Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Модернизация через собственные инновации или мировой опыт

«Когда будет правильный объект модернизации, тогда он будет правильным инструментом модернизации, – заявлял Глава сбербанка Герман Греф еще в 2010 году.

Г.Греф: «Государство является важнейшим мотором любой модернизации и любых инноваций. Я все-таки разделяю модернизацию и инновации. Мы знаем очень разный опыт и очень разные попытки модернизации.
В XX веке Россия совершила грандиозный скачок при грандиознейших потрясениях: начиная с революции, Гражданской войны, совершенно разорительной, 35 миллионов лучших людей было потеряно во время ВОВ, о чем не пишут на Западе, к сожалению. После войны – 30-летний период громадного экономического роста, о котором не принято говорить. Все говорят о немецком экономическом чуде и о японском экономическом чуде. Никто не говорит о российском экономическом чуде: 30 лет темпы экономического роста в Советском Союзе, в плохо структурированной экономике, с плохими экономическими стимулами и т.д. были выше, чем в Японии и Германии. Страна достигла небывалых высот.

Колоссальная проблема, которая возникла на рубеже 90-х годов: Советский Союз саморазрушился, как, к сожалению, бывало уже несколько раз, несмотря на это, страна возрождается. Как сказал Федор Иванович Тютчев: “Самый лучший защитник России – это ее история”, доказывающая на протяжении трехсот лет, что, несмотря на все изгибы своей загадочной политики, она умудрилась сохраниться и оставаться в числе развитых государств.
Первое, что нужно сделать: модернизировать само государство, когда будет правильный объект модернизации, тогда он будет правильным инструментом модернизации. Воздействие государства в первую очередь на крупные государственные корпорации, которые должны модернизироваться, – это важнейший инструмент, находящийся в руках государства. Приватизация, либерализация, очень ясная политика государства, связанная с созданием всех базовых институтов, конкуренция, и что самое главное, демонополизация избыточно монополизированной российской экономики – это базовые институты для любой модернизации».

Будучи последовательным в своих суждениях Глава сбербанка Герман Греф в интервью “России 24” в кулуарах Петербургского международного экономического форума в 2019 году отметил: «Нам необходимы модернизация и инновационный рост».

Теория модернизации несет в себе глобальный смысл и требует комплексного подхода в различных направлениях. Экономика, общество, межличностные отношения.
Под одной из модели модернизации понимается процесс, сопровождающий формирование индустриального общества когда процессы происходят в условиях наличия зрелых моделей, апробированных в странах индустриально-рыночного производства, а также, по возможности, прямых контактов с ними — как в торгово-промышленной, так и в культурной сферах.

Изучение мирового опыта, применение на практике, деловые контакты с развитыми странами, технологии. Здесь как нельзя кстати прослеживается роль ТПП в модернизации российской экономики. Рывок в экономике возможен через применение уже существующих инноваций.
Примером может стать развитие автомобильной индустрии путем открытий сборочных производств на территории России. Рывок в этом секторе экономики стал ощутимым, даже по сравнению с другими странами. Инвестиции, заинтересованность зарубежных игроков, в короткие сроки сделали прорыв в этой отрасли. Опыт дал и положительную тенденцию для продаж и разработки моделей на Автовазе. И в долгосрочном развитии может стать толчком в индустриализации, станкостроении через принципы кооперации, развитии робототехники, новых технологий, планировании производства, стандартов качества. Однако в этой модели есть и минусы. Если инвесторы приходят к нам в виде филиальной мировой сети со своим оборудованием и разработками, то они также и охотно уходят с рынка ввиду нерентабельности и политических конъюнктурных соображений, как пример «Опель», «Форд», «Шевроле».

Социологи признают, что решающим фактором модернизации выступает преодоление и замена традиционных ценностей, препятствующих социальным изменениям и экономическому росту, на ценности, мотивирующие хозяйствующих субъектов на инновационную деятельность — разработку, создание и распространение новых технологий и генерирование новых организационно-экономических отношений. Причём в большинстве западных обществ индустриализации предшествовали как изменения в общественном сознании, так и изменения в экономике, развитие мануфактурного производства и формирования национальных рынков.

Поэтому среди историков, социологов и философов уже в начале XX века распространились концепции, учитывающие влияние культурных и ментальных трансформаций. Они базируются на иной точке зрения, согласно которой процесс модернизации в её западном варианте начинается с трансформации тех или иных форм общественного сознания и культуры. Развитие мелкого и среднего бизнеса и вовлечение его через мануфактуры в индустриализацию и соответственно в модернизацию экономики и общества.

К сожалению сегодня бизнес как класс в нашей стране уничтожается. В других странах он является основой развития отраслей.
Экономика огосударствлена в России уже почти на три четверти: государство и госкомпании контролируют ее на уровне 70%. Доля малого и среднего бизнеса к ВВП страны не превышает 22%, тогда как в развитых странах она в три раза выше.
Самый потенциально динамичный сектор экономики загнан в подполье — в «гаражную экономику», где пребывает на низком технологическом уровне.

Россияне все больше в своих доходах зависят от государства: если доля социальных выплат выросла в прошлом году до рекордных за весь постсоветский период 19,4%, то доходы от предпринимательской деятельности, наоборот, упали до минимальных с 1992 года 7,5%. В предприниматели никто уже не хочет идти, молодежь все больше стремится в бюджетные или силовые структуры.

В нашу экономику все меньше желающих вкладываться. И не только из-за санкций, а из-за инвестиционного климата. Отношение инвестиций в основной капитал к ВВП снизилось по итогам прошлого года до 20,6%, притом что президент уже который год ставит задачу довести это соотношение хотя бы до 25% от ВВП. Этот показатель не был ни разу достигнут.

У нас фактически не происходит роста производительности труда. На многих наших производствах около 80% процессов проходят неэффективно. Если посчитать в долларах, то в России производительность труда составляет 26–27 долларов на человека за час рабочего времени, тогда как в США — 72 доллара, в Италии — 99,5, в Канаде — 53,5.

В прошлом году рост ВВП в КНР превысил 6,5%. Не меньшими темпами росли и инвестиции, их доля в ВВП уже давно не падает ниже 30%. При этом, в отличие от нас, в Китае, доля частных инвестиций составляет около 60%в от общего объема всех вложений в экономику.

С конца XX века инновации превратились в главный фактор социально-экономического развития. Являясь внушительным импульсом прогрессивного изменения экономики и общественных отношений, инновации способствуют удовлетворению общественных потребностей: с помощью товаров и услуг высокого качества они улучшают уровень жизни населения.

Практически все современные экономические процессы либо обусловлены, либо сопровождаются инновациями. Инновационный сектор включает отрасли материального производства и сферу услуг. Промышленность же выступает как неисчерпаемый резерв инновационных преобразований. Активное развитие инновационной деятельности в промышленном секторе наблюдается преимущественно в зарубежных экономически развитых странах. Приведем некоторые примеры.
В Германии в середине 80-х годов все силы были направлены на создание стратегии развития промышленности среднего уровня. На тот момент основной целью стало быстрое и широкое использование улучшенных производственных технологий, а также программного обеспечения . Основное внимание в этой стратегии принадлежало крупной индустрии, поэтому доля ее финансирования составила более двух третей всех затрат на развитие и исследование. Формирующая роль до начала 1990 года в осуществлении политики технологий и инноваций была под контролем Федерального Фонда. В 2006 году в Германии приняли Стратегию инновационного и технологического развития: определили новые приоритеты страны с учетом мировых направлений развития техники, науки и технологий. В документе были изложены 17 ключевых секторов, которые имели для национального хозяйства важнейшее значение. Для них была сформирована программа долгосрочного развития, которая успешно реализуется. Новым инструментом в проведении инновационной и научно-исследовательской политики стало создание инновационных альянсов и стратегических партнерств. В настоящее время образовано 6 альянсов в сфере биомедицины, электроники, энергетики, оптики. Это стало ценным механизмом поддержания инновационной активности промышленности Германии.
В Японии по решению правительства создавались технопарки. В 1980-е гг. руководство начало глобальную программу производства технополисов как сбалансированного, органичного сочетания высокотехнологичной промышленности, науки и просторных зон проживания. Фирмам, которые действовали в отраслях высоких технологий, разрешалось списывать в первый год до 30 % стоимости оборудования и до 15 % стоимости зданий и сооружений, а государство оплачивало одну треть расходов на проведение научных исследований малыми фирмами и лабораториями.
Многообразие и гибкость политики льгот для участников производственных образований на рассмотренном примере является основным инструментом механизма улучшения инновационной деятельности в стране.
Финляндия уделяла огромное внимание установлению национальных приоритетов в нововведениях с начала 1990-х гг. Толчком для развития в сфере телекоммуникаций послужило уменьшение государственного контроля над рынком и усиление конкуренции. Развитию кластера коммуникационных и информационных технологий способствовала исследовательская система. Кластер стал основным элементом инновационной системы, включающей крупную сеть фирм и корпоративное сотрудничество в области обучения и исследований. Отличительной чертой процесса развития структуры экономики Финляндии выступает низкая доля иностранных технологий и инвестиций, а также наличие внутреннего спроса на продукцию высокого качества.
Китайская народная республика установила эффективность концентрированной системы хозяйствования в ее планово-корпоративной модели. В настоящее время эта страна показывает всему миру свою эффективно проработанную промышленную политику, которая выполняется на основе централизованной системы планового макроэкономического регулирования. Также государство проводит политику ускоренного развития хозяйства шестого технологического уклада.

На благополучность реализуемой промышленной политики указывает то, что КНР – это единственное государство в мире, которое показало увеличение валового внутреннего продукта во время финансово-экономического кризиса в 2009 году на 8,7%, а во втором квартале 2013 года рост ВВП КНР составил 7,5% – это один из самых высоких показателей среди других стран.
В США в 1970-е годы  была создана особая информационная программа популяризации новейших технологий с помощью Национального центра научно-технической информации и консорциума федеральных лабораторий, включающих около 300 государственных научных отделений. Эти фонды содержат записи о научных трудах 200 федеральных организаций, 3/4 данных приходится на министерства обороны, энергетики и НАСА. Национальный центр ежегодно сотрудничает со 100 тыс. промышленными фирмами и научными организациями США .

В 1980-е годы вышли законы, вынуждающие разработчиков искать новые области применения изобретений и их доработку, учреждающие штат специалистов, направленных на устранение данных проблем. Впоследствии государственные ведомства, имеющие научные лаборатории, направляют свою деятельность на перенос идей и технологий в другие сферы, при этом тратят на это не менее 0,5% выделяемого ими бюджета.

В экономике США использовался механизм коммерциализации научно-технической продукции, который находился в собственности государства или приобретенной на бюджетные средства передачи новой технологии из лабораторий в промышленный сектор, также включая вторичное использование.
В Индии в 1984 году  создаются технопарки. За 25 лет правительство создало несколько десятков таких парков, которые были ориентированы, в первую очередь, на экспорт. Основателям технопарков предоставляются серьезные таможенные и налоговые льготы, недорогие офисы. Однако два крупнейших индийских IT-парка были организованы не агентством STEP, а администрациями штатов. Научно-производственный территориальный комплекс в Керале, открытый 17 лет назад, в настоящее время агентирует 120 компаний и 16000 сотрудников, а также включает в себя бизнес-инкубатор для стартапов и 2 университета, концентрирующихся на техническом образовании.
В России же уровень внедрения инноваций крайне низкий относительно промышленно развитых зарубежных стран, несмотря на приоритет государства инновационному развитию экономики. Проведем сравнительный анализ направлений государственной поддержки и стимулирования инновационной деятельности в России и в зарубежных странах.

 

Исследования показывают, что меры государственной поддержки зарубежных стран имеют довольно сильный стимулирующий эффект. Анализ зарубежного опыта инновационного развития промышленного сектора позволил выявить:
• высокотехнологичный промышленный комплекс рассматривается как ядро и базис промышленности и точка роста экономики страны;
• увеличение инновационной динамичности промышленного сектора не проходило без поддержки органов государственного управления и власти;
• финансирование инновационной деятельности осуществляется в форме прямого инвестирования, налоговых льгот, выделения грантов и прочих дотаций (Япония, Китай), государственных закупок и заказов (США);
• обеспечение эффективного взаимодействия между производственными предприятиями, научными и образовательными учреждениями (США, Япония);
• создание технополисов, производственных кластеров и технопарков как основы ускорения инновационных процессов.

Инновационный вектор развития отечественной промышленности имеет две ярко выраженные проблемы. Первая проблема – сама промышленность слабо мотивирована на инновационное поведение, также и ограничены национальные предложения технологических инноваций для внедрения в промышленность. Производители, которые работают на рынке инноваций, инвестируют в НИОКР и внедрение инноваций на порядок меньше, чем зарубежные конкуренты.

Вторая значимая проблема – гипертрофированная роль государства на рынках промышленности. Именно административный ресурс становится самой востребованной инновацией в промышленности, которая способна незамедлительно и результативно повлиять на работу организации. Здесь особо следует отметить государственную социальную политику, т.к. задача государства по приумножению рабочих мест, в том числе в промышленном секторе, не стимулирует внедрение инноваций, которые наоборот приводят к повышению уровня автоматизации, механизации, производительности труда и соответственно к высвобождению работников.

К сожалению, инновационная деятельность в России реализуется в первую очередь за счет приобретения импортного оборудования и машин (экстенсивного фактора). В 2012г. 62,3% предприятий промышленности именно этому фактору отдавали предпочтение, что на 13% больше уровня 1995г. Создание инноваций на научной основе утрачивает свою приоритетность в России: если ранее (в 1995г.) выполнением исследовательских работ занималось 57% организаций, то в 2012г. – 34,8%.

Использование положительного зарубежного опыта в российской практике будет способствовать активизации инновационной деятельности промышленного производства, а это позволит увеличить объемы производства, повысить скорость создания инновационных товаров, степень удовлетворения потребителей в соответствии с их новыми запросами, обеспечит конкурентоспособность страны на мировом рынке и долговременный устойчивый рост экономики страны.

Перенимая и внедряя мировой опыт, развивая собственные инновации, используя свой богатейший и исторический опыт, традиции, волю и характер народностей нашей страны, учитывая «русскую идентичность» – модернизация России кажется не такой уже фантастичной. Российское экономическое чудо может и должно состояться!

«Инновация отличает лидера от догоняющего» – гениально подметил Стив Джобс.
И с этим трудно не согласится!
Источник: статья подготовлена с использованием материалов сайтов https://www.fundamental-research.ru/, Инновационная экономика: мировой опыт и Россия, https://iq.hse.ru/, https://rg.ru/

Image by rawpixel.com on Freepik

Поделиться в сетях:

Комментарии отключены.