Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Станция метро “Новокузнецкая” – символ подвига советского народа в тылу во время Великой Отечественной войны

Станция московского метрополитена «Новокузнецкая» – одна из самых необычных. Она находится на линии «Площадь Свердлова» — «Завод имени Сталина» в районе Замоскворечье.

Архитектура станции выполнена в классическом стиле, основной материал отделки – мрамор. Тема оформления – стойкость и борьба советского народа в годы Великой Отечественной войны. Проектировали станцию супруги-архитекторы И. Г. Таранов и Н. А. Быкова. Название станция получила в честь проходящей над ней улицы Новокузнецкой. Изначально название станции писалось через дефис – “Ново-Кузнецкая”.

На стенах станции расположены металлические щиты с текстами во славу Городов-героев и их жителей. На других щитах изображены великие русские полководцы. Под сводами находятся гипсовые фигуры солдат-защитников. Свод украшен геометрическим рисунком, за образец которого взяли оформление гробницы древнеримских патрициев Валериев. Станция производит впечатление величия и надежности. Это одна из самых светлых станций московского метрополитена – светлый мрамор отражает свет, а белый потолок создает ощущение воздушности. Почти без реконструкций станция существует уже более 70-ти лет.

История создания станции “Новокузнецкая” полна трагичных и героических моментов. Строительство станции началось в 1938 году, продолжалось во время Великой Отечественной войны и закончилось в 1943-ем. Эскалаторы для станций метро изготавливали в Ленинграде. Но город находился в блокаде, поэтому производство пришлось перенести в Москву.

На потолке станции расположены картины из мозаики. Их автор – выдающийся мозаичист Владимир Фролов. Работал художник в блокадном Ленинграде, в мастерских Академии Художеств, где стекла в окнах были выбиты бомбежками. Мастеру было 68 лет, он голодал и болел, но работу не оставлял. Владимир Александрович совершил подвиг, закончив мозаику в срок. Полуобмороженными руками, практически на ощупь, так как зрение ему изменяло, а освещения не было, мастер собирал красочные, торжественные мозаичные панно из смальты по эскизам художника А. А. Дейнеки.

Зимой 1942 года он с трудом добился, чтобы его картины со всеми предосторожностями, чтобы не повредить полотна, отправили по Дороге жизни в Москву. Фролов успел закончить работу к открытию станции метро, но сам умер от истощения в феврале 1942 года. На потолке станции “Новокузнецкая” можно увидеть 7 его картин, и еще одну в вестибюле – это картина “Парад физкультурников” и полотна, изображающие труд советских людей в тылу во время войны.

Картины предназначались для станции “Павелецкая”. Но к тому времени, как полотна были готовы, зал, где они должны были быть установлены, еще не был закончен. Архитектор И. Г. Таранов принял решение украсить мозаикой Фролова залы станции “Новокузнецкая”. Здесь они оказались полностью уместными и вписывались в общую концепцию оформления, потому что являлись олицетворением мужества советского человека и его героического труда. Мозаичные картины на потолке стали ярким акцентом в сдержанном строгом оформлении станции. 27 января 2013 года, в годовщину снятия блокады Ленинграда, на станции появилась мемориальная доска, посвященная В. А. Фролову.

Поделиться в сетях:

Комментарии отключены.