплению российско-китайского альянса.

При этом Китай находится в откровенно враждебном американском окружении — военные базы США, в том числе и с ядерным оружием, расположены по всему периметру китайских границ с востока и юга, Штаты в военном плане поддерживают отколовшийся от КНР Тайвань, а американский флот ходит вдоль китайских берегов. В этих условиях считать китайскую программу наращивания вооружений (от ракетных до военно-морских) агрессивной может только тот, кто заинтересован в сохранении своего превосходства над Поднебесной и проведении политики сдерживания Китая везде, где только можно. Америка и не скрывает своего желания сохранять военное преимущество над Китаем, в том числе в ракетно-ядерной сфере.

Это интересно

Китай ежегодно увеличивает расходы на оборону, в настоящий момент военный бюджет КНР по объему занимает второе место в мире после США. Согласно бюджету на 2021 год, военные расходы должны были вырасти на 6,8% и составить 1,355 триллиона юаней (209 миллиардов долларов). В 2022 году Китай намерен увеличить расходы на национальную оборону на 7,1% и довести военный бюджет до 1,45 триллиона юаней (229,5 миллиарда долларов).

Все просто? Да, но тут и начинаются американские игры с Россией. Российско-китайское стратегическое сближение привело к тому, что Владимир Путин объявил о том, что мы помогаем Пекину создать СПРН (систему предупреждения о ракетном нападении) — то есть делимся тем, что есть только у нас и американцев. Это не военный союз, но очень близкие к нему отношения.

Понятно, что Россия и Китай не рассматривают друг друга в качестве потенциальных противников даже в среднесрочной перспективе, а вот отношение к Америке прямо противоположное.

В первую очередь потому, что Штаты сами официально называют Россию и Китай угрозой своей национальной безопасности, хотя куда правильнее говорить об угрозе доживающему свой век американскому миропорядку.

В проекте бюджета США на 2023 финансовый год Россия и Китай названы основными «устойчивыми угрозами» для страны. «Противостояние устойчивым угрозам: оставаясь сфокусированным на поддержании крепкой обороны против Китая и России, бюджет также позволит министерству обороны противостоять другим постоянным угрозам, в том числе от Северной Кореи, Ирана и радикальных экстремистских движений», – говорится в документе.

В части, посвященной финансированию Министерства обороны, отмечается, что бюджет предполагает выделение на нужды ведомства $773 млрд. При этом для Пентагона приоритетным вызовом назван Китай, и особо отмечается необходимость усиление сил сдерживания в Индо-Тихоокеанском регионе.

В разделе о финансировании Госдепартамента предлагается выделить $682 млн для Украины – на $219 млн больше по сравнению с 2021 годом – для «продолжения противостояния российской враждебной активности» и удовлетворения потребностей страны в сфере безопасности, энергетики, кибербезопасности. В то же время $1,8 млрд должны пойти на обеспечение «свободного и открытого, связанного, безопасного» Индо-Тихоокеанского региона и $400 млн на противодействие «вредоносной активности» КНР.

Закат величия индустриальной Америке

В интервью «Фигаро» Стив Бэннон похвалил президента Трампа, который начал торговую войну с Китаем, применив «боевые» пошлины против китайского экспортного потока на рынок Америки. Бэннон — выходец из гущи «синих воротничков» — рабочего класса «старой, доброй Америки» — с горечью, негодованием говорит о «Ржавом поясе» промышленного Среднего Запада, о закате величия индустриальной Америки.

Неуклюжие потуги, ухищрения администрации Джо Байдена как-то «воскресить» интригу-отмычку «Треугольника Киссинджера», переманить, завлечь Кремль на свою сторону, рассорить его, за здорово живёшь, с Пекином, не сворачивая с русофобской стези, лишь повод для недоуменных ухмылок даже в стане союзников-атлантистов.

Странное поведение Джо Байдена, его постоянные оговорки, оскорбления в адрес Владимира Путина, и одновременно хамское ведение американской делегацией переговоров с Китаем на Аляске, не на шутку испугали республиканцев. Они боятся, что может сбыться страшный сон Генри Киссинджера, и в треугольнике Россия-США-КНР американская дипломатия благополучно при Байдене потонет.

После торжественного подписания Шанхайского коммюнике возникла реальная перспектива тесного взаимодействия экономик России и Китая. Конкретно – освоение «Роснефтью» и «Газпромом» ёмкого китайского рынка энергоресурсов. Наметилось интригующее схождение геополитических интересов сторон.

Перенос вектора Кремля на Восток, несомненно, принёс Российской Федерации геостратегический выигрыш. Ныне настырным претензиям Вашингтона на мировое господство противостоят две сверхдержавы. Двое против одного! Знаменитый «Треугольник Киссинджера» после судьбоносного Шанхайского Соглашения президента Путина и председателя Си Цзиньпина окончательно превратился в геополитический фантом.

Бросим взгляд на географическую карту. Россия и Китай, образно говоря, держат на своих могучих плечах «коромысло» над необозримым пространством Евразии. Это очень прочная, неуязвимая связка. Чистой воды прагматика. Если мысленно сложить стратегические потенциалы РФ и КНР, в первую очередь ракетно-ядерные, на суше и в Мировом океане, неоспоримый перевес на нашей с китайцами стороне. Это долговременная реальность, которую никому не дано опрокинуть.

Российско-китайский альянс, с его геостратегической формулой – «спина к спине», перечеркнул приснопамятный «треугольник Киссинджера». Цинизм и заядлый прагматизм янки сыграл с ними злую шутку и вызваны тем, что американский правящий истеблишмент пошёл на поводу у глобалистов и транснациональных корпораций (ТНК). Президенты Буш-младший, Клинтон, Обама умыли руки, потворствовали «транзиту» американских капиталов, технологий, менеджмента в коммунистический Китай. Опрометчиво уверовали, что «треугольник Киссинджера» – геополитический «джокер» Штатов на долгие – долгие времена.

«Треугольник Киссинджера» перевернулся

Соотношение сил России, Китая и США в Азиатско-Тихоокеанском регионе обсудили участники круглого стола, который 18 февраля в Дальневосточном федеральном университете провел заместитель директора Института мировой экономики и международных отношений имени Е.М. Примакова Российской академии наук (ИМЭМО РАН) Федор Войтоловский. Известный эксперт по внешней политике и политике безопасности США, доктор политических наук также является заведующим базовой кафедрой ИМЭМО, созданной в Школе экономики и менеджмента ДВФУ.

В своем докладе Федор Войтоловский охарактеризовал, как американский истеблишмент видит приоритеты США в АТР с точки зрения внешней политики и безопасности. Он отметил, что сама формула треугольника «Россия-Китай-США» принадлежит Генри Киссинджеру, кто первым из американских экспертов, причастных к разработке и принятию внешнеполитических решений, поставил Китайскую Народную Республику в один ряд с двумя сверхдержавами — СССР и США.

«В треугольнике Киссинджера предполагалось, что США должны так выстраивать отношения с Советским Союзом и Китаем, чтобы связь между СССР и КНР были заведомо хуже, чем каждого из них с Америкой. Сегодня, особенно в свете украинского кризиса и не лучших отношений России с Западом можно признать, что треугольник перевернулся, — подчеркнул эксперт. — Китай оказался в том положении, в котором стремились быть США — у него отношения с двумя другими частями треугольника по отдельности гораздо лучше, чем у США и России между собой».

Федор Войтоловский подробно говорил о развитии и современной диалектичности отношений США и КНР, которые определяются, с одной стороны, экономической зависимостью, а с другой — необходимостью сдерживать военно-стратегический потенциал Китая.

Особое внимание эксперт уделил Тихоокеанскому развороту США, объявленному президентом Бараком Обамой в 2011 году, и росту китайских военных расходов, подчеркнув, что сегодня американо- китайские отношения во многом зависят от того, как будет развиваться военный потенциал КНР.

«Китай становится все более значимой единицей в глобальном военном балансе, и это, с одной стороны, не может не заботить Вашингтон, а с другой — играет на руку военной партии в американском истеблишменте, благодаря чему можно оправдывать рост военных расходов США и ориентировать их на сдерживание китайских сил в АТР. Реализация инициативы Транстихоокеанского партнерства как зоны свободной торговли без Китая — ключевой момент в развитии современных американо-китайских отношений. Это чрезвычайно интересный политический феномен, когда внутригосударственные процессы в сочетании с экономическими и военными выводят обе страны на совершенно новый уровень отношений. Именно это в совокупности с экономическим фактором и необходимостью военного сдерживания будет определять политику следующей администрации США», — констатировал Федор Войтоловский.

P.S. В день открытия Олимпиады в Пекине Владимир Путин и Си Цзиньпин подписали Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о международных отношениях, вступающих в новую эпоху, и глобальном устойчивом развитии.

В документе утверждается: «…Формируется тенденция перераспределения баланса мировых сил, растёт запрос мирового сообщества на мирное поступательное развитие». При этом «некоторые силы, представляющие меньшинство на мировой арене …продолжают отстаивать односторонние подходы к решению международных проблем и прибегать к силовой политике, практикуют вмешательство во внутренние дела других государств, провоцируют противоречия, разногласия и конфронтацию…»

Под «меньшинством на мировой арене» недвусмысленно подразумевается «коллективный Запад». Такого акцента не делалось до сих пор в совместных, тщательно выверенных, внешнеполитических демаршах лидеров России и Китая. Новый красноречивый посыл наверняка услышат в Вашингтоне, Дели, Париже, других мировых столицах.

Статья подготовлена: Александр Тонин
В статье использованы материалы из открытых источников

Фото на заставке: mirtesen.ru

Поделиться в сетях: